Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативная рациональность




Современное понимание природы рациональности обогатилось идеей коммуникативной рациональности, акцентирующей внимание не на законодательном разуме, а на процессе общения. Суть пробле­мы коммуникативной рациональности состоит в следующем: не­смотря на то, что процесс общения всегда играл огромную роль в жизни людей, он никогда не рассматривался как ключевой фак­тор социального развития. Вместе с тем воспроизводство чело­веческого рода невозможно без трансляции от поколения к по­колению механизмов взаимопонимания, способов адаптации и суммы навыков поведения во всех сферах как духовно-интеллек­туальной, так и практической жизнедеятельности. Социальная эволюция связана с коммуникативной деятельностью, которая и выступает средством преобразования социальной системы. Ком­муникативная рациональность — это новый аспект в целостном понимании рациональности, связанный с процессом общения и вза­имного обсуждения, в котором важным оказывается как «говоря­щий», так и «слушающий». Рациональность коммуникации состо­ит в том, что «говорение» и «слушание» упорядочены согласно принятым нормам, ценностям и «правилам игры», выполняющим роль тестирования ситуации, социальной адаптации, а также лич­ностной самоидентификации.

От обыденной коммуникации коммуникативная рациональ­ность отличается тем, что целенаправленно ориентирована на


достижение взаимного понимания. Поэтому она находит приме­нение в науке. Модель «коммуникативной рациональности» была предложена немецким философом Ю. Хабермасом (род. 1929 г.), создателем теории коммуникативного действия. Он показал, что если для инструментальных действий в процессе труда (рациональ­ность инструментальная) значима эффективность, то коммуни­кативное действие (рациональность коммуникативная) направле­но на сохранение традиций, с одной стороны, и на обновление культурного потенциала, с другой. Коммуникативное действие служит средством социальной интеграции, способствует форми­рованию личностной идентификации, т.е. осознанию человеком своих значимых и суверенных характеристик.

Коммуникативная рациональность может быть проинтерпре­тирована как «коммуникативный разум». Она является основой взаимопонимания и предстает как процесс взаимного обсужде­ния, которое зависит от многих «анонимных» контекстов. Об­щение, по крайней мере, двух индивидов упорядочивается, со­гласно принятым нормам, ценностям и «правилам игры». Важным оказываются и процесс «говорения», и процесс выслушивания. Как правило, действующий агент коммуникации претендует на то, что его высказывание либо истинно, либо правильно, либо правдопо­добно. Хабермас считает, что коммуникативный разум, в отличие от законодательного, который контролирует сферу мысли, не бе­рет на себя функции контроля над процессом общения. Он спо­собствует осмыслению человеком собственной позиции, собствен­ного мнения с учетом и во взаимодействии с мнениями других, открывая простор для осуществления возможности взаимопонима­ния. Коммуникативная рациональность способствует аргументиро­ванному обоснованию мотивов, намерений, действий, притязаний человека и одновременно является областью их «проблематиза-ции». Поэтому коммуникативная рациональность содействует со­циализации человека, формированию личностной позиции и са­мой личности. В ее рамках происходит обмен опытом и смыслами социальных действий. Это позволяет рассматривать коммуника­тивную рациональность в гносеологическом контексте как свое-


образную теорию познания, когда общение между людьми обо­гащает их настолько, что наделяет знаниями.

В пространстве коммуникативной рациональности происходит формирование «механизмов» консенсуса (от лат. consensus — со­гласие, единодушие). Говорящий отражает ситуацию, сообщает личностную реакцию на нее и оказывает воздействие на слу­шателя, а потому коммуникативная рациональность является сферой междисциплинарного и межличностного пересечения многообразных, реально влияющих на человека воздействий. Здесь важны и психологические компоненты, и социально-нор­мативные ориентации, и этические императивы, и возможности языка, но главное в том, что здесь личность имеет возможность выразить свое своеобразие и индивидуальность, проявляющие­ся в личностных интересах и потребностях. Это общение от име­ни «Я», которое может вербально и эмоционально самовыразить­ся и одновременно внести в акт самовыражения поправки, учитывающие мнения и желания других. При этом сохраняется суверенитет личного отношения и переживания, что ведет к не­коему опыту, ненасильственно убеждающему и объединяющему, представляющему собой умение «подчиняться» силе аргументи­рованной речи, окрашенной «добрыми» интонациями.

Коммуникативная рациональность помогает устанавливать все виды конвенций в науке, находить взаимопонимание и согласо­ванно принимать решения. Научное сообщество своим цемен­тирующим основанием имеет совокупность убеждений, которые формируются и принимаются в процессах коммуникативного действия. Так, научная парадигма может рассматриваться как общий знаменатель всего «комплекса взаимодействий» субъек­тов коммуникации, как итог «договоренности» конфликтующих позиций, тезисов и аргументов. Именно в поле коммуникатив­ной рациональности возможно сопоставление разных когнитив­ных практик с целью получения согласованной картины мира. То есть коммуникативная рациональность обладает механизмом координации действий субъектов, способствует «ориентирова­нию общей воли» (Ю. Хабермас), а также имеет экспертную


направленность, затрагивающую как сферу морали, права, по­литики, так и область науки и искусства.

В рамках коммуникативной рациональности происходят от­бор и обсуждение реально действующих норм и ценностей как в обществе, так и в науке, а также выработка новых, претенду­ющих на общезначимость. Она позволяет тематизировать и «прорабатывать» противоречивые и спорные позиции, обеспе­чивает ресурс выработки контрмер. Коммуникативная рацио­нальность - это сфера открытости и гласности, определяющая, в конечном счете, вектор социального действия и развития.

Вместе с тем нужно учитывать, что коммуникативная раци­ональность — это обоюдоострый меч: с одной стороны, она опос­редует отношения между индивидом и обществом, являясь эф­фективным средством против манипулирования личностью, но с другой — в ее собственные структуры «встроено» принужде­ние, присущее самой рациональности, которая, по мнению ее критиков, имеет жесткую репрессивную направленность, дик­тует правила поведения и мышления. Известно, что вся тактика критиков рациональности направлена на снижение уровня ее господства. Ю. Хабермас, защищая рациональность, отмечает некий парадокс: в одной стороны, модернизация общества пре­тендует на рациональность, а с другой - социальные и культурные последствия модернизации оказались далеко не рациональными, что проявляется во многих областях жизни общества и культуры. Так, психологи считают, что кризис рациональности проявил­ся, в частности, в кризисе мотиваций, когда люди не осознают своих жизненных целей, затрудняются сказать, чего они хотят от жизни. Все эти парадоксы и критика рациональности пробле-матизируют тему коммуникативной рациональности, т.е. откры­вают простор для дальнейших исследований.

Коммуникативная рациональность как процесс имеет струк­туру, которую Хабермас охарактеризовал так: «Когда говорящий высказывается о чем-либо в рамках повседневного контекста, он вступает в отношение не только к чему-то наличествующему в


объективном мире (как совокупности того, что имеет или могло бы иметь место), но еще и к чему-то в социальном мире (как со­вокупности законодательно урегулированных межличностных отношений) и к чему- то в своем собственном субъективном мире (как совокупности манифестируемых переживаний, к которым он имеет привилегированный доступ)». Формализуя высказыва­ние Хабермаса, можно выделить следующие компоненты струк­туры коммуникативно-рационального процесса: (1) субъект, фор­мирующий смыслы; (2) внешний объективный, либо модальный мир, т.е. все то, что может произойти, либо возможно, либо не­обходимо, либо случайно; (3) совокупность установленных со­циальных отношений; (4) глубинный субъективный мир пережи­ваний. «Следы» этих компонентов содержатся в реальном процессе рациональной коммуникации, в реальном повседнев­ном бытии каждого человека, неявно присутствуют в каждом эле­ментарном рефлексивном отношении человека к миру в процес­се жизнедеятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...