Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение направленности личности в юридической деятельности




В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.

Существуют разные определения понятия «направленность». Так, С.Л. Рубинштейн определяет направленность как «динамическую тенденцию», А.Н. Леонтьев - как «смыслообразующий мотив», В.Н. Мясищев - как «доминирующее отношение», Б.Г. Ананьев – как «основная жизненная направленность».

Чаще всего в научной литературе под«направленностью» понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность – это ценностно-ориентационное качество, иерархия базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности. Это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активности человека.

Система направленности личности включает следующие основные компоненты:

а) систему ценностно-смысловых ориентаций (от франц. оrientation – «установка») личности. Здесь речь идет: 1) об идеологических, политических, моральных, эстетических и других основаниях оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) о способе дифференциации объектов индивидом по их значимости (личностный смысл). Ценностно-смысловые ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах, мировоззрении и других характеристиках личности;

б) притязания личности – претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на определенный успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п.;

в) мотивы личности – внутренние психические побуждения к деятельности, поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей;

г) цели личности как образ ожидаемого, предполагаемого результата действий, поведения человека.

В зависимости от сферы проявления различают следующие виды направленности личности: профессиональная, нравственная, политическая, бытовая и др.

Направленность личности характеризуется: уровнем зрелости (нравственным обликом личности, идеологической позицией и т.п.); широтой (сферой проявления устремлений личности); интенсивностью (силой устремлений личности по реализации поставленных целей) и раскрывается, прежде всего, в речи, через интересы, потребности, убеждения и т.д. Во-первых, направленность личности определяет содержание, предмет разговоров человека. Во-вторых, к предмету своих интересов человек возвращается многократно и в мыслях, и в общении. Рассказ об интересном для личности лексически богаче и эмоциональнее выразительнее.

Формирование у личности профессиональной и других жизненно важных видов направленности в значительной мере сводится к развитию у нее соответствующих систем смысловых и ценностных образований, притязаний.

Составными элементами направленности личности являются:

1. Потребности – это испытываемая человеком нужда в чем-то необходимом. Потребности отражают устойчивые требования внутренней среды организма или внешних условий жизни. Потребности побуждают человека к активности. Переживание человеком своей зависимости от потребностей, их актуальности и важности для него формирует потребностное состояние, которое постепенно переходит в побуждение. Осознанные субъектом потребности принимают форму желаний, которые при достаточно сильном волевом начале перерастают в стремления. Основное свойство любой потребности – ее предметность. Потребность всегда конкретна. Она соотносится с теми объективно существующими предметами реального мира, с помощью которых может быть удовлетворена. Другим свойством потребности является ее динамичность, т.е. способность изменить свою напряженность, заставить ее угасать или возникать вновь.

Выделяют семь ступеней человеческих потребностей (по А. Маслоу). Самым нижним звеном являются физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение и др. Вторая ступень – это потребность в безопасности: стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и жизненных неудач. Третья ступень – потребность в принадлежности и любви: стремление принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими. Четвертая ступень – потребность уважения (почитания): стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету. Пятая ступень – познавательные потребности: стремление много знать, уметь, понимать, исследовать. Шестая ступень – эстетические потребности: стремление к гармонии, симметрии, порядку, красоте. Седьмая ступень – потребность в самоактуализации: стремление к реализации своих потребностей, к развитию собственной личности.

При рассмотрении связи потребности с деятельностью выделяют 2 этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи, когда предмет потребности обретен.

Когда происходит «встреча» потребности с ее предметом, тогда говорят об опредмечивании потребности. После опредмечивания активность человека становится направленной, происходит четкое определение предмета и эмоциональное закрепление предмета потребности. Самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется.

В акте опредмечивания потребности рождается мотив.

Мотив (от лат moveo – двигаю)– это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Это причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, совокупность условий, вызывающих активность субъекта.

А. Н. Леонтьев выделяет 2 функции мотивов: побуждения и смыслообразования.

Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл. Побуждающие мотивы сопутствуют смыслообразующим, и выполняют роль побудительных факторов (отрицательных или положительных). Сопутствующие мотивы часто бывают остро эмоциональными, аффективными, лишенными смыслообразующей функции. Это мотивы – стимулы.

В одной иерархической структуре мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а в другой – функцию дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций – побуждающей и смыслообразующей – придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

Осознанные мотивы – это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примерами таких мотивов могут быть большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни.

Неосознаваемые мотивы – это мотивы, которые скрыты от самого субъекта деятельности или от наблюдателя, т.е. сам человек или наблюдатель не может объяснить, почему человек совершил эти действия.

В психологической науке существует множество классификаций мотивов:

а) Р. Кеттелл перечислил следующие мотивы поведения: любопытство, сексуальность, общительность, опека, самоутверждение, безопасность, голод, гнев, отвращение, нужда в помощи, подчинение;

б) МакДаугалл предложил следующую классификацию мотивов: добывание пищи, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, гнев и агрессия, призыв о помощи, созидание, приобретательство, смех, комфорт, отдых и сон, бродяжничество, физиологические нужды;

в) Х. Мюррей составил следующий перечень мотивов: агрессия, доброжелательность, доминирование, достижение, защита, игра, избегание вреда, независимость, неприятие, обучение, осмысление, познание, поиск помощи, покровительство, понимание, привлечение внимания, признание, приобретательство, противодействие, разъяснение, сексуальность, созидание, уважение, унижение;

г) Гилфорд составил следующий список мотивационных факторов: факторы, соответствующие органическим потребностям (голод, сексуальная потребность, общая активность); потребности, относящиеся к условиям среды (комфорт, порядок и чистота, уважение со стороны окружающих); потребности, связанные с работой (честолюбие, упорство, выносливость); потребности, связанные с положением индивида (свобода, независимость, конформизм, честность); социальные потребности (находиться среди людей, угождать людям, дисциплинированность, агрессивность); общие интересы (потребность в риске, в безопасности, в развлечениях);

д) А. Маслоу делил мотивы, как и потребности, на высшие и низшие: сначала потребности нужды, затем потребности в безопасности и т. д.

Нельзя путать понятие «мотив» и понятие «мотивация».

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле:

- как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое);

- как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае мы говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.д., а во втором – о стимулах, исходящих их сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях. Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны: они влияют друг на друга. Например, личностная диспозиция может актуализироваться под влиянием ситуации, а активизация диспозиций (мотивов, целей, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации.

Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение.

Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

2. Влечения – это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Представленная во влечении потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

3. Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построения его плана.

4. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент.

5. Интересы – это специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и его эмоциональной привлекательностью. Интересы возникают на основе потребностей и выражают личную приязнь человека к какой-либо деятельности. Виды интересов:

а) По содержанию выделяют материальный (например, интерес к одежде), духовный (например, научный интерес к юриспруденции) и общественный (например, интерес к общественной работе) интересы.

б) По направленности выделяют непосредственный (интерес к самому процессу деятельности) и опосредованный (интерес к результатам деятельности) интересы.

в) По уровню действенности различают пассивные (это созерцательные интересы, когда человек ограничивается восприятием интересующего объекта) и активные (это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует с целью овладения объектом интереса) интересы.

6. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая, устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т.е. интерес к определенному виду деятельности.

7. Идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему стремится человек, на что ориентируется. Наличие высокого нравственного идеала означает высокий уровень развития личности, характеризует благородство ее помыслов и действенную целеустремленность.

8. Мировоззрение – это система взглядов на природу, общество, человеческое мышление как результат отражения действительности, это отношение к различным сторонам общественной жизни, которое формируется под влиянием определенной идеологии. Мировоззрение личности служит высшим регулятором поведения и действий личности, определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придает стойкость и твердость характеру, отражается на привычках и наклонностях.

9. Убеждение – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Профессиональная направленность юриста – особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране. Она характеризуется отношением сотрудника к закону как высшей социальной и жизненной ценности, к борьбе за законность и правопорядок как личному жизненному призванию, к правоохранительной деятельности и профессии как к отвечающим главным своим потребностям, подразумевает наличие установки на использование законных и цивилизованных способов принятия решения профессиональных задач, взвешенных отношений к трудностям профессии.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «личность». Как соотносится это понятие со смежными понятиями?

2. Каково социально-психологическое и правовое содержание понятия «личность»?

3. Дайте характеристику психологической структуры личности. В чем заключается значение данной структуры для юридической деятельности?

4. В чем сущность и значение темперамента? Приведите его классификацию. Дайте характеристику основных типов.

5. Дайте определение «характер». Как соотносится природное и приобретенное в характере?

6. Что общего у характера и темперамента и каковы различия между ними?

7. Какова структура и общие свойства характера?

8. Расскажите о концепции акцентуаций характера А. Е. Личко.

9. Дайте определение «способности». Раскройте суть классификации уровней развития способностей.

10. Какие способности требуются юристу?

11. Дайте определение и раскройте психологическое содержание понятия «направленность личности».

12. Расскажите о составных элементах направленности личности.

13. Как влияет направленность на выбор человеком вариантов поведения?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...