Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца




 

Трудовые пенсии по случаю потери кормильца - это ежемесячные выплаты из Пенсионного фонда РФ, а также из федерального бюджета для нетрудоспособных, назначаемые в размерах, соизмеримых с заработком умершего (безвестно отсутствующего) кормильца, нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют согласно ст. 9 Закона о трудовых пенсиях нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении умершего, а также один из его родителей, супруг, либо дедушка, бабушка независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра или ребенок умершего кормильца, достигшие 18 лет, если они заняты уходом за его детьми, братьями, сестрами или внуками, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают, а также каждый из родителей военнослужащих, проходивших службу по призыву и погибших (умерших) в период ее прохождения или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы.

Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Под полным содержанием понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости). При этом члены семьи должны были получать содержание только от умершего кормильца, т.е. они не получали материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество умершего кормильца являлись единственным источником средств их существования.

Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь умершего кормильца членам семьи, осуществляемая систематически в течение определенного периода времени перед смертью кормильца, т.е. эта помощь была не разовой (единовременной, от случая к случаю). Из действий умершего кормильца должна прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи.. Основным критерием признания лица иждивенцем служит факт получения помощи в качестве основного источника средств к существованию, т.е. помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получавшие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни. Только в этом случае помощь кормильца может быть признана основным источником средств к существованию. При этом условие совместного проживания членов семьи с кормильцем не всегда обязательно для признания факта нахождения на иждивении.

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

- дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также его дети, братья, сестры и внуки, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет, или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

-  один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также его брат, сестра либо ребенок, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;

-  родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;

-  дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать.

Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию. Члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

Факт смерти должен быть подтвержден свидетельством, выданным органом ЗАГС, или установлен судом.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак. Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют его при их усыновлении. Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок или падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которое подтверждается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Кроме того, следует отметить, что для признания юридического факта нахождения на иждивении субъекта (и статуса иждивенца) изначально необходимо иметь статус члена семьи погибшего (умершего).

При определении понятия «член семьи» возникает ряд вопросов: если в соответствии со ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации членами семьи признаются супруги, родители и дети, то действующее жилищное законодательство (ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации) допускает возможность признания членами семьи и других родственников, нетрудоспособных иждивенцев в случае, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Более того, в исключительных случаях в судебном порядке членами семьи могут быть признаны и другие родственники.

Представляется, что для установления факта нахождения на иждивении в целях назначения пенсии более приемлемо широкое понимание термина «член семьи», вытекающее из норм ЖК РФ. Узкое толкование понятия «член семьи», основанное на семейном законодательстве, повлечет неминуемое ущемление прав граждан, находившихся на иждивении умершего, но не являвшихся его супругом, ребенком или родителем.

При отсутствии подтверждающих документов факт нахождения на иждивении может устанавливаться в судебном порядке (по заявлению как непосредственно члена семьи умершего кормильца, так и иных граждан и организаций (например, органы опеки и попечительства), когда по закону они вправе обратиться в суд за защитой интересов других лиц), если установление этого факта в ином порядке не представляется возможным (подп. 2 п. 2 ст. 264 ГПК РФ). Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

Применяя норму ст. 29 Закона, предусматривающую право обучающихся на пенсию по случаю потери кормильца, необходимо иметь в виду, что данная норма сформулирована с учетом положений законодательства Российской Федерации об образовании.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом потребностей и возможностей личности, образовательные программы могут осваиваться в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Однако, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют лица, обучающиеся только по очной форме. Правовых оснований для назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца обучающимся в учебных заведениях по очно-заочной (вечерней), заочной форме, а также в качестве экстерна не имеется.

Установление пенсии по случаю потери кормильца производится независимо от организационно-правовой формы образовательного учреждения.

По смыслу рассматриваемой нормы подп. «а» ч. 3 ст. 29 Закона в период получения образования по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, пенсия по случаю потери кормильца назначается и выплачивается детям погибшего (умершего) кормильца при наличии у них статуса обучающихся.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения. Совершеннолетние дети будут обладателями права на получение пенсии по случаю потери кормильца только лишь до окончания образовательного учреждения, но все равно не дольше чем до достижения ими 23-летнего возраста. Это означает, что если право на получение пенсии по случаю потери кормильца перешло к совершеннолетнему ребенку, обучающемуся по очной форме обучения какого-либо вуза, ему необходимо воспользоваться своим правом на получение пенсии по случаю потери кормильца до достижения 23 лет, в противном случае это право он потеряет вовсе, даже несмотря на то, что будет продолжать обучаться в данном учебном заведении.

Дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца в возрасте 18 лет и старше, обучающиеся в образовательных учреждениях дополнительного образования, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца не признаются. К образовательным учреждениям дополнительного образования в соответствии с Законом «Об образовании» относятся: учреждения повышения квалификации; курсы; центры профессиональной ориентации; музыкальные и художественные школы; школы искусств; спортивные школы; дома детского творчества; станции юных техников; станции юных натуралистов; иные учреждения, имеющие соответствующие лицензии.

Исходя из того что нетрудоспособность по общему правилу определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, нетрудоспособными членами семьи умершего (погибшего) лица п. «а» ч. 3 данной статьи признает, в частности, его детей, не достигших 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет; нетрудоспособными членами семьи умершего (погибшего) лица считаются также его дети, проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, для обеспечения пенсиями по случаю потери кормильца понятие «нетрудоспособность» охватывает самые разнородные явления:

- полную или существенную потерю трудоспособности (инвалидность);

-  социальную необходимость не участвовать в общественном производстве в связи с уходом за малолетними;

-  возрастные особенности, когда лицо либо еще не обязано по закону трудиться (до 16 или 18 лет), либо уже не может работать (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет).

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вопросы пенсионного обеспечения являются одним из главных объектов социально-экономической политики большинства современных государств. По своей экономико-правовой сути пенсионное обеспечение выражает законодательно регламентированное согласование экономических интересов нетрудоспособных членов общества с остальной его частью, создающей материальные блага. Основная идея российской пенсионной реформы, начатой в 2002 году, состоит в переходе от распределительного механизма выплат к накопительному, при котором источником выплат пенсий служат собственные сбережения.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о пенсионном обеспечении, и которая предоставляется либо в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости, инвалидности, либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении определенного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления средств к существованию.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены их семьи в связи со смертью этих лиц, и право на которую определено в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о трудовых пенсиях.

Право на выплату трудовых пенсий имеют:

- граждане РФ, пенсии которым установлены в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

-  иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, пенсии которым установлены в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ;

-  иностранные граждане, попадающие под действие международных договоров Российской Федерации.

Изменения, происходящие в пенсионной системе в связи с проведением пенсионной реформы в Российской Федерации и связанные с этим надежды на улучшение уровня жизни пенсионеров, неизбежно приводит к вопросу: насколько экономически оправданы и социально справедливы осуществляемые в этой сфере преобразования и что именно необходимо предпринять для того, чтобы из многих возможных механизмов формирования и выплаты пенсии с учетом отечественного и зарубежного опыта выбрать и реализовать наиболее оптимальные. Именно такой подход представляет наибольший научный и практический интерес.

Одним из наиболее сложных экономических и социальных вопросов реформирования пенсионной системы в Российской Федерации - реализации права застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию на накопительную часть трудовой пенсии.

В связи с введением накопительного компонента в систему пенсионного страхования возникают абсолютно новые проблемы для пенсионной системы России. Поскольку данная тема у нас в стране недостаточно изучена, а вопросы, возникающие в процессе реформирования необходимо решать наиболее эффективно, исследование механизмов накопительного финансирования пенсии в системе обязательного пенсионного страхования вызвано объективной реальностью. Практическая значимость полученных результатов будет способствовать внедрению и развитию накопительных механизмов, а также обеспечивать принятие эффективных управленческих решений в сфере пенсионного обеспечения населения Российской Федерации.


БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав <http://www.pravoteka.ru/enc/1109.html> человека: Принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М.: БЕК, 1996.

.   Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: Принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН: Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М.: БЕК, 1996.

.   Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445.

.   О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей: Закон РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. №185-ФЗ) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - №9. - Ст. 328.

.   О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 г. №75-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 г. №251-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №19. - Ст. 2071.

.   О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 г. №166-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. №185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №51. - Ст. 4831.

.   О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 г. №173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. №185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №52 (1 ч.). - Ст. 4920.

8. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: Федеральный закон от 30.04.2008 г. №56-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 г. №133-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №18. - Ст. 1943.

. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 г. №212-ФЗ в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. №185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №30. - Ст. 3738.

10. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №48 (1 ч.). - Ст. 4563.

. О порядке и условиях признания лица инвалидом: Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. №95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 г. №882) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №9. - Ст. 1018.

Специальная литература

12. Анбрехт Т.А. К вопросу о проблемах правового регулирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования / Т.А. Анбрехт // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: Часть 1. - Киров: Филиал Санкт-Петербургского института Внешнеэкономических связей, экономики и права в г. Кирове, 2006.

13. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2012.

.   Водахова А.А. Пенсионное обеспечение детей-сирот / А.А. Водахова // Труд и социальные отношения. - 2009. - №9.

.   Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций / Г.Д. Долженкова. - М.: Юрайт, 2011.

.   Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: учебное пособие / В.А. Ершов, И.А. Толмачев. - М.: Гроссмедиа, 2009.

17. Ефремов А.В., Щеглов Е.Н. Проблемы получения пенсии по случаю потери кормильца совершеннолетними лицами, обучающимися в образовательных учреждениях и не достигшими возраста 23 лет / А.В. Ефремов, Е.Н. Щеглов // Право в Вооруженных Силах. - 2010. - №4.

. Жаворонков Р.Н. О приобретении страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по инвалидности / Р.Н. Жаворонков // Журнал российского права. - 2011. - №3.

. Кащеева О.А. Институт исчисления размеров пенсий в праве социального обеспечения: Теория и практика правового регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук / О.А. Кащеева. М., 2005.

. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: автореф. дис. … докт. юрид. наук / С.И. Кобзева. - М., 2009.

21. Ковалевский С.М. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. (Правовые вопросы) / С.М. Ковалевский. - М.: Анкил, 2010.

.   Кондратова Е.П. Вопрос о конституционности положений закона об обязательном пенсионном страховании / Е.П. Кондратова // Законодательство. - 2007. - №12.

.   Корякин В.М. Комментарий к Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» / В.М. Корякин. - М.: Норма, 2009.

.   Локтионова Н.С. Проблемы применения норм по назначению трудовой пенсии по случаю потери кормильца / Н.С. Локтионова // Закон и право. - 2010. - №7.

25. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: автореф. дис. … докт. юрид. наук / Т.К. Миронова. - М., 2008.

26. Миронова Т.К. Реализация решений конституционного суда по вопросам обязательного пенсионного страхования / Т.К. Миронова // Российская юстиция. - 2008. - №1.

27. Павлюченко В.Г. Система обязательного пенсионного страхования: Лекция / В.Г. Павлюченко. - М., 2007.

28. Пенсионное страхование / авт. кол.: В.В. Семенихин, Э.В. Абрамова, Е. В. Акилова и др.; под общ. ред. В.В. Семенихина. - М.: Эксмо, 2011.

29. Фрик О.В. Накопительный механизм в обязательном пенсионном страховании: правовые вопросы: автореф. дис. … канд. юрид. наук / О.В. Фрик. - Пермь, 2006.

30. Чудиновская Н.М. Установление юридических фактов в гражданском и арбитражном процессе / Н.М. Чудиновская; под ред. В.В. Яркова. - М., 2010.

31. Шикалова О.В. Кто такие иждивенцы и как установить факт нахождения на иждивении для назначения пенсии по случаю потери кормильца / О.В. Шикалова // Право в Вооруженных Силах. - 2010. - №2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...