Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и средства как явления




В результате предшествующего анализа рассматривалась миссия политики в различных ее проявлениях. Если свести ее к элементарному, то она сводится к организации человечества и обеспечению его эволюционного развития. А также интеграция внутренне диф­ференцированного общества, увязывание конфликтующих частных устремлений граждан с общей целью всего общества. Еще Платон, по существу, выявил эту высшую цель политики. В своем произведении «Политик» он писал: это «царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей» [108, с.82].

Миссия определена изначально и она объективна по отношению к человечеству и к политикам. В реальной политической практике политические деятели ставят перед собой и обществом конкретные политические цели и организуют деятельность по их достижению. Цели политики внутренне противоречивы и разнообразны. Чем меньшего уровня политик, тем менее значимые цели, с точки зрения глобального политического процесса, он ставит.

Политика по своей сути является целеполагающей деятельностью. Это озна­чает, что она возникает и осуществля­ется ради определенных целей. Цель, средство и результат - основные компоненты политической и любой другой деятельности. Цель представляет собой образ желаемого будущего, идеальный результат, к которому стремятся политические субъекты, который является побудительным мотивом деятельности. Цель в политике кроме мотивационной, выполняет и организационную, мобилизационую функции. Другая характеристика цели состоит в интегративном выражении общих интересов, стремлении людей к лучшей жизни, благосостоянию. Общая цель, обладающая возможностью осуществления, складывается из целей индивидов данного общества. Политические цели на любом уровне противоречивы, поэтому редкая цель может обеспечить консолидацию общества на ее достижение. Гармонизацию целей призвано обеспечивать государство, ибо оно есть единственный институт политической системы общества, который может это сделать. Но к этому его должно принудить государственно-организованный социум.

Среди целей также существует иерархия. Существуют суперцели или главные, общие. Имеются и частные или конкретные цели. Цели делятся на конечные и про­межуточные, краткосрочные и перспективные ит.д. Если общая цель относительно стабильна, устойчива, то конкретные цели подвижны.

В процессе достижения цели требуется решение ряда задач. Технологии их определения и решения именуются политическими технологиями, а специалисты их решающие – соответственно политиками и политтехнологами. Зачастую грань между целью и задачей, довольно зыбкая и сам процесс этот динамичный и противоречивый. Реальный политический процесс представляет собой совокупность непрерывного решения плановых – определенных и неожиданных - неизвестных задач. Профессионализм политика определяется способностью предугадывать или планировать задачи, сводя к минимуму долю неплановых задач-препятствий.

Для преодоления задач необходимо знание способов (методов) и наличие средств для их решения. Они носят служебный характер и подчиняются целям и/или задачам. Средства есть конкретные инструменты влияния субъектов политики на объекты. Одна и та же задача может решаться разными средствами. Средства политической деятельности представляют собой очень изменчивые инструменты действий субъектов.

Достаточно ясная общая цель политики трудно реализуется на деле, поскольку предполагает нахождение приемлемой для всех сторон меры сочетания конфликтующих интересов общественных групп, обладающих неравными ресурсами и возможностями поли­тического влияния и преследующих в политике в первую очередь свои эгоистические интересы. Поэтому было бы утопичным, по мнению В.П. Пугачева, ожидать гуманизации политики от простого увещевания ее субъектов помнить о благе своих соперников и всего общества. Более эффективно повлиять на конкурирующие частные интересы и цели, обуздать групповой эгоизм можно с помощью воздействия на средства и методы политики [115].

Средства политики представляют собой инструменты, орудия практического осуществления целей, превращения идеальных моти­вов в реальные действия. «Средства» и «методы» политики — близ­кие понятия. Средства — это конкретные факторы влияния ее субъектов на объекты: пропагандистские кампании, забастовки, вооруженные действия, электоральная борьба и т.д. Методы поли­тики обычно характеризуют способы воздействия ее средств. К ним относятся, прежде всего, насильственный и ненасильственный мето­ды, принуждение и убеждение.

Между целью, задачами, способами и средствами ее достижения зачастую существуют противоречия, которые могут оперативно разрешаться, но могут и консервироваться на длительное время. Поскольку средства являются более конкретными и подвижными инструментами политической деятельности, то они непосредственно влияют на результат политики, могут корректировать цель. Отсюда очевидно, что политик обязан владеть механизмами использования средств, не абсолютизировать какое-то одно средство, быть готовым к быстрой смене средств, стараться разумно сочетать цель и средство в политике.

Субъектное единство целей и средств состоит в том, что они не должны расходится так сильно, чтобы носителями целей выступали одни индивиды и человеческие поколения, а носителями средств – другие. Только тогда, когда цели и средства заключены в одно и то же человеческое пространство и время, когда одни и те же люди, выступая в роли средств, являются одновременно и целями, можно говорить о гуманистической мере их соотношения, что, между прочим, и подразумевается второй формулировкой кантовского категорического императива («поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству») [65, с.270].

А.А. Гусейнов считает, что нельзя политический институт поднимать до уровня нравственной инстанции. Возможный вред от такой подмены состоит не только в том, что непомерно расширяется сфера и многократно увеличивается мощь политических решений. Много опасней то, что дезавуируется мораль, которая в своих истинах, удостоверяемых умом и чувством каждого человека, как раз и выражает общее благо, некие действительно фундаментальные основы общественной жизни. Тем самым лишается прочного основания вся ценностная структура сознания, пропадает точка отсчета общественной оценки [40].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...