Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели и методики диагностики психологического здоровья дошкольников с нарушением зрения.




Лебедев Александр Петрович,

Студент 4 курса Костромского Государственного Университета им. Н.А. Некрасова, кафедра специальной педагогики и психологии, Кострома.

[email protected]

 

Показатели и методики диагностики психологического здоровья дошкольников с нарушением зрения.

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме психологического здоровья детей дошкольного возраста, рассматривается специфика показателей психологического здоровья и выбора методик для их диагностики. Приводятся результаты исследования трёх показателей психологического здоровья среди дошкольников с нарушением зрения и с нормативным развитием.

Ключевые слова: психологическое здоровье, показатели, методики диагностики, дошкольники с нарушением зрения.

 

В настоящее время положение о необходимости всестороннего развития и укрепления здоровья дошкольников является общепринятым. Приходится признать, что такая сложная область, как психологическое здоровье дошкольников на данном этапе крайне мало разработана как теоретически, так и практически – на данный момент не создано эффективных методов диагностики, коррекции и профилактики психологического здоровья. Это в двойне справедливо в отношении психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема психологического здоровья как части полноценного функционирования человека зародилась в теориях личности начала 20 века, и получила своё развитие в трудах психологов гуманистического направления (К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Развивая эту тему, разные исследователи использовали разные определения полноценного функционирования. Среди них «Psychological health», «Self-actualization» - Гуманистическое направление и д.р.; «Mental health» (психическое здоровье) – ВОЗ [5] и др.; «Psychological well-being» (психологическое благополучие) - Кэрол Рифф (Ryff C.) [11] и др.; Кроме того используются такие термины как «Mental Wellness», «Emotional Wellness», «Emotional well-being» и др.

В отечественной психологии наряду с психологическим здоровьем используются такие термины как психическое здоровье, личностное, социальное, ментальное, нравственное, эмоциональное здоровье; психологическое, социальное, душевное и духовное благополучие; психологическая зрелость, самоактуализация, личностный рост и др.

Тем не менее, из всех вышеперечисленных терминов данное исследование отдаёт предпочтение «психологическому здоровью». «Психологическое здоровье» выполняет интегративную функцию, являясь более широким понятием, заключает в себе и личностное и социальное, и эмоциональное здоровье. Также и упомянутые виды благополучия можно отнести в более широкую сферу здоровья.

Для эффективной диагностики психологического здоровья необходимо следовать определённым правилам выбора показателей психологического здоровья и методик для их исследования. На данный момент крайне мало создано методик, направленных на диагностику психологического здоровья, особенно у детей дошкольного возраста. Это приводит к необходимости использовать неспецифические методики, изначально направленные на диагностику других психологических конструктов, однако интегративная природа психологического здоровья облегчает эту задачу и делает возможным использование методик не направленных изначально на диагностику психологического здоровья.

Оригинальные подходы к выбору показателей психологического здоровья и методик для их изучения можно найти в исследованиях А.В. Козлова [1,2], М.В. Хватовой [6,7,8], В.А. Куковской, И.А Урбанович [3], Ж.А. Левшуновой [4], О.В. Хухлаевой [9,10].

В данном исследовании психологического здоровья дошкольников использовались следующие показатели: социальная адаптация, эмоциональное благополучие, саморегуляция. Эти показатели были выбраны, как наиболее подходящие для изучения психологического здоровья дошкольников.

Исследование проводилось с декабря 2014 по декабрь 2015 года на базе детских садов №44 и №36 г. Кострома. В исследовании принимали участие 26 ребёнка подготовительной группы, из них 12 детей из общеобразовательной группы и 14 детей из группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. В общей выборке участвовали 13 мальчиков и 13 девочек. В выборке детей с нарушением зрения участвовали 7 мальчика и 7 девочек. Средний возраст составляет 6 лет 6 месяцев.

Исследовались такие показатели как: социальная адаптация, эмоциональное благополучие и саморегуляция. Для исследования социальной адаптации применялись следующие методики: модифицированная карта наблюдений Д. Стотта (Т.В. Дорожевец), методика «Дерево» (автор Д. Лампен, в адаптации Л.Д. Пономаренко), опросник «Сильные стороны трудности» (автор Р. Гудман, в адаптации Е.Р. Слободской). В исследовании эмоционального благополучия использовалась методика «Домики» (автор О.А. Орехова). Для исследования саморегуляции была применена методика "Шкала рейтинга Стреляу". Также использовалась методика «Лист оценивания психологического здоровья ребёнка педагогом».

На основе результатов методики «Лист оценивания психологического здоровья ребёнка педагогом» (О.В. Хухлаева) выборка была разделена на три группы: группа здоровья (n=10), группа риска (n=6), группа нарушения психологического здоровья (n=10). С помощью остальных методик диагностического блока была дана качественная характеристика психологического здоровья детей данных групп, а также описана специфика психологического здоровья детей с нарушением зрения.

Для установления различий по результатам методики «Лист оценивания психологического здоровья педагогом» использовался U – критерий Манна – Уитни. Итоговые результаты методики показывают более высокий уровень психологического здоровья среди детей с нормативным развитием, чем у детей с нарушением зрения (U = 45,5, p≤0.05).

Используя модификацию методики О.В. Хухлаевой «Лист оценивания психологического здоровья ребёнка педагогом» Е.В. Куфтяк, были выделены вопросы отражающие состояние эмоциональной, личностной и социальной сферы.

В личностной сфере результаты детей с нормативным развитием были лучше, чем у детей с нарушением зрения (U = 40, p≤0.05). В социальной сфере дети с нормативным развитием также были более успешны, чем их сверстники с нарушением зрения (U = 40,5, p≤0.05). В эмоциональной сфере значимых различий зафиксировано не было. У детей с нарушением зрения наблюдаются трудности в личностной и социальной сферах, которые, скорее всего, вызваны влиянием нарушения зрения на их социальное и личностное развитие. В результате это оказывает негативное влияние на их общее состояние психологического здоровья. Дети данной группы слабо устойчивы к нарушениям психологического здоровья.

Большинство детей с нарушением зрения попали в группу риска и нарушения психологического здоровья, что так же говорит о негативном влиянии нарушения зрения на психологическое здоровье детей дошкольного возраста.

Между группами психологического здоровья были получены значимые различия (табл. 1). Исходя из этого, можно сделать вывод, что в данные группы отнесены дети, которые действительно отличаются по уровню сохранности психологического здоровья, в группу здоровья отнесены дети с наиболее сохранным психологическим здоровьем. Схожие результаты получены при сравнении личностной, социальной и эмоциональной сфер психологического здоровья в данных группах.

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...