Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

артикуляционного. праксиса звука. Упражнение «Игра С язычком». Упражнение «Строим дом» . Упражнение «Улыбка». Методические указания




артикуляционного

праксиса звука

д


Формирование правильного артикуляционного уклада звука «Д» проводится с по-
мощью опорного звука «Т» с присоединением слухового и тактильного контроля.

Упражнение «Строим дом»


Педагог:

Мы построить дом хотим,

Работу язычкам дадим.


Молоточки мы возьмём,
Дружно гвоздики забьём,
«Д» легко произнесём.

(дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам)


Педагогическая установка:
«Д» легко произноси,
Голосок свой подключи!

Методические указания

Ощутить работу голосовых складок поможет тыльная сторона ладони, приложенная к гортани.


Упражнение «Качели»

Дети сели на качели,
Улыбнулись, полетели...
Качели вверх!

(язык поднимается на верхнюю губу)
Качели вниз!

(язык опускается на нижнюю губу)

А ну-ка, язычок, держись!

-40-


Методические указания

Упражнение способствует развитию мышц языка, его подвижности, выведению в передние отделы
ротовой полости. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались
неподвижными.

Упражнение «Игра С язычком»

(см. звук «Т» )


 

Упражнение «Лошадки»

Но! Лошадка, поскачи!
И копытами стучи!


Методические указания

Дети «цокают» (щёлкают) язычками. Следить, чтобы дети щёлкали кончиком языка за верхними зубами,
а не причмокивали, так как в этом случае работает спинка, а не кончик язычка.


     
 


-41 -


 

Формирование и развитие

артикуляционного праксиса

звука

с


Упражнение «Улыбка»


 

Мы умеем улыбаться

И спокойно расслабляться.


Методические указания

Уточнение положения губ при произнесении звука «С».

Упражнение «Язычок отдыхает»


Язычок наш загорает.

Лег, спокойно отдыхает

И тихонько напевает: «И, и, и, и».

Методические указания

Улыбаясь, дети приоткрывают рот и выводят широкий кончик языка на нижнюю губу. Боковые края
языка должны касаться углов рта. Следить за тем, чтобы не напрягалась нижняя губа.

Упражнение «В домике»

(продолжение упражнения «Язычок отдыхает»)


 

Хвостик в домик забегает,

«Э», — спокойно напевает (выдыхает).


Методические указания

Умение удерживать язык за нижними зубами, а губы в улыбке, отрабатывается при проведении

упражнений на звуки «И», «Э».

-42-


Упражнение «Непослушный язычок»


 

Бегал язычок, устал.
Очень непослушным стал.
Надо нам его поймать
И похлопать, наказать.


Методические указания

С помощью этого упражнения проводится расслабление языка. Спокойно положить язык на нижнюк
губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя-пя-пя».

Упражнение «Язычок устал»

(см. звук «А»)

Упражнение «Насос»


 

 

Губы улыбаются,
Зубки появляются...

Воздух ротиком вдыхаем
Через зубы выдыхаем...
Мы в насос сейчас играем!


Язычок спит, отдыхает,
Никуда не убегает.

Методические указания

Для того, чтобы дети правильно произносили звук «С», необходимо запомнить положение органов
артикуляции при произнесении звука. Следует обратить внимание детей на то, что свист воздуха,
выходящего из «насоса», напоминает звук «С». Дети должны ощутить холодную струйку воздуха, поднеся
тыльную сторону руки ко рту.

-43-


Упражнение «Зарядка»


 

Педагог:

Утром просыпаемся,

Зарядкой занимаемся.

Упражнение 1
Тихо носиком вдохни,
Руки к плечикам тяни!
Руки плавно распрями,
«Фи», — на выдох протяни!

Упражнение 2
Руки вверх поднимай,
Тихо носиком вдыхай.
Плавно руки опусти,
«Фе», — на выдох протяни!

(если фонационный выдох короткий,
то дополнительно даётся установка:

Струйку воздуха не рви!
Долго, плавно звук тяни! )


Методические указания

Упражнения способствуют формированию длительной направленной ротовой воздушной струи,
необходимой для произнесения звука «С». Дети повторяют упражнения за педагогом.                                                                                                                                       г

Упражнение «Водичкой умываемся»

Педагог:

Что после зарядки

Делают ребятки?

Дети:

Умываются!

(Во время исполнения стихотворения
Е. Мошковской дети выполняют
движение за логопедом).


 

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Нос, умойся!
Воды не бойся!

Тоненькая струйка льется,

Тихо песенка поётся: сь, сь, сь, сь.

(Дети произносят за педагогом звук с включением
движения рук от уголков губ вниз к полу).

- 44-


Методические рекомендации

Когда дети произносят звук «Сь», им надо больше улыбаться, то есть оттягивать углы рта. При этом
звук будет более мягким.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...