Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-бытовая ориентировка




Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по социально-бытовой ориентировке призваны подготовить учащихся с зрительной патологией к самостоятельной жизни и труду в современном обществе. Для этого необходимо формировать у них знания, умения и навыки, способствующие социальной адаптации. Это, прежде всего, те навыки, которые связаны с организацией ребенком своего поведения и общения с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях.

Основными задачами курса по социально-бытовой ориентировке в начальной школе являются следующие:

-дать учащимся представления о предметах домашнего обихода, их назначении и правилах пользования;

-научить пользоваться предметами быта;

-сформировать навыки культуры поведения в быту и в общественных местах;

-познакомить со службами быта, учреждениями и организациями, в которые может возникнуть необходимость обратиться;

-научить детей следить за своим внешним видом, контролировать поведение, самостоятельно вступать в контакт с окружающими в различных бытовых и социальных ситуациях.

Курс по социально-бытовой ориентировке в начальной школе для детей с нарушением зрения включает в себя несколько разделов: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля».

В содержание темы «Личная гигиена» входит формирование у детей необходимых культурно-гигиенических навыков. Эта работа приобретает особенно важное значение в начальной школе, так как учащимся, не посещавшим ранее дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушением зрения, трудно адаптироваться к условиям школы-интерната. Те дети, которые имеют навыки пользования общественным туалетом, умывальником, душем нуждаются в дальнейшем совершенствованием умений выполнять утренний и вечерний туалет и другие процедуры, связанные с уходом за своим телом.

Изучение темы «Одежда и обувь» связывается с сезонными явлениями, с характером деятельности человека. Дети не только знакомятся с различными видами одежды, обуви, белья, но и приобретают навыки бережного обращения со своими вещами, ухода за ними, правильного хранения и т.д.

На занятиях по теме «Питание» учащиеся получают сведения об основных продуктах питания. Детей знакомят с жизненно необходимыми правилами: как определять качество продуктов, как их приготовить, как хранить и т.д.

В процессе занятий по теме «Семья» у младших школьников с нарушением зрения формируют понятия о составе семьи, о взаимоотношениях в семье, правилах поведения, обязанностях каждого члена семьи, о необходимости помогать друг другу и т.д. Это важнейший раздел курса. Он дает возможность формировать у детей те качества, которые станут основой их социального благополучия, познакомить детей с теми формами взаимоотношений, которые направлены на личностную абилитацию детей со зрительной патологией.

«Культура поведения» - раздел курса, посвященный обучению детей общепринятым правилам поведения в различных бытовых и социальных ситуациях, Важнейшая задача, которая решается в рамках этого раздела – формирование у младших школьников с глубокой зрительной патологией навыков аккуратного принятия пищи, поведения за столом, контроля за своим внешним видом и т.д. Для детей с низким зрением или абсолютно слепых овладение подобными навыками представляет значительную трудность из-за невозможности наблюдать визуально и на этой основе подражать действиям взрослых. В связи с этим у детей формируют самые элементарные культурно-гигиенические навыки, опираясь при этом на их сохранные анализаторные возможности (осязание, слух и др.).

В разделе «Жилище» на основе знакомства учащихся с различными школьными помещениями у них формируют навыки уборки помещений, умения пользоваться моющими средствами и бытовой техникой.

Материал по таким разделам как «Транспорт» и «Торговля» осваивается детьми в процессе различных экскурсий (например, на почту, в различные магазины, на рынок и т.д.). Во время экскурсий закрепляются и обогащаются знания, умения и навыки, приобретенные детьми при изучении разделов «Культура поведения», «Питание», «Одежда и обувь».

Следует отметить, что с третьего класса в курс по социально-бытовой ориентировке вводится раздел «Медицинская помощь». Дети получают представление о домашней аптечке, приемах пользования перевязочными средствами, термометром и др.

Успешное овладение младшими школьниками с нарушением зрения программным материалом по курсу социально-бытовой ориентировки осуществляется на практических занятиях, где дети имеют возможность не только наблюдать за действиями взрослых, но и сами упражняются в выполнении тех или иных действий, связанных непосредственно с изучаемой темой.

Следует отметить, что на занятиях по социально-бытовой ориентировке тифлопедагог создает условия для активного использования детьми знаний, умений и навыков, сформированных у детей на специальных коррекционных занятиях других видов (по развитию зрительного восприятия, по развитию осязания и мелкой моторике и по ориентировке в пространстве).

Таким образом, специальные коррекционные занятия тифлопедагога по социально-бытовой ориентировке в начальной школе для детей с нарушением зрения способствуют формированию у детей навыков социально-адаптивного поведения, позволяющего им адекватно вести себя в различных бытовых и социальных ситуациях; на этих занятиях создается база для успешной социальной адаптации и интеграции детей в современное общество.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...