Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография




Литневская Е.И.

Русский язык.

Краткий теоретический курс для школьников.

 

 

 

 

Издательство: МГУ; 2006, 240 стр.

 

Пособие содержит систематическое изложение всех разделов курса «Русский язык» с обзором материала, представленного в трех учебных комплексах, а также схемы и образцы разбора всех языковых единиц и комментарии к этим разборам. Задачей пособия является обобщение и систематизация знаний учащихся о языке и речи.

Пособие составлено в соответствии с теоретическими установками, принятыми в довузовской подготовке на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.

Для школьников старших классов, абитуриентов и учителей.

 

 

Оглавление

 

 

Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

Предисловие

Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке

Современный русский литературный язык

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

Звук и буква

Фонетическая транскрипция

Образование гласных и согласных звуков

Гласные звуки и гласные буквы Ударные гласные

Безударные гласные

Согласные звуки и согласные буквы

Глухие и звонкие согласные звуки

Позиционное оглушение / озвончение

Отражение глухости/звонкости согласных на письме

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Позиционное смягчение согласных

Обозначение твёрдости и мягкости согласных на письме

Функции и правописание Ъ и Ь

Позиционное уподобление согласных по иным признакам. Расподобление согласных

Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)

Качественные и количественные соотношения между буквами и звуками в русском языке

Слог

Ударение

Орфоэпия

Графика. Орфография

Написание морфем (значимых частей слова)

Слитное, раздельное и дефисное написание

Употребление прописных и строчных букв

Правила переноса

Правила графических сокращений слов

Фонетический разбор

 

 

Часть 2. Морфемика и словообразование

Предмет морфемики. Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах

Классификация морфем русского языка

Корень

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Окончание

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Основа

Принципы морфемного анализа слова

Алгоритм морфемного членения основы

Соединительные элементы в слове (интерфиксы)

Нулевой словообразующий суффикс

Морфемный разбор (разбор слова по составу)

Предмет и основные понятия словообразования

Средство и способ словообразования

Способы образования самостоятельных частей речи

Существительное

Прилагательное

Числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Образование слов путём перехода из одной части речи в другую

Словообразовательный разбор слова

Отражение морфемного состава слова и его словообразовательных отношений в словарях

 

 

Часть 3. Лексикология и лексикография

Лексикология и лексикография

Слово как единица лексики. Значение слова

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Типы переносных значений

Омонимы

Синонимы

Антонимы

Устаревшая лексика

Неологизмы

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления

Диалектизмы

Специальная лексика

Жаргонная лексика

Стилистические пласты лексики

Исконно русская лексика

Заимствованная лексика

Старославянизмы

Фразеологизмы

Речь. Текст

Стили речи. Жанры речи

Научный стиль

Официально-деловой стиль

Публицистический стиль

Художественный стиль

Разговорный стиль

Типы речи

 

 

Часть 4. Морфология

Части речи в русском языке

Имя существительное

Разряды существительных по значению

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Род как морфологический признак существительного

Число как морфологический признак существительного

Падеж как морфологический признак существительных

Склонение существительных

Морфологический разбор существительного

Имя прилагательное

Разряды прилагательных по значению

Склонение прилагательных

Степени сравнения прилагательных

Полнота / краткость прилагательных

Переход прилагательных из разряда в разряд

Морфологический разбор прилагательного

Имя числительное

Разряды числительных по значению

Разряды числительных по структуре

Грамматические признаки количественных числительных

Грамматические признаки порядковых числительных

Морфологический разбор числительного

Местоимение как часть речи

Разряды местоимений по значению

Разряды местоимений по грамматическим признакам

Грамматические признаки местоимений-существительных

Грамматические признаки местоимений-прилагательных

Грамматические признаки местоимений-числительных

Морфологический разбор местоимения

Разбор местоимений-существительных

Разбор местоимений-прилагательных

Разбор местоимений-числительных

Наречие

Классификация наречий по функции

Классификация наречий по значению

Грамматические признаки наречий

Степени сравнения качественных наречий на -о / -е

Сравнительная степень

Категория состояния

Морфологический разбор наречия

Глагол

Неопределённая форма глагола (инфинитив)

Переходность / непереходность глагола

Возвратность / невозвратность

Вид как морфологический признак глагола

Наклонение как морфологический признак глагола

Время как морфологический признак глагола

Лицо как морфологический признак глагола. Безличные глаголы

Спряжение

Род. Число. Взаимосвязь глагольных категорий

Морфологический разбор спрягаемых форм глагола и инфинитива

Причастие

Зависимость количества причастных форм от переходности и вида глагола

Действительные причастия

Страдательные причастия

Причастия и отглагольные прилагательные

Морфологический разбор причастия

Разбор причастия как формы глагола:

Разбор причастия как самостоятельной части речи:

Деепричастие

Морфологический разбор деепричастия

Схема морфологического разбора деепричастия как формы глагола:

Схема морфологического разбора деепричастия как самостоятельной части речи:

Разбор деепричастия как формы глагола:

Разбор деепричастия как самостоятельной части речи:

Служебные части речи

Предлог

Морфологический разбор предлога

Союз

Морфологический разбора союза

Частица

Морфологический разбор частицы

Междометие

 

 

Часть 5. Словосочетание

Словосочетание. Связь слов в словосочетании

 

 

Часть 6. Предложение

Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации

Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ

Простое предложение

Главные члены предложения

Подлежащее, способы его выражения

Сказуемое. Типы сказуемого

Простое глагольное сказуемое, способы его выражения

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

Особенности согласования сказуемого с подлежащим.

Несогласованное сказуемое

Односоставное предложение, выражение главного члена в нём

Определённо-личные, неопределённо-личные предложения, обобщённо-личные предложения

Безличные предложения

Назывные предложения

Второстепенные члены предложения

Виды второстепенных членов предложения. Грамматический и синтаксический вопрос

Определение, способы его выражения

Дополнение, способы его выражения

Обстоятельство, способы его выражения. Виды обстоятельств

Классификация простых предложений по распространённости и полноте

Осложнённые предложения

Однородные члены предложения

Обособленные члены предложения

Обращение

Вводные слова, словосочетания и предложения.

Вставные конструкции

Прямая и косвенная речь

Цитаты

Синтаксический разбор простого предложения

Последовательность операций при разборе

Способы подчёркивания членов предложения

Обозначение слов и оборотов, не являющихся членами предложения

Описание осложняющих членов предложения

Односоставные предложения

Сложное предложение

Сложносочинённое предложение

Сложноподчинённое предложение

Классификация типов придаточных предложений

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Придаточные обстоятельственные

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени

Сложноподчинённые предложения с придаточными места

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины

Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия

Сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени

Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными

Типы придаточных предложений в русском языке

Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточным

Бессоюзное сложное предложение

Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа)

Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора

Построение схемы предложения

 

Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

Предисловие

По русскому языку сегодня в среднем звене (5—9 классы) существует три официальных альтернативных учебных комплекса, имеющих гриф Минобразования, рекомендованных им и рассылаемых в школьные библиотеки.

Комплекс 1 — это учебный комплекс (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. для 5—7 классов и С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко для 8 и 9 классов), переизданный к 2000 году более 20 раз; на сегодняшний день этот комплекс продолжает оставаться самым распространённым.

Комплекс 2 — учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, который появился в начале 90-х годов.

Комплекс 3 под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта начал выходить с 1995 года.

Концептуальных различий эти комплексы не имеют: материал структурирован по уровням от фонетики до синтаксиса и «разбавлен» орфографией, пунктуацией и развитием речи. Однако некоторые расхождения в теории (система транскрибирования, статус формообразующих суффиксов, система частей речи, описание словосочетания и типов придаточных предложений), терминологии и порядка следования разделов создают ощутимые сложности как для школьника (особенно при переходе из школы в школу), так и для формирования программы для поступления в филологический вуз.

Необходимо также иметь в виду возможность преподавания в ряде школ по альтернативным и экспериментальным учебным программам, которые представляют значительно видоизменённый курс русского языка. К сожалению, в последнее время появилось большое количество учебной литературы крайне сомнительного качества.

Особенностью данного этапа развития средней школы является то, что после долгого перерыва русский язык в старших классах введён как обязательный учебный предмет.

Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения русского языка в 10—11 классах, можно условно разделить на несколько групп: программы, в которых усилена практическая значимость русского языка как учебного предмета (орфографико-пунктуационая или речевая), и программы, в которых основной упор сделан на усиление теоретической базы, её систематизацию (для гуманитарного или — ́уже — филологического профиля).

Существуют программы и пособия каждого из этих видов. К пособиям с практической орфографико-пунктуационной направленностью относится, например, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, пережившее уже около 40 переизданий. Сугубо практическую направленность имеют также пособия Д. Э. Розенталя «Русский язык. 10—11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений», «Русский язык для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы», «Русский язык. Сборник упражнений для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы».

Ко второй группе можно отнести программы и пособия с усиленной речевой направленностью. Это программа А. И. Власенкова «Русский язык. 10—11 классы», обеспеченная пособием для учащихся «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (издаётся с 1996 года).

К третьей группе надо отнести программы и пособия с усиленной теоретической направленностью. Основной пользователь этих программ — будущий филолог, который в связи с многообразием программ и учебников для средней школы получает часто противоречащие друг другу сведения о языке. Будущему филологу необходим систематизирующий курс, способный стать промежуточным звеном в единой цепочке «школа — вуз» и обеспечить непрерывность и преемственность преподавания русского языка. Специально для старших классов гимназий, лицеев гуманитарного профиля на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова создана программа систематизирующего курса русского языка, повторяющего, обобщающего и углубляющего знания учеников по теории языка, формирующего умения и навыки работы учащихся с языковым материалом разного уровня сложности. Программа обеспечена учебным пособием «Русский язык: Учебное пособие для углублённого изучения в старших классах» в 2 томах, авторы В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская (М., 2000).

Кроме того, в старших классах курс русского языка часто замещён курсом стилистики, риторики или словесности.

Такое разнообразие учебников и учебных пособий по русскому языку остро ставит вопрос о необходимости повторительно-обобщающих материалов по русскому языку. Предлагаемые материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, представленные в трех основных учебных комплексах, при необходимости комментируя различия между ними. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы включена только в теоретически обобщённом виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...