Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен




При анализе процессов, происходящих в мировой торговле, используется понятие мировых цен, под которыми понимают цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.

Основные характеристики мировых цен следующие:

1) они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте;

2) это — цены на товары ведущих производителей и постав­щиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объе­ме данной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняю­щих) свое ведущее положение на данных товарных рынках;

3) применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточено их производ­ство и (или) торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представленных) рынков).

Рассмотрим некоторые примеры установления мировых цен на важнейшие сырьевые товары.

Мировыми ценами на нефть являются официальные продаж­ные цены стран — членов ОПЕК. При этом в качестве базисных цен используются цены на легкую аравийскую нефть ФОБ (FOB — free on board, свободно на борту — в соответствии с принятыми в ми­ровой торговле Правилами международных коммерческих терми­нов «Инкотермс» (Incoterms) (подробнее см. гл. 15) Рас-Таннура (основного нефтяного порта в Саудовской Аравии на берегу Пер­сидского залива с годовым грузооборотом около 400 млн т нефти).

Мировыми ценами на нефтепродукты считаются цены основ­ных товарных рынков — района Карибского моря, а в Западной Европе— ФОБ Роттердам (Нидерланды) и ФОБ/СИФ (CIF -cost, insurance, freight — стоимость перевозки, страхование и фрахт судна) Амстердам, Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия).

СИФ- Базисное условие поставки товаров в международной торговле, соглпсно которому продавец обязан застраховать товар и оплатить фрахт, доставить товар в порт и погрузить его на борт судна в согласованный срок, передать покупателю коносамент (товарную квитанцию) и страховой полис. С момента погрузки товара на борт судна, все издержки и ответственность, риск за возможную порчу товара или его случайную потерю переходят с продавца на покупателя.

ФОБ - франко-борт(свободно на борту, англ.) – усл. пост.товаров, согласно которому продавец обязан за свой счет поставить товар на борт судна и заплатить экспортные пошлины. Покупатель должен за свой счет зафрахтовать судно, оплатить товар, обеспечить его перевозку после поставки.

Определяющими ценами на каменный уголь являются цены крупнейших экспортеров — США и Австралии и импортеров -Японии и стран Западной Европы. В качестве ориентира исполь­зуются цены СИФ Амстердам, Роттердам, Антверпен.

Мировыми ценами на железную руду принято считать цены крупнейших экспортеров — Австралии, Бразилии, Канады. На практике используются среднестатистические цены импорта -шведской железной руды «Кируна Д» СИФ Роттердам.

Определяющую роль в ценах на медь, свинец, цинк играют котировки Лондонской биржи металлов (ЛБМ) и цены, установ­ленные на их базе. На базе котировок ЛБМ реализуется около 70 % производимой в мире рафинированной меди и не менее 2/3 про­изведенного в мире рафинированного свинца.

Мировыми ценами на алмазы и бриллианты являются цены единственного монополиста — Алмазного синдиката. У него име­ется своя Центральная сбытовая организация (ЦСО), которая ре­шает вопросы о повышении или понижении цен на ювелирное сырье. На практике единственным доступным показателем явля­ется исчисленный на основании официальных сообщений Алмаз­ного синдиката индекс средних цен. На рынке бриллиантов миро­выми ценами считаются экспортные цены крупнейших изготови­телей и экспортеров — Индии, Израиля и Бельгии, но на прак­тике оперируют среднестатистической ценой суммарного экспор­та Бельгии и Израиля.

Следует подчеркнуть, что мировые цены выступают как об­щий ориентир при определении цен конкретных внешнеторговых сделок. Однако цена внешнеторгового контракта всегда очень кон­кретна и зависит от широкого спектра ценообразующих факторов и реальных обстоятельств (экономических, политических, соци­альных).

Обратим внимание также на то обстоятельство, что на практи­ке существуют противоречия между внутренней и международ­ной торговлей и, соответственно, между внутренними и мировыми ценами. Так, например, если конкретное предприятие на внут­реннем рынке является крупнейшим поставщиком, определяю­щим масштабы продаж и уровень цен внутри страны, то далеко не очевидно, что и в сфере международной торговли оно будет занимать такие же позиции и, соответственно, автоматически оказывать определяющее воздействие на мировые цены.

В реальной практике имеются примеры решающей деятельности в основных центрах мировой торговли фирм тех стран, которые сами по себе не являются крупнейшими производителями данного вида продукции. В частности, во многом определяющую роль в тор­говле нефтью и нефтепродуктами играет англо-голландская ком­пания «Ройал Датч Шелл», а репрезентативными (представитель­ными) центрами — Антверпен, Роттердам и Амстердам.

Рассмотрим вопрос об основных видах внешнеторговых цен.

В общей совокупности этих цен выделим 5 основных групп.

1. Контрактные цены — это цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраня­ются на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сто­рон контрактные цены не пересматриваются.

Контрактные цены обычно подразделяются на следующие ос­новные подвиды: твердая фиксированная цена; твердая фиксиро­ванная цена с возможностью последующей корректировки; цена с последующей фиксацией; скользящая цена; смешанная цена.

Суть твердой фиксированной цены состоит в том, что она устанав­ливается на дату подписания контракта и не изменяется до оконча­ния его исполнения. Как правило, такие цены используются в ситу­ации, когда сроки реализации контрактов непродолжительны и в этот период не ожидается каких-либо существенных скачков цен. Подобные цены на практике выгодны продавцам в ситуации, когда есть предпосылки для понижения цен на данные товары на рынке.

Использование твердой фиксированной цены с возможностью последующей корректировки связано с оговариванием условий кор­ректировки цен с учетом возможных ценовых изменений на рын­ке (например, могут измениться цены на сырье и комплектую­щие изделия, из которых производится данная продукция).

Использование цен с последующей фиксацией связано с тем, что в контракте устанавливаются соответствующий принцип опреде­ления цен, а также источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Такого рода цены целесообразно при­менять тогда, когда в период исполнения контракта на рынке ожи­дается существенное повышение цен, масштабы которого оце­нить точно представляется достаточно сложным. Этот способ це­нообразования наиболее подходит также для долгосрочных кон­трактов, когда в течение ряда лет будут осуществляться периоди­ческие поставки товара.

Использование скользящих цен связано с осуществлением сто­ронами (продавцами и покупателями) соответствующих расчетов по принятой в контракте формуле, первую часть которой состав­ляет базовая цена, аналогичная по своей сути твердой фиксиро­ванной цене, а вторая часть представляет соотношение долей ос­новных видов издержек по производству товара. Особое значение приобретает учет в формуле именно тех издержек, по которым в период исполнения контракта возможны существенные измене­ния. Как правило, скользящие цены используются в контрактах, связанных с поставкой сложных и уникальных товаров, имеющих продолжительный цикл изготовления.

Смешанная цена представляет собой комбинированный вари­ант цены, когда одна ее часть является твердой фиксированной ценой, а другая — скользящей ценой.

Контрактные цены являются коммерческой тайной и поэтому не публикуются. Однако на практике контрактные цены на опре­деленный товар в конкретном регионе и при наличии ограничен­ного круга продавцов и покупателей бывают известны. Поэтому практической задачей для всех внешнеторговых фирм являются сбор ценовой информации и создание соответствующего банка данных.

При заключении внешнеторговых контрактов используются раз­личные виды скидок: количественные (используются в за­висимости от величины или серийности поставок товаров); бо­нусные (предоставляются крупным оптовым покупателям, ко­торые, как правило, являются постоянными клиентами, за обус­ловленный объем реализации товара); скидки «сконто» (пре­доставляются при оплате товара покупателем наличными деньга­ми или за долгосрочное осуществление платежей); дилерские (предоставляются оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам); временные (применяются главным образом при реализации продукции массового спроса, которая носит сезон­ный характер); специальные (предоставляются покупателям, с которыми внешнеторговая фирма имеет длительные устойчи­вые связи и иные формы особых отношений); закрытые (пре­доставляются на продукцию, которая реализуется в рамках внут­рифирменных поставок или по специальным межправительствен­ным соглашениям).

Специфическим подвидом контрактных цен в международной торговле являются трансфертные цены, по которым реализуются товары в рамках международных (транснациональных) корпора­ций. Здесь фактически существует собственный внутренний ры­нок и цены устанавливаются в рамках общей ценовой политики корпорации, направленной в ряде случаев на уход от высокого налогообложения. В трансфертных ценах проявляются и указан­ные выше закрытые скидки.

2. Справочные цены — цены продавца, публикуемые в специали­зированных изданиях, бюллетенях и т.д., по каналам компьютер­ной информации. Существенное значение здесь имеют специаль­ные ценовые справочники. Широкое развитие в последние годы получил рынок электронных информационных услуг. Современные информационные технологии позволяют получать доступ практи­чески ко всем видам информации о ценах, которая накапливается в автоматизированных базах данных. Однако между ценами в спра­вочниках (справочными ценами) и фактическими ценами внеш­неторговых сделок всегда существует определенная разница, мас­штабы которой зависят от соответствующих реальных обстоятельств.

3. Биржевые цены — цены на товары, торговля которыми про­изводится на товарных биржах. В основном это относится к тор­говле сырьем и полуфабрикатами. Биржевые цены очень опера­тивно отражают изменения, происходящие на рынке данного то­вара, поскольку биржевые котировки являются фактически цена­ми сделок именно в данный момент времени. Однако недостаток биржевых цен состоит в том, что они не отражают другие важные элементы современной международной торговли, связанные с це­нообразованием (например, условия поставки, условия платежа и др.). Кроме того, с биржевыми ценами связана проблема, кото­рая состоит в том, что они часто изменяются под воздействием искусственных, нередко спекулятивных факторов. Среди наибо­лее известных в мировой торговле бирж можно назвать Лондон­скую биржу металлов, Чикагскую биржу (на ней осуществляются котировки и продажа зерна), Нью-Йоркскую биржу хлопка и др.

4. Цены аукционов — цены, складывающиеся в результате аук­ционных торгов. Данный вид международной торговли достаточ­но специфичен — он связан с торговлей пушниной, чаем, цвета­ми, предметами искусства.

5. Статистические цены, или цены статистики внешней торгов­ли — усредненные цены, публикуемые в различных национальных и международных справочниках. Поскольку это усредненные цены, то они не показывают конкретную цену конкретного товара. Од­нако они характеризуют общую динамику цен в международной торговле, складывающиеся при этом тенденции и могут исполь­зоваться как своеобразный ценовой ориентир при заключаемых внешнеторговых сделках.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите различия в понятиях «внутренний рынок», «нацио­нальный рынок», «международный рынок» и «мировой рынок».

2. Охарактеризуйте понятия «торгуемые товары» и «неторгуе­мые товары».

3. Что представляет собой конъюнктура мирового рынка и ка­ковы основные уровни ее исследования?

4. Назовите современные конъюнктурообразующие факторы.

5. В чем состоят достоинства и недостатки отдельных, исполь­зуемых в настоящее время, методов прогнозирования мирового рынка?

6. Охарактеризуйте современные ценообразующие факторы, действующие в мировой торговле.

7. Каковы формы воздействия государства на цены междуна­родной торговли? Проиллюстрируйте их использование на конк­ретных примерах.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...