Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Графики функций, содержащих линейные выражения под знаком абсолютной величины

 

Сформулируем утверждение, позволяющее строить график алгебраической суммы модулей, не раскрывая модули (это особенно удобно, когда модулей много).

 

Теорема   Алгебраическая сумма модулей  линейных выражений представляет собой кусочно-линейную, график которой состоит из  прямолинейного участка. Поэтому график может быть построен по  точкам,  из которых представляют собой корни внутримодульных выражений, ещё одна --- произвольная точка, с абсциссой меньше наименьшего из этих корней, и последняя --- с абсциссой, большей наибольшего из этих корней.

 

Замечание. Аналогично можно строить графики вида .

Примеры построения графиков

1. . Вычисляем значения функции в точках 1, 0 и 2, получаем график, состоящий из двух лучей (см. рис.).

 

 

2. . Вычисляя значение функции в точках с абсциссами 1, 2, 0 и 3, получаем график, состоящий из отрезка и двух лучей (см. рис.).

 

 

3. . Для построения графика ``по отрезкам'' вычислим значение функции в точках 1, 2, 3, 0, 4 (см. рис.).

 

 

4. . График разности модулей строиться аналогично (см. рис.).

 

 

Анализируя вид графиков 1, 2 и 3, можно предположить, а затем и доказать, что сумма модулей линейных выражений вида  достигает своего наименьшего значения либо в единственной точке, если число модулей нечетно, либо во всех точках некоторого отрезка, если число модулей чётно. График суммы нечетного числа модулей линейных выражений имеет форму клина, а график суммы чётного числа модулей имеет участок параллельный оси абсцисс. Более точно:

Теорема   Пусть корни подмодульных выражений упорядочены по возрастанию . Тогда если число слагаемых  нечётно и , то наименьшее значение функции  достигается в точке , а если число слагаемых  чётно и , то наименьшее значение функции достигается во всех точках отрезка .

 

Используем утверждение для решения задачи, предлагавшейся на одной из олимпиад Санкт-Петербургского государственного университета.

 

Пример   В зависимости от значения параметра , найти количество корней уравнения

 

Решение. Решим задачу графически. Пусть , определим количество точек пересечения графика функции  и прямой  в зависимости от . Исходя из сформулированного выше утверждения, график функции  будет иметь участок, параллельный оси абсцисс. Заметим, что абсциссы точек этого участка составляют отрезок , и во всех его точках функция достигает наименьшего значения, равного, например, , причем

Поскольку указанная сумма представляет собой удвоенную арифметическую прогрессию с первым членом 1, последним членом 999, сложенную с числом 1000, то она равна

Тогда при  уравнение не будет иметь решений, при  их будет бесконечно много, а при  уравнение будет иметь два решения.

 

Иные способы решения уравнений и неравенств с модулем

 

Метод раскрытия модулей

 

Метод раскрытия модулей рассмотрим на примере:

 

Пример   Решить уравнение

 

Решение. Это уравнение содержит более одного модуля.

Метод решения уравнений, содержащих переменные под знаком двух и более модулей, состоит в следующем.

1. Найти значения переменной, при которых каждый из модулей обращается в нуль: , ; , ; , .

2. Отметить эти точки на числовой прямой.

3. Рассматриваем уравнение на каждом из промежутков и устанавливаем знак выражений, которые находятся под модулями.

1) При  или . Чтобы определить знак каждого из выражений под модулем на этом промежутке, достаточно взять любое значение  из этого промежутка и подставить в выражение. Если полученное значение отрицательно, значит, при всех  из этого промежутка выражение будет отрицательным; если полученное числовое значение положительно, значит, при всех значениях  из этого промежутка выражение будет положительным.

Возьмем значение  из промежутка  и подставим его значение в выражение , получаем , значит на этом промежутке  отрицательно, а следовательно ``выйдет'' из под модуля со знаком ``минус'', получим: .

При этом значении , выражение  получит значение , значит, оно на промежутке  также принимает отрицательные значения и ``выйдет'' из модуля со знаком ``минус'', получим: .

Выражение  получит значение  и ``выйдет'' из под модуля со знаком ``минус'': .

Уравнение на этом промежутке получится таким: , решая его, находим: .

Выясняем, входит ли это значение в промежуток . Оказывается входит, значит  является корнем уравнения.

2) При . Выбираем любое значение  из этого промежутка. Пусть . Определяем знак каждого из выражений под модулем при этом значении . Оказывается, что выражение  положительно, а два других отрицательны.

Уравнение на этом промежутке примет вид: . Решая его, находим . Это значение не входит в промежуток , а значит, не является корнем уравнения.

3) При . Выбираем произвольное значение  из этого промежутка, скажем,  и подставляем в каждое из выражений. Находим, что выражения  и  положительны, а  --- отрицательно. Получим следующее уравнение: .

После преобразования, получим: , а значит, уравнение не имеет корней на этом промежутке.

4) При . Нетрудно установить, что все выражения на этом промежутке положительны, а значит получим уравнение: , ,  которое входит в промежуток и является корнем уравнения.

Ответ. , .

 

Пример   Решить уравнение

 

Решение.

 

Ответ. , .

 

Использование тождества , при решении уравнений

 

Из сформулированного свойства модуля можно вывести два полезных следствия:

 

Проиллюстрируем применение первого из них для решения задачи вступительного экзамена в Санкт-Петербургский государственный университет.

 

Пример   Изобразить график функции

 

Решение. Перепишем задающую функцию выражение, используя первое следствие:

.

Осталось только построить графики функций ,  в одной системе координат и определить участки, на которых один из них выше другого (см. рис.).

 

 

 

Использование второго тождества удобно для построения графика функции .

Решение. В силу второго тождества, выражение задающее функцию, записывается в виде: .

Искомый график изображен на рисунке (см. рис.).

 

 

Пример   Найдите масимальное значение выражения

где , ,...,  --- различные натуральные числа от 1 до 1990.

 

Решение. Заметим, что модуль разности двух неотрицательных чисел не больше их максимума. Поэтому  не больше, чем ,  не больше, чем ,  не больше, чем . Далее, данное выражение не может равняться 1990, поскольку четность этого выражения совпадает с четностью суммы . Наконец приведем пример, показывающий, что значение выражения может равняться 1989:

Ответ. 1989.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...