Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Систематика - это вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочить изучаемые наукой объекты. Привести их в определенную систему, порядок.




Охарактеризуйте методические особенности использования авторских технологий в обучении химии. Разработайте урок по любому школьному курсу химии с использованием авторских технологий (Шаталов В.Ф., Амонашвили Ш.А. и др.)

 

Педагогическая технология, используемая на уроках по химии, рассматривается как совокупность средств и методов воспроизведения процесса обучения и воспитания, позволяющего реализовывать образовательные цели.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. В этом состоит отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания, то педагогическая технология предполагает присоединение к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях, то есть, особенности квалифицированного учителя химии - профессионала.

В настоящее время используют следующую квалификацию технологий:

1. Современное традиционное обучение (ТО)

2. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

а) педагогика сотрудничества,

б) гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

а) игровые технологии,

б) проблемное обучение (проблемный подход в обучении),

в) технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов),

г) технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении,

д) технологии уровневой дифференциации,

е) уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов),

ж) технология программированного обучения,

з) коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко),

и) групповые технологии,

к) компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

4. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала:

а) укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев),

б) реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович).

5. Частнопредметные педагогические технологии. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев):

6. Альтернативные технологии:

а) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер),

б) технология вероятностного образования (А.М.Лобок),

в) технология мастерских.

7. Природосообразные технологии:

а) природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир),

б) технология саморазвития (М. Монтессори),

8. Технологии развивающего обучения:

а) общие основы технологий развивающего обучения,

б) личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская),

в) технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко).

9. Педагогические технологии авторских школ:

а) школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде),

б) модель «Русская школа»,

в) технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский). Ниже мы рассмотрим некоторые примеры современных педагогических

технологий в школьном химическом образовании.

Традиционная классно-урочная технология обучения сегодня является практически единственной формой обучения. Содержание и построение учебных дисциплин соответствуют возрасту и уровню развития обучаемых, а также другим основным принципом дидактики (научности, доступности, наглядности, последовательности и систематичности, сознательности и активности учащихся, прочности усвоения знаний, умений и навыков, связи изучаемого материала химического содержания с жизнью, использование внутри- и межпредметных связей и др.).

Личностно-ориентированные педагогические технологии, в основе которых лежит гуманистическое отношение к личности учащегося, при этом обеспечивается максимальная возможность самореализации и усвоения новых

знаний, умений и навыков в соответствии с индивидуальностью ученика и его образовательными запросами. К личностно-ориентированным педагогическим технологиям относятся: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, и др. В определенной степени к этим технологиям можно отнести Вольдорфскую педагогическую систему, согласно которой каждый ребенок - существо духовное. Задача школы при этом - дать учащимся в процессе свободного воспитания не столько готовые знания по химии, сколько способствовать формированию целостной, ответственной за свои действия личности, способной к самореализации, самосовершенствованию и самоопределению.

Педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию учебной деятельности, используют приемы, средства и методы обучения химии, способствующие формированию интереса, высокой степени мотивации, осознанного подхода учащихся к обучению. В качестве конечного результата достигается значительное повышение активности деятельности учащихся, а также уровня их знаний, умений и навыков. Примерами таких технологий могут служить игровые педагогические технологии; технология проблемного обучения; технология интенсификации обучения на основе моделей учебного материала в виде опорных схем (по В.Ф. Шаталову) и др.

Педагогические технологии, основанные на повышении эффективности организации учебного процесса, включают в себя: методическую систему перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой; технологии уровневой дифференциации обучения по различным параметрам (по возрастному составу, по полу, по области интересов, по уровню умственного развития, по уровню учебных достижений и т.д. до технологии индивидуального обучения детей); технологии программированного обучения предполагают сочетание последовательного изучения отдельных блоков учебного материала школьного курса химии с непосредственным и постоянным контролем его усвоения учащимися. В качестве форм программированного обучения можно использовать учебники-тренажеры или компьютерные обучающие программы.

Технологии развивающего обучения. В основе различных моделей технологий развивающего обучения лежит идея: главная цель обучения - не определенный объем знаний, а развитие всех основных качеств личности. При этом решающая роль в развитии ребенка должна принадлежать обучению. В учебно-воспитательном процессе ученик является полноправным субъектом деятельности. В результате обучения, кроме приобретения знаний, умений и навыков, в первую очередь формируются и совершенствуются способы умственных действий, самоуправляющие механизмы, эмоционально-нравственные и деятельностно-практические качества личности.

Технология укрупнения дидактических единиц. Эффективность изучения новых знаний крупными блоками позволяет учащимся воспринимать учебный материал более осознанно и целостно; устанавливать взаимосвязи внутри химии (как учебного предмета) и межпредметные связи; более

результативно проводить закрепление и обобщение знаний; чаще и более объективно проводить контроль и учет знаний учащихся.

Технология модульного (блочного) обучения. Данная технология предполагает предварительное деление изучаемого материала на систему отдельных модулей. Каждый модуль (блок) представляет собой логически выделенный в школьном курсе раздел, имеющий определенную целостность и законченность. После изучения каждого модуля учащиеся аттестуются в форме дифференцированного зачета (на отметку).

Интеграционные технологии в обучении. В связи с постоянным увеличением объема изучаемого в школе учебного материала разрабатываются технологии интеграции в обучении, в частности изучение нескольких ранее самостоятельных школьных дисциплин в рамках одного предмета. Примером такой интеграции является школьный курс «Естествознание», объединяющий знания по химии, биологии и физике и позволяющий, по мнению авторов данной технологии, более глубоко и достоверно сформировать в сознании учащихся единую естественнонаучную картину мира.

В связи с внедрением в учебно-воспитательный процесс новых информационных и коммуникативных средств, появился термин компьютерные технологии в обучении учащихся. Этот термин сегодня отражает целостную научно разработанную методологию применения системы средств, приемов и методов обучения. Основой при этом является научно-методическая концепция, объединяющая вышеуказанную систему единой общей дидактической идеей для использования в учебно-воспитательном процессе с целью эффективного решения триединой задачи (обучения, развития и воспитания учащихся). Можно считать, что «компьютерные технологии» являются в школе одним из средств реализации той или иной педагогической технологии, применяемой в каждом конкретном случае.

В частности, многолетний педагогический опыт работы автора в школе позволяет определить, что наибольший эффект в организации учебно-воспитательного процесса дает комплексное, системное использование в обучении следующих аспектов:

-планирование изучения учебного материала крупными блоками;

-модульное обучение, модульный контроль и учет знаний учащихся;

-применение рабочих тетрадей для учащихся по химии на печатной основе;

-нетрадиционные формы организации учебной работы в школе (уроки-лекции, конференции, уроки-игры, семинары и т.д.);

-изучение химического вещества по определенному плану;

-использование различных схем, отражающих свойства отдельных веществ, взаимосвязи между отдельными разделами химии, веществами и т.д.;

-занимательность в обучении химии (занимательные опыты, вербальные формы); дидактические игры;

-задания и задачи с нестандартными условиями;

-система работы учащихся по дидактическим карточкам;

-тестовые и компьютерные технологии в обучении химии;

-использование динамических моделей, таблиц и схем;

-разработка и внедрение в практику интегрированных и основанных на межпредметных связях программ химических кружков, факультативов и элективных курсов;

-замена ряда химических реактивов, рекомендуемых для опытов в учебниках, более доступными и безопасными для здоровья;

-видео-уроки и видео-эксперимент в обучении химии;

-использование в учебном процессе имитационных учебных опытов и экспериментов с использованием препаратов бытовой химии и медикаментов;

-унификация химического эксперимента и система его применения при изучении свойств веществ;

-развитие домашнего эксперимента, исследовательских работ учащихся и других форм внеклассной работы.

Методика Шаталова.

Его система направлена на гармоническое развитие личности ученика, на формирование у школьников постоянного интереса к учению, обеспечивает прочные, глубокие знания, делает радостным труд учителя и обучение школьников.

Основное содержание и структуру системы представляет комплекс звеньев.

Первое звено - предупреждения конфликтности во взаимоотношениях учеников, и особенно учителя и ученика.

Второе звено представляет собой комплекс методических приемов и форм повторения учебного материала. По Шаталову, учитель новый учебный год начинает с повторения пройденного в прошлые годы материала.

Третье звено состоит из серии приемов проведения уроков-практикумов, лабораторных работ, упражнений, решений задач и т.п.

Четвертое звено представлено приемами и формами организации учебного самоуправления класса.

Пятое звено включает комплекс правил и требований к оценке знаний учащихся на основе принципа открытых перспектив. По системе же Шаталова проверка, оценка и учет знаний вместо журнала проводится при помощи ведомостей открытого учета знаний.

Шестое звено включает комплекс приемов и способов использования опорных конспектов.

С методико-педагогической точки зрения Шаталовский опорный конспект, или лист опорных сигналов, представляет собой построенное по строгим правилам и принципам наглядное средство обучения, в котором сжато и кратко изображены основные узлы, вехи учебного материала.

Значимость заключается и проявляется в том, что каждый ученик, как бы он ни освоил новый учебный материал, Применение же опорных конспектов, конечно, при условии, если они выполняются и осмысливаются самим учеником, позволяет без особых затруднений преодолеть обе эти трудности.

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока по химии, составленного на основе системно-деятельностного подхода с применением технологии В.Ф. Шаталова для учеников 8 класса

 

Тема: ПАРАД ВЕЩЕСТВ Цель: Систематизировать,обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических веществ

 

Задачи: Обучающие:

1. Обобщение знаний о важнейших классах неорганических соединений

2. Формирование знаний о систематике веществ: классификации и номенклатуре

 

3. Формирование умений составления опорных конспектов с использованием учебника, справочной литературы, знаний, полученных на уроке химии и при изучении смежных предметов (физики, биологии, географии), а также собственных наблюдений

 

4. Обнаружение взаимосвязи между классами неорганических веществ

 

Развивающие:

1. Развитие интеллектуальных умений (для составления опорных конспектов путем анализа и синтеза приобретенных знаний)

2. Повышение уровня владения устной речью

3. Развитие коммуникативных умений (для участия в дискуссии)

4. Совершенствование навыков взаимоконтроля

5. Закрепление приемов обращения с лабораторным оборудованием и соблюдение техники безопасности в кабинете химии

 

Воспитывающие:

1. Применение знаний о значении веществ в природе, жизни человека и народном хозяйстве

2. Повышение интереса к изучаемому предмету

 

3. Создание эмоционального настроя, активирование творческой деятельности учащихся Тип урока –Обобщение знаний об основных классах неорганических веществ

 

Технологии: Шаталова

Оборудование: учебник,опорный конспект«Классификация неорганических веществ»,цветные карандаши,словарь«Химические терминыи определения», набор реактивов, таблица Д.И. Менделеева

 

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята!

Урок почти не содержит нового материала, он посвящен совершенствованию ваших знаний.

Тема нашего урока – Парад веществ.

Эпиграфом к занятию будет служить измененное высказывание Остапа Бендера:

Командовать парадом будем мы…

 

Все ваши ответы будут фиксироваться на листе, и в конце нашей работы определиться лидер, «главнокомандующий» парадом. А почему занятие названо «парадом», вы ответите в конце урока.

 

2. Актуализация пройденного материала

- Что нами было изучено на предыдущих уроках? (оксиды, кислоты, основания, соли)

- Что обсуждалось на уроках? (определения терминов, состав, значение в природе и народном хозяйстве)

 

- Что демонстрировалось на уроках? (химические реакции, которые характеризуют химические свойства кислот и оснований, а также агрегатное состояние, цвет, прозрачность, характеризующие физические свойства веществ).

 

Любые накопленные знания требуют их систематизации. Как вы понимаете термин систематика? Что это?

 

Систематика - это вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочить изучаемые наукой объекты. Привести их в определенную систему, порядок.

Учебный материал, факты, большой объем информации можно систематизировать в виде опорного конспекта.

 

Опорный конспект – это лист-схема, в котором зашифрован учебный материал по любому предмету и в любой области. Идея составления опорных конспектов принадлежит учителю математики Шаталову из Донецка.

 

Учитель: Сегодня мы сами будем составлять опорный конспект.Предлагаю,вспомнить самый первый урок и объяснить,что являетсяобъектом изучения химии? (начинается работа по составлению опорного конспекта)

 

Ученики: Вещества Учитель: Впишите«Вещества»в ячейку.Что такое вещества?

 

Ученики: Это то,из чего состоят физические тела.

 

Учитель: Чем больше веществ узнавали люди,тем важнее их было классифицировать.Известен ли вам терминклассификация? Классификация – распределение чего-либо на классы по определенной системе, по какому-либо признаку. Классификация

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...