Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели психологического здоровья дошкольников и методики их диагностики

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЕТОДИКИ ИХ ДИАГНОСТИКИ

 

Российская Федерация, Костромская область, г. Кострома

 

 

Автор: Лебедев Александр Петрович

ФГБОУ ВПО КГУ им. Н.А. Некрасова, ИПП 4 курс

 

 

Научный руководитель: Куфтяк Елена Владимировна,
д.пс.н., профессор, КГУ им. Н.А. Некрасова

 

 


Номинация (секция): Социально-гуманитарные и экономические науки

Лебедев Александр Петрович

Костромская область, г. Кострома, ФГБОУ ВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 4 курс

Показатели психологического здоровья дошкольников и методики их диагностики

Научный руководитель:Куфтяк Елена Владимировна, д.пс.н., профессор, КГУ им. Н.А. Некрасова

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе затронут вопрос современных представлений о содержании понятия «психологическое здоровье», отражена проблема выбора показателей психологического здоровья и методик их изучения в процессе организации исследования.

Результатом теоретической работы стало эмпирическое исследование психологического здоровья старших дошкольников с нарушением зрения и с условно нормативным развитием. В качестве показателей психологического здоровья дошкольников с нарушением зрения и с условно нормативным развитием использовались: социальная адаптация, эмоциональное благополучие и саморегуляция. Составлен диагностический блок из пяти методик. На основе результатов методик диагностического блока были выявлены три группы психологического здоровья, к которым отнесены все участники исследования. В работе также рассматривается влияние нарушения зрения на психологическое здоровье. Дефициты развития рассматриваются как факторы риска в формировании и развитии психологического здоровья.

 

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЕТОДИКИ ИХ ДИАГНОСТИКИ

Психологическое здоровье это многообразный феномен, не имеющий единого определения, содержания, критериев, показателей и методов диагностики среди учёных психологов современной России и зарубежья. Это обуславливает множественность подходов к данным проблемам, и к решению возникающих перед психологами задач по определению, диагностике и коррекции психологического здоровья. На сегодняшний день представлены исследования психологического здоровья практически во всех возрастных группах за исключением среднего, младшего дошкольного и раннего возраста. Также вниманием исследователей не охвачена область психологического здоровья детей, подростков и взрослых с нарушениями в развитии вообще и с дефицитарным развитием в частности. Это связано с ограниченным диапазоном показателей психологического здоровья и методик, доступных для исследования.

Для эффективной диагностики психологического здоровья необходимо следовать определённым правилам выбора показателей психологического здоровья и методик для их исследования. На данный момент крайне мало создано методик, направленных на диагностику психологического здоровья, особенно у детей дошкольного возраста. Это приводит к необходимости использовать неспецифические методики, изначально направленные на диагностику других психологических конструктов, однако интегративная природа психологического здоровья облегчает эту задачу и делает возможным использование методик не направленных изначально на диагностику психологического здоровья.

Оригинальные подходы к выбору показателей психологического здоровья и методик для их изучения можно найти в исследованиях А.В. Козлова [1,2], М.В. Хватовой [5,6,7], В.А. Куковской, И.А Урбанович [3], Ж.А. Левшуновой [4], В.А. Хухлаевой [8,9].

На основе обзора исследований была составлена таблица общих и частных показателей психологического здоровья (приложение 1).

В данном исследовании психологического здоровья дошкольников использовались следующие показатели: социальная адаптация, эмоциональное благополучие, саморегуляция. Эти показатели были выбраны, как наиболее подходящие для изучения психологического здоровья дошкольников.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с декабря 2014 по май 2015 года на базе детских садов №35 и №36. В исследовании принимали участие 23 ребёнка подготовительной группы, из них 12 детей из общеобразовательной группы и 11 детей из группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения (детский сад №44). В общей выборке участвовали 10 мальчиков и 13 девочек. Средний возраст составляет 6 лет 6 месяцев. В выборке детей с нарушением зрения участвовали 4 мальчика и 7 девочек. Средний возраст составляет 6 лет 6 месяцев.

На основе результатов методики «Лист оценивания психологического здоровья ребёнка педагогом» выборка была разделена на три группы: группа здоровья, группа риска, группа нарушения здоровья. С помощью остальных методик диагностического блока была дана качественная характеристика психологического здоровья детей данных групп, а также описана специфика психологического здоровья детей с нарушением зрения.

Методики исследования. Диагностический блок изучения психологического здоровья включает в себя «Лист оценивания психологического здоровья педагогом», а также следующие методики, характеризующие такие компоненты психологического здоровья, как эмоциональное благополучие, социальная адаптация, саморегуляция.

Для исследования социальной адаптации применялись следующие методики: модифицированная карта наблюдений Д. Стотта (Т.В. Дорожевец), методика «Дерево» (автор Д. Лампен, в адаптации Л.Д. Пономаренко), опросник «Сильные стороны трудности» (автор Р. Гудман, в адаптации Е.Р. Слободской). Для исследования эмоционального благополучия использовалась методика «Домики» (автор О.А. Орехова). Для исследования саморегуляции была применена методика "Шкала рейтинга Стреляу".

На основе результатов методики «Лист оценивания психологического здоровья ребёнка педагогом» выборка была разделена на три группы: группа здоровья, группа риска, группа нарушения здоровья.

Дети с нарушением зрения составили треть группы здоровья, половину группы риска и две трети группы нарушения здоровья. Этот факт можно рассматривать как доказательство негативного влияния нарушения зрения на психологическое здоровье.

Используя модификацию «Листа оценивания психологического здоровья» Е.В. Куфтяк, были выделены вопросы отражающие состояние эмоциональной, личностной и социальной сферы (рисунок 1). Разница между состояниями этих сфер в разных группах очевидна. Только в эмоциональной сфере результаты детей группы здоровья и группы риска оказались близки. Дети группы риска и нарушения здоровья наибольшие трудности испытывали в сфере социальных контактов, что может быть обусловлено особенностями их поведения и социальных установок, а наименьшие трудности они испытывали в эмоциональной сфере.

Рисунок 1

Лист оценивания психологического здоровья педагогом

 

На основе результатов модифицированной карты наблюдений Д. Стотта (таблица 1) было сделано предположение, согласно которому дети, отнесённые в группу риска и группу нарушения психологического здоровья, имеют качественные различия в состоянии их психологического здоровья (на это указывают результаты по шкалам ассоциальности и активности). Можно предположить, что в группу риска попали дети с ассимилятивным стилем поведения, а в группу нарушения психологического здоровья с аккомодативным стилем [9]. Это связано с особенностями поведения детей данных групп и экспертной оценкой.

Таблица 1

Модифицированная карта наблюдений Д. Стотта

  Группа здоровья Группа риска Группа нездоровья
Ассоциальность 2,8 2,5 3,7
Инфантильность 1,5 1,4 3,9
Подчиняемость 4,8 4,4 3,4
Активность 3,8 2,1 2,8
Неуверенность   1,6 2,5

 

Согласно методике «Дерево», у большинства детей в реальном положении преобладала установка на преодоление препятствий (приложение 2). Это может говорить о трудностях, которые вынуждены преодолевать дети в процессе социального взаимодействия и адаптации. С учётом того, что эта установка у детей с нарушением зрения встречается чаще, чему детей с условно нормативным развитием (38% против 27% у детей условной нормы), можно предположить, что они испытывают на порядок больше таких трудностей. В идеальном положении у детей с нарушением зрения также преобладала установка на преодоление препятствий (38%), что говорит о нацеленности детей данной группы на преодоление трудностей.

По данным методики «Дерево» можно сделать следующие выводы относительно особенностей адаптации детей с нарушением зрения: Большинство детей направлены на преодоление препятствий (38%). Значительная часть детей находится в комфортном состоянии (реальное положение – «Комфортное состояние, нормальная адаптация» – 25%), они приходят друг другу на выручку и пытаются помочь окружающим или имеют направленность на это (реальное положение – «Поддержка другого» –

12%; идеальное - «Общительность, дружеская поддержка» – 25%, «Поддержка другого» – 25%). Однако у части детей адаптационные возможности на исходе, на это указывает «Потребность в поддержке окружающих» – 12%, и «Завышенная самооценка, установка на лидерство» – 18%.

Необычные результаты были получены с помощью методики «Сильные стороны и трудности». Они были зеркально противоположными результатам остальных методик, или результаты группы здоровья и группы нездоровья не отличались (рисунок 2). Это может быть вызвано особенностями методики или выборки, однако скорее всего причина столь странных результатов в особенностях экспертной оценки. Субъективность оценивания это трудность, с которой всегда сталкивается исследователь, который использует экспертную оценку. Это подтверждается если посмотреть на результаты детей с нарушением зрения и условной нормы, которых оценивали разные эксперты. У детей с нарушением зрения результаты были очень высокими, а у детей с условно нормативным развитием они были средними. С учётом того, что большинство детей с нарушением зрения отнесены к группе нарушения психологического здоровья и к группе риска общие результаты исказились.

Рисунок 2

Методика «Сильные стороны и трудности»

 

Такой показатель психологического здоровья, как эмоциональное благополучие был исследован с помощью методики «Домики» (автор О.А. Орехова). Данная методика позволяет определить эмоциональное состояние детей (от отрицательного до положительного), работоспособность, способность к пониманию и дифференцировке своих эмоций, эмоциональное отношение к разным сферам жизни ребёнка.

Исходя из результатов методики, можно сделать вывод, что эмоциональное состояние зависит от состояния психологического здоровья. Чем лучше состояние психологического здоровья, тем лучше эмоциональное состояние детей. Также можно сказать, что эмоциональное состояние влияет на психологическое здоровье, как на сложную структуру, в которой все её компоненты имеют сильную взаимосвязь и влияние друг на друга.

В группе здоровья и в группе нарушения здоровья преобладает оптимальная работоспособность. В группе риска средний уровень работоспособности ниже, чем в двух последних. Это можно объяснить тем, что дети с ассимилятивным стилем поведения, которые отнесены педагогами в группу риска отличаются пассивностью, утомляемостью и сниженной работоспособностью, что подтверждает предположение об отнесении данной группы детей с нарушением психологического здоровья в группу риска.

Те же тенденции относительно детей с нарушением зрения и детей с условно нормативным развитием, а также групп психологического здоровья наблюдались и в заданиях, направленных на диагностику способности к пониманию и дифференцировке своих эмоций, эмоционального отношения к разным сферам жизни детей.

Результаты методики «Шкала рейтинга Стреляу» говорят о влиянии психологического здоровья детей на их инициативность в организации игры или общего дела, реакцию на столкновение с препятствиями, поведение в присутствии малознакомых взрослых (что косвенно указывает на уверенность в себе и способность регулировать свои действия), отношение к выполнению сложных заданий и др. По этим пунктам результаты лучше у детей с сохранным психологическим здоровьем.

По данным методики «Шкала рейтинга Стреляу» у детей с нарушением зрения результаты хуже по следующим шкалам: Реакция на удачи и неудачи, степень инициативности в работе с кем-то, отношение к выполнению заданий, требующих значительные усилия, выполнении независимых, ответственных функций.

Выводы

По результатам большинства диагностических методик зафиксированы значимые различия в результатах детей с условно нормативным и дефицитарным развитием (нарушение зрения). Эти результаты говорят о том, что нарушение зрения является фактором риска в процессе становления психологического здоровья дошкольников, т.к. у детей с нарушением зрения они были ниже.

Кроме того, часть данных указывает на специфичность отнесения экспертами дошкольников в группу риска и в группу нарушения психологического здоровья. В группу риска эксперты склонны относить детей с ассимилятивным стилем поведения в конфликте, а в группу нарушения психологического здоровья детей с аккомодативным стелем поведения в конфликте (О.В. Хухлаева).

Учитывая эти данные можно сказать, что гипотеза подтвердилась и исследование было проведено успешно. Выбранные показатели психологического здоровья оправдали себя, как и методики для их исследования. Как и предполагалось нарушение зрения проявило себя как фактор риска, угрожающий становлению психологического здоровья в дошкольном возрасте. При определённых условиях показатели психологического здоровья для детей с условно нормативным развитием используются и для дошкольников с нарушением зрения.


 

Список литературы

1. Козлов А.В. Методика диагностики психологического здоровья // Перспективы науки и образования. 2014. № 6 (12). С. 110-117

2. Козлов А.В. Структура психологического здоровья: психосемантический подход // Вестник Харьковского национального университета. 2011. № 937. С. 130-133

3. Куковская В.А., Урбанович И.А. и др. Критерии и методы оценки психологического здоровья детей дошкольного возраста // успехи современного естествознания. №10. 2008

4. Левшунова Ж.А. Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и психологического благополучия у старшеклассников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. №34-2

5. Хватова М.В. Психологические факторы развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодёжи // Вестник ТГУ. 2011. №8 (100). С. 131-137] с. 132.

6. Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов // Психологическая наука и образование. 2006. №3. С. 72-88

7. Хватова М.В., Трунов А.Ю. Эмоциональная рефлексия и эффективная ориентация во времени как показатели психологического здоровья (на примере работников локомотивных бригад) // Вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. №1.С. 156-163

8. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.

9. Хухлаева О.В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Khuhlaeva.shtml (дата обращения: 11.11.2014)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...