Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Субъекты процесса




 

А. Суды

 

_ 34. Компетенция судов

 

I. Применение юридических норм к частным случаям жизни производится целым рядом судебных, судебно-административных и административных учреждений и должностных лиц. Во избежание столкновений между ними каждому из них отведен определенный круг деятельности, в границах которого ему предоставлено право и вместе с тем вменено в обязанность совершать определенные действия. Этот круг деятельности называется компетенцией.

Пределы компетенции судов устанавливаются законом в следующих направлениях.

Во-1-х, закон разграничивает область ведения судебных и административных учреждений. Право судебных учреждений разбирать известную категорию дел называется судебной юрисдикцией (jurisdictio, Gerichtsbarkeit), или властью суда.

Во-2-х, в сфере судебной юрисдикции различаются юрисдикция гражданская и уголовная, смотря по тому, разбирают ли суды споры между гражданами по поводу их взаимных правоотношений или же осуществляют карательную власть государства.

В-3-х, ведомство каждого отдельного гражданского суда определяется с трех сторон:

А) Закон указывает, какие именно категории гражданских дел подлежат ведению данного рода судов. Так, наприм., дела о расторжении браков (кроме раскольничьих) отнесены нашим законом к ведению духовных судов; иски ценою на сумму свыше тысячи рублей - к компетенции окружных судов, и т. п. В этом состоит объективная, предметная компетенция судов (competentia ratione materiae, objective, sachliche Zustдndigkeit), подведомственность или родовая подсудность, подсудность по роду дел.

Б) Закон определяет, какие именно из процессуальных действий имеет право совершать данный суд, т. е. указывает его функции. Это - функциональная компетенция. Напр., судебным палатам предоставлено перевершение дел, решенных окружными судами; Сенату - отмена решений палат и т. д.

В) Наконец, компетенция каждого отдельного суда определяется в отношении пространства, ограничиваясь известными частями государственной территории. Так, власть мирового судьи распространяется на его участок; власть окружного суда - на округ и т. д. Такое пространственное разграничение компетенции судебных учреждений именуется личной, или субъективной компетенцией (competentia ratione personae), или подсудностью (forum, Gerichtstand), а также личной подсудностью, в отличие от родовой.

Таким образом, компетенция гражданских судов обнимает собою: 1) судебную юрисдикцию (в отличие от административной), 2) гражданскую юрисдикцию (в отличие от уголовной), 3) объективную компетенцию (по роду дел), 4) функциональную компетенцию (по кругу функций) и 5) пространственную компетенцию (по округам).

При определении ведомства каждого суда необходимо сообразоваться с границами, установленными для него законом во всех перечисленных направлениях. Для того, напр., чтобы данное дело подлежало ведению московского окружного суда, необходимы следующие условия. Это дело должно: 1) вообще подлежать власти судебных учреждений (а не административных), 2) относиться к компетенции не уголовных, а гражданских судов и 3) притом, судов той категории, к которой принадлежит данный суд (т. е. окружных), 4) возникнуть в округе именно московского, а не какого-либо иного окружного суда и 5) требовать в данном случае исполнения именно тех действий, на которые окружные суды уполномочены законом.

Из этих видов компетенции одна, именно функциональная, не имеет самостоятельного значения, так как она отчасти обусловливается разделением судов по инстанциям, отчасти же связана с распределением судов по различным категориям.

Так, напр., функциональная компетенция мирового съезда определяется, во-первых, тем, что он - суд второй инстанции и, во-вторых, тем, что он - мировой, а не какой-либо иной суд. В качестве суда второй инстанции он перевершает решения мировых судей, чего не могут делать суды первой инстанции (окружной, коммерческие и другие); в качестве же мирового суда он рассматривает иски о восстановлении нарушенного владения, чего не вправе делать другие суды второй инстанции (судебные палаты, судебный департамент Сената). Вследствие этого функциональная компетенция выяснится при изложении порядка производства в судах различных категорий (см. особенную часть).

В настоящем месте подлежат, следовательно, рассмотрению три вида компетенции, имеющие самостоятельное значение: 1) гражданская юрисдикция, 2) объективная компетенция и 3) пространственная компетенция. Во избежание недоразумений в последующем изложении будет применяться однообразная терминология: именно, гражданская юрисдикция, в отличие от уголовной и административной, будет именоваться "властью гражданского суда"; для обозначения объективной компетенции будет употребляться термин "ведомство", а для пространственной - "подсудность".

В наших законах и литературе нет прочно установившейся терминологии: различные виды компетенции обозначаются одними и теми же терминами, именно, чаще всего "ведомством" и "подсудностью", а иногда и другими ("ведением", "властью").

II. Пространственная компетенция судов резко отличается от их компетенции во всех других направлениях. В то время как пределы власти судов, в отличие от прочих правительственных учреждений, являются осуществлением публично-правового принципа разделения властей и установлены, следовательно, в публичном интересе; в то время как разграничение категорий дел, предоставленных ведению разнородных судов, и установление функций каждого суда тоже обусловливаются соображениями публично-правового характера относительно наилучшей организации судебной власти, - приурочение деятельности однородных судов к определенным частям территории имеет в виду преимущественно удобство тяжущихся и сделано в их частном интересе.

Отсюда вытекают следующие важные последствия.

1. Пределы ведомства судов во всех отношениях, кроме пространственного, являются безусловными и не могут быть изменяемы тяжущимися по соглашению между собой.

Тяжущиеся, напр., не могут условиться, чтобы их бракоразводный процесс разрешался коммерческим судом, а иск о миллионном наследстве - мировым судьей. Напротив, пространственная компетенция может быть изменяема по желанию сторон, которые вправе, напр., войти между собою в соглашение о том, чтобы их споры о взыскании по исполнению договора страхования, подсудные петроградскому окружному суду, разбирались московским (ст. 227).

2. За соблюдением границ компетенции во всех отношениях, кроме пространственного, обязаны следить сами суды, не принимая к своему рассмотрению дел, им неподведомственных (1 п. 584 ст.).

3. На нарушение судом всякой компетенции, кроме пространственной, могут указывать обе стороны в течение всего производства; нарушение же судом пространственной компетенции дает одному только ответчику право заявить отвод о неподсудности дела - и то в самом начале процесса (ст. 574, 575, 793, п. 3).

Из этих трех общих положений существуют, однако, изъятия.

 

_ 35. Пределы власти гражданских судов

 

Гражданские суды учреждены для проверки правомерности требований, вытекающих из юридических отношений граждан между собою, т. е. из отношений между отдельными частными лицами, как самостоятельными, равноправными, координированными субъектами. Такие требования называются гражданско-правовыми. Им противоположны требования публично-правовые, возникающие, во-1-х, из отношений между частными лицами, с одной стороны, и органами государственной власти - с другой, т. е. между субъектами неравноправными, субординированными, находящимися в подчинении один другому, и, во-2-х, из отношений органов власти между собою. Публично-правовые требования подлежат рассмотрению административных учреждений.

Публично-правовые требования, принадлежащие органам государственной власти по отношению к частным лицам, осуществляются принудительными мерами администрации, без предварительной проверки их судом. В этом смысле они признаются законом "бесспорными" (14 N 43) и осуществляются в особом порядке административного производства, определенном в Положении о взысканиях по бесспорным делам казны (ч. 2 XVI т. Св. зак., изд. 1910 г.). К таким требованиям принадлежат, напр., относящиеся к уплате государственных налогов, податей и других сборов (ст. 1 указ. Полож.). Публично-правовые требования частных лиц к государственной власти (напр., о возвращении неправильно взысканных сборов), в случае невыполнения их надлежащими ее органами добровольно, осуществляются посредством подачи жалоб по начальству. См. объясн. к 244 ст. Уст. гражд. суд.

Таким образом, по общему правилу, власть гражданских судов распространяется на все гражданско-правовые требования, но и только на них. Таков именно и смысл 1 ст. Уст. гражд. суд.: "всякий спор о праве гражданском подлежит разрешению судебных установлений".

Под словом "спор" понимается в этом случае "иск". Это доказывается сопоставлением 1 ст. с теми статьями устава, с которыми она соприкасается по своему содержанию (29, 31, 202, 215, 216, 222, 227, 228, 1287 и др.).

Однако из этого общего положения законодательства устанавливают ряд изъятий, отчасти расширяя пределы власти гражданских судов, отчасти суживая их, отчасти предоставляя заинтересованным лицам выбор между гражданскими судами и уголовными или между гражданскими судами и административными учреждениями.

I. Область гражданского процесса расширяется включением в компетенцию гражданских судов некоторых публично-правовых требований имущественного характера между частными лицами и органами государственной власти.

1. К числу этих требований принадлежат, прежде всего, те, которые возникают из таких отношений, где органы государственной власти выступают не в качестве носителей государственного суверенитета, а в качестве представителей казны, как юридического лица, участвующего в гражданском обороте на правах обыкновенного частного лица.

"Если казенное установление является представителем или защитником имуществ, принадлежащих казне, спор признается подведомственным судебным установлениям; если же, напротив того, оно действует, как власть, в пределах функций, ему предоставленных по управлению государственными делами, спор является подведомственным установлениям административным" (о. с. 14 N 12; гражд 92 N 43 и др.).

2. Органы общественного самоуправления (городские управления, земские учреждения, дворянские общества и пр.) приравнены по своему значению к казне: когда они действуют в качестве носителей принудительной власти, то их требования к частным лицам осуществляются в административном порядке (прим. к ст. 1 Полож. о взыск. по бесспорн. дел. казны); когда же они выступают в роли представителей общественных союзов, как юридических лиц частноправового характера, их дела с частными лицами подлежат рассмотрению судебных учреждений (о. с. 10 N 32, 14 N 22 и др.).

3. Те соображения, которыми обусловлено подчинение власти гражданских судов дел между казною и частными лицами, не имеют силы в применении к спорам между различными органами казны. Поэтому имущественно-правовые споры между казенными управлениями подлежат разрешению не в судебном, а в административном порядке, т. е. по соглашению между главными начальниками этих управлений, а если соглашения между ними не последует, то разрешаются высшим административным местом - первым департаментом Сената (ст. 1297). Только для некоторых ведомств сделано изъятие из этого общего положения, именно для удельного и духовных. Они являются обладателями самостоятельных имуществ, не входящих в общий состав казенных, а потому правило 1297 ст. на них не распространено, так что подлежат власти гражданских судов: 1) имущественно-правовые споры между удельным и духовными ведомствами с казенными управлениями; 2) такие же споры духовных ведомств различных исповеданий между собою, и 3) споры духовных ведомств с удельным (ст. 1298).

Точно так же не могут быть разрешаемы административными учреждениями споры об имуществе между казенными управлениями, с одной стороны, и городскими либо земскими учреждениями - с другой (14 N 22), равным образом и споры между городскими и земскими учреждениями, потому что их имущества не принадлежат к составу казенных.

4. Затем, подлежат ведению гражданских судов требования возмещения убытков, причиненных не преступными, не наказуемыми в уголовном порядке, а просто неправильными действиями должностных лиц (ст. 1316, 13301, 1331).

Когда такие убытки покрываются, в силу закона, из особо назначенных для того сумм и когда за неправильное действие виновный может быть подвергнут дисциплинарному наказанию, без предания уголовному суду (ст. 1068 Уст. угол. суд.), то взыскание убытков производится в административном порядке. При этом должностное лицо, подвергнутое такому взысканию, может просить о предании себя уголовному суду, и если представить надлежащее обеспечение в размере взыскиваемой суммы, то производство взыскания приостанавливается (ст. 1069 уст. угол. суд.).

5. Наконец, в гражданских судах предъявляются органами администрации (губернаторами и др.) требования о признании недействительными сделок, совершенных вопреки законам, ограничивающим некоторые категории лиц (поляков, евреев, иностранных подданных по закону 2 февр. 1915 г. и др.) в праве владения недвижимостями и принятия их в залог (ст. 12 прил. к прим. 2 ст. 698 т. Х ч. I; ст. 2 прил. к 3 прим. той же ст. и пр.).

II. С другой стороны, область гражданской юрисдикции сужена изъятием некоторых требований частных лиц к казне из ведения гражданских судов, а именно:

1. Требования о возмещении судебных издержек по производству уголовных дел, заявляемые свидетелями, экспертами и другими участвовавшими в делах лицами, разрешаются теми же уголовными судами, которые рассматривали данные дела (ст. 192 и сл., 976 и сл. Уст. угол. суд.).

2. Споры, возникающие между казенными управлениями и частными лицами во время исполнения договоров подряда и поставки, подлежат разрешению в административном порядке (ст. 1301).

3. Требования частных лиц по поводу оценки, определения размера вознаграждения, времени и порядка его выдачи, при экспроприации имущества на общеполезные цели, обсуждаются административной властью (ст. 586 и сл. т. Х ч. I; 15 N 41).

По закону 15 июля 1916 г. изъяты из компетенции судебных учреждений: 1) требования мастеровых, рабочих и служащих в правительственных учреждениях, в казенных и действующих на правах казны предприятиях, а также семейств этих лиц о вознаграждении за утрату трудоспособности вследствие телесных повреждений от неприятельских действий при исполнении ими своих обязанностей или поводу исполнения этих обязанностей; 2) требования семейств перечисленных в предыдущем пункте лиц, пропавших без вести или находящихся в плену, о выдаче пенсии и 3) такие же требования, какие указаны в предыдущих двух пунктах, рабочих, мастеровых и служащих на железных дорогах общего пользования и их семейств, безразлично являются ли эти дороги казенными или частными, функционируют ли или же только строятся.

III. Наконец, в некоторых случаях закон предоставляет гражданам выбор между гражданскими судами и административными учреждениями или между гражданскими и уголовными судами.

1. Споры подрядчиков с казенными управлениями после прекращения подряда и поставки могут быть либо представляемы подрядчиками на разрешение в административном порядке, либо заявляемы суду (ст. 1302, 1309; 93 N 22; зак. 22 апр. 1915 г.).

2. Споры между казенными управлениями и частными лицами по договорам об отдаче в аренду казенных оброчных статей, как во время исполнения договора, так и после выдачи окончательного расчета подлежат рассмотрению, по желанию арендатора, либо в административном порядке, либо в судебном (ст. 1307).

3. Иски о вознаграждении за убытки, причиненные уголовно наказуемыми деяниями, могут быть предъявляемы в уголовном суде, во время производства уголовного дела (ст. 5 Уст. гражд. суд.), до открытия судебного заседания (ст. 7 Уст. угол. суд.). Но потерпевшие имеют право предъявлять такие иски в течение давностного срока и отдельно, в гражданском суде, который приступает к производству только после того, как уголовное дело будет окончено, или в том случае, когда оно приостановлено ввиду душевной болезни обвиняемого либо по нерозыску его, или же когда оно прекращено по указанным в законе причинам (ст. 5, 6 Уст. гражд. суд., ст. 7, 16-18 Уст. угол. суд).

4. Лица, привлеченные к уголовной ответственности и оправданные судом, имеют право предъявить в уголовном суде, разбиравшем дело, или же в гражданском суде, по общим правилам подведомственности, иск о вознаграждении за убытки, причиненные неосновательным возбуждением уголовного преследования, к тем частным лицам, которые возбудили это преследование (ст. 32, 121, 780-782 Уст. угол. суд.).

5. При взаимном земском страховании, в случае несогласия страхователя с утвержденным страховым оценщиком расчетом страхового вознаграждения, страхователь может обратиться с жалобой в страховое управление, а если его жалоба не будет удовлетворена, то ему предоставляется альтернативное право: либо пожаловаться министру внутренних дел, либо предъявить иск (ст. 410 Пол. о взаимн. страх.; о. с. 15 N 4).

 

_ 36. Ведомство духовных судов

 

Ведомству духовных судов подлежат: 1) дела брачные, 2) споры между лицами духовного звания относительно церковной собственности и 3) иски к духовным лицам о вознаграждении за личные оскорбления (Уст. дух. консист., ст. 148, 197; Уст. иностр. исп., ст. 64, 250, 553, 760, 938 и др.).

I. К брачным делам относятся: 1) дела о признании браков недействительными по причине отсутствия требуемых законом условий относительно возраста, непринужденного согласия, вероисповедания и проч. (ст. 37 т. Х ч. I) и 2) дела о расторжении браков по указанным в законе причинам: в случае прелюбодеяния одного из супругов, лишения его правоспособности, безвестного отсутствия (ст. 45 т. Х ч. I).

Духовные суды должны ограничиваться только признанием браков действительными или недействительными и расторгнутыми, т. е. разрешением вопроса о существовании или несуществовании в данном случае законного брака. Дела же, касающиеся последствий брака, т. е. вытекающих из него личных и имущественных прав супругов и их детей, подлежат ведомству гражданских судов (ст. 1337 Уст. гр. суд.).

По исключению к ведомству гражданских судов отнесены брачные дела раскольников (ст. 13561 Уст.), а в Царстве Польском - дела о недействительности и расторжении браков лиц, не принадлежащих к православному, католическому, униатскому и евангелическому вероисповеданиям (ст. 1619 Уст. гр. суд.).

2. Споры о церковной собственности, это - иски о праве пользования ею, о нарушении этого права и церковных доходах (81 N 68).

3. Дела о личных оскорблениях касаются взыскания "бесчестия" (ст. 667 т. Х ч. I) и убытков, причиненных оскорблениями (ст. 670 т. Х ч. I). Они подведомственны духовным судам только тогда, когда предъявляются к православному духовенству.

4. Магометанскому духовенству, подведомственному Оренбургскому духовному собранию, предоставлено право решать по своим законам дела о частной собственности, возникающие по завещаниям или при разделе наследства, если участвующие лица пожелают разобраться таким способом (ст. 1338 т. Х ч. I). Это правило применяется также при разделе наследства после магометан Таврической губ. (ст. 1339 т. Х ч. I).

 

_ 37. Ведомство коммерческих судов

 

I. Ведомство каждого коммерческого суда распространяется на тот город, где он находится, и на уезд этого города (ст. 47 Уст. суд. торгов.). Коммерческие суды существуют в столицах, Одессе и Варшаве.

В остальных местностях дела, подведомственные коммерческим судам, разрешаются общими судами, которые в таких случаях действуют на основании правил Устава гражданского судопроизводства (ст. 28 Уст. гражд. суд.), применяя, однако, материальное торговое право (80 N 63).

Ограничение ведомства коммерческих судов определенным округом имеет, по закону, то значение, что дело может подлежать компетенции коммерческого суда только при наличности одного из трех условий, именно: 1) если ответчик живет или, по крайней мере, временно пребывает в округе данного суда, или 2) если в том же округе находится предмет процесса (товары, суда и т. д.), или 3) если при заключении договора контрагенты согласились, чтобы их споры разрешались в округе данного коммерческого суда (ст. 47, 154-156 Уст. суд. торг.).

II. Ведомству коммерческих судов подлежат три категории дел, именно: 1) торговые дела, 2) вексельные дела и 3) дела о торговой несостоятельности.

1. Т о р г о в ы м и д е л а м и называются всякого рода "споры по торговым оборотам" (ст. 40, п. 1), т. е. иски, вытекающие из торговых отношений и сделок торгового оборота. Определение круга этих отношений составляет задачу науки торгового права. Здесь следует только заметить, что сделки могут быть односторонне-торговыми и двусторонне-торговыми. Именно, сделки между производителями и посредниками или между потребителями и посредниками являются торговыми для посредников и неторговыми для их контрагентов. Так, продажа помещиком хлеба и других продуктов своего хозяйства скупщику, приобретающему их для дальнейшей продажи, имеет торговый характер для скупщика, но не имеет его для помещика. Торговыми сделками для обеих сторон являются лишь те, которые заключаются между посредниками, ибо только в этом случае оба контрагента преследуют посредническую цель. Таковы сделки между профессиональными торговцами, приобретающими товары друг у друга не для личного потребления, а с целью перепродажи.

Иски из двусторонних торговых сделок подлежат ведомству коммерческих судов безусловно; иски же из односторонне-торговых сделок, по установившемуся в нашей судебной практике взгляду, могут быть предъявляемы в коммерческих судах только в том случае, когда имеют торговый характер по отношению к ответчику.

По этому вопросу существует разногласие между бывшим 4-м, ныне судебным департаментом Сената и гражданским кассационным. Первый придерживается того мнения, что для подведомственности дела коммерческому суду достаточно, чтобы оно вытекало из сделок, имеющих торговый характер по отношению к одному ответчику (95 N 1068, 96 N 167 и др.). Второй, напротив, считает подлежащими ведомству коммерческих судов только двусторонне-торговые сделки (02 N 89, 08 N 96). Результатом такого противоречия в практике двух департаментов Сената является возможность предъявления неторговцами исков из сделок, торговых для ответчика, как в коммерческом, так и в окружном суде.

Но не все иски, возникающие из отношений торгового оборота, подведомственны коммерческим судам. Четыре изъятия установлены законом.

Первое обусловлено ценою исков: дела на сумму менее ста пятидесяти рублей не подведомственны коммерческим судам (ст. 43, п. 2).

Второе изъятие касается торговли в специально для этого отведенных местах (в лавках, на рынках и ярмарках). Именно, споры по покупке и продаже товаров в этих местах за наличный расчет подлежат ведению обыкновенных судов - окружных, мировых, городских и т. д., в зависимости от цены иска и других обстоятельств (ст. 43, п. 1).

Точно так же неподведомственны коммерческим судам споры ремесленников между собою и с заказчиками относительно платы за личный труд, при том условии, если не было ни поставки материала со стороны ремесленника, ни окредитования (ст. 43, п. 1).

Наконец, четвертое изъятие сделано для некоторых железнодорожных дел, именно для исков, вытекающих из перевозки пассажиров, багажа и грузов: эти иски не подлежат ведению коммерческих судов (прил. к 125 ст. Уст. жел. дор.).

II. Вторую категорию дел, подведомственных коммерческим судам, составляют вексельные дела на сумму свыше 500 рублей (ст. 40, п. 3), т. е. иски, основанные на векселях. Наоборот, иски, хотя и касающиеся векселей, но не основанные на них, каковы, напр., иски по расписке о рассрочке платежа по векселю, подлежат ведению гражданских судов (79 N 17).

III. Наконец, коммерческим судам подведомственны дела о несостоятельности торговой, т. е. неоплатности долгов, явившейся результатом торговых операций лица, взявшего промысловое свидетельство (ст. 386).

 

_ 38. Ведомство волостных судов

 

I. В тех местностях, где земские начальники не введены, ведомству волостных судов подлежат:

1) иски ценою до 100 руб. между крестьянами, вытекающие из обязательств или касающиеся прав на имущества, как движимые, так и недвижимые, в пределах крестьянского надела (Общее полож. о крест., ст. 159), а также иски о восстановлении нарушенного владения (о. с. 1901 N 12);

2) иски, указанные в 1 пункте, ценою свыше 100 руб., иски между крестьянами и лицами других сословий, а также иски относительно прав на недвижимость вне надела, - при условии, если ответчик не потребует, чтобы дело рассматривалось общими судами (там же, ст. 160);

3) все иски без ограничения цены, как между крестьянами, так и между крестьянами и лицами других сословий, при том условии, если стороны согласились передать их на разрешение волостного суда (ст. 161). Согласие сторон должно быть подтверждено ими в заседании и занесено в протокол (прим. 2 к 161 ст.).

Все эти иски подведомственны волостному суду и в том случае, когда одною из сторон является целое крестьянское общество; но иски между крестьянскими обществами рассматриваются общими судами (о. с. 07 N 2, 03 N 4).

II. В местностях, где существуют земские начальники, компетенция волостного суда гораздо шире. Она раздвинута в двух направлениях: в отношении круга подлежащих власти волостных судов лиц и в отношении цены исков. Именно, волостным судам в означенных местностях подведомственны:

1) все иски между крестьянами об имуществе, входящем в состав крестьянского надела, независимо от их цены (ст. 125, п. 1 Общ. пол. о крест.);

2) дела по наследованию и разделу наследства между крестьянами относительно наследственного имущества, не входящего в состав крестьянского надела, но стоящего не более 500 руб. (ст. 125, п. 4 б);

3) всякого рода иски между крестьянами, мещанами, посадскими, ремесленниками и цеховыми, имеющими постоянное жительство в селениях, ценой до 300 руб., в том числе и по векселям (о. с. 96 N 49), за исключением исков о праве собственности или праве владения недвижимостью, основанном на крепостном или нотариальном акте (ст. 125, п. 2, прим. 1 к ст. 77);

4) иски, указанные в предыдущем пункте, если они предъявлены неподведомственными волостному суду лицами к подведомственным, которые согласятся на решение дел волостным судом (п. 3 ст. 125).

Эти правила не распространяются на евреев в тех местечках Виленской, Витебской, Гродненской, Ковенской, Минской и Могилевской губ., где не введено городское общественное управление (прим. к 125 ст. по прод. 1912 г.).

III. Согласно Временным правилам 1912 г. к ведомству волостных судов отнесены следующие категории гражданских дел между крестьянами, а также между лицами, подчиненными крестьянскому управлению (мещанами, посадскими и проч.):

1) иски на сумму не свыше ста руб. о правах на движимости и по обязательствам всякого рода, кроме основанных на векселях и актах крепостных, нотариальных и засвидетельствованных у нотариуса;

2) о восстановлении нарушенного и утраченного владения, кроме вненадельных земель и участков отрубного владения, в течение одного года со времени нарушения;

3) о правах на надельные земли, находящиеся в общинном пользовании (ст. 54, 55 прил. к 2 ст. Учр. суд. уст.).

Перечисленные дела подведомственны волостным судам и в том случае, когда иски предъявляются лицами, не подчиненными волостным судам, к ответчикам, подлежащим их компетенции (ст. 57).

 

_ 39. Ведомство смешанных присутствий

 

Для разбора исков о вознаграждении за убытки, причиненные частным лицам неправильными действиями чинов администрации, образуются в составе общих судебных учреждений смешанные присутствия из судей и представителей различных ведомств.

Необходимость изъятия этих дел из ведения обыкновенных судов и передачи их в такие смешанные коллегии мотивируется составителями судебных уставов тем, что судьи, деятельность которых состоит в применении точных и определенных норм права к отдельным случаям жизни, "не в состоянии взвесить все отношения и мотивы, по коим действует администрация", руководствующаяся соображениями целесообразности, и не могут самостоятельно определить, правильно или неправильно поступил в том или ином случае чиновник администрации, вследствие чего нужно усилить состав суда чинами администрации, "чтобы обсуждение распоряжения административного лица могло происходить и с полным беспристрастием при уравнительном участии элементов судебного и административного, и с полным знанием свойства сделанного административным лицом распоряжения (объясн. к 1322 ст. Уст. гражд. суд.).

Пределы ведомства смешанных присутствий очерчиваются следующими условиями (ст. 1316 и 1330).

1. Предметом иска должно быть вознаграждение за убытки.

2. Ответчиками могут быть только должностные лица административного ведомства, к числу которых относятся и служащие по выборам в общественных и сословных учреждениях: городских, земских и дворянских (ст. 13301), но не сельских (ст. 13306).

3. Действия должностного лица, подавшие повод к иску, не должны принадлежать к числу преступлений по службе, влекущих за собою уголовное преследование, а должны быть просто "неправильными" (ст. 1316 Уст. гр. суд.; ст. 1070 Уст. уг. суд.).

4. Неправильность действий должностного лица, давших повод к предъявлению иска, не должна быть установлена его начальством. Если же она уже установлена, то вторичное исследование ее в смешанном присутствии представляется излишним и потерпевшее убытки лицо может отыскивать их в гражданском суде по общим правилам (о. с. 08 N 26, 03 N 26).

Сопоставление изложенных в параграфах 35 и 39 правил подведомственности исков к должностным лицам о вознаграждении за причиненные их действиями убытки приводит к следующим положениям: 1) если убытки причинены преступными, уголовно наказуемыми действиями должностных лиц, то иск может быть предъявлен, по желанию потерпевшего, либо в уголовном, либо в гражданском суде по общим правилам подведомственности; 2) если действия должностного лица не подлежат уголовному преследованию, а являются просто неправильными, то различаются три случая: а) убытки, по специальному предписанию закона, подлежат возмещению из особо назначенных сумм, - тогда они возмещаются в административном порядке; б) начальство должностного лица уже признало действия его, причинившие убыток, неправильными, - тогда потерпевший убытки может предъявить иск в гражданском суде по общим правилам подведомственности; в) неправильность действия должностного лица еще не установлена начальством, - тогда иск потерпевшего подлежит ведомству смешанного присутствия.

5. Истцами могут быть частные лица, не связанные с ответчиками служебными отношениями.

Иски правительственных или общественных учреждений к подчиненным им должностным лицам (90 N 84), а также иски подчиненных к начальникам, действия которых признаны неправильными высшим начальством (о. с. 08 г. N 26), предъявляются по общим правилам.

6. Для предъявления этих исков установлены краткие сроки: трехмесячный, считая со времени объявления истцу распоряжения должностного лица, признаваемого им неправильным, и шестимесячный - со времени приведения этого распоряжения в действие, если оно было исполнено без предварительного объявления (ст. 1318).

При наличности изложенных условий иски об убытках рассматриваются: 1) в особых смешанных присутствиях окружных судов - против должностных лиц до 9 класса включительно; 2) в особых присутствиях палат - против должностных лиц, занимающих должности от 8 до 5 класса включительно, а также против уездных предводителей дворянства, городских голов, председателей и членов городских и земских управ и 3) в соединенном присутствии гражданского кассационного департамента с первым департаментом Сената - против должностных лиц выше 5 класса и губернских предводителей дворянства (ст. 1317, 1320-1322, 13301-4).

Присутствия окружного суда образуются, под председательством председателя суда, из вице-губернатора, двух членов суда и двух членов из чинов местных управлений. От местных управлений приглашаются в состав сего присутствия: или 1) начальник отделения казенной палаты и состоящие в управлении государственными имуществами в губернии чиновник особых поручений или лесной ревизор, по усмотрению управляющего, или же 2) старший из этих лиц, по службе, и ближайший начальник того управления, к которому принадлежит ответчик (ст. 1320). Если ответчик служит по выборам, то в присутствие приглашаются, вместо чинов казенного управления, сословные представители (ст. 13303). Присутствия палаты составляются соответствующим образом (ст. 1321, 13303-5).

 

_ 40. Ведомство мировых судов

 

Ведомство мировых судей определено 29 и 31 ст. Уст. гражд. суд. Обе эти статьи изменены законом 1912 г. о реформе местных судов. Но повсеместно введена в действие с 1 января 1914 г. в новой редакции только 29 ст., и то с существенным изменением: предельная цена исков, подлежащих ведомству мировых судов, не увеличена. Вследствие этого компетенция новых мировых судов, образуемых на основании закона 1912 г., отличается от компетенции старых, продолжающих еще существовать в некоторых местностях: первая определяется статьями 29 и 31 в новой редакции, а вторая - ст. 29 в новой редакции (кроме правила об увеличении предельной цены иска) и 31 ст. в прежней редакции.

А. Н о в ы м м и р о в ы м с у д а м, образованным по закону 1912 г., подведомственны следующие дела.

1. Все иски не свыше одной тысячи руб., из каких бы правоотношений они ни вытекали, кроме только исков об исключительных правах (авторском, изобретательском и т. д.) и о личных правах, основанных на брачных и семейных отношениях (ст. 29, п. 1, ст. 31, п. 1-5). Но из числа дел последней категории к ведомству мировых судов отнесены иски о предоставлении отдельно живущему супругу права свидания с детьми, находящимися у другого супруга, если их брак признан недействительным (ст. 13144 т. Х ч. I) или если другому супругу предоставлено право раздельного жительства (ст. 1611 т. Х ч. I; ст. 13452, п. I Уст. гражд. суд.).

Если цена иска в момент его предъявления не может быть определена с точностью за невыясненностью, напр., размера убытков, то иск подлежит рассмотрению мирового судьи только в том случае, когда сам истец оценивает свое требование ниже предельной цифры мировой компетенции (ст. 29, п. 1).

2. Иски о восстановлении нарушенного или утраченного владения в течение одного года со времени нарушения (ст. 29, п. 2; ст. 11 прил. I к ст. 1400). По истечении годичного срока владелец имущества не вправе защищать свое владение владельческим иском, а может предъявить в окружном суде иск о праве на это имущество (ст. 73).

3. Иски о праве участия частного в течение одного года со времени нарушения этого права ответчиком (п. 3 ст. 29).

4. По соглашению сторон на разрешение мировых судей могут быть передаваемы иски между сельскими обывателями, подведомственные их сословным судам (п. 6 ст. 31).

Это соглашение может быть как явным, выраженным в форме договора, так и молчаливым, проявляющимся в том, что истец предъявляет иск у мирового судьи, а ответчик вступает в дело, не заявляя отвода (77 N 88).

5. Кроме исковых дел, перечисленных выше, мировым судам подведомственны просьбы об обеспечении доказательств по искам на всякую сумму (п. 4 ст. 29), хотя бы даже подведомственным коммерческим судам (02 N 73).

Б. Компетенция с т а р ы х м и р о в ы х с у д о в меньше не только по цене иска (не свыше 500 р.), но и в том отношении, что не распространяется на иски о праве собственности и о других вещных правах на недвижимости, напр., сервитутах (90 N 106), чиншевом праве (77 N 109) и т. д., и на дела казенных управлений, кроме дел о восстановлении нарушенного владения, исков о вознаграждении за потравы и повреждения в казенных дачах главного управления земледелия и землеустройства (ст. 31) и дел некоторых, перечисленных в законе казенных управлений, заведений и предприятий (1 и 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...