Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация ошибок и затруднени




1. Связанные с пониманием сути ученического самоуправления

Ошибка № 1 «Смешение организационных форм детской активности: самоуправления молодежной общественной организации и ученического самоуправления».

Причины:

· Слабое знание Законов и нормативных актов;

· Прошлый опыт участия в деятельности общественных организаций.

Рекомендации:

· Изучить требования Законов РФ и других нормативных актов;

· Подписать соглашение о партнерстве с общественными организациями.

 

Ошибка № 2 «Подмена модели ученического самоуправления моделью воспитательной системы».

Причины:

· Неспособность или нежелание педагогического коллектива выделить из всей системы воспитательной работы учреждения подсистему ученического самоуправления.

Рекомендации:

· Обратить более серьезное внимание ученическому самоуправлению как самостоятельной воспитательной технологии.

 

Ошибка № 3 «Восприятие ученического самоуправления только как игры «День дублера».

Причины:

· Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело;

· Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело.

Рекомендации:

· Использовать игровую модель «День дублера» как первый этап, например, для подготовки ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления.

 

Ошибка № 4 «Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных учащихся».

Причины:

· Неверно составленные регламентирующие документы, определяющие компетентность и ответственность органов ученического самоуправления.

Рекомендации:

· Изменить регламентирующие документы в части ответственности и отчетности органов самоуправления;

· Сделать более простым и»доступным» путь вхождения состав этих органов.

 

Ошибка № 5 «Абсолютизация принципа «Сначала делается то, что хотят учащиеся».

Причины:

· Стремление «заигрывать» с обучаемыми, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу ученического самоуправления.

Рекомендации:

· Включить в нормативные документы положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции.

 

Ошибка № 6 «Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД)».

Причины:

· «Узкий» взгляд на возможности ученического самоуправления;

· «Расширительное» толкование потенциала КДТ.

Рекомендации:

· Находить оптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УС и КТД, например, органично включая технологию КТД в работу органов ученического самоуправления.

 

Ошибка № 7 «Использование в структуре органов самоуправления правоохранительной системы, включая прокуратуру».

Причины:

· Излишнее стремление использовать «карательные» функции ученического самоуправления в «воспитательных целях».

Рекомендации:

· Максимально осторожно использовать эту сферу государственного устройства, так как она регулируется реальным УК РФ и УПК РФ.

2. Связанные с качеством модели самоуправления

Ошибка № 1 «Неточные, «размытые» формулировки цели и задач создания ученического самоуправления».

Причины:

· Слабое представление о цели и задачах создания ученического самоуправления в данном образовательном учреждении;

· Отсутствие навыков целеполагания.

Рекомендации:

· Получить квалифицированную консультацию у специалистов;

· Провести коллективный «мозговой штурм» для определения целей и задач создаваемого ученического самоуправления

 

Ошибка № 2 «Серьезные юридические «промахи» при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления».

Причины:

· Низкая правовая грамотность при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.

Рекомендации:

· Внимательно изучить соответствующую нормативную базу;

· Получить квалифицированную консультацию у специалиста.

 

Ошибка № 3 «Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа «Каждый класс (группа) – республика».

Причины:

· Стремление соответствовать «моде»на использование государственной символики, структуры органов власти.

Рекомендации:

· Вернуться к более «естественным» моделям организации самоуправления на уровне класса (учебной группы) по типу местного самоуправления;

· Использовать данную модель в очень крупных учреждениях, объединяя несколько параллелей одной структурой самоуправления.

 

Ошибка № 4 «Высокая степень «наукообразия» при описании модели ученического самоуправления».

Причины:

· Стремление соответствовать задаваемым научно-методическим «стандартам»;

· Желание иметь научное руководство, чтобы быть «не хуже других».

Рекомендации:

· Используя научный потенциал и рекомендации консультантов, при описании своей авторской модели сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, так и родителям, учащимся.

3. Связанные с функционированием ученического самоуправления

Ошибка № 1 «Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления».

Причины:

· Непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем и функционированием ученического самоуправления.

Рекомендации:

· Еще раз ознакомиться в требованием российского законодательства;

· Просмотреть Устав учреждения и внести необходимые изменения;

· Разработать и принять дополнительные локальные акты.

 

Ошибка № 2 «Отсутствие подготовки активистов ученического самоуправления».

Причины:

· Недопонимание необходимости систематического обучения активистов самоуправления, подготовки «преемников» для уже работающих активистов.

Рекомендации:

· Разработать и внедрить систему обучения активистов, которая обеспечить «преемственность поколений»;

· Постоянно обновлять программы и методику обучения актива.

 

Ошибка № 3 «Слабая методическая подготовка педагогов».

Причины:

· Пренебрежение этой сферой педагогической деятельности;

· Объективное отсутствие возможности повышения квалификации по этой тематике.

Рекомендации:

· Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению;

· Организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК

 

Ошибка № 4 «Отсутствие или недостаток специально отведенного времени».

Причины:

· Убеждение, что самоуправление не требует специально выделенного времени, действия по принципу «все само собой образуется».

Рекомендации:

· Составить график и выделить специальные часы для работы органов ученического самоуправления.

4. Связанные с отношением к ученическому самоуправлению

Ошибка № 1 «Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педсовета и родительского комитета».

Причины:

· Замкнутость взрослых на своей профессиональной сфере.

Рекомендации:

· Сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги, и родители;

· Проведение совместно подготовленных мероприятий.

 

Ошибка № 2 «Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления».

Причины:

· Явно выраженное недоверие к органам ученического самоуправления.

Рекомендации:

· Четко прописать те сферы компетенции, где ученическое самоуправление может и должно быть полностью самостоятельным.

 

Ошибка № 3 «Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых».

Причины:

· Ложно понимаемое представление о необходимости «максимального невмешательства в деятельность органов ученического самоуправления».

Рекомендации:

· Понять необходимость позиции «консультанта» и «помощника» и принять эту позицию по отношению к органам ученического самоуправления.

 

Ошибка № 4 «Игнорирование возможностей родительской общественности».

Причины:

· Отсутствие опыта привлечения родителей к работе в системе школьного самоуправления.

Рекомендации:

· Не следует рассматривать родителей только в качестве источника дополнительного финансирования мероприятий ученического самоуправления;

· Найти формы их привлечения к содержанию работы ученического самоуправления.

 

Ошибка № 5 «Замкнутость деятельности ученического самоуправления на проблемах учреждения».

Причины:

· Стремление «уйти» от внешних проблем, которые могут «помешать» благополучной жизни органов ученического самоуправления.

Рекомендации:

· Найти потенциальных партнеров, в том числи и общественные организации, с которыми возможно проводить совместные мероприятия.

5. Связанные с педагогическими стереотипами

Ошибка № 1 «Формализация внедрения ученического самоуправления».

Причины:

· Стремление «отчитаться» о том, что в образовательных учреждениях, районе, в городе создано и успешно функционирует ученическое самоуправление.

Рекомендации:

· Принудительно не ускорять процесс введения ученического самоуправления;

· Создавать благоприятные условия для «естественного» выращивания той или иной модели ученического самоуправления.

 

Ошибка № 2 «Перенос профессионального стиля общения с занятий на деятельность по самоуправлению».

Причины:

· Не понимание (или сознательный отказ восприятия) природы ученического самоуправления как принципиального иного способа общения в системе «ребенок- взрослый».

Рекомендации:

· Следует больше использовать формы и методы объяснения, убеждения, согласования, совместной деятельности.

 

Ошибка № 3 «Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность»

Причины:

· Восприятие ученического самоуправления как команды КВН или группы массовиков-затейников.

Рекомендации:

· Наделение органов ученического самоуправления более серьезными и четкими полномочиями, включая отдельные вопросы организации процесса обучения.

 

Ошибка № 4 «Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, «поручение» только исполнения уже принятых планов».

Причины:

· Восприятие ученического самоуправления как «исполнительного органа власти педагогов».

Рекомендации:

· Вернуть органом ученического самоуправления неотъемлемые законодательные права.

 

Ошибка № 5 «Использование формальных выборов органов ученического самоуправления».

Причины:

· Отсутствие механизмов демократических выборов и практического опыта их применения.

Рекомендации:

· Разработать и ввести в действие реальные демократические процедуры выборов на всех уровнях от класса (группы) до всего образовательного учреждения.

Прутченков А.С., профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образования АПК и ППРО, Новикова Т.Г., профессор, доктор педагогических наук, зав.кафедрой развития образования АПК и ППРО

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...