Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процедуры выборов и назначений




У обеих процедур главной стадией является голосование, а различие теоретически состоит в возможности превышения числа кандидатов над числом замещаемых мест в первом случае, и равенстве этих чисел – во втором. Прежде всего, однопалатные парламенты и палаты двухпалатных парламентов избирают (в подавляющем большинстве случаев) своих председателей и других должностных лиц (вице-председателей, секретарей, квесторов и т. п.).

4. Контрольные процедуры (смотреть вопрос?67):

·отчеты правительства и его членов

·процедура контроля за делегированным законодательством

·запросы и вопросы парламентариев

·Парламентские расследования

·Процедура политической ответственности правительства

·Импичмент и иные подобные процедуры

5. Рассмотрение петиций. Эта процедура, которая предусмотрена рядом регламентов, имеет важное значение с точки зрения гарантирования такого права человека, как право обращаться с петициями в органы и учреждения власти.

 

Вопрос?71. Конституционные основания и процедура роспуска парламента

Одним из способов разрешения конфликтов между законодательной и исполнительной властью является досрочный роспуск парламента с одновременным назначением новых выборов, чтобы избиратели своим голосованием разрешили конфликт. При этом, не предусматривается роспуск парламента в президентских республиках.

В тех странах, где возможен досрочный роспуск парламента, это часто относится лишь к нижней палате. Так, если согласно части первой ст. 88 итальянской Конституции «Президент Республики может, заслушав их председателей, распустить обе палаты или одну из них», то согласно части первой ст. 12 французской Конституции «Президент Республики может после консультации с Премьер-Министром и председателями собраний (т. е. палат) объявить о роспуске Национального Собрания».

Во многих странах, где возможность роспуска существует, она все же ограничивается определенными условиями. Так, в Германии Федеральный президент может распустить Бундестаг в двух случаях:

– в соответствии с ч. 4 ст. 63 Основного закона, если Бундестаг в течение 21 дня не смог выбрать Федерального канцлера абсолютным большинством своих членов, и

– в соответствии со ст. 68 в течение 21 дня по предложению Федерального канцлера, если Бундестаг большинством голосов своих членов не выразил доверия Федеральному канцлеру, несмотря на требование последнего, и не выбрал нового Федерального канцлера.

Конституция Чехии в ч. 1 ст. 35 предусмотрела следующие основания для роспуска нижней палаты Парламента:

«1. Президент Республики может распустить Палату депутатов, если

a)Палата депутатов не выразила доверия новоназначенному Правительству, Председатель которого был назначен Президентом по предложению председателя Палаты депутатов,

b)Палата депутатов в течение трех месяцев не приняла решения по правительственному законопроекту, с рассмотрением которого Правительство связало вопрос о доверии,

c)Сессия Палаты депутатов была прервана на более продолжительное время, чем это допустимо,

d)Палата депутатов на протяжении более трех месяцев была неспособна принимать решения, хотя ее сессия не была прервана, и хотя она в этот период была повторно созвана на заседание».

Наиболее общие основания роспуска парламента: а) выражение самим парламентом недоверия правительству; б) отказ парламента в доверии при постановке этого вопроса правительством; в) неоднократное отклонение парламентом предложенной кандидатуры премьер-министра; г) неспособность парламента сформировать правительство в определенный срок; д) неоднократный отказ парламента в доверии правительству в течение установленного периода; е) непринятие государственного бюджета в определенные сроки и др.

Право роспуска парламента в этих и других случаях не означает, что глава государства обязан распустить парламент, ибо он может избрать и иной вариант выхода из сложившейся ситуации (например, отправить в отставку правительство). В парламентарных республиках и монархиях роспуск парламента осуществляется главой государства по представлению правительства, а в рамках иных форм правления — по собственному усмотрению.

Также редкие случаи:

- роспуск главой государства Парламента при поддержке данного решения наблюдательным советов (Иран)

- разрешение конфликта между Парламентом и Президентом с помощью привлечения народа (Франция)

Когда нельзя распустить Парламент:

- варианты самороспуска

- режим военного или чрезвычайного положения (Государственное собрание Венгрии)

- за несколько месяцев до окончания срока полномочий Парламента или после начала его работы

- за несколько месяцев до окончания срока полномочий Президента (Италия)

- более одного раза по одному и тому же основания (Австрия)

- в президентской республике

ИМПИЧМЕНТ

(можно было включить в вопросы, но я посчитал это лишним, тем не менее вопросы на семинарах по этой теме она задавал)

В настоящее время конституции предусматривают пять форм процедур типа импичмента. В них всегда принимает участие парламент, формулируя обвинение. При исключительно парла‑ментской процедуре импичмента (США, многие страны Латинской Америки) обвинение утверждает нижняя палата, а решение об от решении от должности президента, других должностных лиц — верхняя. Если парламент однопалатный, он делает это разным числом голосов (например, в Израиле, Украине обвинение принимается 2/3 голосов, а для отрешения от должности необходимы 3/4).

При парламентарно-‑судебной форме обвинение формулирует парламент (в Германии это может делать любая палата, в Чехии — только Сенат), а отрешение от должности осуществляет конституционный (Германия, Италия, Чехия и др.) или особый высший государственный суд (Польша, Финляндия).

При парламентарно-‑осложненной форме в процедуре импичмента участвуют другие органы: в России и Украине — Конституци онный и Верховный суды. Первый до голосования в верхней пала те дает заключение о соблюдении процедуры импичмента, вто рой — о наличии в действиях президента (в данных случаях в конституциях говорится только об импичменте президенту) при знаков состава преступления.

Парламентарно‑-комплексный способ применяется во Франции. Отстранить от должности президента может парламент, преобразованный в Высокий суд (ст. 68 Конституции). На практике такой орган избирается парламентом из состава его членов. Предложение о созыве Высокого суда может выдвинуть любая палата, другая палата должна высказать свою позицию по данному предложению. Высокий суд, руководит которым председатель Национального собрания, в течение месяца должен вынести решение, которое принимается большинством в 2/3 голосов его членов.

Парламентарно-‑народный способ предусмотрен в Австрии, Словакии, Румынии. Обвинение принимает парламент (в Словакии однопалатный парламент 3/5 голосов), оно выносится на голосование избирателей, и последние решают вопрос об отрешении президента (в конституциях этих стран речь идет только о президенте). Применялся этот способ в Румынии, но в 2007 г. избиратели дали отрицательный ответ и импичмент не состоялся. В сере дине 90х гг. ХХ в. этот способ был применен в Азербайджане, тогда был отстранен от должности Президент А. Эльчибей (до суда дело не дошло — отстраненный президент уехал в местность, где он родился).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...