Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проектно-исследовательский формат.




Общие положения

В соответствии с Порядком проведения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 29.06.2015 №636 (вступает в силу
с 01 января 2016 года) защита выпускной квалификационной работы является одной из форм государственной итоговой аттестации выпускников вузов.

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является завершающим этапом освоения программы подготовки бакалавра.
В соответствии с Положением о курсовой и выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», утвержденном протоколом ученого совета НИУ ВШЭ
от 28.11.2014 № 08, в НИУ ВШЭ для образовательных программ бакалавриата выпускная квалификационная работа выполняется в форме бакалаврской работы.

Защита выпускной квалификационной работы бакалавра проводится на заседании экзаменационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ.

 

Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра

Форматы выпускной квалификационной работы бакалавра

Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой самостоятельное законченное исследование на заданную (выбранную) тему, написанное лично выпускником под руководством научного руководителя, свидетельствующее об умении выпускника работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания, исследовательские и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы.

Выпускная квалификационная работа бакалавра (далее по тексту ВКР, ВКР бакалавра) должна содержать совокупность результатов и положений, выдвигаемых автором для защиты, иметь внутреннее единство, свидетельствовать о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, уметь формулировать задачи исследования и методы их решения.

ВКР может быть выполнена на русском или английском языке. Возможность выбора английского языка для написания ВКР должна быть согласована с научным руководителем ВКР и лицом, осуществляющим академическое руководство образовательной программой бакалавриата (далее – академический руководитель). Специальных требований к работам на английском языке не предъявляется.

К ВКР бакалавра предъявляются следующие ключевые требования:

1. ВКР бакалавра должна быть написана самостоятельно.

2. ВКР бакалавра выполняется студентом на материалах самостоятельно собранных и / или обработанных данных в ходе кабинетных и полевых исследований.

Основными форматами ВКР бакалавра являются:

Академический формат – исследование эмпирического характера, осуществляемое в целях получения новых знаний о структуре, свойствах и закономерностях изучаемого объекта (явления).

Проектно-исследовательский формат – разработка (проектного) решения прикладной проблемы. Такой формат предполагает разработку целостного или частичного проекта мероприятий, набора рекомендаций, методик или инструментария для различных областей менеджмента.

При формулировке темы необходимо учитывать ключевые требования:

• Актуальность – новизна, необходимость, назревшее противоречие.

• Конкретность. Формулировка темы должна затрагивать тот объем вопросов, который студент в состоянии проработать самостоятельно на необходимом для высокой оценки уровне, а также не должна создавать трудностей при формулировании целей и задач и определении объекта и предмета исследования.

Тема ВКР должна быть сформулирована студентом на русском и английском языках. Форма заявления на выбор темы и на изменение темы представлены в Приложении № 1.

В ВКР бакалавра любого формата, в аннотации работы обязательно должно быть выделено представление и обоснование собственного индивидуального вклада студента в обсуждение избранной темы.

Рекомендуемый объем выпускной квалификационной работы бакалавра зависит от выбранного формата работы. Он составляет:

· Для академического формата – не менее 40 страниц печатного текста без списка литературы и приложений.

· Для проектно-исследовательского формата – не менее 60 страниц печатного текста без списка литературы и приложений.

Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным
в разделах 4.3 – 4.10 настоящих правил.

ВКР бакалавра подлежит обязательному рецензированию. В качестве рецензентов могут выступать специалисты по теме исследования из других кампусов НИУ ВШЭ, других Вузов и организаций.


Структурные элементы ВКР

ВКР бакалавра состоит из аннотации, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Аннотация представляет собой краткое изложение ВКР объемом 100-150 слов. Аннотация представляется на русском и английском (abstract) языках и размещается после оглавления перед введением как самостоятельная часть.

Аннотация, как функциональный тип текста, имеет свою структуру. Представляя содержание целой работы, аннотация должна включать в себя ее основные разделы: актуальность, постановку проблемы, пути решения поставленной проблемы, результаты и выводы. На каждый из разделов может отводиться по одному предложению. Поэтому четкость изложения мысли является ключевым при написании аннотации.

Рекомендуемая структура аннотации:

· Актуальность. С самого начала необходимо показать важность изучаемой темы ВКР. У читателя сразу должно сложиться представление, почему обсуждаемая проблема требует изучения.

· Постановка проблемы. После раскрытия актуальности необходимо обозначить существующую проблему, на решение которой и будет направлена ВКР. При чтении данного раздела аннотации у читателя должно сложиться впечатление, что без вашего проекта «дальнейшая жизнь просто невозможна».

· Пути решения проблемы. В данном разделе аннотации необходимо перечислить конкретные шаги, направленные на решение существующей проблемы. В академическом формате исследования в этом разделе перечисляются методики проведения исследования и исследуемые переменные. В проектно-исследовательском формате – методология исследования и применяемые инструменты.

· Результаты. В данном разделе представляются количественные или качественные результаты исследования. Рекомендуется использовать общие слова типа «доказана эффективность», «оказались неэффективными», не упоминая конкретные цифры, которые могут быть неверно интерпретированы.

· Вывод. В заключение, при выборе академического формата, необходимо обозначить сферу внедрения результатов исследования, насколько проведенная работа расширила существующие представления об изучаемом вопросе или предложило новое решение существующей проблемы. При выборе проектно-исследовательского формата – предполагаемый результат (эффект) от внедрения разработанных мероприятий.

Введение ВКР бакалавра отражает актуальность и логику проведенного исследования, через систему целеполагания и позволяет оценить степень проработанности темы. Введение является самостоятельной частью работы, которая ни в содержании, ни в тексте не нумеруется.

Во Введениинеобходимо отразить следующее:

· обоснование выбора темы, ее актуальность;

· характеристику степени разработанности темы в отечественной и мировой науке;

· формулировку проблемы исследования;

· основную цель и задачи работы;

· объект и предмет исследования;

· методы исследования;

· характеристику значимости исследования;

· структуру работы.

Обоснование выбора темы и ее актуальность должна касаться непосредственно выбранной темы исследования. Актуальность темы это та причина, по которой именно сейчас, в настоящее время, возникла потребность в данном исследовании. Не рекомендуется при обосновании актуальности приводить общие формулировки, не относящиеся непосредственно
к выбранной теме исследования.

Проблема исследования – это область неизвестного, но востребованного
в научном знании. Грамотно сформулированная проблема – это указание
на противоречие, образовавшееся (выявленное) в изучаемой области, на знание, которого еще нет, но которое необходимо получить, чтобы разрешить обозначенное противоречие.

Цель работы определяет, для чего проводится исследование,что планируется получить в результате. Достижение цели ВКР бакалавра ориентирует студентов на решение выдвинутой проблемы в двух основных направлениях – теоретическом и прикладном.

Задачи работы представляют собой последовательность действий для достижения цели работы. Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик и их реализация и т.д.).

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Иными словами, объект – это совокупность свойств и отношений, существующих независимо от исследователя, но служащих ему определенным полем для деятельности. Это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения.

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это угол зрения
на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.

Таким образом, в одном объекте может быть несколько предметов исследования. Соответственно, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным – предмет исследования, в котором выделяется определенные свойства объекта исследования.

Представление использованных методов исследования позволяет оценитьполноту охвата полученных студентом умений и навыков при выполнении ВКР бакалавра.

Характеристика практической значимости позволяет оценить способность студента применять полученные навыки и умения к анализу конкретного объекта исследования.

Характеристика структуры ВКР представляет собой краткое содержание глав и параграфов основной части, указание объема работы
в страницах без приложений, количество используемых в работе источников литературы, в том числе источников на иностранных языках.

В основной части ВКР бакалаврадолжно быть полно и систематизировано изложено состояние вопроса, которому посвящена данная ВКР.

Основная часть состоит, как правило, из двух – трех глав, каждая из которых делится на параграфы в зависимости от выбранного формата ВКР, темы исследования и его целей. В каждой главе должно не менее двух параграфов. Объем каждого параграфа должен составлять 7-11 страниц.

В основной части любого формата ВКР бакалавра выделяют теоретический раздел.

Теоретический раздел составляет около одной трети от общего объема ВКР. В данном разделе отражаетсяумение студента систематизировать существующие разработки и теории по данной проблеме, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать опыт других исследователей, определять главное в изученности темы с позиций современных подходов, аргументировать собственное мнение.

Поскольку ВКР бакалавра обычно посвящается достаточно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно автору из прочитанного, если часть из этого имеет лишь косвенное отношение к данной работе. Но ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме ВКР бакалавра, должны быть названы и оценены.

В этом разделе необходимо: определить работы, которые стали основой для исследования именно этой проблемы; определить область проблемы, которая еще не решена или решена не полностью, но требует решения; определить основные концепции (термины, теории), которые необходимы для решения вопроса.

Обзор литературы должен носить лаконичный характер, опираться только на самые актуальные статьи и самые базовые, «знаковые» работы.

Обзор не должен состоять из перечисления работ и основных выводов. Необходимо систематизировать работы, найти противоречия. При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если
в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты: только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, однако в любом случае нужно выдвигать соответствующие аргументы.

Теоретический раздел является обоснованием будущих разработок, так как позволяет выбрать методологию и методику всестороннего анализа проблемы.

Структура и содержание последующих разделов ВКР определяется выбранным форматом.

Академический формат.

При выборе академического формата к ВКР предъявляется обязательное требование решения проблемы в ходе самостоятельного исследования (возможно с применением разработанных стандартных методик). При этом студент должен продемонстрировать умение адекватного отбора стандартных методик, их адаптации к задачам конкретного исследования или разработать собственную оригинальную методику, а также проявить навыки обработки данных и достаточно глубокой научной интерпретации результатов.

В общем виде порядок проведения исследования может быть представлен следующим образом:

1. Выбор и постановка задачи исследования и рабочей гипотезы

2. Обзор литературы

3. Общий дизайн и планирование стратегии исследования

4. Определение выборки и источников данных

5. Методы и технологии исследования

6. Сбор данных

7. Обработка и анализ данных

8. Проверка гипотез

9. Интерпретация, обобщение, выводы

10. Подготовка, отчета, презентации и распространения результатов исследований

Ниже представлено более подробное описание исследования и разделов
в академическом формате ВКР:

Методологический раздел представляет собой разработку студентом методологии предстоящего исследования. Методология является основой ВКР академического формата и представляет собой совокупность методов, способов, приемов и их определенную последовательность.

Написание данного раздела рекомендуется начинать с представления алгоритма исследования и взаимосвязи цели и методов ее достижения. В начале методологического раздела должно обязательно присутствовать обоснование гипотез, обоснование методов проведения исследования, связь с теоретическим обоснованием. После этого автор переходит непосредственно к следующей части данного раздела – методологии исследования. В данной части необходимо обосновать, что используемые в ВКР данные и методы их обработки могут решить поставленный исследовательский вопрос, а также указать на все ключевые ограничения, которые привносят данные и метод их обработки.

Гипотеза исследования.

В академическом формате разрешение исследовательской проблемы интерпретируется в терминах гипотетико-дедуктивного подхода, предполагающего формулировку и проверку гипотез. Гипотеза – направляющая научная идея, требующая дальнейшей проверки. Гипотеза – главный методологический инструмент, организующий процесс исследования и определяющий его логику, путь разработки, необходимый его элемент.

Отличительными чертами гипотез являются:

· принципиальная проверяемость;

· утвердительный характер;

· ограниченный масштаб применимости;

· указание на взаимосвязь между конкретными переменными;

· сравнимость с имеющимся знанием;

· краткость и корректность терминологии.

Любая гипотеза может утверждать либо наличие взаимосвязи/влияния/различий, либо их отсутствие.

Формулируя гипотезы, исследователь работает на двух уровнях – операциональном и концептуальном. На операциональном уровне работа идет
с переформулировкой изучаемого феномена в терминах наблюдения, то есть на основе непосредственно наблюдаемых аспектов социальной действительности. На концептуальном уровне работа принимает более абстрактный характер и направлена на более широкие обобщения, используемые в рамках построения теорий.

Исходя из этого, можно определить следующий способ деления гипотез – по уровню общности: гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Гипотезы-основания представляют собой общие утверждения, подлежащие проверке,
а гипотезы-следствия – их конкретизацию и детализацию. Непосредственной проверке подвергаются именно гипотезы-следствия, в результате чего гипотезы-основания либо опровергаются, либо частично подтверждаются, либо подтверждаются полностью.

Деление гипотез по степени общности выдвигает на первый план проблему операционализации (процедура перевода общих теоретических понятий в конкретные эмпирические). Качественная операционализация является главным условием достижения проверяемости гипотезы. Часто первым шагом операционализации является разделение главной гипотезы на две и более подгипотез, представляющие ее компоненты или аспекты. Операционализация же подгипотез также идет по пути детализации, а также конкретизации.

В зависимости от типа проводимого исследования, гипотезы могут быть сформулированы как на начальной стадии исследования, так и в его процессе. Кроме того, гипотезы могут уточняться и конкретизироваться в ходе проведения исследования.

Таким образом, при работе с гипотезами, необходимо постоянное взаимодействие с научным руководителем по данному вопросу.

Определение методики исследования.

Методика исследования – это совокупность методов (т.е. приемов, способов исследования); порядок применения методов (т.е. приемов и способов); интерпретация полученных результатов. Научный уровень исследования определяется не его предметом, а методом.

Студенту необходимо тщательно определить (выбрать или самостоятельно разработать) методику исследования. Прежде чем применять ранее использованную методику, необходимо убедиться в том, что она соответствует современному уровню науки, условиям, в которых выполняется работа, и задачам, которые ставятся перед данным исследованием и перед отраслью знания.

Принятую методику необходимо совершенствовать на основе критического анализа предшествующих работ и результатов их внедрения
в практику. Кроме того, целесообразно проверить возможность использования методов, применяемых в смежных проблемах и дисциплинах (иногда возможно прямое заимствование метода, в других случаях может быть использована его идея). Поскольку метод не представляет собой нечто независимое от задач, объекта и условий исследования, следует дифференцировать и индивидуализировать методы.

Наряду с валидностью и надежностью методов большое значение имеет их простота, ясность и доступность. Кроме этого, необходимо взвесить возможность сочетания дополняющих друг друга методов: нескольких основных, основных и вспомогательных, основных и контрольных.

Выбрав методы, студент должен удостовериться в их практической применимости. Такая проверка тем более необходима, если был разработан оригинальный метод исследования.

Таким образом, в методологическом разделе прорабатывается программа исследования, составляются логические этапы проведения анализа, подбираются соответствующие инструменты и техники как сбора данных (отбираются и составляются анкеты, опросники, «чек-листы» и т.п.), так и методы их обработки и анализа. Определяется перечень исходных данных и источники их получения. Итогом данного раздела является обоснованная, комплексная и проработанная методология анализа.

Исследовательский раздел. В данном разделе дается общее описание объекта исследования, проводится исследование изучаемой проблемы, а также анализ фактических данных, обработанных при помощи разработанной методологии.

Основной целью исследования является проверка теоретических положений (подтверждение рабочей гипотезы), а также более широкое и глубокое изучение темы ВКР.

Прежде чем приступить к исследованиям, необходимо разработать логику его проведения, т.е. общую структуру (проект) исследования, включающий постановку и последовательность выполнения исследовательских действий. Это включает в себя следующие основные этапы:

1) разработку программы исследования;

2) оценку измерений и выбор средств для ее проведения;

3) проведение исследования;

4) обработку и анализ полученных данных.

Программа включает рабочую гипотезу, методику исследования, перечень необходимых действий и календарный план работ. Основа программы – методика исследования, представленная в предыдущем разделе. Один из наиболее важных этапов составления программы – определение цели и задач исследования. Четко обоснованные задачи – это весомый вклад в их решение. Количество задач должно быть небольшим. Для ВКР бакалавра оптимальным количеством является 3–4 задачи.

Важным разделом методики является выбор методов обработки и анализа полученных данных. Обработка данных сводится к систематизации всех цифр, классификации, анализу.

Особое внимание в методике должно быть уделено установлению эмпирических зависимостей, аппроксимации связей между характеристиками, установлению критериев и доверительных интервалов и др.

Особое место отведено анализу результатов исследования – завершающей части, на основе которой делают вывод о подтверждении гипотезы научного исследования. Требуется особо тщательное сопоставление фактов, причин, обусловливающих ход того или иного процесса и установление адекватности гипотезы и проеденного исследования.

После выполненного анализа необходимо подвести итог в виде выводов, предложений и др. В этой части ВКР необходимо кратко и четко выделить то новое и существенное, что является результатом исследования, дать ему исчерпывающую оценку и определить пути дальнейших исследований или перспективы практического применения результатов исследования.

Прежде чем делать выводы – краткое изложение полученных результатов - надо еще раз проверить завершенность каждой отдельной части работы и доказательность аргументации в масштабе всей ВКР в целом. Лишь после этого следует формулировать выводы по существу поставленной проблемы, по побочным вопросам, по вопросам практического значения и использования полученных результатов.

Таким образом, в данном разделе проводятся расчеты отдельных показателей, используемых в качестве характеристик объекта, определяются причинно-следственные связи показателей и предлагаются рекомендации по результатам проведенного исследования. В этой части необходимо провести критический анализ своих результатов и направления для его использования в других исследованиях. В целом, рекомендуемая структура академического формата ВКР бакалавра выглядит следующим образом (Таблица 1).

 

Таблица 1

Рекомендуемая структура академического формата ВКР

Элемент работы Доля в общем объеме, %
Введение  
Теоретический раздел (литературный обзор)  
Методологический раздел: · постановка исследовательской проблемы · методология исследования  
Исследовательский раздел (анализ результатов; перспективы развития исследования и применения этих результатов)  
Заключение  

 

Проектно-исследовательский формат.

При выборе проектно-исследовательского формата ВКР должна обязательно присутствовать проектная часть, которая в этом случае носит самостоятельный характер, содержит развернутое обоснование разработанных проектных решений, пути и этапы внедрения данного проекта и,
по возможности, результаты внедрения проекта (или оценку предполагаемого эффекта от его внедрения). Условием выставления такой ВКР отличной оценки является глубокое, всестороннее обоснование разработанных в ней проектных предложений, основанное на анализе реального состояния объекта исследования и его внешней среды, а также диагностики состояния и проблем развития с использованием большого объема эмпирической информации.

В проектно-исследовательской ВКР, последующие разделы представляются в следующем виде:

Аналитический раздел ВКР должен содержать общее описание объекта исследования, анализ изучаемой проблемы, а также фактические данные, обработанные при помощи современных методик, описанных
в теоретическом разделе ВКР, и представленные в виде аналитических выкладок. Кроме того, должны быть приведены расчеты отдельных показателей, используемых в качестве характеристик объекта. В аналитическом разделе также проводится обоснование последующих разработок. От полноты этой части зависит глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.

Как правило, данный раздел начинается с описания объекта исследования, обоснования причин и предпосылок, которые вынуждают автора проводить анализ и разрабатывать мероприятия по его совершенствованию. Среди таких предпосылок могут выступать различные экономико-организационные изменения, вызванные как воздействием внешней среды, так и внутренним состоянием объекта исследования или новыми методологическими подходами, определенными предметом исследования.

После описания объекта следует его комплексный анализ, который необходимо начинать с формирования программы исследования. Программа исследования включает в себя основные содержательные этапы проведения анализа, определение инструментов и фактических/статистических данных, на основе которых будет проводиться каждая стадия анализа.

Этап непосредственного проведения комплексного анализа завершается выводами и рекомендациями по дальнейшим мероприятиям, которые являются основой для разработок в третьем разделе ВКР.

Проектный раздел ВКР – разработка комплекса мероприятий по разрешению выявленной проблемы, а также подтвержденный расчетами прогноз результатов применения предложенных мер или обоснование предполагаемых результатов (необходимо представить возможный эффект от предлагаемых в работе мероприятий).

Основное требование к такому разделу – комплексность, законченность и конкретность проектных решений. Раздел не должна ограничиваться общими рекомендациями или генеральными направлениями развития. Все предложения и рекомендации должны быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей внедрение, и носить конкретный характер. Важно показать, как предложенные мероприятия отразятся на показателях или параметрах выбранного объекта исследования.

В целом, рекомендуемая структура проектно-исследовательского формата ВКР выглядит следующим образом (Таблица 2):

Таблица 2

Рекомендуемая структура проектно-исследовательского формата ВКР

Элемент работы Доля в общем объеме, %
Введение  
Теоретический раздел (литературный обзор)  
Аналитический раздел (анализ ситуации)  
Проектный раздел (рекомендации для объекта исследования и возможность масштабирования предлагаемых рекомендаций)  
Заключение  

 

Не зависимо от выбранного формата, в ВКР бакалавра каждая глава должна заканчиваться выводами.

Выводы – умозаключения, сделанные на основе анализа теоретического и/или эмпирического материала.

Количество выводов может быть разным, однако должно составлять
не менее 3–5. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование, т.е. разбивать их на группы по некоторому логическому основанию.

Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным целям, задачам и проблеме исследования.

В Заключении ВКР бакалавра отражаются следующие аспекты:

· актуальность изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов;

· перспективность использованного подхода;

· целесообразность применения тех или иных методов и методик;

· сжатая формулировка основных выводов, полученных в результате проведения исследования.

После заключения располагается Список используемых источников.
На каждый источник обязательно должна быть ссылка в тексте. Количество использованных источников свидетельствует о глубине проработанности поставленной проблемы. Список используемых источников должен состоять не менее чем из 40 наименований монографических работ, научных статей (нормативные акты не являются ни монографическими работами, ни научными статьями). В ВКР бакалавра обязательно использование иностранных источников.

Приложения располагают после списка литературы. Их цель – избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не содержат основную информацию. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет заголовок.

Написание ВКР бакалавра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...