Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тема 8. Ювенильный (игровой) период.




Значение игры для формирования поведения животных. Виды игр и их значение для формирования поведения животных, формирование общения, познавательная функция игровой активности животных.

 

Тема 9. Проблема интеллекта животных.

Предпосылки и элементы интеллектуального поведения животных (манипулирование с биологически «нейтральными» предметами, способность к широкому переносу навыков в новые ситуации, решение сложных задач с помощью многофазных навыков и инструментальных действий). Критерии интеллектуального поведения (разделение деятельности на фазу подготовки и фазу осуществления, решение задач разными способами, перенос операций).

 

Тема 10. Сравнение психики животных и человека.

Креационные теории, картезианство, механицизм, метафизические теории поведения, рациональные теории, теории зоопсихологического антропоморфизма, атомистические теории, антропогенетически значимые черты поведения приматов. Предметная и предтрудовая деятельность ископаемых обезьян как фактор зарождения трудовой деятельности человека, качественные отличия орудий животных от орудий труда человека, групповое поведение обезьян и проблема зарождения человеческого общества, язык современных обезьян и его качественные отличия от членораздельной речи.

 

2. Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ

1. Эволюция психических функций в животном мире: связь с образом жизни.

2. Особенности поведения и психического отражения у животных низшего уровня, переходного уровня и высшего уровня.

3. Развитие поведения и психики у зрело- и незрелорождающихся животных.

4. Врожденное узнавание, врожденные двигательные координации и ранний опыт животных. Запечатление.

5. Общая характеристика развития поведения и психики в ювенильном ( игровом) периоде.

6. Интеллектуальное поведение животных и методы его исследования.

7. Черты сходства и различия в поведении и психике человека и животных: генетическое родство и качественные различия.

 

 

3. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всей дисциплине

1. Объект и предмет изучения зоопсихологии.

2. Краткая история зоопсихологии.

3. Зоопсихологические исследования в России.

4. Основные разделы зоопсихологии. Связь зоопсихологии с другими науками.

5. Методы зоопсихологических исследований.

6. Проблемы инстинкта и научения в свете эволюционных учений Ж.Б.Ламарка, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвина.

7. Общая характеристика инстинктивного поведения.

8. Факторы, определяющие инстинктивное поведение.

9. Таксисы: определение, классификация, биологическое значение.

10. Общая характеристика процессов научения у животных. Классификация форм научения.

11. Дрессировка. Стадии дрессировки.

12. Научение и общение. Подражание.

13. Проблемы мотивации поведения животных. Мотивационные системы.

14. Развитие психической деятельности в пренатальном периоде.

15. Сравнительный обзор развития двигательной активности зародышей.

16. Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения.

17. Эмбриогенез и развитие психического отражения.

18. Особенности постнатального развития поведения животных.

19. Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде.

20. Ранний опыт (благоприобретенные компоненты поведения в раннем постнатальном периоде).

21. Запечатление, его виды и биологическое значение.

22. Формирование общения в раннем постнатальном периоде, особенности этого процесса у разных групп животных.

23. Формирование общения в играх животных.

24. Познавательна функция игровой активности животных.

25. Общая характеристика эволюции психики.

26. Низший уровень психического развития. Характеристика сенсомоторной активности простейших.

27. Общая характеристика психической активности простейших.

28. Высший уровень развития элементарной сенсорной психики. Нервная система как фактор усложнения психической деятельности животных.

29. Органы чувств и сенсорные способности низших многоклеточных беспозвоночных.

30. Общая характеристика моторной активности низших многоклеточных беспозвоночных.

31. Зачатки высших форм поведения у низших беспозвоночных.

32. Перцептивная психика. Характеристика нервной системы животных, имеющих низший уровень развития перцептивной психики.

33. Характеристика моторной активности животных с низшим уровнем развития перцептивной психики (на примере насекомых).

34. Инстинкт и научение в поведении насекомых.

35. Общение, групповое и территориальное поведение животных с низшим уровнем развития перцептивной психики.

36. Высший уровень развития перцептивной психики. Характеристика животных, достигших этого уровня развития психики.

37. Характеристика двигательных способностей высших позвоночных.

38. Общение у высших позвоночных.

39. Проблема интеллекта животных. Предпосылки и элементы интеллектуального поведения животных.

40. Критерии интеллектуального поведения животных.

41. Формы мышления человекообразных обезьян по Ладыгиной-Котс.

42. Биологическая ограниченность интеллекта животных.

43. Общая характеристика сравнительной психологии и ее связь с другими науками.

44. Сравнительный анализ теорий, описывающих поведение животных и человека.

45. Эволюция гаптических и сенсорных функций высших млекопитающих.

46. Групповое поведение обезьян и проблема зарождения человеческого общества.

47. Язык современных обезьян и его качественные отличия от членораздельной речи.

 

 

II. Распределение учебных часов по разделам, темам и видам занятий

Номера и наименование разделов и тем Всего часов учебн. Занятий В т.ч. аудит. занят. Из них по видам учебных занятий Сам. работа
Лекции Семинары Практ. занят.
Тема 1.Предмет и методы исследования в зоопсихологии.                  
Тема 2. История развития знаний о психике животных.    
Тема 3. Основные направления эволюции психики    
             
Тема 4. Стадия элементарной сенсорной психики.  
Тема 5. Стадия перцептивной психики.                  
Тема 6. Пренатальный период. Научение.    
Тема 7. Ранний постнатальный период.
Тема 8.Ювенильный (игровой) период.
Тема 9. Проблема интеллекта животных.
Тема 10. Сравнение психики животных и человека.  
Итого:

III. Форма итогового контроля – экзамен

IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Основная:

 

1. Авзалов Р.Х., Гущин П.Я. – Уфа, 2001.

2. Богословская Л.С., Поляков Г.И. Пути морфологического прогресса нервных центров у высших позвоночных. М.: Наука, 1981.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь.М.: Лабиринт, 1996.

4. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М.;Мир, 1992.

5. Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных // Собр. Соч.М.; Изд-во АН СССР, 1953.

6. Зорина З.А, Полетаева Н.Н., Элементарное мышление животных: Учеб.пособие. – М., 1999.

7. Зорина З.А., Полетаева Н.Н., Поведение животных. М.; Астрелль, 2000.

8. Зорина З.А., Полетаева Н.Н. ,Резникова Ж.Н. Основы этологии и генетики поведения. – М., 1999.

9. Ильин Ю.С., Тишевский Н.А. Зоопсихология и сравнительная психология. – Челябинск, 2000.

10. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев: Учебн. Пособие. – М., 2001.

11. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 2001. – Базовый учебник.

 

 

Дополнительная:

1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. – М., 1996.

2. Дембовский Я. Психология животных. – М., 1999.

3. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. – М., 1999.

4. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и генетики поведения. – М., 1999.

5. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Ориентировочно- исследовательская деятельность, подражание и игра как психические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде. – М., 1996.

6. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. – М., 19

 

 

Составитель: Сметанина Наталья Валерьевна, преподаватель.

Зав. кафедрой: Давыдов Николай Алексеевич.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.