Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Либертарианство за один урок

Дэвид Бергланд

Либертарианство за один урок

 

Бергланд Дэвид

Либертарианство за один урок

 

Дэвид Бергланд

ЛИБЕРТАРИАНСТВО ЗА ОДИН УРОК

От редактора Идеи, изложенные в этой книге -- доступны немногим. Но, я надеюсь, что вы -из тех людей, которые способны их понять. Для их понимания требуется способность мыслить независимо, смело, и просто обладать здравым смыслом.

К сожалению, мы все воспитаны советской системой. Те ценности и понятия, которые впитаны в нас с молоком матери, и которые мы благодаря сменившейся форме правления, на сознательном уровне уже отвергаем -- до сих пор живут в нас на уровне подсознания. Поэтому вас сначала скорее всего шокируют многие мысли изложенные здесь. Не бойтесь -- это просто одно из свойств идей. Они проникают в человека настолько глубоко, что усваиваются где-то в районе спинного мозга и долго еще напоминают о себе оттуда при любом удобном случае. Новые идеи требуют времени, для того чтобы стать частью вашего сознания.

Многие слова такие как: "социальная справедливость", "равенство", "братство" хотя и не несут в себе НИКАКОГО конкретного смысла, производят на нас эффект заклинаний. Даже для меня -- ребенка 70-х, выражение "Настоящий Коммунист", все еще, в первую секунду вызывает образ рыцаря без страха и упрека, во всем смелого и положительного и т.п. хотя я прекрасно сознаю что это -- скорее литературный образ, вжившийся в сознание, нежели просто убежденный член "Ком. партии". А многие современные понятия типа "Забота об экологии", "Борьба с наркотиками и оружием", "Честный налогоплательщик" или "Поддержка отечественного производителя" просто никем не ставятся под сомнение.

Перевод этой книги сделан для всех моих друзей, которые (я не сомневаюсь) достаточно развиты интеллектуально и духовно, и которым мне приходится излагать свои взгляды в одних и тех же повторяющихся многочасовых спорах. Одни и те же объяснения утомляют, поэтому я решил для начала просто давать им почитать эту книгу. В ней кратко затронуты все основные вопросы, которые люди обычно мне задают.

Но это -- только начало. В этой тонкой книжке вкратце описаны либертарианские подходы к основным проблемам современного общества. Девяносто процентов того что рассказано об Американском обществе справедливо и для России. Остальные десять станут справедливыми через пару лет.

Прочитайте эту книгу внимательно, поймите ее всей силой вашего логического аппарата - и вы наверняка захотите изучить проблему глубже. Мы будем стараться издавать новые книги и дальше.

Антон Дмитренко

Введение

Книга под названием "Либертарианство за один урок", пожалуй, может навести читателя на мысль, что есть один урок, одна центральная идея или тема, которая поможет объяснить вс°, что обсуждается в этой книге. Вот она:

ВЫ ПРИНАДЛЕЖИТЕ СЕБЕ.

Типичному современному читателю утверждение "вы принадлежите себе" не покажется таким уж выдающимся. Если вам кажется очевидным что вас никто не может убивать, превращать в раба, избивать или обкрадывать, то вам должен быть вполне понятен принцип "самопринадлежности". Но что же означает "принадлежать"?

Если вам принадлежит вещь, ферма, кровать или пакет акций, это значит, что только вы можете решать, что с ними делать. Вы можете ими пользоваться, продать или оставить у себя. Другие не имеют права принимать решения, заставляющие вас делать с вашей собственностью то, что вы делать не хотите. Принадлежать себе означает, что только вы имеете право решать что делать с вашей жизнью, энергией, словами, поступками и честно приобрет°нной собственностью. Никто другой не имеет права заставлять вас действовать против ваших интересов, так как вы их понимаете.

Но так как люди равноправны, то не только вы принадлежите себе, а и любой другой человек принадлежит самому себе тоже. Поэтому каждый из нас должен уважать чужое право самому или самой жить своею жизнью.

Нельзя принуждать других поступать по вашему желанию. Они принимают решения сами. Вы не имеете права убивать, порабощать, избивать или грабить их, какую бы пользу, по вашему мнению, это ни могло принести. Следовательно, вы должны нести за себя ответственность. Даже самые ваши срочные и глубокие желания, интересы или неотложные "нужды" не оправдывают моральных притязаний на жизнь, заработки или собственность любого другого человека.

Принцип самопринадлежности очерчивает границу вокруг каждого индивидуума, образуя область частной жизни и свободы действий вокруг этого человека. Мы все должны уважать чужое право действовать в пределах его или е° области. Бывает трудно определить, где мои действия пересекают границу вашей области, но это проблема -- неотъемлемая часть реальной жизни и человеческих взаимодействий. Вот почему у нас есть суд закона для решения споров.

Важно то, что мы принимаем принцип самопринадлежности как руководство к действию, когда имеем дело с окружающими. Это попросту означает признание других равными себе в нравственном статусе и человеческом достоинстве. Это означает, что каждый имеет право принимать все решения о собственной жизни, теле, действиях, словах и честно приобрет°нной собственности. Это означает, что каждый из нас должен нести ответственность за свои поступки.

Либертарианцы подходят к политическим, экономическим и социальным вопросам, отдавая высший приоритет прежде всего тем решениям, которые позволяют людям разрешать свои собственные проблемы так как они сами хотят в соответствии с их собственными ценностями. Чаще всего это приводит к предложениям, которые сменяют неуклюжий, приводящий к обратным результатам подход государственного вмешательства, более эффективным добровольным сотрудничеством между людьми, чьи жизни непосредственно затрагиваются. Судите сами, каковы сейчас дела и как могла бы измениться Америка, если бы большему числу людей предстояло понять и принять принцип самопринадлежности и начать требовать от людей в правительстве уважения к каждому из нас, которого мы достойны как уникальные и сознательные личности.

Многие впадают в ошибочное представление об американской политической системе, политических идеях и партиях. Мы часто слышим, что в Америке "двухпартийная система" и что выбор ограничен Демократической и Республиканской партиями. Подобное заблуждение затрудняет новым политическим группам и партиям рост и конкуренцию со старыми, устоявшимися.

Ещ° одно общее заблуждение предполагает традиционный политический "спектр" слева направо. Если чь°-то суждение ограничивается левыми, или либералами, с одной стороны, и правыми, или консерваторами, с другой, то трудно иметь дело с политической философией, которая не вписывается в этот ограниченный, одномерный спектр.

Эта книга предлагает студентам, преподавателям и всем кто заинтересован вопросами политической свободы введение в политическое мировоззрение либертарианства и Либертарианской партии. Одна из целей настоящей книги -помочь преподавателям политических знаний, нуждающимся в дополнительном курсовом материале, с точными, злободневными сведениями о третьей по величине в Америке политической партии и о мировоззрении, которого она придерживается.

Более широкая цель -- сделать доступной для учащихся основную информацию о либертарианстве, истории либертарианского движения и Либертарианской партии и об их месте в современном мире. При продвижении учащихся в политической науке потребуются дополнительные труды для углубленного изучения вопросов, кратко обсуждаемых здесь. (См. Библиографию для дополнительного чтения в конце книги.) Тому, кто хочет лишь достаточной информации для принятия разумных решений по существующим сегодня политическим альтернативам, должно вполне хватить содержащегося здесь материала.

Глава 1. Сущность правительства

Правительство (государство) это не данность или вещь, существующая независимо от народа, который его созда°т. Разнообразные люди в нашем обществе являются частью государства. Оно включает в себя Президента, сенаторов, губернаторов, судей, членов Конгресса, законодателей штатов, окружных комиссаров или надзирателей, членов городских советов, полицейских, тюремщиков, строительных и пожарных инспекторов, библиотекарей, дорожных рабочих, дворников, мусорщиков, работников социальной сферы, учителей и др. Важно то, что все они просто обыкновенные люди, такие же как вы и я.

Правила поведения, уголовные наказания, аресты и преследования

Суть правительственных действий такова: некие люди, именуемые законодателями, создают определенные правила поведения, и предусматривают методы задержания и наложения наказаний за нарушение этих правил. Когда кто-нибудь нарушает правило, то они высылают вооруж°нных людей (полицейских), чтобы арестовать провинившегося и вынести ему наказание. Это, возможно, звучит сверхупрощ°нно, однако это не есть сверхупрощение.

Например, Конгресс установил правило, по которому каждый молодой человек должен встать на воинский уч°т. Любой юноша уклоняющийся от такой регистрации, становится объектом уголовного наказания. Он будет арестован, задержан, препровожд°н на суд и послан в тюрьму, если будет осужд°н.

Конгресс проводит закон о налогах, требующий от граждан отдавать часть своих доходов правительственному налоговому агентству -- Службе внутренних сборов и налогов (СВСН). Неподчинение привед°т к уголовному преследованию. СВСН может также отобрать имущество у граждан, которым вменяется в вину неуплата налогов. Если гражданин сопротивляется, его сопротивление -- тоже преступление и в конечном сч°те также вед°т к тюрьме.

Некоторые законодатели штатов провели закон, объявивший для родителей правонарушением учить своих детей дома, а не передавать их школьным властям штата. В таких штатах родители, которые обучают детей дома или в частных школах, не лицензированных государственными образовательными властями, являются объектами уголовного преследования.

На местном уровне городские советы проводят правила, диктующие людям, каким бизнесом они могут заниматься, какие здания им следует отводить для своего бизнеса и где его можно размещать. В результате любого нарушения появятся вооруж°нные представители правоохранительных органов для того, чтобы огласить выдержку из закона, наложить арест и применить уголовное наказание по отношению к нарушителю.

Люди в правительстве, которые составляют правила и регламенты для остальных, не особенно наделены воображением. Законотворчество всегда одинаково. Законодательство (городской совет, окружной наблюдательный совет, законодатели штата или Конгресс) рассматривает "проблему", устанавливает правила поведения для народа, назначает уголовное наказание за неповиновение и разрабатывает процедуру ареста и преследования тех, кто нарушает их правила.

Некоторые правительственные программы могут показаться не вписывающимися в эту схему, как например общественная безопасность, национальная оборона, почтовая служба или общественные школы. Однако, метод финансирования этих разнообразных программ и служб таит в себе основную схему. Финансирование проводится принудительно. Налогосборщики принуждают граждан отдавать долю своих заработков или иного имущества на оплату расходов, вызываемых целой чередой государственных "услуг". Любой, кто не платит налогов, будет заключ°н в тюрьму на основании закона, как это делается сегодня.

Когда кто-нибудь говорит: "Должен быть закон" или "Правительство должно принять меры", то он говорит именно о том, что законодателям следует разработать определ°нные правила, объявить наказание, и если кто-то не подчиняется, то вооруж°нные люди заставят его подчиниться, наложив уголовные наказания на любого нарушителя правил.

Общественный договор или рэкет "крыши"?

Мы все слышали как говорят, что люди в пределах какой-либо нации или общества вступили в своего рода "общественный договор". Обычно, это один из доводов в пользу подчинения людей государственному контролю и уплате налогов в качестве цены за проживание в мирном, упорядоченном и безопасном обществе. Но любой договор требует существования людей, лично (или если на то пошло -- по доверенности) договаривающихся о чем-то по доброй воле и лично принимающих на себя обязательства в обмен на выгоды, которые они надеются получить. К тому же одним из основных признаков договора является то, что в него можно вступать или не вступать.

История развития государства, т.е. правления, показывает, что этот институт возникает из завоевания. Одно племя или группа заво°вывает другое, отбирает оговор°нную дань (налоги), взамен позволяя покор°нным людям жить. Обыкновенно, правящее племя бер°тся защищать заво°ванное от остальных марод°ров. Такие отношения точнее будет определить не как "общественный договор", а как рэкет, "крышу", вымогательство.

Даже если взглянуть на американский опыт, который отличается тем, что наша нация была рождена в пору революции против британской тирании, то нынешние отношения между американскими гражданами и многочисленными правительственными уровнями вс°-таки ещ° не являются общественным договором. Скольких знаете вы людей, добровольно подписавших Конституцию Соедин°нных Штатов или основной закон штата, где они живут, или устав округа либо города, который они населяют? Сколько людей имеет хоть малейшее представление о том, что гласят эти документы?

Действительность такова: никакого общественного договора не существует. Следует признать правительство тем, что оно есть на самом деле -- группой людей, имеющих власть в сво°м распоряжении. Они могут применять и применяют власть, чтобы управлять остальными гражданами самыми разными путями.

Тогда заключительный вопрос таков: Каково законное применение государственной власти и какие стандарты должны использоваться для определения, законно ли была эта власть применена? Для того, чтобы ответить на этот наиважнейший вопрос, начн°м с рассмотрения действий отдельных лиц, и те нравственные принципы которые эти действия затрагивают.

Самопринадлежность и самозащита

Большинство из нас согласно с тем, что применять силу при самообороне против нападающего -- это правильно и законно. Нравственный принцип, который оправдывает это -- либертарианский принцип самопринадлежности. Каждый индивидуум принадлежит самому или самой себе. Никто не владеет никем другим. "Владеть" чем-либо означает, что владелец имеет право решать, что делать с этой вещью, а остальные такого права не имеют. Будучи принадлежащим себе, каждый из нас имеет право распоряжаться своей жизнью, телом и собственностью, приобрет°нной честным трудом или обменом либо в дар. В свете этих принципов было бы абсурдом, если б лицо, чья жизнь, тело или собственность подвергаются угрозе со стороны другого лица, не имело права оборонять их со всей необходимой силой.

Я имею право защищаться, значит и другие люди могут помогать мне защищать мои права, когда это становится необходимым. Это предполагает ответ на вопрос: Каково обоснованное применение государственной силы?

Людей в правительстве надо рассматривать как представителей граждан. Функции государства должны быть ограничены помощью гражданам защищать их права от любого, кто их нарушает или посягает на них. Следовательно, законы, карающие такие деяния как убийство, изнасилование, кража, грабеж, растрата, мошенничество, обман, похищение заложников, злоупотребление, загрязнение (форма злоупотребления) являются должным использованием государственной силы, ибо такие деяния подразумевают нарушение чьих-то прав.

Напротив, любая деятельность, которая является мирной, добровольной и честной, должна быть свободна от уголовных наказаний или государственного вмешательства. Не должно быть, например, законов, наказывающих за уклонение от военной службы, за предложение на рынке подходящих потребителям товаров и услуг или за обладание собственностью, которые другие находят нежелательной.

Правительство обязано уважать права граждан

Слишком часто люди делают заключение, что при переходе из частных граждан в государственные чиновники человек становятся чем-то в роде Сверхчеловека, наделенного правами недоступными обыкновенным гражданам. Но не существует ни высших, ни низших человеческих существ, когда дело касается прав. Люди в правительстве имеют те же права, что и простые граждане. У них та же обязанность, что у вас и у меня, уважать равные права всех людей.

Защищаться -- мо° право, и я могу уполномочить своего представителя, общественного служащего в правительстве, помогать мне в защите моих прав. У меня нет права посягать на чужие права, и, следовательно, я не могу уполномочить человека в правительстве делать это. Ни вам и мне вместе, ни тысяче нас, ни миллиону нравственность не позволяет нарушать права кого-либо другого, и вся наша банда не может уполномочить правительство сделать это. Неверное не становится верным только оттого, что неверно поступающие превосходят жертв числом. Точно также, как вы и я обязаны уважать чужие права, люди в правительстве обязаны исполнять законные функции так, чтобы соблюдались и не нарушались права граждан.

Суть правления состоит в том, что люди в правительстве имеют в сво°м распоряжении силу, которую могут использовать против граждан. Когда использование силы обосновано? Либертарианский ответ заключается в том, что правительственная мощь должна применяться только для защиты граждан от тех, кто нарушает их права. Применение силы всегда должно ставиться под сомнение. На тех, кто призывает к правительственным действиям в оправдание использования силы, всегда должно лежать бремя ответственности.

Мы всегда обязаны помнить, что, призывая правительство к действию, мы просим правительство выслать вооруж°нных людей, которые бы взяли под контроль наших сограждан; забрали бы часть их заработка или имущества в виде налогов; навязали бы определенные правила поведения; и наложили наказания, такие как штрафы или тюремное заключение, если они не подчиняются правилам.

Даже законное применение государственной власти -- это опасная и страшная сила. Нам никогда не следует призывать к е° использованию без ясной необходимости в защите наших прав или прав наших сограждан.

Глава 2. Альтернатива принуждающему правлению

Для людей существуют два и только два способа иметь дело друг с другом. Один -- посредством силы, другой -- пут°м добровольного сотрудничества.

Правительство -- всюду распространенный в нашей культуре институт, основанный на силе. Здесь, в Америке от е° начала до середины. XIX в., у нас был ещ° один базирующийся на силе институт -- рабство. Государственная власть утвердила этот отвратительный институт пунктом Конституции США о беглых рабах и Актами о беглых рабах, провед°нных Конгрессом.

Ясно, что правительство -- это институт, основанный на силе. Заметьте, ведь правительство ничего не производит, и люди, которые составляют правительство, получают оплату от граждан через принудительное финансирование, именуемое налогообложением. Более того, частные граждане не могут отказаться от государственных услуг, операций или служб и покупать их в другом месте. Налогоплательщики обязаны оплачивать любую государственную акцию и подчиняться ей даже в случае несогласия с нею.

Правительство: конгломерат услуг?

Мы можем рассматривать правительство представив его как огромный конгломерат "услуг". Государственные чиновники предлагают гражданам много разных услуг, зачастую в конкуренции с теми, кто предлагает услуги в частном секторе. Либертарианцы поднимают следующие вопросы:

+ 1) Должны ли эти услуги предлагаться государственными служащими? + 2) Должны ли эти услуги оплачиваться принудительно, налоговой системой? Ответ на эти оба вопроса: нет, необязательно.

Добровольное сотрудничество

Альтернативой принуждению как основе человеческих взаимоотношений является добровольное сотрудничество. В нашем обществе мы видим немало примеров добровольного сотрудничества в учрежд°нной форме. Самой обширной и распростран°нной является коммерческая деятельность, т.е. рынок. Люди, как индивидуально так и организовавшись в компании, покупают и продают миллионы разных изделий и услуг. На рынке никто никого не принуждает покупать ту или иную вещь у того или иного продавца. Никого не заставляют заниматься каким-нибудь определ°нным родом деятельности либо предлагать заказчику какие-нибудь определенные товары или услуги.

В свободно-рыночные отношения каждое лицо вступает потому, что, с его или е° точки зрения, конечный результат принес°т выгоду. В этом -- ключ к пониманию экономического развития и роста производительности пут°м свободного обмена. Каждый участник вступает в сделку добровольно и выигрывает от нее, получая то, то что он хочет.

Сопоставьте это с переходом собственности по принуждению, когда человека заставляют расстаться с чем-либо под дулом пистолета. Этот человек, пожалуй, не будет считать этот способ самым лучшим.

Уважение к правам

Когда юридический/политический остов общества уважает и защищает права людей, в н°м живущих, то все могут свободно торговать на рынке. При таких условиях не требуется никакого правительственного вмешательства, за исключением случаев, когда какие-то люди нарушают чужие права совершая кражу или мошенничество. Основой плодотворных деловых отношений служит уважение к правам других людей и производственная деятельность на мирной, добровольной и честной основе.

На добровольном сотрудничестве строятся многие другие институты в нашем обществе, например: церковь и религия, семья, благотворительные заведения, медицинские исследовательские общества, организации по самосовершенствованию, частные школы. Есть буквально десятки тысяч групп и ассоциаций, куда американцы вступают по доброй воле ради выполнения задач, которые они сами себе поставили. Эти организации работают изумительно, особенно по сравнению с типично бюрократической возн°й государства.

В основе всех этих успешных видов деятельности, основанных на добровольном сотрудничестве лежит либертарианский принцип уважения к правам всех людей. Согласно этому либертарианскому принципу уважения чужих прав действует большинство людей. Большинство не хочет контролировать других и не хочет, чтоб другие контролировали его. Имея дело друг с другом как частные граждане, мы почти всегда миролюбивы и честны и ожидаем от сограждан только добровольного сотрудничества, а не подчинения силе.

Частная собственность: самопринадлежность

Правовым основанием для этого либертарианского подхода, который защищает ожидания граждан при их взаимоотношениях, является система прав на частную собственность, разработанная в английских и американских законах. Самый фундаментальный элемент в этой системе частной собственности -- понятие самопринадлежности, утверждающий что каждый человек принадлежит самому себе. Никто из нас не принадлежит другому человеческому существу.

Когда мы говорим о собственности, то обычно подразумеваем недвижимость или осязаемое личное имущество, такое как автомобили, компьютеры, деньги, с°рфинговые доски или что угодно. Проще говоря, любой человек может накапливать собственность, производя е°, или приобретая посредством мирного и честного обмена с другими владельцами собственности или получая е° в дар. Правовая система, которая призна°т и защищает права граждан производить, приобретать и обменивать право на собственность, -- это основное требование для мирных и плодотворных отношений между людьми. Чем яснее определены права частной собственности и чем над°жнее правовая защита прав собственности, тем легче людям планировать собственное будущее. Над°жные и обеспеченные права собственности оставляют меньше возможностей для возникновения споров о том, кто и что может делать с данным земельным участком или единицей личного имущества. Владелец собственности сам все решает и сам нес°т ответственность за последствия, плохие или хорошие.

Крайне важно различать отношения, построенные на насилии и на добровольном сотрудничестве. Решающий вопрос таков: кому решать, как обойтись с вашей жизнью, вашим телом, вашей собственностью? Либертарианцы отвечают, что каждый имеет право сам принимать все решения относительно своей жизни, тела и честно нажитой собственности. Далее, каждый человек сам нес°т ответственность за свои решения. Я не в праве заставлять других расплачиваться за мои ошибки.

Добровольное сотрудничество с другими никогда не представляет угрозы праву человека управлять своей жизнью, телом и собственностью. Угрозой правам граждан является именно принуждающий механизм государства (или деятельность обыкновенных преступников). Следовательно, главной целью должно быть ограничение государства законной функцией помощи людям в защите их прав. Только при таком ограничении правительства люди получат максимум возможностей развивать самые полезные и продуктивные отношения, основанные на добровольном сотрудничестве.

Глава 3. Препятствия к ясному пониманию правительства

Послушайте внимательно людей обсуждающих или спорящих на политические темы. Вы встретите множество заблуждений и препятствий, встающих на пути ясного понимания этих вопросов.

Далее мы кратко рассмотрим пять обычных заблуждений.

Утопическое заблуждение

"Утопия" означает совершенное общество, в котором все имеют вс°, что хотят и вс° ид°т как надо. Подобного места никогда не существовало. Но противники свободы превозносят Утопию считая ее образцом. Они утверждают, что свободное общество не гарантирует каждому вс°, что он хочет. В нем кто-то будет обделен или обижен, и в нем будут существовать убийцы, воры, насильники и прочие преступники. Так как свобода не гарантирует Утопию, то они настаивают, чтобы мы е° отвергли.

Это верно: никакой сторонник свободы не может гарантировать утопию.

Ну и что?

Ни один сторонник никаких политических взглядов не может гарантировать Утопию.

Утопия не является одним из вариантов. Е° просто никогда не достигнуть. Будем практичны, рассмотрим, что же есть в наличии и выберем наилучшее.

В наши дни в Америки имеются три политических варианта. Первый вариант -- это status quo [status quo (латин.) -- сохранение прежнего положения. (прим. перев.)]: Правительство и политика последних 20--30 лет и продолжение курса, развивавшегося в эти годы. Большинство очень жалуется на status quo. У разных людей разные жалобы, но нынешний уровень неудовлетвор°нности очень высок.

Второй вариант выбора -- двигаться в направлении увеличения Правительства и большего государственного вмешательства в разные стороны нашей жизни. Этот выбор неизбежно сопровождается ростом налогов и уменьшением свободы. Большинство американцев находят этот выбор даже менее желательным, чем status quo.

Третий вариант -- двигаться в направлении уменьшения размеров Правительства, уменьшая масштабы его вмешательства в наши личные и деловые вопросы, снижая стоимость государства, а значит снижая налоги. Такое уменьшение привело бы к возрастанию личной свободы и контроля каждого над собственной жизнью. Большинство американцев предпочитают этот выбор остальным.

Так что следует повторить: Утопия не существует. Когда вы слышите, как кто-нибудь отрицает идею большей свободы, говоря, например: "Вы же не можете гарантировать нашим детям хорошего воспитания, если отменить закон об обязательном посещении школ", то это утопическое заблуждение.

Предположение "ННХ" (народ нехорош)

Это заблуждение содержится почти во всех доводах в пользу государственного регулирования жизни людей. Не подкрепл°нное фактами предположение говорит о том, что народ слаб, глуп, беспомощен, несведущ, нечестен и опасен по отношению к себе и к другим. Несколько примеров: система Социального обеспечения необходима, ибо иначе народ не был бы уверен в сво°м будущем; воинская повинность необходима, ибо одного желания народа защищать Америку недостаточно; законы о наркотиках необходимы, ибо без них мы стали бы нацией вдрызг обдолбанных наркотиками людей, неспособных что-либо делать; законы об обязательном посещении школы необходимы, ибо иначе родители не стали бы воспитывать детей.

В посыле ННХ имеется огромная логическая дыра. Те, кто использует этот посыл, всегда исключают себя из разряда "народ", который слаб, глуп, беспомощен, несведущ, нечестен и опасен по отношении к себе и другим. Если бы посыл ННХ был действителен, то мы все меньше всего бы хотели большого мощного правительства, руководимого такими людьми, на протяжение вашей и моей жизни. Как сказал один сатирик, "Если народ будет в основном хорош, вам не понадобится правительство; если народ будет в основном плох, вы не отважитесь его иметь".

Большинство людей в большинстве случаев поступает как надо. Они не лгут, не обманывают, не крадут, не насилуют и не убивают. Как правило, мы соблюдаем принцип уважения к другим человеческим существам, признавая их право самим разбираться со своими делами, а также их волю иметь с нами дело мирно и честно.

Заблуждение по поводу овеществления

"Овеществление" -- затейливое слово обозначающее такое обращение с понятиями или ярлыками, как будто они существует на самом деле сами по себе. При этом по ошибке забывают о том, что в действительности существуют не понятия и ярлыки, а только люди. "Правительство" не существует как нечто отдельное от людей его составляющих. Конечно, необходимо иметь термин "правительство" также, как термины "церковь", "школа", "армия", "союз", "корпорация", "семья" и т.п. Но ни один из этих ярлыков (групп) не лежит вне или выше понятия "индивидуумов" их составляющих.

Каждый раз, когда вы слышите, как говорят, что правительство, или бюрократы, или крупные корпорации, или союзы сделали то-то и то-то, всегда спрашивайте: "Кто конкретно и что сделал?". Действовать могут только индивидуумы, и они, конечно, должны отвечать за свои действия.

Одной из причин, по которой впадают в это заблуждение, является желание обезличить людей, с которыми хотят поступить несправедливо. Легко призывать обложить большими налогами "крупные корпорации". Не так легко призывать к уменьшению дивидендов пенсионеров, вдов и сирот, зависящих от пенсионных фондов, которые владеют акциями тех же крупных корпораций.

Другая мотивация этого заблуждения в утверждении, по которому ты, индивидуум, менее значим, чем такое понятие как "общество". Ты, согласно этому утверждению, должен пожертвовать своими интересами на благо других, составляющих более широкую группу.

Заблуждение о бесплатных обедах

Самый важный экономический принцип звучит следующим образом: "Бесплатного обеда не бывает" (БОНБ) [фраза-лозунг повстанцев за свободу из фантастического романа либертарианского писателя Роберта А. Хейлейна "Луна -- суровая повелительница" (Robert A. Heinlein "The Moon is a Harsh Mistress". Кроме этого они говорили: "Вс° бесплатное стоит вдвое дороже, как показывает время, или оказывается бесполезным." (прим. ред.)]. Хотя и неграмотно выраженное, это положение верно и бесспорно. К сожалению, когда дело касается политики, то, кажется, многие верят, что бесплатные обеды существуют, и что они могут получить что-то ни за просто так.

Часто мы слышим о бесплатном образовании, бесплатной медицинской помощи или о том, что правосудие должно быть бесплатным. Налоговый сч°т на вашу собственность или федеральные доходы от налогов продемонстрируют, что эти вещи не бесплатны. Ни учителя, ни врачи, ни судьи не работают даром. Государственные чиновники получают в общем неплохое жалование и неизменно возражают, если кто-нибудь предлагает урезать им оплату. Источник оплаты всех государственных служб -- заработки и собственность людей, которые не являются государственными служащими, т.е. налогоплательщиков.

Любой, кто получает что-либо от правительства, делает это за сч°т других, усердно работающих американцев. Вопрос в том, будут ли те, кто получает ссуды или иные правительственные "блага", платить за них или с помощью правительственной силы они заставят платить других.

Заблуждение о том, что законы работают

Многие думают, что люди прекратят делать те или иные вещи, если только законодатели проведут закон, объявляющий эти вещи преступлением. (Тут мы делаем различие между уголовными законами, которые карают поведение, нарушающее чужие права, например, убийство, кражу и т.п., и законами, которые карают мирное, честное поведение, не нарушающее чужих прав. К сожалению, свыше половины сегодняшних затрат и усилий наших правоохранительных органов подпадают под последнюю категорию.)

Поучителен опыт с сухим законом в Америке. С 1920 до 1933 г. конституционная поправка запрещала производство, продажу и употребление спиртных напитков, т.е. деятельность, которая не нарушала ничьи права. Результаты были катастрофическими. Запрет не только не прекратил пьянство, он колоссально расплодил организованную преступность. Цены на нелегальную выпивку возросли, создавая выгодные возможности для всякого, кто желал заняться уголовной деятельностью. Больше всех выиграли люди с криминальными наклонностями. Наживавшиеся незаконным пут°м подкупали систему уголовного правосудия, скупая полицию, суды и тюремщиков. Было утрачено уважение к закону. В отличие от свободного, состязательного рынка, где конкуренция основана на добровольном сотрудничестве между покупателем и продавцом, менее конкурентоспособные зачастую изживались силой.

Эта общая схема повторяется всякий раз, когда государство поворачивает мирную, честную деятельность в сторону преступности. Люди не перестают покупать товары и услуги, которые им нужны только из-за риска попасть в тюрьму. Ещ° одним предсказуемым результатом является образование "ч°рного рынка", имеющего большинство, если не все, признаки нелегального рынка спиртного, который развивался во время сухого закона.

Забавно слышать, как утверждают, будто если бы не было законов о наркотиках, то люди курили бы марихуану или нюхали кокаин, когда по текущим данным, от 25 до 40 миллионов американцев делают это регулярно. Мы слышим, как этот довод повторяется по отношению к другим законам. Без законов против иммиграции сюда прибудут тысячи людей из Мексики и Центральной Америки; или без законов против проституции люди будут предлагать сексуальные услуги. Это лишь несколько из тысяч примеров, ежедневно доказывающих, что попытка подавить мирное поведение уголовными наказаниями вовсе не срабатывает.

Вывод

Люди верят и принимают как факт многие заблуждения и ошибочные представления о политике. Вышеизложенные рассуждения включают пять наиболее часто встречающихся заблуждений и препятствий к ясному размышлению. Внимательный наблюдатель, который оста°тся настороже, часто выделяет и другие. В любом десятиминутном споре каждое из них вполне вероятно появляется не однажды.

Помните об этом. Если довод основан на заблуждении, то такой довод частично или полностью недействителен. В политике скептицизм в отношении тех, кто употребляет лицемерные аргументы, - весомая защита вашей свободы и вашего кошелька.

Глава 4. Развитие либертарианства как американского политического движения

В 1776 году небольшая группа британцев, живших на восточном побережье Северно-Американского континента, решила порвать оковы британской тирании. В наиважнейшем политическом документе человеческой истории Декларации независимости, написанной Томасом Джефферсоном, они дали понять всему миру, что и зачем они создавали. Начальный параграф Декларации независимости гласит: Мы считаем самоочевидными истинами, что все люди созданы равными; <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...