Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правительство-высший орган исполнительной и распорядительной власти




Исполнительную власть осуществляет правительство — высший ор­ган государственного управления. Правительство (Совет или Кабинет Министров) возглавляет премьер-министр (канцлер, председатель), а в отдельных странах — глава государства.

Правительство формируется на партийной основе, в парламентских республиках — парламентом из той партии, которая победила на выбо­рах в парламент, в президентских — президентом из той партии, кото­рая победила на выборах президента. Главой правительства, как прави­ло, становится руководитель победившей на выборах партии. Глава пра­вительства избирается парламентом и назначается президентом (Герма­ния, Ирландия, Япония) или назначается президентом с согласия парла­мента (Россия, Беларусь), или главой правительства становится сам президент (США, Бразилия, Мексика).

В Республике Беларусь правительство (Совет Министров) форми­руется Президентом не на партийной основе. Членами Правительствамогут быть назначены и депутаты Палаты представителей с сохранени­ем их депутатского мандата.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, пяти его заместителей (один из них - первый), функции которых спе­циализированы по определенным сферам деятельности (социальная сфера, наука, торговля, промышленность, строительство, транспорт, энергетика; экономика; АПК); 24 министров и 12 председателей госко­митетов. Министры и председатели госкомитетов руководят конкретны­ми центральными ведомствами государственного управления. Прави­тельство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед парламентом.

В компетенцию Правительства входят: разработка основных на­правлений внутренней и внешней политики и их реализация; разработ­ка проекта госбюджета и предоставление отчета о его исполнении; обес­печение проведения единой государственной политики по определен­ным сферам деятельности; принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности; организация управления госсобственностью; обес­печение исполнения Конституции, законов парламента, декретов, ука­зов, распоряжений Президента и другие полномочия.

В механизме сдержек и противовесов исполнительная власть, как правило, ограничена ответственностью перед парламентом и (или) Пре­зидентом, Конституционным Судом, подзаконным характером издавае­мых ею нормативных актов (постановлений, распоряжений), сохране­нием внутренней разделенности полномочий между Президентом и Пра­вительством, центральной и региональной властью.

Что касается парламента, то у него нет достаточно серьезных рыча­гов влияния на формирование, смещение или контроль за деятельно­стью Правительства. Согласие или отказ в даче согласия по кандидату­ре Премьер-министра, одобрение или отклонение программы деятель­ности Правительства, выражение доверия или недоверия ему, утвер­ждение или неутверждение бюджета и отчета по его исполнению — вот те механизмы, с помощью которых законодательная власть может пов­лиять на состав Правительства и его политику. Однако при принятии от­рицательных решений по указанным вопросам полномочия парламента могут быть досрочно прекращены. Возникшие при этом политические конфликты разрешает Президент путем роспуска Правительства или парламента.

Если Конституционный Суд дает заключение о несоответствии по­становлений Правительства Конституции, законам парламента, декре­там и указам Президента, они утрачивают силу.


Местное управление и самоуправление

Местная власть является воплощением внутреннего разделения властей, ее территориального разграничения, связанного с распределе­нием функций и компетенций между центром, местным управлением и самоуправлением.

В Республике Беларусь местная власть подчинена Конституции и функционирует на основе Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Местное управление и самоуправление осуществляются гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления.

Местные Советы депутатов (областные, районные, городские, посел­ковые, сельские) избираются гражданами соответствующих администра­тивно-территориальных единиц сроком на 4 года.

Руководители местных исполнительных и распорядительных орга­нов назначаются на должность и освобождаются от должности Прези­дентом или в установленном им порядке и утверждаются в должности со­ответствующими местными Советами. Структура президентской верти­кали включает в себя следующие звенья: Президент — Администрация Президента —'областная администрация — районная (городская) ад­министрация.

К исключительной компетенции местных Советов, исполнительных и распорядительных органов относятся принятие и исполнение решений и распоряжений, касающихся жизнедеятельности соответствующих адми­нистративно-территориальных единиц.

Органы территориального общественного самоуправления включают в себя советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домо­вые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие ор­ганы, в том числе единоличные (старосты). Самоуправление осуществляется гражданами также через местные референдумы, собрания и другие формы их прямого участия в государственных и общественных делах.

Местное управление и самоуправление Республики Беларусь подле­жит реформированию в направлении дальнейшей децентрализации го­сударственной власти, совершенствования организационно-функцио­нальной структуры, создания механизмов по обеспечению экономиче­ской самостоятельности органов местной власти. Страной, обладающей сильной традицией местного управления, является Великобритания.

Бюрократия и бюрократизм

Термин «бюрократия» (буквально — власть конторских служа­щих) ввел в политический и научный оборот в 40-х гг. XVIII в. фран­цузский экономист Винсент де Гуриэ. Бюрократия — это естественная, необходимая и специфическая форма деятельности социальных органи­заций в политическом обществе, та часть государственного аппарата, ко­торая оторвана от его реальных властных функций по организации обще­ственной жизни. Существуют две наиболее широко известные трактовки бюрократии - К. Маркса (1818-1883) и М. Вебера (1864-1920).

Вебер вскрыл сущность рационализма бюрократической системы. Бюрократия — тип организации, для которой характерна четкая уп­равленческая иерархия; жесткие правила и стандарты деятельности; спе­циализация и разделение труда; решение дел компетентными служа­щими обезличенно, беспристрастно, на должном профессиональном уровне, в точном соответствии с законами и другими правилами; опе­ративная координация деятельности госаппарата посредством системы коммуникаций, власти и организационной памяти.Социальная сторона бюрократии была исследована К. Марксом.Госслужащие используют в личных целях специфические работы органов власти, которые они обслуживают. Им доступна официальная информация и документация. Служебная информация-— очень дорогой товар, а те, кто ею обладает, становятся весьма обеспеченными людьми. Кроме того, широко используется в личных интересах «служебная тайна», переписка с населением.Бюрократия постоянно стремится к овладению самой властью и не ограничивается выполнением чистой инструментальной функции, а может и хорошо удовлетворять личные интересы служащих.Многие должности в аппарате власти и управления стано­вятся предметом купли и продажи, превращаются в частную собствен­ность властелина, который обращается с нею по праву владения, пользо­вания и распоряжения. Бюрократия лишена возможности прямо переда­вать по наследству монополизированную функцию управления и исполнения. Но постепенно складываются социально-экономические предпосылки для подобного наследования. Аппарат управления стал формироваться по принципу личных знакомств и обязательств, личной преданности, позвоночного права (по связям и по протекциям), бытовой дружбы, землячества. Чиновничество стало прибыльной отраслью, и ру­ководители высшего ранга имеют возможность торговать государствен­ными должностями.Сложились существенные различия между чиновни­ками и политиками. Политики есть переменный состав государственных органов, назначение которых зависит от показаний политического баро­метра. Бюрократы — кадровый состав органов государственной влас­ти. Данные «бюджетные единицы» (М. Вебер) формально поставлены вне политики, но и (формально же) оставлены у рычагов власти на пос­тоянной основе. Это — часть неизбираемой политической элиты. В не­которых странах (например, Финляндия) несменяемость чиновничес­тва установлена законом.Деформация системы управления и испол­нения породила Бюрокра­тизм — такой способ функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не столько интересы общества, сколько свое собственное благополучие. Бюрократизм, по К. Марксу, заключается прежде всего в потере организацией содержательной цели своей дея­тельности, когда формальное выдается за содержание, а содержание — за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канце­лярские или канцелярские задачи — в государственные.Бюрократизм — профессиональная бо­лезнь управленцев и всех управленческих органов. Бюрократизм — враг поистине страшный. И сегодня чиновничество порождает различ­ные должностные преступления, способствует размыванию и ослабле­нию государственной власти.«Без применения экономических, социальных и политических мето­дов вылечиться от бюрократизма нельзя», подчеркивал английский ис­торик Дж. Актон.Основные средства борьбы с бюрократизмом:1.Дальнейшая демократизация и построение гражданского обще­ству, что будет способствовать развитию самоуправления, возрастанию активности масс, повышению их политической культуры, организации действенного контроля за аппаратом управления.2.Перестройка государственного аппарата в направлении ограниче­ния роста государства (сокращение числа государственных органов, упразднения целых его структур), децентрализация и деконцентрация власти (в том числе и коллективной), введение контроля за самоуправ­лением. Чем меньше властных полномочий общество отдает государству, тем меньше будут его размеры.3.Дальнейшее совершенствование механизма сдержек и противове­сов, создание новых гарантий взаимозависимости и взаимоограничения президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей.

4.Перестройка всей системы государственной службы в направлении установления жесткого контроля как за деятельностью, так и за профессио­нальной пригодностью государственных служащих. В этих целях в России утверждены общие принципы служебного поведения государственных слу­жащих, принят Закон Российской Федерации «О противодействии корруп­ции»; а в нашей стране — Государственная программа по борьбе с кримина­лизацией управленческого аппарата, Закон Республики Беларусь «О госу­дарственной службе в Республике Беларусь». В 2003 г. наша республика присоединилась к европейской Конвенции «Об уголовной ответственностиза коррупцию».

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...