Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование кризисных ситуаций. Участие государства в процессах финансового оздоровления




Государственное регулирование экономики – это функция управления, которая представляет собой ограниченное законодательством вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов. Целями такого вмешательства являются обеспечение равновесного состояния экономической системы государства и достижение наибольшей экономической эффективности (отдачи) товаропроизводителей. Под экономической эффективностью следует понимать:

эффективность производства. Означает то, что обеспечен максимальный выпуск продукции при данном объеме затрат;

эффективность структуры продукции. То есть товары производятся в оптимальном их сочетании;

эффективность потребления. Характеризуется тем, что потребители, расходуя свои ресурсы, добиваются максимального удовлетворения своих потребностей.

К методам государственного экономического регулирования относятся:

протекционистская политика по отношению к национальным производителям, когда государство создает наиболее благоприятные условия для национальных товаропроизводителей: высокие ввозные таможенные пошлины на товары определенных групп (например, автотранспорт), льготное налогообложение или освобождение от уплаты налогов на определенный период, выдача гарантий государства под кредитование, размещение государственного или муниципального заказов;

политика «социальной справедливости» или активного перераспределения доходов предполагает абсолютный приоритет бюджета над доходами производителей, в этом направлении государство: увеличивает общий уровень налогообложения; вводит повышенную плату за пользование природными и земельными ресурсами (природную ренту); жестко распределяет квоты на добычу полезных ископаемых и других природных ресурсов (добычу зверя, вылов рыбы); вводит лицензирование и выдачу специальных разрешений на большое число видов предпринимательской деятельности; производит перераспределение доходов 1) через прямое бюджетное инвестирование в определенные отрасли народного хозяйства, 2) через косвенное инвестирование (например, покрытие государством разницы в ставках по банковскому кредиту при вложении организациями средств в приоритетную отрасль); жестко удерживает высокий уровень ставок банковского кредитования через ставку рефинансирования Центрального Банка РФ;

политика «открытых дверей» означает снижение или отмену ввозных таможенных пошлин на продукцию и товары иностранного происхождения, создание законодательного и организационного режима наибольшего благоприятствования для иностранных производителей и их продукции на территории государства.

Антикризисное регулирование – это политика государства, направленная на защиту организаций и предпринимателей от кризисных ситуаций и банкротства.

Принципы антикризисного регулирования:

создание правовой основы для цивилизованных предпринимательских отношений в условиях неплатежеспособности;

предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности и создание условий для возрождения отечественного бизнеса;

сохранение перспективных организаций, имеющих временные финансовые трудности, и оказание им помощи;

введение системы мер безопасности для всех участников предпринимательства и экономической деятельности государства при банкротстве организаций;

защита организации от негативного влияния споров и тяжб, приводящих к ускорению разрушения их экономической деятельности. [6]

Государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:

правовое. Осуществляется путем издания законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов, в том числе на уровне субъектов федерации и муниципальных образований, направленных на улучшение правил деятельности организаций, обеспечение гарантий прав собственности, справедливости налогообложения, равенства прав участников хозяйственного оборота, поощрение добросовестного бизнеса;

финансовое регулирование. Бывает: 1) стимулирующим, когда государство создает лучшие условия для инвестирования в определенные сферы экономики субъектами экономической деятельности; 2) принудительным, когда вводятся запреты на инвестирование в определенные сферы и понуждение к инвестированию в другие. В целом государственное финансовое регулирование производится путем: а) перераспределения государственных финансовых ресурсов между отраслями национальной экономики и регионами через направление средств на реализацию государственных и муниципальных программ; б) реструктуризации задолженности организаций перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами; в) покрытия государством части затрат организаций, отдельных отраслей через их льготное кредитование, передачу имущества в лизинг, государственные и муниципальные субсидии и субвенции; г) размещения государственного, муниципального заказов; д) создания зон экономического развития; е) введения квот, специальных разрешений на виды деятельности; ж) изъятие от определенного вида деятельности большей части дохода, чем от других видов деятельности;

информационное и методическое. Государственные органы производят учет и анализ платежеспособности стратегических, крупных, а также экономически и социально значимых организаций; разрабатывают методические рекомендации по проведению анализа финансового состояния неплатежеспособных организаций, мониторинга финансового состояния и деятельности хозяйствующих субъектов;

организационное. Государство создает условия для цивилизованного разрешения споров по поводу неплатежеспособности и несостоятельности должников. В этом направлении государство определяет способы разрешения споров и конфликтов в предпринимательской и иной экономической деятельности; государственные и судебные органы, разрешающие спорные ситуации, возникающие между хозяйствующими субъектами, а также органы, которые выступают экспертами либо участниками названных процедур; организует подготовку профессиональных управляющих и других лиц.

В отличие от государственного регулирования под государственным антикризисным управлением понимают непосредственное вмешательство государственных органов в деятельность организации в целях вывода ее из кризиса, в том числе для восстановления платежеспособности. В настоящее время отдельные функции антикризисного управления организациями выполняет ряд государственных органов: Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, Министерство юстиции РФ, их территориальные подразделения, отраслевые министерства и ведомства, администрации различных уровней, комитеты по управлению государственным и муниципальным имуществом.

Антикризисное управление со стороны государственных органов осуществляется через управление со стороны представителей государства долями, акциями, находящимися в государственной собственности путем представления интересов государства на собраниях акционеров, в советах директоров, участия в избрании генерального директора и коллегиальных органов управления организацией, посредством различных контрольных функций. Кроме того, государство имеет возможность существенно влиять на деятельность организации в том случае, когда организация становится крупным должником перед бюджетной системой. Такое влияние осуществляется в ходе применения к организации-должнику процедур банкротства: при принятии решений о возможности введения процедуры финансового оздоровления или процедуры внешнего управления; при избрании саморегулируемой организации арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для назначения одной из них в качестве арбитражного управляющего организации-должника; при согласовании определенных сделок с имуществом должника.

В целях реализации экономической политики государственные органы проводят анализ платежеспособности и диагностику банкротства организаций. Для анализа платежеспособности применяется утвержденная Правительством РФ Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса. [7] В нее входят показатели, оценивающие ликвидность имущества организации и уровень ее обеспеченности собственными средствами. Показатели ликвидности оценивают финансовые возможности организации только с точки зрения оплаты ею своих долгов. По их значениям невозможно оценить потенциал организации, тенденции к свертыванию деятельности, к самоликвидации и другие важные моменты жизни организации. Однако, они практически всегда точно указывают на надежность организации как партнера или должника. Система критериев основана на принципе применения «равного масштаба к различным субъектам» и не учитывает специфику деятельности конкретной организации, в отношении которой проводится оценка платежеспособности. Поэтому она предполагает не окончательное определение ее судьбы, а лишь первый этап анализа и предварительное решение. На этом этапе определяются хозяйствующие субъекты, которые нуждаются в повышенном внимании со стороны государственных органов, занимающихся экономической стратегией.

Выявление неплатежеспособных организаций представляет собой предварительный этап оценки их деятельности. В ходе второго этапа анализа неплатежеспособные и имеющие неудовлетворительную структуру баланса организации относят к определенной группе внутри отрасли. Основными критериями формирования групп выступают:

- величина износа основных производственных фондов организации по сравнению со среднеотраслевой;

- уровень платежеспособного спроса на основные виды выпускаемой организацией продукции, в зависимости от ее качества и потребительских свойств. Одновременно учитываются такие параметры организаций как: положение организации во внутриотраслевой иерархии, относимость ее к градообразующим или имеющим специальный статус, технологичность, удельный вес и структура кредиторской задолженности, ряд других показателей. На этом этапе оцениваются внутренние резервы и внешние возможности организации, эффективность и реальность планов финансового оздоровления. Делается вывод о способности организации выйти из кризиса. И только после этого принимается окончательное решение о судьбе организации-должника.

В ходе этого этапа неплатежеспособные организации распределяются по четырем группам:

Первая группа: организации с износом основных производственных фондов ниже среднеотраслевого и высоким стабильным спросом на основные виды выпускаемой продукции.

Вторая группа: организации с износом основных производственных фондов ниже среднеотраслевого и пониженным спросом на основные виды выпускаемой продукции.

Третья группа: организации с износом основных производственных фондов на уровне и выше среднеотраслевого и высоким стабильным спросом на основные виды выпускаемой продукции.

Четвертая группа: организации с износом основных производственных фондов на уровне и выше среднеотраслевого и пониженным спросом на основные виды выпускаемой продукции.

В результате проведенного анализа выявляются те хозяйствующие субъекты, которые могут восстановить платежеспособность без предоставления им финансовой поддержки в кратчайшие сроки (до одного года), а также те организации, оздоровление которых невозможно без оказания им финансовой поддержки.

Считается, что организации, попавшие при распределении в первую группу рыночно перспективные, испытывают временные трудности. Они нуждаются в изменении схемы управления (финансами, производством и т.д.). Решение этих вопросов может находиться в компетенции или собственников или руководства организации. Первая группа – государство не участвует в их судьбе или участие государства ограничивается организационной или методической помощью.

В отношении организаций второй и третьей групп рассматривается вопрос о возможности незатратных способов решения экономических проблем, стоящих перед ними (снижение издержек производства, изменение рыночной стратегии, смена управления и т.д.). По отношению к ним государство применяет незатратные методы поддержки: налоговые льготы (предоставление отсрочки, рассрочки платежей, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита), введение зон экономического развития, выдача ссуд под программы реконструкции и развития, инициирует проведение финансового оздоровления в рамках арбитражного процесса о несостоятельности (мораторий на долги, выплаты долгов в рассрочку, замена руководителя, контроль кредиторов за хозяйственной деятельностью и т.п.).

Организации, попавшие при распределении в четвертую группу, как характеризующиеся низким производственным и рыночным потенциалом, подлежат выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, то есть ликвидированы. Государство инициирует ликвидационные процедуры через законодательство о банкротстве.

Банкротство диагностируется государственными органами по следующим критериям: по суммам задолженности; по сроку, в течение которого эта задолженность образовалась; по влиянию на деятельность (по результатам) применения к нарушителям платежной дисциплины взыскания, обращаемого на имущество организации-должника. Государственные органы в последнем случае дают заключение о том, способна ли будет организация продолжать свою деятельность в том случае, если у нее будут или уже изъяты определенные виды активов. Вывод о неспособности организации продолжать свою деятельность служит для государственных органов основанием для обращения в суд с заявлением о признании организации-должника банкротом. Такое заявление подается государственными уполномоченными органами при условии, что у организации есть долги перед государством.

По своему положению государство определяет общую экономическую политику, направления и приоритеты в развитии отдельных отраслей. В этих целях оно издает законы, указы, постановления и другие регулятивные акты, с помощью которых устанавливает «правила игры» в налоговой сфере, в области хозяйственного оборота, предпринимательства, собственности. Поэтому антикризисное управление конкретными организациями следует рассматривать как функцию несвойственную государству, возобновляемую государством периодически, по мере возникновения системных кризисов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...