Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление концепции гражданского гуманизма




 

Гуманизм как мировоззренческий принцип осмыслился и получил свои первые понятийные выражения у истоков западной цивилизации, сделавшей его основанием своей ценностной системы. С самого начала Протагор[106] придал ему фундаментально определительное значение: «человек есть мера всех вещей — существующих — в том, что они существуют, не существующих — в том, что они не существуют».

Гуманизм (от лат. humanus – человеческий) – идейное и мировоззренческое течение, возникшее в европейских странах в эпоху Возрождения (XIV – первая половина XVII вв.) и ставшее идеологией Возрождения. В центре гуманизма стоит человек. Востребованность идей гуманизма была обусловлена внутренними потребностями европейского общества. Возникающая секуляризация жизни Европы способствовала признанию ценности земного бытия, осознанию значимости человека как существа не только духовного, но и телесного, важности его физического существования. Разрушение средневековых корпоративных структур в обществе в результате сдвигов в экономике и социальной жизни привело к выделению в сфере производства, политической жизни, культуры личностей нового типа, действовавших самостоятельно и независимо, не опиравшихся на привычные связи и нравственные нормы и нуждавшихся в выработке новых. Отсюда интерес к человеку как к личности и как к индивиду, его месту в обществе и в божественном мироздании.

Идеи и учение гуманизма разрабатывали люди, выходившие из разных социальных кругов (городских, церковных, феодальных) и представлявшие различные профессии (школьные учителя и университетские преподаватели, секретари папской курии, королевские канцлеры и канцлеры городских республик и синьорий). Своей деятельностью они разрушали средневековый корпоративный принцип организации общественной жизни, являли собой новое духовное единство – гуманистическую интеллигенцию, объединенную общностью целей и задач. Гуманисты провозглашали идею самоутверждения и разрабатывали концепции и учения, в которых была высока роль нравственного совершенствования, созидательной и преобразовательной силы знания и культуры.

Родиной гуманизма стала Италия. Особенностью ее развития был полицентризм, наличие в стране большого числа городов с уровнем производства, торговли и финансов, далеко превосходившим средневековый, с высоким качеством образования. В городах появились «новые люди» – энергичные и предприимчивые деятели в основном из торгово-ремесленной среды, которым было тесно в рамках корпораций и средневековых норм жизни и которые по-новому ощущали свою связь с миром, обществом и другими людьми. Новый социально-психологический климат находил в городах более широкую сферу распространения, чем породившая его среда. К «новым людям» относились и гуманисты, преобразовывавшие социально-психологические импульсы на более высоком теоретическом уровне сознания в учения и теории. «Новыми людьми» были и утверждавшиеся в итальянских городах правители-синьоры, часто происходившие из неблагородных семей, из бастардов, из кондотьеров безродного происхождения, но заинтересованные в утверждении человека в обществе по его делам, а не родовитости. В этой среде труд гуманистов был востребован в высшей степени, о чем свидетельствует культурная политика правителей из династий Медичи, Эсте, Монтефельтро, Гонзага, Сфорца и др.

Сам термин «Возрождение» (от французского «renaissance» - возрождение, Ренессанс) появился в XIX в. Смысл данного термина обусловлен тем, что в XIV-XVI вв., во-первых, произошло возрождение огромного интереса к античной культуре: к античной философии, к античным религиозно-мистическим учениям, к античной литературе и изобразительному искусству.

Во-вторых, в этот период зародилась новая культура самих западноевропейских народов, противоположная традиционной христианской культуре Средних веков. По мнению С. В. Перевезенцева [103], родилась культура, противоположная традиционной христианской культуре.

Новое миропонимание заключалось, прежде всего, в том, что мыслители эпохи Возрождения совершенно иначе, нежели христианские теологи, отнеслись к проблеме человека. В традиционном христианском понимании человек - это греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизнью доказать право на жизнь вечную, но не материальную, а духовную. Поэтому человек должен все свои помыслы посвятить лишь одному - любви к Богу, ибо именно Бог является центром и целью всякого мышления и действия.

С конца XIII - начала XIV вв. сущность человеческой личности начинает пониматься совершенно иначе. На смену христианскому теоцентризму приходит возрожденческий антропоцентризм, когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом. Уже Данте Алигьери (1265-1321) в своей знаменитой «Комедии» [42], названной позднее «Божественной», писал, что из всех проявлений Божественной мудрости, человек - величайшее чудо. В дальнейшем отношение к человеку, как к некому чуду, даже как к центру Вселенной вообще, сохраняется и становится определяющим. Поэтому своеобразным девизом, символом эпохи Возрождения можно считать слова, почерпнутые мыслителями этого времени в мистических произведениях поздней античности (в частности, в сочинениях, приписываемых Гермесу Трисмегисту) и ставшие крайне популярными в XIV-XVI вв. – «Чудо великое есть человек».

Человек в эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности - материальная природа человека интересовала мыслителей той поры не меньше чем его духовные качества. Наиболее ярко внимание к человеческому телу проявилось в искусстве Ренессанса. Возрождение интереса к красоте человеческого тела, опора на античные идеалы и пропорции человеческого тела - одна из характерных черт произведений искусства того времени. Подобный подход к изображению человека резко контрастировал с предшествующими тенденциями средневекового художественного творчества.

Новое понимание проблемы человека сказалось и на новом понимании проблемы Бога мыслителями Ренессанса. Вместе с антропоцентризмом на смену теоцентризму приходит пантеизм, философское учение, которое признает слияние Бога с природой, когда Бог воспринимается не как всемогущая личность, а как некая сверхъестественная, существующая во всех природных объектах сила. По сути дела мыслители-пантеисты уже обожествляли саму природу, считая, что Божественная сила как бы разлита в природе, в т. ч. присутствует и в самом человеке.

Подобное отношение к идее Бога сказывалось и на отношении к церкви. Конечно, гуманисты не были атеистами, т. е. не отрицали необходимость веры. Однако многие из них критически относились к церкви, считая, что официальная римско-католическая церковь неправильно трактует понятие Бога и, следовательно, ведет всех верующих людей по ложному пути. Поэтому для эпохи Возрождения характерны в большей степени антиклерикальные настроения, проявившиеся во многих произведениях XIV-XVI вв. Например, знаменитый «Декамерон» Д. Боккаччо [19] наполнен сатирическим изображением образа жизни монахов, священников и церковных деятелей вообще.

Новое понимание идеи Бога, критическое отношение к официальной церкви обусловило то, что в эпоху Ренессанса началась резкая критика официального католического вероучения. Именно в это время принципы и методы познания античной философии возводятся гуманистами в абсолют, а научное знание начинает приравниваться к религии.

По убеждению гуманистов, наука должна была стать основанием новой религии. С этой целью гуманисты обратили внимание на таинственные способы познания - магию и мистику, в которых они видели важнейшие средства постижения Божественных истин. Магию и мистику они считали чуть ли не высшими формами научного знания. Поэтому возрождение интереса к античной культуры сопровождалось и возникновением интереса к античным религиозно-мистическим учениям. Само определение человека как «великого чуда», уже несет в себе мистическое содержание, ибо чудо невозможно познать, а необходимо принять таким, как оно есть.

Идейными и культурными источниками гуманизма были античная культура, раннехристианское наследие и средневековые сочинения; удельный вес каждого из этих источников в разных европейских странах был различен. В отличие от Италии, другие европейские страны не имели своего античного наследия, и потому европейские гуманисты этих стран шире, чем итальянцы, заимствовали материал из своей средневековой истории. Но постоянные связи с Италией, обучение там гуманистов из других европейских стран, переводы античных текстов, книгоиздательская деятельность способствовали знакомству с античностью других областей Европы. Развитие реформационного движения в европейских странах обусловило больший, чем в Италии (где практически Реформации не было), интерес к раннехристианской литературе и привело к появлению там течения «христианский гуманизм» [103].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...