Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как стать лидером. Поведение лидера.




Быть лидером не сложно. Первое, что нужно знать, это то, что нет определенных лидерских качеств. Это происходит, потому что лидер «привязан» к деятельности, значимой для группы. То есть, чтобы быть лидером надо: быть успешным в деятельности, значимой и ценной для группы и убедить остальных, что ты являешься лидером.

Рассмотрим это подробнее:

1. Важно точно видеть, какая деятельность для группы будет ведущей. Совсем не обязательно, что эта деятельность занимает большую часть времени.

Кроме того, лидер обязан обеспечить безопасность группы перед лицом внешней опасности. И если ему удается доказать, что его действия в решении внутренних и внешних задач будут более успешными, чем у других, то группа будет готова принять его, как лидера. Значит ли это, что лидер никогда не ошибается? Нет. Важно не ошибаться в первый период, когда в группе идет образование структуры и выделение лидерства. Это – стадия «турнирных боев» за экологические ниши в группе (причем, не обязательно лидерские). В этот момент лидер зарабатывает себе «кредит доверия», который позволяет ему потом совершать рискованные поступки и без боязни идти против мнения группы (в определенных пределах, естественно, пока «кредит доверия» не исчерпался). Причем он единственный их всех может не считаться с мнением группы без риска быть отвергнутым. Возможность противостоять мнению группы создает в группе изменчивость, позволяющую быстрее приспосабливаться к изменившимся условиям.

Что еще нужно, чтобы быть успешным? Прежде всего, нужна информация. Информация обо всем, что касается жизни в группе.

2. Вторым важным моментом является убеждение всех в том, что являешься лидером. Это не так сложно, как кажется. Люди достаточно легко позволяют собой управлять. Нужно только в сложной ситуации, когда все не знают решения встать и, не побоявшись, сказать: «Я знаю, что делать!»

И если результат будет успешным и таких ситуаций будет несколько, то окружающие привыкнут к тому, что вы правы и знаете решение проблем. Они будут к вам обращаться, признавая этим ваше лидерство и право управлять собой. И, как уже говорилось, владение информацией, единоличным носителем которой вы являетесь и за которой окружающие вынуждены к вам обращаться, дает хорошую возможность для их убеждения в вашем лидерстве.

3. Можно сказать, что каждое действие человека в группе либо повышает, либо снижает его статус. Тем, кто претендует на позицию лидера следить за этим надо очень внимательно. Кстати, надо заметить, что группа тогда хорошо принимает решения лидера, если это не расходится сильно с ее мнением, а просто никто не решается взять на себя ответственность.

Еще два качества, создающие предрасположенность к становлению лидерства, это внимательность и предвидение, а как следствие, контроль над ситуацией. Пример: большинство людей, когда их группой везут в электричке, не следят за маршрутом. Лидер всегда отслеживает, предвидит окружающие обстоятельства и помогает группе с ними справиться. Это может быть от предупреждения о выходе и требования взять перекус на поезд, о котором никто не думает, до более глобальных и сложных вещей.

Резюме:

Надо быть успешным в значимой деятельности;

Надо убедить всех, что вы знаете все лучше других;

Надо предвидеть будущее и держать ситуацию под контролем;

Надо не бояться сделать первый шаг и принять на себя ответственность.

Лидеры в отрядах — кто они?

Практика самоуправления (соуправления) по временном детском коллективе предполагает выбор лидера (дежурного командира, старшего и т.д.). Сразу возникает вопрос: как же выделить лидера, который, с одной стороны, удовлетворял бы некоторым объективным (внешним) потребностям, и, с другой, субъективным требованиям, оценкам, нормам, бытующим внутри детского коллектива. Формально лидер — это существенное звено структуры временного коллектива, и не каждому ребенку дано им стать.

Изучение сложных объектов, а к таковым относится и наш случай дифференцирования лидеров и аутсайдеров, всегда связано с большими трудностями при задании исходной системы признаков для их описания. Заведомая невозможность полной объективности (как точности, так и беспристрастности в равной мере) приводит к тому, что в исходную систему входит много «дублирующих» и «шумящих» признаков, удаление которых только улучшает решение поставленной задачи — определение лидера во временном детском коллективе.

Обилие признаков и их неоднозначность затрудняет измерение, поэтому поневоле приходится ограничиваться небольшим числом «необходимых и достаточных» качеств человека, которые бы позволили отделять лидера и «не» лидера — непременно с учетом представлений и мнений членов группы.

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

 

Стили лидерства

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш коллектив, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

У каждого лидера есть свой “почерк”, своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приёмы воздействия на личность или на группу называют стилем работы.

Плохих, неэффективных стилей руководства не существует. Необходимо только правильно выбрать стиль руководства для каждой ситуации.

А.Н. Лутошкин выделяет стили:

«Разящие стрелы»: один стрелок пускает стрелы во множество целей – приказы, указания, требования летят в сторону участников дела. Он один принимает решения.

«Возвращающийся бумеранг»: организатор не забывает советоваться с людьми, в процессе работы коллективно обсуждать итоги, оценивать вклад каждого в общее дело.

«Снующий челнок»: организатор мечется от одного к другому, приспосабливается, ищет компромиссное решение, не конфликтует, старается быть удобным для всех.

«Плывущий плот»: плывет по течению, не беспокоясь, куда вынесет.

Другая классификация «СТИЛИ ЛИДЕРСТВА»:

· регламентатор

· хлопотун

· волокитчик

· максималист

· организатор

· объективист

· коллегиал

· спритнтер

 

У каждого стиля есть плюсы и минусы.

Следующая классификация (Курт Левин):

· демократический

· либеральный

· авторитарный

 

Формула успеха лидера

Вдохновляй. Как лидер, ты можешь вдохновить других на достижения успеха, помочь направить на это энергию и время. Фокусируй свое внимание на результатах, процессе, взаимоотношениях: заботьтесь о выполнении задания (результат), способе выполнения (процесс), взаимоотношениях между теми, кто выполнял.

Обладай видением. Люди хотят идти за теми, кто знает, куда идти. Они хотят знать, почему их ведут именно туда, а не в другую сторону, и они не переносят, когда цель постоянно меняется.

Добивайся максимального вовлечения в работу. Каждый человек желает участвовать в принятии касающихся его решений. Лидер должен выбрать лучший вариант. В результате растет доверие друг к другу .

Доверяй своим подчиненным. Ответственность должна распределяться по всем ступеням служебной лестницы.

Учи сотрудничеству. Группа следит за поступками и словами лидера. Манера поведения лидера может создать атмосферу, способствующую активизации и сотрудничеству.

Строй мосты к действию. Хорошие лидеры обсуждают с группой различные пути достижения результатов. Это планирование нужно для достижения цели.

Будь хладнокровен. Демонстрируй хладнокровие в критических ситуациях. Это побуждает и окружающих действовать продуманно и хранить спокойствие.

Не бойся рисковать. Лидеры побуждают своих подчиненных не только идти на риск, но и не бояться открыто, признавать свои ошибки, допускаемые в поисках нового. Ничто другое не деморализует людей так, как сознание того, что малейшая оплошность может означать крах всей карьеры.

Будь экспертом. Каждый на всех ступенях служебной лестницы должен быть убежден: лидер знает, по меньшей мере, столько же, сколько и они.

Выделяй лучшие качества в людях. Лидер знает, чего хочет достичь участник. В процессе наблюдения, слушания, общения лидер способствует достижению этого результата.

Указывай на достижения. Надо чаще делать комплименты членам своей команды, это необходимо для того, чтобы человек почувствовал гордость, стал увереннее в себе.

Стимулируй появление разных точек зрения. Если ты окружен людьми, которые говорят тебе только «да», значит, либо ты сам, либо они занимают не свое место.

Лидеры обладают способностью находить элегантные, простые решения сложных проблем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...