Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доходы Федерального бюджета РФ

Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

«Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации».

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политик доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

Структуру доходов федерального бюджета за 2005 – 2007гг. можно представить в виде таблицы.

 

Таблица 1. «Состав и структура доходов федерального бюджета за 2005 – 2007гг.»

виды доходов

2005г.

2006г.

2007г.

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

1. Налоговые доходы всего, в т.ч.:

2232,6

67,1

31,8

63,0

4263,2

61,2

НДС

1120,7

33,7

1656,0

32,8

2092,0

30,0

акцизы

84,8

2,5

110,2

2,2

126,7

1,8

налог на прибыль организаций

259,0

7,8

334,8

6,6

580,4

8,3

ЕСН

266,5

8,1

302,1

6,0

368,8

5,3

налоги на пользование природными ресурсами

483,0

14,5

753,3

14,9

1069,0

15,4

прочие налоги

18,6

0,5

23,0

0,5

26,3

0,4

2. Неналоговые доходы, в т.ч.:

1093,4

32,9

1866,7

37,0

2701,6

38,8

таможенные пошлины

868,0

26,1

1662,9

33,0

2394,2

3. Итого доходов

3326,0

100,0

5046,1

100,0

6964,8

100,0

Из таблицы 1 видно, что большую часть доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы, но при этом имеют тенденцию к снижению:

Диаграмма 1. «Доля налоговых доходов»

 

Т.к. налоговая группа налогов в РФ составляет большую часть федерального бюджета (более 50%), то рассмотрим ее состав подробнее на примере Федерального бюджета РФ на 2007 год.

Каждый налог содержит следующие элементы: субъект налога (налогоплательщик), объект налога, налогооблагаемая база, налоговая ставка, налоговый период.

Налог на добавленную стоимость взимается в соответствии с Налоговым кодексом РФ с 1992 года. Субъектом являются организации, индустриальные предприятия, лица, перемещающие товар через границу. Объектом являются операции, основная из которых – по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ. Налогооблагаемая база – стоимость товаров и услуг с учетом акцизов. Основная ставка 18% (0% – при реализации товаров за пределы таможенной территории; 10% – на некоторые виды продовольственных и детских товаров по перечню, приведенному в Налоговом кодексе РФ и лекарственные средства). НДС полностью поступает в федеральный бюджет РФ и составляет около 30% федерального бюджета.

Акцизы взимаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ с 1992 года. Субъектом являются организации, индустриальные предприятия, лица, перемещающие товар через границу. Акцизами облагаются определенные группы товаров, которые называются подакцизными: спирт этиловый, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, легковые автомобили, автомобильные горюче-смазочные материалы и бензин. Объектом являются операции по реализации подакцизных товаров. Налогооблагаемая база определяется отдельно по каждому виду товаров двумя способами: объем реализованных товаров в натуральном выражении, стоимость реализованных товаров без НДС. При начислении акцизов применяются ставки трех видов:

– твердые устанавливаются в абсолютной сумев рублях на физический объем проданного товара (почти все ставки твердые);

– адвалорные устанавливаются в % стоимости товаров;

– комбинированные.

В федеральный бюджет поступают 100% акцизов на табачную продукцию и автомобили; 40% акцизов на бензин; 50% акцизов на спирт и спиртосодержащую продукцию.

Налог на прибыль организаций взимается в соответствии с Налоговым кодексом РФ с 1992 года. Субъектом являются российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ. Объектом является прибыль, полученная налогоплательщиком. Налоговая ставка 24%. В федеральный бюджет зачисляется 6,5%

Самым большим из прямых налогов является единый социальный налог. Субъектом ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. При начислении ЕСН учитываются льготы перечисленные в Налоговом кодексе РФ. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Структуру налоговых доходов федерального бюджета можно представить на диаграмме согласно таблице 1:

Диаграмма 2. «Налоговые доходы федерального бюджета»

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 Бюджетного Кодекса РФ, в том числе за счет:

«доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, – по нормативу 100 процентов;

доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, – по нормативу 100 процентов;

части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанных в статьях 57 и 62 настоящего Кодекса), – по нормативу 100 процентов;

прочих лицензионных сборов – по нормативу 100 процентов;

таможенных пошлин и таможенных сборов – по нормативу 100 процентов;»

и других пошлин и сборов. Прибыль Центрального банка РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также доходы от внешнеэкономической деятельности учитываются в доходах федерального бюджета.

Из таблицы 1 видно, что большую часть неналоговых доходов федерального бюджета за 2005 – 2007гг. составляют таможенные пошлины, которые имеют тенденцию к увеличению, что можно наглядно увидеть на диаграмме.

 

Диаграмма 3. «Таможенные пошлины»

Структура неналоговых доходов федерального бюджета на 2007 год:

1. доходы от внешнеэкономической деятельности – 2455,1;

2. государственная пошлина, сборы – 26,3;

3. доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 54,0;

4. платежи при пользовании природными ресурсами – 37,4;

5. доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 118,7;

6. доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 2,2;

7. административные платежи и сборы – 3,8;

8. штрафы, санкции, возмещение ущерба – 2,2;

9. прочие неналоговые доходы – 1,9.

Эта структура наглядно представлена на диаграмме 4, из которой видно, что львиную долю занимают доходы от внешнеэкономической деятельности.

 

Диаграмма 4. «Неналоговые доходы федерального бюджета»

Бюджет является картиной финансового состояния страны. В федеральном бюджете РФ преобладают косвенные налоги (НДС – 30%), поэтому можно говорить, что население нашей страны небогато. «Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого в определенной доле в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации».

Таким образом, доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается, главным образом, из налогов с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...