Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа студентов и ее объем в часах




УПРАВЛЕНИЕ

КАЧЕСТВОМ

Планы семинарских занятий и методические указания

к написанию контрольной работы для студентов

дневного и заочного отделений специальности

080507 «Менеджмент организации»,

080504»Государственное и муниципальное управление»

 

Набережные Челны

УДК 339.138

 

Управление качеством: Планы семинарских занятий и методические указания к написанию контрольной работы для студентов дневного и заочного отделений специальности 080507 «Менеджмент организации» / Составитель: Я.З.Гарипов – Набережные Челны: ИНЭКА, – 2009 г.– 20 c.

 

Рецензент: доктор экономических наук, профессор

Тёмный Ю.В.

 

 

Печатается в соответствии с решением научно-методического совета Камской государственной инженерно-экономической академии.

 

© Камская государственная инженерно-экономическая академия, 2009 год.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДАННОГО ПРОФИЛЯ

 

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса «Управление качеством» – на основе достижений науки, техники и передового опыта отечественных и зарубежных компаний формировать теоретико-методологические знания и практическое умение в применении международных и отечественных стандартов, основ сертификации и метрологии в управлении качеством на уровне компании и как итог – формирование определенного образа мышления менеджеров, ориентированного на качество.

В современной рыночной экономике качество выступает важнейшим фактором и предпосылкой существования в бизнесе. Производители, не выпускающие качественные товары и не предоставляющие качественные услуги, не имеют перспектив развития. Качество есть необходимое условие выживания фирмы. Чтобы производить конкурентоспособную качественную продукцию менеджеры должны осознать значение качества в серьезной конкурентной стратегии, обязаны владеть глубокими и всесторонними знаниями в области управления качеством, владеть практическими навыками оценки качества и технологии управления.

Задачи дисциплины:

- изучить возможности управления качеством товаров и услуг, совершенствования производственных и вспомогательных процессов;

- более широкое использование принципов и методов управления качеством в совершенствовании технологии производства для повышения его технико-экономических показателей;

- овладеть методиками определения экономической эффективности повышения качества продукции и услуг, специализации производства, снижения материало- и энергоемкости продукта, трудовых затрат;

- всемерное использование в практической деятельности современных международных и отечественных стандартов качества, принципов и методов сертификации товаров и услуг, измерительной техники, законодательных и нормативных документов;

- изучение систем стимулирования специалистов, всех работников фирмы для постоянного повышения технического уровня и на его основе управления качеством продукции и услуг;

- формирование и развитие глубокого экономического мышления, связанного с проблемой управления качеством.

Требования к уровню освоения дисциплины

Дисциплина «Управление качеством» базируется на знаниях экономики предприятия, основ менеджмента и маркетинга, управления персоналом, организации производства и других учебных предметов. Теоретической базой являются также законы Российской Федерации!О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений», а также нормативные акты.

В результате освоения курса студенты должны знать:

- основные понятия, концепции и принципы управления качеством;

- эволюцию подходов к управлению качеством;

- системный подход к управлению качеством;

- организационно-правовые основы управления качеством продукции и услуг;

- статистические методы управления качеством;

- методы использования международных и отечественных стандартов в системах управления качеством;

- организационно-методические основы сертификации и метрологии в системах управления качеством.

Студенты должны уметь:

- оценивать уровень качества продукции и услуг;

- отбирать параметры качества при создании нового продукта;

- выбирать технологии создания продукта и оказания услуг с точки зрения повышения их качества;

- разработать политику в области качества как ведущее звено в стратегии фирмы;

- работать с персоналом, обеспечивая включенность каждого работника в повышение качества продукции или услуг;

- принимать рациональные организационно-методические решения по повышению качества продукции и услуг.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ

И ОБЪЕМ В ЧАСАХ (34 ЧАСА)

Тема 1. Понятие и определение качества. Качество и конкурентоспособность. Сущность Всеобщего Управления Качеством. [2 часа]

Цель занятия – ознакомление с предметом и задачами курса, усвоение понятийного аппарата.

Вопросы к теме:

  1. Предмет и задачи курса «Управление качеством».
  2. Определение качества, его разновидности.
  3. Жизненный цикл товара, петля качества.
  4. Основные направления в области управления качеством.
  5. Качество определяется потребителем.
  6. Качество и заинтересованные стороны.

Контрольные задания:

  1. Что представляет собой качество продукта и услуги? Дайте определение (ISO-9000).
  2. Какое определение качества дают немецкие и американские специалисты по качеству?
  3. Какие факторы обусловливают необходимость повышения и обеспечения качества?
  4. В чем заключается значение управления качеством на современном этапе?
  5. Сравнение категорий качество, ценность, стоимость.
  6. Охарактеризуйте основные направления и методы в управлении качеством.
  7. Раскройте сущность петли качества.

Литература: И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 8-49.

 

Тема 2. Политика качества. Качество важнее цены. «Цепная реакция» Деминга. [2 часа]

Цель занятия – усвоение сущности политики качества, требований к ней, ознакомление с конкретными примерами политик качества. Уяснить предпочтительность для потребителя качества товара по сравнению с его ценой. Раскрыть сущность «цепной реакции» Деминга.

Вопросы к теме:

  1. Качество важнее цены.
  2. Политика качества.
  3. «Цепная реакция» Деминга.

4. Качество и конкурентоспособность, их взаимосвязь.

5. Непрерывное повышение качества – стратегия развития предприятия.

Контрольные задания:

1. Дайте определение политики качества.

2. Назовите основные требования к разработке политики качества.

3. Как соотносятся для большинства потребителей в современных условиях качество и цена товара?

4. Как соотносятся принципы конкурентоспособности и качества продукции и услуг?

5. Раскройте сущность «цепной реакции» Деминга.

6. Назовите выгоду потребителя и производителей товара, а также общества в целом и государства.

Литература: И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 8-49.

Тема 3. Формы коллективного участия персонала в управлении качест- вом. Управление персоналом в повышении качества. [2 часа]

Цель занятия – усвоение роли и значения форм коллективного участия персонала в управлении качеством и основных методов менеджмента качества.

Вопросы к теме:

  1. Роль и значение коллективных форм участия в менеджменте качества. Разновидности таких форм.
  2. Группы по совершенствованию деятельности, целевые и процессные группы, кружки качества.
  3. Обучение и подготовка работников в повышении качества.
  4. Планирование карьеры как стимул качественной работы.
  5. Программа выдвижения предложений, ее сущность.
  6. Признание заслуг и формы вознаграждения в менеджменте качества.

Контрольные задания:

  1. Назовите различные формы коллективного участия работников в управлении качеством, кратко охарактеризуйте их.
  2. Какая из форм коллективного участия наиболее характерна для японской системы качества, расскажите о ней подробнее.
  3. В чем суть – главная особенность предназначения и состава групп по совершенствованию процессов и целевых групп?
  4. Профессиональный и карьерный рост работника как факторы повышения качества его работы.
  5. Расскажите о цели планирования карьеры и его процедуре.
  6. Какова сущность программы выдвижения предложений в компании?
  7. В чем специфика японской программы выдвижения предложений?
  8. Расскажите о различных формах признания заслуг и видах вознаграждения.
  9. В чем состоят особенности рационализаторской системы Скэнлона и программы Ракера?
  10. Назовите различные формы общественного признания в управлении качеством.

Литература:

  1. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Управление качеством. – М.: М.: Омега-Л, 2009. –– с.311-320, 344-350.
  2. В.М. Мишин. Управление качеством. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – с.208-218.
  3. Р. А. Биктимиров, В. А. Гречишников, С. П. Дырин и др. Управление качеством, персоналом и логистика в машиностроении. – М. – СПб…: Питер, 2005. – 42-102

 

Тема 4. Современная концепция менеджмента качества. [2 часа]

Цель занятия – ознакомление с современными концепциями менеджмента качества, видами и методами контроля качества.

Вопросы к теме:

  1. Сущность системы менеджмента.
  2. Классификация видов и методов контроля качества.
  3. Основные положения концепции ТQМ – Всеобщего Управления Качеством.
  4. Проблемы внедрения ТQМ на российских предприятиях.
  5. Необходимые ступени (шаги) для развития ТQМ в российских компаниях.

Контрольные задания:

  1. Дайте развернутое определение концепции менеджмента качества и укажите основополагающие принципы современных систем менеджмента качества.
  2. Расскажите о структуре планирования качества с использованием диаграммы «причин-следствий» (диаграммы Ишикавы).
  3. Что понимают под обеспечением качества и как оно осуществляется?
  4. Охарактеризуйте методы контроля и его виды.
  5. Назовите основные положения концепции ТQМ.
  6. Какова специфика ориентации на клиента в концепции ТQМ?
  7. Каковы отличительные черты подготовки персонала в ТQМ?
  8. Расскажите о требованиях к качеству продукции поставщиков в ТQМ?
  9. Каковы особенности стратегического планирования в концепции ТQМ?
  10. На чем основываются цели и задачи постоянного улучшения качества в ТQМ?
  11. Расскажите о функциях информационной системы ТQМ и источниках информации.
  12. Каковы основные проблемы внедрения Всеобщего Управления Качеством на российских предприятиях?
  13. Опишите последовательность шагов, необходимых для развития системы ТQМ на российских фирмах.

Литература:

  1. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 109-131.
  2. Р. А. Биктимиров, В. А. Гречишников, С. П. Дырин и др. Управление качеством, персоналом и логистика в машиностроении. – М. – СПб…: Питер, 2005. – 23-40

 

Тема 5. Стандарты ISO серии 9000. [4 часа]

Цель занятия – освоение содержания стандартов ISO серии 9000, рекомендуемой ими структурой системы качества, основных функциональных элементов системы, экономических аспектов качества, затрат на качество.

Вопросы к теме:

  1. Эволюция в области управления качеством.
  2. Стандарты серии ISO 9000.

Контрольные задания:

  1. Охарактеризуйте пять этапов в развитии управления качеством.
  2. Назовите стандарты ISO 9000 – ISO 9004.
  3. Каковы основные цели выпуска стандартов серии ISO 9000?
  4. Что регламентирует стандарт ISO 9001?
  5. Охарактеризуйте сущность стандарта ISO 9002.
  6. Раскройте содержание стандартов ISO 9003, 9004.

Литература:

1. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 138-195.

2. Р. П. Валевич, О. Б. Пароля. Управление качеством товаров и услуг. – Мн.: БГЭУ, 2008. – с. 183-211

 

Тема 6. Структурирование функции качества. Анализ последствий и причин отказов (FMEA-анализ) в управлении качеством. [2 часа]

Цель занятия – ознакомление с методами структурирования функции качества, приобретение навыков анализа последствий и причин отказов.

Вопросы к теме:

1. Общая характеристика метода структурирования функции качества (СФК). Основная идея.

2. Выяснение и уточнение требований потребителей.

3. Ранжирование потребностей и определение их взаимосвязи с инженерными характеристиками.

4. Весовые показатели инженерных характеристик.

5. Общие положения анализа последствий и причин отказов.

6. Этапы проведения FMEA-анализа.

Контрольные задания:

1. В чем заключается суть метода СФК?

2. Перечислите основные этапы структурирования функции качества.

3. Как выявляются потребительские требования при СФК?

4. Как выявляется относительная важность каждой инженерной характеристики?

5. Что означает учет технических ограничений в структурировании функции качества?

6. Как учитывают влияние конкурентов в СФК?

7. Какие задачи решает FMEA-анализ?

8. Что может выступить объектом анализа последствий и причин отказов?

9. Расскажите об этапах проведения FMEA-анализа.

10. Опишите задачи и содержание экспертного метода анализа моделей.

Литература:

1. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 245-262.

2. Р. А. Биктимиров, В. А. Гречишников, С. П. Дырин и др. Управление качеством, персоналом и логистика в машиностроении. – М. – СПб…: Питер, 2005. – с. 156-161

 

Тема 7. Статистические методы контроля качества. [2 часа]

Цель занятия – практическое освоение статистических методов контроля качества.

Вопросы к теме:

1. Контрольные листки, примеры форм.

2. Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы).

3. Гистограммы.

4. Диаграммы разброса.

5. Диаграмма Парето (правило 20/80).

6. Стратификация.

7. Контрольные карты управляемости.

8. «Новейшие инструменты» всеобщего качества.

Контрольные задания:

1. В чем основное назначение контрольных листков?

2. Какие компоненты, влияющие на качество, описывает диаграмма Ишикавы?

3. Опишите применение гистограммы в управлении качеством.

4. Расскажите о сущности диаграммы разброса.

5. Каким образом правило Парето позволяет принять первоочередные меры по улучшению качества?

6. Раскройте суть диаграммы разброса, ее предназначение.

7. Как проводится стратификация данных?

8. Что Вам известно о «новейших инструментах» всеобщего качества?

Литература:

  1. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 262-271.
  2. Р. А. Биктимиров, В. А. Гречишников, С. П. Дырин и др. Управление качеством, персоналом и логистика в машиностроении. – М. – СПб…: Питер, 2005. – с. 126-139

 

Т ема 8. Поставщики и проблема качества. Менеджмент как средство повышения качества. [2 часа]

Цель занятия – приобретение практических навыков контрактного взаимодействия с поставщиками, ознакомление со структурой корпоративного (общего) менеджмента

Вопросы к теме:

1. Контрактное взаимодействие с поставщиками.

2. Обучение и поощрение поставщиков.

3. Аудит и аттестация поставщика.

4. Структура корпоративного (общего) менеджмента.

5. Реинжиниринг бизнес-процессов.

6. Примеры успешного реинжиниринга.

7. Обучение и мотивация персонала.

Контрольные задания:

1. по обеспечению качества. Какие требования по качеству предъявляются к продукции поставщиков?

2. Какие выгоды обеспечивает долгосрочный контракт поставщику и заказчику?

3. Что означает Обеспечение информационной безопасности?

4. Как проводятся обучение и поощрение поставщика в управлении качеством?

5. Какие виды контроля поставщика практикуются?

6. Расскажите о количественной оценке деятельности поставщика.

7. Расскажите о сущности реинжиниринга организаций в управлении качеством.

8. Приведите примеры успешного реинжиниринга.

9. Опишите различные формы обучения работников всех уровней в управлении качеством.

10 Расскажите о различных концепциях мотивации работников к деятельности

Литература:

1. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 215-216, 277-288, 344-350.

2. Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. Управление качеством: Учебник. – М.: Инфра-М, 2005. – с. 121-135

3. Р. А. Биктимиров, В. А. Гречишников, С. П. Дырин и др. Управление качеством, персоналом и логистика в машиностроении. – М. – СПб…: Питер, 2005. – с. 53-83

 

Тема 9. Квалиметрия и ее роль в управлении качеством. Метрология в управлении качеством. [2 часа]

Цель занятия – изучение методик измерения качества, роли методов измерения в управлении качеством.

Вопросы к теме:

  1. Основные понятия квалиметрии.
  2. Показатели качества продукции.
  3. Измерение качества.
  4. Обеспечение единства измерений.
  5. Калибровка средств измерений.
  6. Сертификация продукции и систем качества.

Контрольные задания:

  1. Охарактеризуйте основные понятия квалиметрии.
  2. Какова роль квалиметрии в управлении качеством?
  3. Расскажите о количественных показателях качества.
  4. На каких методологических принципах основана оценка уровня качества?
  5. Расскажите о классификации и номенклатуре показателей качества.
  6. На какие группы подразделяются методы определения количественных показателей качества?
  7. Какие показатели определяют единство измерений?
  8. Назовите основные положения Закона РФ о единстве измерений.
  9. Как осуществляется калибровка средств измерений?
  10. Какие задачи решает сертификация продукции?
  11. Назовите основные функции, определяемые Законом РФ о сертификации.

Литература:

1. В. Н. Фомин Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: учеб. пособие. – М., 2005. – с. 7-49.

2. В.М. Мишин. Управление качеством. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – с.99-112.

  1. Р. А. Биктимиров, В. А. Гречишников, С. П. Дырин и др. Управление качеством, персоналом и логистика в машиностроении. – М. – СПб…: Питер, 2005. – с. 110-114.

 

Тема 10. Экономика управления качеством. [2 часа]

Цель занятия – изучение экономических методов управления качеством.

Вопросы к теме:

  1. Основные понятия. Эффективность управления качеством.
  2. Экономические показатели.
  3. Затраты на качество, их виды и источники возникновения.
  4. Регулирование затрат на управление качеством.
  5. Экономическая эффективность новой продукции (управления качеством).
  6. Экономические результаты функционирования служб контроля качества продукции.
  7. Экономические преимущества производства и реализации сертифицированной продукции.

Контрольные задания:

  1. Раскройте сущность понятия эффективности в управлении качеством.
  2. Назовите экономические показатели качества.
  3. Из каких составляющих складывается суммарная затрата на качество?
  4. Раскройте понятие «нужного качества».
  5. По каким направлениям классифицируются методы расчета экономической эффективности продукции высокого качества?
  6. Назовите преимущества, которые получает потребитель при действенном контроле качества продукции у изготовителя.
  7. Какие преимущества получает изготовитель от реализации сертифицированной продукции?
  8. Расскажите о механизме окупаемости затрат на обязательную сертификацию.

Литература:

  1. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 220-244.
  2. Р. П. Валевич, О. Б. Пароля. Управление качеством товаров и услуг. – Мн.: БГЭУ, 2008. – с. 230-266.

 

Тема 11. Комплексный показатель качества, индекс качества, качество технологических процессов, убытки, вызванные браком продукции. [4 часа]

Цель занятия – ознакомление с практическими методами расчета комплексного показателя качестваиндекс качества, качество технологических процессов, убытки, вызванные браком продукции на конкретных примерах.

Вопросы к теме:

1. Комплексный показатель качества.

2. Индекс качества.

3. Качество технологических процессов.

4. Брак продукции.

5. Убытки, вызванные браком продукции.

Контрольные задания:

  1. Рассчитать комплексный показатель качества.
  2. Определить индекс качества разнородной продукции, выпускаемой предприятием.
  3. Оценить уровень качества продукции (интегральный показатель)
  4. Определить необходимое число контролеров для цеха.
  5. Оценить качество технологического процесса.
  6. Оценить процент потерь от брака за определенный период времени.

 

Литература: В. В. Завадский. Практикум по дисциплине «Управление качеством» - Набережные Челны: РИО ИНЭКА, 2009.

Тема 12. Особенности менеджмента качества в сфере услуг. [2 часа]

Цель занятия – изучение методологии управления качеством в сфере услуг.

Вопросы к теме:

  1. Методологические особенности управления качеством в сфере услуг.
  2. Критерии (показатели) качества услуги: надежность, отзывчивость, безопасность, взаимопонимание с клиентом, очевидность.
  3. Основные отрасли сферы услуг.
  4. Модель расхождений качества услуги.
  5. Подходы к достижению качества услуги.

Контрольные задания:

  1. Какова принципиальная особенность управления качеством в сфере услуг?
  2. Назовите и охарактеризуйте показатели качества услуги.
  3. Расскажите о некоторых подходах к определению качества услуг.

Литература:

  1. Р. П. Валевич, О. Б. Пароля. Управление качеством товаров и услуг. – Мн.: БГЭУ, 2008. – с. 212-229.
  2. Кенгиз Хаксевер, Барри Рендер, Роберта С. Рассел и др. Управление и организация в сфере услуг. – СПб.: Питер, 2002. – с. 435-455.

Тема 13. Система образования – важнейшая социальная услуга. Управление качеством в системе образования. [2 часа]

Цель занятия – изучение основных принципов менеджмента качества образования.

Вопросы к теме:

  1. Образовательные цензы (уровни) в Российской Федерации.
  2. Основные принципы менеджмента качества образования.
  3. Показатели качества образования.
  4. Особенности системы управления качеством образования в высших учебных заведениях (на примере экономических специальностей).
  5. Оценка качества образования в вузе.

Контрольные задания:

  1. Какова структура (ступени) образовательной системы в России?
  2. Какими принципами руководствуются при обеспечении качества образования?
  3. Назовите показатели качества образования.
  4. Какими качествами должен обладать преподаватель?
  5. Какими качествами должен обладать студент?
  6. Раскройте карьеру выпускника как показателя качества образования.

Литература:

  1. Р. П. Валевич, О. Б. Пароля. Управление качеством товаров и услуг. – Мн.: БГЭУ, 2008. – с. 212-219
  2. Кенгиз Хаксевер, Барри Рендер, Роберта С. Рассел, Роберт Г. Мердик. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика. – Санкт-Петербург – Москва: Питер, 2002. – с.435-449.
  3. Б. И. Герасимов, Н. В. Злобина, С. П. Спиридонов. Управление качеством. – М.: Кнорус, 2007. – с. 253-260

 

 

Тема 14. Управление качеством в сфере торговли. [2 часа]

Цель занятия – изучение методов управления качеством в сфере торгового обслуживания.

Вопросы к теме:

  1. Понятие и сущность торговой услуги.
  2. Функциональное и социальное назначение торговой услуги.
  3. Качество торговой услуги.
  4. Общие и специфические требования к качеству торговой услуги.
  5. Факторы, формирующие качество торговой услуги.
  6. Роль общественности в управлении качеством в сфере торговли.

Контрольные задания:

  1. Раскройте понятие и сущность торговой услуги.
  2. Назовите основные составляющие качества торговли.
  3. Какие требования предъявляются к качеству торговых услуг?
  4. Расскажите о факторах, формирующих качество торговой услуги.
  5. Назовите этапы планирования качества торговой услуги.
  6. Опишите международные стандарты в сфере торговли.

Литература: Р. П. Валевич, О. Б. Пароля. Управление качеством товаров и услуг. – Мн.: БГЭУ, 2008. – с. 212-220.

 

Тема 15. Качество жизни. [2 часа]

Цель занятия – изучение понятия и методов определения качества жизни.

Вопросы к теме:

  1. Понятие качества жизни.
  2. Показатели качества жизни.
  3. Эволюция понятия «качество жизни».
  4. Актуальные проблемы качества жизни в современной России и Татарстане.
  5. Основные направления повышения качества жизни в современных условиях.

Контрольные задания:

  1. Раскройте содержание понятия «качество жизни», отличие уровня жизни и качества жизни.
  2. Какова структура качества жизни?
  3. В чем различие объективной и субъективной оценки качества жизни?
  4. Опишите основные проблемы повышения качества жизни в современной России.
  5. Каковы основные проблемы качества жизни в Татарстане и в городе Набережные Челны?

Литература:

  1. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Управление качеством. – М.: М.: Омега-Л, 2009. –– с.37-42.
  2. В.М. Мишин. Управление качеством. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – с. 7-13.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ЕЕ ОБЪЕМ В ЧАСАХ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...