Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементы метода бухгалтерского учёта.




Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ФГОУ СПО «Касимовский индустриальный техникум»

 

Курсовая работа по дисциплине:

«Бухгалтерский учет и контроль»

 

2010 г.


Место и роль бухгалтерского учёта в системе рыночных отношений

Предмет и методы бухгалтерского учёта

Предметом любой науки является то, что она изучает. Бухгалтерский учёт изучает хозяйственную деятельность предприятий, но не с точки зрения её технических, организационных и других особенностей, а как совокупность хозяйственных процессов, обеспечивающих необходимый финансовый результат. Осуществление этих процессов требует наличие хозяйственных средств (основных и оборотных), источниками формирования (приобретение) которыми являются собственные и заёмные (привлечённые со стороны) средства.

Сущность предмета бухгалтерского учёта раскрывается через учитываемые им объекты. Хозяйственная деятельность предприятий, которая отражает и контролирует бухгалтерский учёт – это процесс использования имеющихся в его распоряжении средств. Следовательно, предметом бухгалтерского учёта является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению (источником их образования), хозяйственные операции и результаты деятельности предприятия в денежном выражении с целью выполнения наличных планов (заданий). Отсюда, объектами предмета бухгалтерского учёта являются хозяйственные средства, их источники, хозяйственные и финансовые процессы (их составные части (элементы) – факты хозяйственной жизни), а также результаты хозяйственных процессов. Поэтому, под предметом бухгалтерского учёта, понимается не только хозяйственные процессы и их результаты, но и наличие хозяйственных средств с указанием источников их образования. Хозяйственные процессы следует рассматривать как совокупность составляющих их элементов – факторов хозяйственной жизни – хозяйственных операций. Предметом бухгалтерского учёта в обобщённом виде выступает хозяйственная деятельность предприятия. В более конкретном виде он выступает через множество разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:

- объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия;

- объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия.

К первой группе относятся хозяйственных средства и их источники, ко второй хозяйственные процессы и их результаты.

Изучение и обобщение хозяйственной деятельности предприятия осуществляется посредством использования различных способов и приёмов, совокупность, которой называется методом бухгалтерского учёта.

Цикл бухгалтерского учёта включает четыре последовательных этапа обработки и обобщения учетно-экономической информации. В связи с этим метод состоит из четырёх обобщающих элементов.

Элементы метода бухгалтерского учёта.

1. Приёмами первичного наблюдения объектов бухгалтерского учёта является документирование и инвентаризация. На этом этапе на первый план выступает документация, поскольку в учёте наблюдение может быть зафиксировано только в виде документа, заполненного с соблюдением определённых требований, придающих подобному документу юридическую силу. Таким образом, юридическим основанием российского учёта остаётся бухгалтерское правило В. Швайкера: «нет документа – нет записей».

Документация – это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учёта и не требующего дальнейших пояснений и детализации. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учёте, должна быть оформлена первичным документом на основании которых производятся записи в регистрах бухгалтерского учёта. Документация обеспечивает сплошное, непрерывное отражение в специальных носителях информации с целью получения о них данных, необходимых для веления текущего бухгалтерского учёта и контроля.

Однако ряд факторов хозяйственной жизни нельзя документально оформить в момент их совершения.

Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путём сопоставления их с данными бухгалтерского учёта на определенную дату. В результате инвентаризации выявляется соответствие фактических данных показателям учёта, а также излишки (недостачи) имущества предприятия. Поэтому с её помощью контролируется сохранность материальных ценностей, денежных средств. Также полнота и достоверность данных бухгалтерского учёта и отчетности. Следовательно, инвентаризация является продолжением документации.

2. Стоимостное измерение объектов бухгалтерского учёта. Связано с тем, что хозяйственные операции затрагивают объекты учёта, имеющие разные единицы измерения. Одни из них имеют весовые измерители, другие – объёмные, третьи – меры длины и площади, четвёртые – меры счета.

Все они представляют собой натуральные измерители и распространяются на товарно-материальные ценности. Каждый из натуральных измерителей используется только для отражения в учёте характеристики однородных предметов.

Затраты труда имеют трудовые измерители и характеризуют количество затраченного рабочего времени. Трудовые измерители применяются как самостоятельно, так и, чаще всего, в сочетании с натуральными измерителями. Трудовые измерители также применяются при расчёте показателей, содержание которых связано с использованием рабочего времени.

Нередко возникает необходимость в исчислении эффективности производимых мероприятий, результатов работы, когда наряду с натуральными и трудовыми измерителями требуется применить обобщающие показатели. С этой целью в бухгалтерском учёте применяются способ, называемый оценкой. Основным правилом оценки, прямо вытекающим из принципа непрерывности функционирующего предприятия, является правило оценки приобретаемого соответствующего вида имущества, в сумме фактических затрат на покупку.

Оценка имущества, приобретённого за плату, производится путем сложения фактически понесённых затрат на его покупку. Имущество, произведенное экономическим субъектом, оценивается в сумме фактических затрат на его изготовление. Полученное на безвозмездной основе имущество принимается к учёту по рыночной стоимости на дату оприходования. В странах с открытой экономикой принято практика, когда к учёту применяются активы в оценке по справедливой стоимости. Текущая рыночная стоимость объекта формируется на основании цены, действующей на дату оприходования, подтверждённой документально или экспертным путём. Определение цены экспертным путём должно осуществляться в рамках Закона РФ «Об оценочной деятельности» от 29 июля 1998г. №135-ФЗ (в редакции Закона от 22 августа 2004 года №122 – ФЗ). Независимо от разнообразия применяемых оценок отдельных видов активов, в основе каждого из них должны лежать принципы реальности обеспечивает объективное соответствие денежного выражения определённого актива величине заключенного в нём живого и овеществленного труда, составляющего его себестоимость.

Принцип единства предусматривает единообразный подход в установлении оценки отдельных объектов учёта разными организациями и отражение ими в своих учётных политиках при общем соблюдении принципа реальности и единства оценки имеет важное значение. В основе её лежит фактическая себестоимость объектов бухгалтерского учёта, верхний предел который зависит от общественно необходимых издержек, определяемых спросом и предложением.

Фактическая себестоимость объектов бухгалтерского учёта исчисляется путём соизмерения и обобщения прошлого овеществлённого и живого труда.

Этот приём получил название калькуляции.

Сопоставление текущих издержек и конечных результатов достигается через оценку их в стоимостном выражении, базирующейся на данных калькуляции фактической себестоимости.

3. Взаимосвязанное отражение, группировка информации об отдельных объектах бухгалтерского учёта. Полученные в бухгалтерском учёте данные о первичном наблюдении и стоимостной оценке далее группируются, систематизируются, т.е. классифицируются по признаку однородности. Для этих целей используется система бухгалтерских счетов.

Счёт представляет локальную информационную систему, которая определяет группировку экономически однородного объекта учёта, его сущность и измерение.

Каждая хозяйственная операция исходя из её экономического содержания затрагивает два объекта учёта. Двойственность хозяйственных процессов предопределяет двойную запись на счетах бухгалтерского учёта.

Счета и двойная запись применяются с целью регистрации, текущей группировки и обобщения учётной информации об объектах бухгалтерского учёта, затрагиваемых хозяйственными операциями. Среди рассмотренных приёмов и способов учёта счёта и двойная запись имеют приоритетное значение.

Через счета и двойную запись лежит путь к систематическому обобщению итогов хозяйственной деятельности, выбору дальнейшей стратегии организации. Достигается эта цель путём составления бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки в денежной оценке хозяйственных средств по составу и источникам формирования на определенную дату. Таким образом, бухгалтерский баланс даёт представление об имущественном положении и финансовом состоянии дел фирмы на определенную дату.

По стандарту бухгалтерский баланс представляет собой двухстороннюю таблицу. Остатки хозяйственных средств предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами располагает предприятие, другая – за счёт каких источников они возникли.

Бухгалтерский баланс включает остатки счетов, которые формирую имущество субъекта, его собственный и заёмный капитал.

В бухгалтерском учёте слово «баланс» имеет двоякое значение:

1) равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредету счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему аналитическому счёту;

2) наиболее важная форма бухгалтерской отчетности.

Итоговое обобщение факторов хозяйственной деятельности организации находит своё отражение и в другой бухгалтерской отчётности.

Бухгалтерская финансовая отчетность – единая комплексная система показателей имущественного и финансового положения предприятия о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам и предназначенная для детализации учётно-экономической информации за отчётный период. Отчётным периодом является календарный период между датами предыдущего и нового отчёта. Отчётная дата – дата, по состоянию на которую организация обязана ставить бухгалтерскую отчетность.

 По каждому числовому показателю бухгалтерские отчётности должны быть приведены данные, как минимум, за два года – отчётный и предшествующий отчётному. Бухгалтерская отчётность является основным источником финансового анализа хозяйственной деятельности организации.

Бухгалтерский баланс и отчетность выступают как способ итогового обобщения и соизмерения текущей учётной информации об активах и источниках создания организации, формирующих её объекты учёта.

Таким образом, метод бухгалтерского учёта есть взаимосвязанная совокупность способов познания сущности его предмета через процесс управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами с целью исчисления прибыли.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...