Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II . Анализ предмета и объекта стратегического управления технологическим развитием на примере ООО «Балтнефтепровод»




управление технологический стратегический менеджер

Общество с ограниченной ответственностью «Балтийские магистральные нефтепроводы» (ООО «Балтнефтепровод») является дочерним предприятием крупнейшей в мире трубопроводной компании ОАО «АК «Транснефть».

Образование ООО «Балтнефтепровод» стало возможным в ходе реализации Компанией концепции перспективного развития магистральных нефтепроводов России. Строительство Балтийской трубопроводной системы, в которую входят объекты ООО «Балтнефтепровод», служит созданию северобалтийского экспортного направления, т.е. нового независимого направления для транспортировки нефти Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья, а также нефти стран СНГ, на экспорт через российский нефтяной терминал в порту Приморск.

ООО «Балтнефтепровод» обеспечивает сырьем Московский нефтеперерабатывающий завод, Ярославский и Киришский заводы нефтеоргсинтеза.

ООО «Балтнефтепровод» учреждено 13 сентября 2000 года с целью эксплуатации нефтепроводов Ярославль-Кириши, Ярославль-Москва, а также экспортного направления Сургут - Полоцк (участок от Ярославля до Полоцка). С вводом в промышленную эксплуатацию 27 декабря 2001 года первой очереди Балтийской трубопроводной системы в состав ООО включены нефтепровод Кириши - Приморск, НПС «Невская», НПС «Кириши» с резервуарным паром емкостью 80 тыс. куб.м.

Основными направлениями деятельности ООО «Балтнефтепровод» являются:

· организация и обеспечение транспорта нефти по системе магистральных нефтепроводов Северо-Западного региона РФ на нефтеперерабатывающие заводы России, а также на экспорт;

·   эксплуатация и техническое обслуживание объектов нефтепроводного транспорта, капитальный и текущий ремонт оборудования;

·   обеспечение надежности, экологической и промышленной безопасности магистральных нефтепроводов;

·   решение задач научно-технического прогресса в трубопроводном транспорте нефти, внедрение новых видов технологий, техники и материалов.

В структуру ООО «Балтнефтепровод» входят два районных нефтепроводных управления (Ярославское и Великолукское), база производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования. Предприятием эксплуатируется 3160 км. магистральных нефтепроводов диаметром от 720 до 1020 мм, 15 нефтеперекачивающих станций, 31 магистральная насосная, 32 резервуара суммарной емкостью 583 тыс. куб.м., 102 подводных перехода, в том числе через крупнейшие реки России - Волга, Волхов, Нева.

Инновационная деятельность ООО «Балтнефтепровод» связана в основном с разработкой технологий перекачки высоковязких и высокозастывающих нефтей. В настоящее время добываются значительные объемы нефтей, обладающих высокой вязкостью при обычных температурах или содержащие большое количество парафина и вследствие этого застывающие при высоких температурах. Перекачка таких нефтей по трубопроводам обычным способом затруднена. Поэтому для их транспортировки применяют специальные методы:

перекачку с разбавителями;

гидротранспорт высоковязких нефтей;

перекачку термообработанных нефтей;

перекачку нефтей с присадками;

перекачку предварительно подогретых нефтей.

Одним из эффективных и доступных способов улучшения реологических свойств высоковязких и высокозастывающих нефтей является применение углеводородных разбавителей - газового конденсата и маловязких нефтей.

Использование разбавителей позволяет довольно существенно снизить вязкость и температуру застывания нефти. Это связано с тем, что, во-первых, понижается концентрация парафина в смеси, т. к. часть его растворяется легкими фракциями разбавителя. Во-вторых, при наличии в разбавителе асфальто-смолистых веществ последние, адсорбируясь на поверхности кристаллов парафина, препятствуют образованию прочной структурной решетки.

Первые в нашей стране опыты по перекачке нефтей с разбавителем (керосиновый дистиллят) были проведены инженерами А. Н. Сахановым и А. А. Кащеевым в 1926 г. Полученные результаты были настолько впечатляющими, что были использованы при проектировании нефтепровода «Грозный-Черное море». В настоящее время перекачка высоковязких и высокозастывающих нефтей с разбавителями широко применяется в нашей стране и за рубежом, Например, высокопарафинистая мангышлакская нефть перекачивается в район г. Самары в подогретом состоянии, а потом смешивается с маловязкими нефтями Поволжья и закачивается в нефтепровод «Дружба».

В общем случае выбор типа разбавителя производится с учетом эффективности его воздействия на свойства высоковязкой и высокозастывающей нефти, затрат на получение разбавителя, его доставку на головные сооружения нефтепровода и на смешение.

Любопытно, что на реологические свойства нефтяной смеси оказывает влияние температура смешиваемых компонентов. Однородная смесь получается, если смешение производится при температуре на 3 - 5 градусов выше температуры застывания вязкого компонента. При неблагоприятных условиях смешения эффективность разбавителя в значительной степени уменьшается и может произойти даже расслоение смеси.

Гидротранспорт высоковязких и высокозастывающих нефтей может осуществляться несколькими способами:

перекачка нефти внутри водяного кольца;

перекачка водонефтяной смеси в виде эмульсии типа «нефть в воде»;

послойная перекачка нефти и воды.

Еще в 1906 г И. Д. Исаакс осуществил в США перекачку высоковязкой калифорнийской нефти с водой по трубопроводу диаметром 76 мм на расстояние 800 м. К внутренней стенке трубы была приварена спирально свернутая проволока, обеспечивающая закрутку потока. В результате более тяжелая вода отбрасывалась непосредственно к стенке, а поток нефти двигался внутри водяного кольца, испытывая минимальное трение. Было установлено, что максимальная производительность трубопровода при постоянном перепаде давления достигалась при соотношении расходов нефти и воды, равном 9:1. Результаты эксперимента были использованы при строительстве промышленного нефтепровода диаметром 203 мм и протяженностью 50 км. Винтовая дорожка в нем имела высоту 24 мм и шаг около 3 м.

Однако широкого распространения данный способ транспорта не получил из-за сложности изготовления винтовых нарезок на внутренней поверхности труб. Кроме того, в результате отложения парафина нарезка засоряется и водяное кольцо у стенки не формируется, что резко ухудшает параметры перекачки.

Сущность другого способа гидротранспорта состоит в том, что высоковязкая нефть и вода смешиваются перед перекачкой в такой пропорции, чтобы образовалась эмульсия типа «нефть в воде». В этом случае капли нефти окружены водяной пленкой и поэтому контакта нефти со стенкой трубы не происходит.

Для стабилизации эмульсий и придания стенкам трубопровода гидрофильных свойств, т. е. способности удерживать на своей поверхности воду, в них добавляют поверхностно - активные вещества (ПАВ). Устойчивость эмульсии типа «нефть в воде» зависит от типа и концентрации ПАВ, температуры, режима течения потока, соотношения воды и нефти в смеси.

Уменьшение объема воды в смеси ухудшает устойчивость эмульсии. В результате экспериментов установлено, что минимально допустимое содержание воды равно 30 %.

Недостатком данного способа гидротранспорта является опасность инверсии фаз, т. е. превращения эмульсии «нефть в воде» в эмульсию «вода в нефти» при изменении скорости или температуры перекачки. Такая эмульсия имеет вязкость даже большую, чем вязкость исходной нефти. Кроме того, при прохождении эмульсии через насосы она очень интенсивно перемешивается и впоследствии ее сложно разделить на нефть и воду.

Наконец, третий способ гидротранспорта - это послойная перекачка нефти и воды. В этом случае вода, как более тяжелая жидкость, занимает положение у нижней образующей трубы, а нефть - у верхней. Поверхность раздела фаз в зависимости от скорости перекачки может быть как плоской, так и криволинейной. Уменьшение гидравлического сопротивления трубопровода в этом случае происходит в связи с тем, что часть нефти контактирует не с неподвижной стенкой, а с движущейся водой. Данный способ перекачки также не может быть применен на трубопроводах с промежуточными насосными станциями, т.к. это привело бы к образованию стойких водонефтяных эмульсий.

Разработки ООО «Балтнефтепровод» ведутся в отношении второго и третьего способов.

В настоящее время инновационное предпринимательство, организуемое ООО «Балтнефтепровод», характеризуется в индустриально развитых странах особым многообразием организационных связей, развитостью и гибкостью своей функциональной структуры, широкими адаптационными возможностями и использованием венчурного капитала.

Венчурный капитал, как правило, в своей структуре имеет две составляющие: инновационную научно-исследовательскую и внедренческую фирму и фонд венчурного финансирования.

Инновационные фонды тесно сотрудничают с академической наукой, прежде всего с университетами. В университетах разрабатываются высокорентабельные инновационные проекты, которые привлекательны для венчурного финансирования. Инновационные фонды сами ищут перспективные идеи, налаживают хозяйственные связи с исполнителями наиболее прибыльных быстроокупающихся технических проектов. Подготовительный этап - проведение экспертизы, патентный анализ, коммерческие расчеты - осуществляется за 2-3 недели, и финансирование проекта начинается примерно через два месяца после поступления заявки.

В нашем случае инновационная деятельность реализуется в рамках венчурных фондов, управляемых корпорациями. Корпорации имеют крупные подразделения, проводящие научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Постоянно идет структурная реорганизация этих подразделений, что обусловлено изменениями в рыночной стратегии, диверсификацией производства, продуктовыми, технологическими и управленческими инновациями. Практика НИОКР корпораций показывает, что не все исследования и разработки прибыльны, многие из них убыточны. Поэтому для поддержания конкурентоспособности корпорации должны иметь доступ к создаваемым мелкими фирмами продуктовым и технологическим инновациям, новейшей научно-технической информации. Корпорации проводят стратегическую ориентацию на формирование и поддержание мелкого бизнеса на основе венчурного капитала.

Следует отметить, что инновации в крупных корпорациях осуществляются в условиях централизованных и инерционных организационных структур менеджмента. В этих корпорациях происходит лишь постепенное довольно медленное улучшение качества продукции, тогда как радикальные инновации, как правило, создаются в мелких фирмах.

Компании, входящие в состав ООО «Балтнефтепровод», стремятся к тому, чтобы сделать относительно самостоятельными подразделения НИОКР, деятельность которых сопряжена с наибольшим коммерческим риском. Для этого создаются внутренние венчурные отделы, обладающие достаточной самостоятельностью и всеми преимуществами мелких инновационных фирм. Эти подразделения имеют или матричную структуру менеджмента, или действуют как временный творческий коллектив, работающий по определенной целевой программе. В него входят научные работники, конструкторы, технологи, маркетологи, менеджеры.

С помощью венчурного финансирования при активной организации внутренних рисковых отделов корпорации становятся активными в завоевании новых областей на рынках НИОКР, продукции и технологии.

Автономность венчурных отделов существенно снижает риск, возникающий как результат диверсификации производства. В условиях усиливающейся конкурентной борьбы внутренний «венчур» является наиболее взвешенным и наименее капиталоемким способом проникновения в новые отрасли производства.


Заключение

 

Основной вывод по работе состоит в том, что в основе современных тенденций технологического развития промышленных предприятий лежит технология. Выдвижение ее в качестве основного фактора конкурентоспособности заставило фирмы промышленно развитых стран обратить внимание на данный объект управления. Технология сегодня рассматривается как важнейшее средство создания и поддержания конкурентного преимущества, что поднимает ее до уровня стратегического капитала, которым нужно грамотно управлять на всех ступенях управленческой иерархии компании. Поэтому главная задача управления состоит в признании важности технологии как главного ресурса устойчивого экономического развития предприятия. Успех будут иметь те фирмы, которые используют технологию как стратегический инструмент эффективного управления бизнесом. Опыт показывает, что стратегический успех фирм очень чувствителен к некоторым важнейшим характеристикам, отражающим экономическое содержание технологий. Фирмы, которые признают важность этих характеристик и управляют ими, имеют высокие шансы на успех. Инновационная деятельность АК «Транснефть» и её дочерней компании ООО «Балтнефтепровод» реализуется в рамках венчурных фондов, управляемых корпорациями. Компании, входящие в состав АК «Транснефть», стремятся к тому, чтобы сделать относительно самостоятельными подразделения НИОКР, деятельность которых сопряжена с наибольшим коммерческим риском. Для этого создаются внутренние венчурные отделы, обладающие достаточной самостоятельностью и всеми преимуществами мелких инновационных фирм. Эти подразделения имеют или матричную структуру менеджмента, или действуют как временный творческий коллектив, работающий по определенной целевой программе. В него входят научные работники, конструкторы, технологи, маркетологи, менеджеры.


Список использованной литературы

 

1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2004 - 528 с.

2. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность М.: Экзамен, 2004 - 576 с.

.   Конев И. Системная стратегия организационных изменений в развивающейся корпорации //Проблемы теории и практики управления, 2005, № 3, с.86-95.

.   Коршак А.А., Шаммазов А.М. Основы нефтегазового дела Уфа: Дизайнполиграфсервис, 2004 - 544 с.

.   Мардас А. Н., Мардас О. А. Организационный менеджмент. СПб.: «Питер», 2003 - 336 с.

.   Масленникова Т. Формирование информационных технологий управления экономикой // Проблемы теории и практики управления, 2004, № 6, с.90 - 95.

.   Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент М.ЮНИТИ, 2001 - 446 с.

.   Организация производства и управления предприятием /под редакцией О. Г. Туровца. М.: «ИНФРА-М», 2003 - 528 с.

.   Переверзев М. П., Шайденко Н.А., Басовицкий Л. Е. Менеджмент М.: ИНФРА-М, 2003 - 288 с.

.   Эмерсон Г. Современный менеджмент. М.: «НОРМА», 2005 - 434 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...