Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Товарная обработка отдельных групп товаров




Рассмотрим специфические операции, свойственные отдельным группам товаров.

Бакалейные товары поступают в магазины, как правило, расфасованными. Продукты, упакованные в мешки, ящики, картонные коробки, перед продажей фасуют. При подготовке к продаже проверяют целостность упаковки, маркировку.

Кондитерские изделия расфасовывают в полиэтиленовые пакеты или укладывают навалом в магазинах самообслуживания. Фасованные кондитерские изделия рассортировывают и размещают по видам и сортам на полках, горках, прилавках.

Весовые печенье, вафли, мягкие конфеты, фруктово-ягодные и шоколадные изделия размещают на внутренних полках прилавков в лотках. Пирожные, рулеты, кексы выставляют на прилавках на фабричных лотках. Торты и пирожные с кремовой или фруктовой отделкой помешают в охлаждаемые витрины и шкафы.

Хлебобулочные изделия при подготовке к продаже сортируют по сортам и видам, проверяют качество. По просьбе покупателя ржаной, пшеничный хлеб разрезают на две или четыре равные части. Баранки, сушки предварительно фасуют по 250, 500, 1 000 г. При подготовке хлебобулочных изделий к продаже, выкладке их в торговом зале особенно важно соблюдать требования санитарии и гигиены.

Молоко и молочные продукты относятся к скоропортящимся товарам, поэтому к продаже подготовляют минимальный запас. Товары должны быть тщательно проверены по качеству и рассортированы. Расфасованный творог, масло выкладывают на открытых холодильниках-прилавках. Сливочное масло, сыр развешивают без довесков, упаковывают в пергамент, целлофан, полиэтилен или термоустойчивую пленку. Сметану фасуют в полимерную упаковку. Монолит сливочного масла вынимают из тары на лотки, снимают с него пергамент и обязательно зачищают от штаффа — окислившегося пожелтевшего верхнего слоя. Зачищенный монолит масла с помощью струны разрезают на бруски, которые на подносе ставят на рабочем месте.

Твердые сычужные сыры протирают чистыми увлажненными полотенцами, а затем сухими полотенцами, загрязненную поверхность сыра зачищают. Крупные сыры разрезают на

половины, четверти или восьмые части. Мягкие сычужные сыры вынимают из обертки и протирают полотенцем. Рассольные сыры и брынзу за час до продажи вынимают из рассола.

Яйца перед продажей проверяют на овоскопе.

Мясо поступает в магазин тушами, полутушами, четвертинами или фасованным. Перед продажей мяса необходимо проверить наличие на тушах клейм ветеринарно-санитарного надзора и упитанность. Нефасованное мясо требует значительной предварительной подготовки, которая включает: разделку полутуш и четвертин на сортовые отрубы мяса; фасовку — разрубку сортовых отрубов мяса на мелкие куски, тушек птицы — на части; взвешивание кусков мяса и тушек птицы; расценку и упаковку с указанием массы и стоимости; укладку на лотки, противни или в ящики для подачи в торговый зал.

У непродовольственных товаров для каждой группы предусмотрены определенные операции по подготовке товаров к продаже:

  • трикотажные изделия — чистка и утюжка, проверка комплектности гарнитуров;
  • обувные товары — осмотр внешнего вида, проверка парности, шнуровка обуви, подбор и изготовление планшетов с соответствующими товарами;
  • галантерейные товары — группирование по материалам изготовления и назначению: накатка кружева, тесьмы, ленты на планшеты; завязывание галстуков различными способами;
  • парфюмерно-косметические товары — проверка целостности флакона, его укупорки, составление и оформление подарочных наборов;
  • хозяйственные товары — осмотр внешнего вида, проверка целостности изделия и комплектности;
  • культтовары — подбор товаров по группам, видам, назначению, проверка и апробирование товара в действии, проверка комплектности.
ЛЕКЦИЯ Урока «Выкладка товаров в торговом зале магазина» Под эффективной выкладкой товаров понимают способ привлечения внимания покупателей и увеличения продаж за счет такого располо­жения товара на полках и прилавках магазина, при котором:
  • товары четко поделены на товарные группы/бренды для удобства их восприятия покупателем;
  • каждый товар/бренд демонстрируется в самом выгодном и привле­кательном для покупателя свете, каждый отдельный товар (упаков­ка) хорошо виден покупателю;
  • рекламно-информационные материалы привлекают внимание к нуж­ным товарам/брендам и призывают купить;
  • дополнительно стимулируются покупки товаров импульсного спро­са и сопутствующих товаров.
Выкладка товаров базируется на трех составляющих: 1. ассортиментная политика и метод управления ассортиментом — от­вечает на вопросы, какой товар представить в магазине, сколько места и какого качества выделить под товар; 2. визуальный мерчендайзинг - дает необходимые правила представ­ления товара на торговом оборудовании с учетом особенностей зри­тельного восприятия человека; 3. общие правила мерчендайзинга. Их мы рассмотрим подробнее. Виды выкладки Выкладка по товарным группам. Этот вид выкладки подразумевает выкладку товара одной товарной группы всех производителей. Напри­мер, колбаса сырокопченая разных заводов или кофеварки разных тор­говых марок (рис. 1.15). Рис. 1.15. Выкладка по товарным группам Выкладка по производителям или по торговым маркам. Этот вид выкладки подразумевает выкладку всех наименований одного произ­водителя единым блоком в рамках определенного отдела/секции. На­пример, разные сорта и виды ч ая одной торговой марки (рис. 1.16). Рис. 1.16. Выкладка по производителям (торговым маркам) В ертикальная выкладка. Однородные товары размещают вертикаль­но в несколько рядов по всей длине оборудования (рис. 1.17). Это хо­роший показ товаров, удобный покупателям любого роста. Меньший товар располагается на верхних полках, на самой нижней полке раз­мещается товар самых больших размеров или более дешевый. Опти­мально для товаров одной марки или одного производителя. Горизонтальный способ выкладки. Рис. 1.17. Выкладка по товарным группам При этом способе однородные то­вары располагаются вдоль по всей длине оборудования, занимая одну-две полки (рис. 1.18). Имеет два варианта: 1)по виду товара:
  • полка - томатные соусы;
  • полка - прочие соусы;
  • полка - майонезы;
2) по торговой марке:
  • полка - соусы торговой марки А;
  • полка - соусы торговой марки Б;
  • полка - соусы торговой марки В.
Рис. 3.18. Горизонтальная выкладка Д исплейная выкладка. Обычно этот способ выкладки применяют на дополнительных точках продажи. Он представляет собой отдельно стоящий фирменный стенд или стойку, не привязанные к основной точке продажи этого товара (рис. 1.19). Продукция на дисплее дубли­руется, а не выносится с основного места продажи. Дополнительные требования таковы:
  • дисплей должен сразу бросаться в глаза;
  • дисплей должен быть аккуратно оформлен и подсвечен;
  • дисплей должен быть всегда в поле зрения продавца — чтобы мож­но было использовать находящиеся на нем товары как тему для бе­седы;
  • рядом с дисплеем должны находиться рекламные материалы с тек­стовой информацией.
Рис. 1.19. Дисплейная выкладка Блочная выкладка — торговые марки образуют блоки на одну-две-три полки, занимая при этом не всю длину оборудования, как при гори­зонтальной выкладке, а только часть длины (рис. 1.20). Такая выкладка хороша при большом количестве марок с небольшим ассортимен­том внутри них. Рис. 1.20. Блочная выкладка Палетная выкладка - выкладка одного наименования товара в большом количестве на поддоне, зачастую прямо в прозрачной упаковке, с обя­зательной крупной табличкой с указанием цены и названия товара (рис. 1.21). Обычно располагается по периметру магазина или в кассо­вой зоне. Палетная выкладка очень эффективна, позволяет быстро рас­продать товар, даже не очень ходовой. Хорошо использовать в качестве дополнительной точки продажи. Широко используется в супермаркетах. Рис. 1.21. Палетная выкладка Рис. 1.22. Многотоварная выкладка Многотоварная выкладка - одноместное размещение различных то­варов и изделий, обычно связанных между собой (например, сумки, кошельки и платки) (рис. 1.22). Позволяет существенно увеличить продажи. Многотоварная выкладка может быть представлена в обыч­ном совместном размещении связанных между собой товаров (напри­мер, чай и джем) и в виде композиционной выкладки, при которой товары не просто расположены рядом, а создают определенный образ или имитируют некоторую ситуацию. Например, посуда и кухонные принадлежности для приготовления и питья кофе можно разместить как в реальной жизни - на специальном презентационном столике. В ыкладка товаров «навалом» - осуществляется с помощью различно­го типа емкостей или базовых стендов (рис. 1.23). Это могут быть мага­зинные тележки, проволочные контейнеры, корзины, бачки, столы. Ча­сто этот прием используется при распродажах, обычно используется один вид товара. Например, праздничные наборы к Новому году. Тре­буется применение вывески с указанием названия товара и цены. Возникает закономерный вопрос: какой вид выкладки лучше и какой выбрать? Однозначного ответа на этот вопрос не существует — все за­висит от типа товара, формата магазина, особенностей целевых групп покупателей. Рис. 1.23. Выкладка «навалом» При выборе между выкладкой по товарным группам и по брендам нужно ориентироваться на ваших целевых покупателей: если они опе­рируют преимущественно брендами при выборе товара, значит, вы­кладку нужно организовывать по брендам. Если же большинство покупателей при выборе товара ориентируются на характеристики това­ра, цену и бренд не имеет первостепенного значения, то рекомендует­ся применять выкладку по товарным группам. Например, многие дискаунтеры размещают соки по видам: апельсиновый, томатный, яб­лочный и т.д., а уже внутри определенного вида - по брендам в рам­ках вертикальной выкладки. Супермаркеты же предпочитают выклад­ку соков строго по брендам. И это очевидно: для покупателей сока в дискаунтере важна цена, и они готовы переключиться с одного бренда на другой при наличии более привлекательной цены. А покупатели супермаркета ориентируются на привычный вкус и известность мар­ки в большей степени, чем на цену, поэтому среди них больше привер­женцев определенных брендов. Горизонтальная выкладка по видам товара имеет один существенный недостаток. Товары, расположенные на полках на уровне глаз, автома­тически получают преимущество перед товарами, оказавшимися на самых верхних и самых нижних полках, - поэтому горизонтальная выкладка более уместна в магазинах небольшой площади. В этом от­ношении вертикальная выкладка предпочтительнее, так как позволя­ет разместить одну группу товара или товары одной торговой марки в рамках зрительного поля человека, что обеспечивает максимальное удобство. Часто недооценивается композиционная многотоварная выкладка: она уместна не только для одежды или аксессуаров, но и для продуктов питания, товаров для дома и отдыха, украшений и посуды. Усиление эмоционального фона за счет композиционной выкладки особенно ак­туально для товаров, выбор которых происходит эмоционально - «нра­вится - не нравится». Напомним общие правила выкладки. 1. Торговая мебель должна быть чистой, без пыли и пятен (особенно на стекле). У покупателя чистота и порядок ассоциируются с каче­ством товара и профессионализмом продавцов. Следует следить за целостностью этикеток и упаковок товара, так как нарушенный вид портит и имидж товара, и имидж магазина. 2. Товары должны располагаться лицевой стороной к покупателю. То­вары не должны загораживать друг друга, чтобы можно было разгля­деть целиком каждую товарную единицу. Название товара должно располагаться горизонтально. Человек может легко прочесть верти­кально написанное слово, только если оно состоит не более чем из пяти букв и является распространенным (таких слов около 100). Длинные слова, тем более иностранные, написанные вертикально, человек чи­тать не будет. 3. Ценники должны быть четкими, содержать правильно написанное название товара и обязательно располагаться рядом с ним. Отсутствие ценников или неразбериха с ними крайне негативно воздействуют на настроение и соответственно на покупки клиентов магазина. Выбор формата ценников осуществляется индивидуально, но группы однородных товаров должны иметь единый формат ценников. Цифры, указывающие сумму, должны быть напечатаны крупно и сра­зу выделяться на ценнике. Расположение ценников должно учитывать угол зрения покупателя. Если ценник крепится на специальном держателе, необходимо менять угол его наклона в зависимости от высоты полки. Для крупных товаров лучше использовать держатель для ценника в виде таблички на ножке - напольный или настольный. Для новых и малораспространенных товаров нужен каталог или крат­кое описание каждой позиции. 4. Новый товар должен быть выделен и с помощью специального цен­ника (или таблички), и визуально - на выгодном месте, особо подсвечен и т. д. 5. Мелкий товар должен лежать ближе к покупателю (ближе на полке и ближе к уровню глаз), крупный можно расположить дальше или ниже, чтобы товары не загораживали друг друга. Некоторые правила выкладки продуктов питания Товара должно быть в достаточном количестве, лучше много. Одна-две упаковки или маленький кусочек весового товара на прилавке вызывают ассоциацию с плохим качеством. Минимальное количество товара — это три упаковки одного наименования. В норме должно быть выложено не менее трех рядов товара одного наименования. Дорогой товар нужно располагать отдельно от аналогичного дешево­го; соседство возможно лишь в случае, если это делается специально для продвижения дешевого. Градация по цене должна быть постепен­ной, либо это должны быть разные витрины/полки. Дешевые товары располагаются на стеллажах ниже, дорогие - выше. Ряд стеллажей начинается с самого дешевого товара, в соответствии с основным по­током покупателей, и заканчивается самым дорогим товаром. Конкурирующие марки должны располагаться рядом. Товары, распо­ложенные рядом, человек автоматически уравнивает по качеству, к тому же конкуренты зачастую близки по цене. Товары одного наименования разной фасовки также располагают ря­дом друг с другом, чтобы человек мог выбрать подходящее для себя. Выкладка должна организовывать заимствование популярности сла­быми марками или видами товара у более сильных. Для этого сильные марки (виды) начинают и заканчивают ряд на полке. Таким образом, слабые (менее знакомые потребителю) товары будут находиться в пре­делах «стен замка», образованных сильными товарами, и заимствовать у них популярность. Товары с меньшим сроком хранения должны быть доступны покупа­телю в первую очередь. Весовые товары (сыр, колбасы, мясная гастрономия) должны иметь свежий срез, который позволяет покупателю оценить качество про­дукта, возбуждает аппетит и способствует покупке. Товары одного наименования или одной марки необходимо распола­гать рядом, а не в разных местах. Товары, образующие «линейку брен­да», также рекомендуется располагать в одном месте; например крас­ные вина одной торговой марки. Упаковки товара должны быть размещены ближе к краям полки, т. е. ближе к покупателю, - даже если товар не занимает всю полку вглубь. Наряду с качественным торговым оборудованием правильная выкладка товара поможет увеличить Ваши продажи. Одним из главных условий продажи товаров является его заметность. Исследования показывают, что полки, расположенные на уровне глаз покупателей, обладают самыми высокими показателями продаж. В среднем по универсамам справедлива следующая закономерность показателей продаж товаров по полкам (рис.8). Если принять показатель продаж (товарооборот) по средним полкам за 100%, то продажи по верхним полкам составляют 62% от объема реализации товара, в случае его размещения на средних полках. Объем реализации с нижних полок составит 48%.
 
Рис.8

Слабые товары располагаются в середине полки, а сильные начинают и заканчивают ряд. Этот эффект называется заимствованием популярности. То есть, находясь в окружении сильных товаров, слабые товары заимствуют у них дополнительное внимание покупателей. Помимо этого необходимо учитывать, что существует разные типы выкладки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...