Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, влияющие на прибыль

 

Абсолютная величина и относительный уровень прибыли существенно изменяются под воздействием с и внутренних условий хозяйственной деятельности торгового предприятия.

К внешним условиям относятся изменения в законодательных и нормативных документах в области кредитования, налогообложения, ценообразования товаров народного потребления, оплаты труда работников, а также инфляция. Государственная политика доходов изменяет структуру спроса населения на товары и услуги. В условиях инфляции, сдерживания индексации реальных доходов населения (пенсии, стипендии, денежные выплаты социального назначения, размер минимальной заработной платы) сокращается покупательная способность населения, что ведет к снижению объема реализации товара.

Внутренние условия деятельности предприятия также оказывают влияние на нормирование прибыли. В связи с увеличением (сокращением) количества работников увеличиваются (уменьшаются) затрата на оплату труда и социальные нужды, что влияет на рост (уменьшение) валовой прибыли и соответственно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может измениться незначительно или остаться на прежнем уровне.

Совокупность факторов, влияющих на прибыль, представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов. Валовой доход от торговой деятельности, прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества, сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям представляют собой подсистему образующих факторов, от которых зависит формирование валовой прибыли.

Объем и уровень прибыли находятся в обратной зависимости от величины и уровня издержек обращения ив прямой зависимости от абсолютной величины и уровня валового дохода.

Валовая (балансовая) прибыль создается в основном за счет прибыли от реализации товаров. Однако валовую прибыль может увеличить (уменьшить) финансовый результат реализации основных фондов и иного имущества, а также величина выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям.

Размер чистой прибыли зависит от суммы затрат, относимых на прибыль, а суммы налога на прибыль уменьшают или увеличивают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.

Объем реализации товаров, издержки обращения, оборачиваемость и состав оборотного капитала, налогооблагаемость предприятия, фондовооруженность и численность работников, розничные цены на реализуемые товары является основными взаимовлияющими факторами на прибыль. В систему этих факторов входят элементы, которые традиционно не включаются при исчислении валовой (балансовой) прибыли, но на практике являются тактическими составляющими экономической прибыли. Эта группа расходов предприятия относится на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Одним из факторов, снижающих величину экономической прибыли, является изъятие средств у предприятия за допущенные нарушения налогового законодательства.

Анализ факторов, влияющих на прибыль, является экономической основой подготовки и принятия управленческих решений, направленных на выбор наиболее рационального пути дальнейшего развития торгового предприятия.[П1.рис.1]


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Рассмотрим на примере магазина бытовой техники выполнение плана по прибыли по данным:

 

Таблица 1

Данные работы магазина

показатели Ед. измерения 2002 2003 отклонение % изменения
т/о Тыс. р 4600 4800 200 104
Ср.торг. надб. % 18 22 +4  
ВД Тыс. р. 828 1056 +228 128
ПР Тыс. р. 348 564 +216  
ИО Тыс. р. 480 492 +12  
УИО % 10,43 10,25 -0,18  
Р % 8 12 +4  

 

Валовой доход за 2003г. составил:

4800×22% = 1056 тыс. р.

Прибыль от реализации за 2003г. составил:

ПР = ВД – НДС – ИО

ПР = 1056 – 492 = 564 тыс. р.

В результате нашей торгово – хозяйственной деятельности в 2003г. рентабельность магазина составила:

Р = П/т/о×100

Р = 564/4800×100 = 12%

При анализе прибыли от реализации определяется влияние объема т/о, валового дохода от реализации, издержки обращения.

Влияние на сумму прибыли изменение объема т/о определяется:

Вл. т/о = Р0 (Т1 – Т0)/100

Вл. т/о = 8×200/100 = 16тыс. р.

За счет увеличения объема т/о на 200тыс. р. Прибыль увеличилась на 16 тыс. р.

Влияние изменения среднего уровня торговых надбавок составит:

Вл. Утн = Т1 (Утн1 –Утн0)/100

Вл. Утн = 4800×4/100 = 192 тыс. р.

За счет увеличения среднего уровня торговых надбавок на 4% прибыль увеличилась на 192 тыс. р.

Влияние на размер прибыли издержек обращения составит:

Вл. УИО = Т1 (УИО1 – УИО0)/100

Вл. УИО = 4800×0,18/100 = 9 тыс. р.

За счет уменьшения издержек обращения на 0,18% прибыль увеличится на 9 тыс. р.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Максимизация прибыли является универсальным принципом рыночной экономики, но его практическая реализация должна осуществляться с учетом экономических, социальных и других особенностей каждой страны. Построение рыночного хозяйства по абстрактным схемам, оторванным от реальных условий, как правило, не приводит к успеху. Это подтверждает хозяйственная практика в России, где становление рыночной экономики происходило по рекомендациям западных специалистов, слабо разбирающихся в российской действительности.

Разумеется, многое в рыночной экономике зависит от целенаправленной деятельности государства, но основную нагрузку в ней несут сами предприятия. Они должны организовать выпуск конкурентоспособной продукции в таких размерах, которые бы обеспечивали им получение необходимой прибыли. Но такая задача решается при условии, если производство основывается на новейших технологиях. Только непрерывная инновационная деятельность может поддержать конкурентоспособность выпускаемой продукции и получение высокой прибыли.

Инновации должны быть главной заботой руководителей предприятий, так как только они приводят к успеху на рынке и к получению максимальной прибыли. Конечно, инновационная деятельность требует инвестиций и источников их финансирования, но эта проблема сравнительно легко решается, если предприятие получает нормальную прибыль.

Низкорентабельными следует считать тех, у которых уровень рентабельности продукции, работ и услуг ниже уровня рентабельности, предусматриваемого при установлении регулируемых цен и тарифов.

Естественной для предприятий рыночной экономики является, однако, максимизация прибыли. Более сложно создать механизм ее оптимального распределения. Как было показано, действующий механизм почти не оставляет предприятиям чистой прибыли, а без нее прекращается их развитие.

Чтобы решить проблему чистой прибыли, следует, прежде всего, увеличить сумму валовой прибыли. Но для этого недостаточно только наращивать объемы производства, работ и услуг. Необходимо также снизить косвенные налоги и особенно НДС, который многие предприятия сделал низкорентабельными и убыточными.

Предлагается снизить ставку НДС на 50%, чтобы создать реальные предпосылки для увеличения чистой прибыли на всех предприятиях. В результате возрастут инвестиции, расширится производство и увеличится занятость населения. Возникнут предпосылки, которые позволят значительно поднять производительность труда и увеличить заработную плату, что повысит покупательский спрос и улучшит конъюнктуру рынка. В конечном счете, все это не только компенсирует потери НДС, но и увеличит общие налоговые поступления в бюджет.

Проблема эффективности использования прибыли решается на предприятиях по-разному, так как у каждого из них свои задачи текущего и перспективного развития. Однако очень важно, чтобы все они заботились об увеличении капитализируемой прибыли, за счет которой обеспечиваются расширенное воспроизводство и повышение конкурентоспособности.

Завершая это исследование, нельзя не назвать еще одной проблемы, от разрешения которой зависит эффективность роли прибыли на предприятиях в системе рыночных отношений - кризис неплатежей, который тормозит процесс реализации продукции, работ и услуг, а с ним тормозятся все воспроизводственные процессы в хозяйственных звеньях, финансируемые за счет прибыли.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Сальдированный финансовый результат организации за 2003г.

 

Прибыль (+), убыток (-)

млн. р

В % к соотв. периоду

2002г.

Сумма прибыли

млн. р

Доля прибыльных орган., %
Всего

+1211637

129,0

1434614

59,4
В т. ч. промышл.

+557586

109,6

685942

56,2
Из нее: электроэнергет.

+19974

В 2,3р.

30677

44,2
Топливо

+211926

82,6

230267

53,4
Из нее: газовая

-33009

76,7

34934

58,5
Строительство

+33433

100,5

50998

62,0
Транспорт

+96910

131,6

114074

51,2
Из нее: автомобильное хозяйство

-3187

1984

40,9
Трубопроводный

+71871

134,9

75665

80,0
Связь

+93411

161,3

97877

68,9
Торговля и общепит

+284866

В 2,0р.

295896

71,4
Из нее: внешняя торговля

+205943

В 2,5р.

206809

66,4
Оптовая торг. продукцией

+19077

118,3

20937

63,9
ЖКХ

-7964

16726

36,8
туризм +395

168,6

652

61,5

               

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 21 декабря 1991г.

2.Газета «Экономика и жизни» №5 февраль 2004г.

3.Аванесова Ю.А. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. М., 1996. 

4.Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия. Р-н-Д., 2001.

5.Кодацкий В.П. Прибыль. М., 2002.

6.Раицкий К. А. Экономика предприятия. М., 2002.

7.Соломатина А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М., 2000.

8.Юров В.Ф. Прибыль в рыночной экономике. М., 2001.

9.Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Р – на –Д., 2001.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...