Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Социальная, политическая и экономическая атмосферы эпохи




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРЫ ЭПОХИ

ГЛАВА 2. ДЖОН ЛОКК-ОСНОВОПОЛОЖНИК ЛИБЕРАЛИЗМА

Учение о происхождении и сущности государства в политической концепции Дж. Локка

Проблема соотношения права и закона в учении Дж. Локка

ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЛОККА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конец 17-ого века в Англии ознаменовался государственным переворотом и установлением нового режима власти, конституционной монархии, во главе с Вильгельмом Оранским, что послужило поводом для заключения компромисса между 2-умя противоборствующими сторонами: буржуазией и дворянством. Эти события оставили свой неизгладимый отпечаток на историю политической мысли, став своего рода поводом для создания новых для данной эпохи учений и концепций. Одним из таких «первооткрывателей», учение которого было направлено на оправдание последствий «славной революции» и самой революции в целом, является Джон Локк, чьё имя в истории политической мысли связывают с созданием идеологии, в которой отображается основательность становления нового политического строя. Речь идёт об идеологии либерализма.

Целью данной работы является изучение политической концепции Дж. Локка. Объектом исследования работы является центральный пункт данной концепции - учение о происхождении государства. Ставится задача раскрытия основных проблем, затронутых Дж. Локком, исходя из контекста данного учения: выявление сущности (природы) государства, изучение его договорной теории происхождения и степень её обоснованности, проблема соотношения права и закона в ранних и поздних учениях Дж. Локка, изучение выдвинутой Локком главной цели государства - защите гражданских интересов общества, и методов реализации (достижения) данной цели: законности, принципа разделения властей, выбора оптимального режима правления. Для достижения данной цели используется исторический и аналитический методы: изучение исторического прошлого, раскрытие сущности и особенностей данной концепции, анализ идей и политических взглядов мыслителя, а также степень их реализации на практике.

Говоря об актуальности избранной для исследования темы, необходимо отметить значимость созданной Локком концепции о разделении властей, которая, притерпев некоторые преобразования, по сей день служит опорой законности и стабильности правящего режима власти во многих государствах мира. Локковская конструкция права, в свою очередь, сыграла немаловажную роль при создании конституций, являвшихся началом создания правовых государств. Что же касается самого учения в целом, то оно в течение многих столетий являясь источником всякого рода учений буржуазного направления (в особенности во Франции), на данный момент делает возможным рациональное восприятие событий, произошедших более чем три столетия назад, при этом не теряет своей актуальности (речь идёт о главной идее учений Локка - власть в государстве необходима только лишь для защиты гражданских прав индивида) и, входя в соответствие с новыми реалиями является действующей идеологией во многих государствах (ярким примером является неолиберализм в США, идеологами которого являются представители Демократической партии во главе с действующим президентом Бараком Обамой).

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования темы, раскрывает теоретическую значимость работы. В первой главе рассматриваются исторические предпосылки выдвижения концепции происхождения государства. Во второй главе раскрываются особенность данной концепции согласно Локку. Третья глава посвящена методу реализации данных идей на практике, то есть той форме государственного устройства, где они максимально реализуемы. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Необходимо отметить, что учение Дж. Локка являлось и является объектом изучения многих научных деятелей, мыслителей, философов, теоретиков. В частности, к проблеме происхождения государства по Локку обращались как деятели XVIII-XX вв. (Самуэль Пуфендорф (критика учений Локка), Готфрид Вильгелм Лейбниц, Шарль-Луи Монтескьё (основывается во многом на учении Локка), Жан-Жак Руссо (является как защитником, так и критиком учений Локка), Томас Джефферсон, Гегель и многие другие), так и современные политические деятели, учёные и мыслители (Нерсесянц В.С., Мирумян К.А., Чанышев А.Н., Сатышев В.Е., Нарский И.С., Батиев Л.В., Батурина Т.В. и другие).


 

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРЫ ЭПОХИ

 

Государственный строй, существовавший в Англии в первой половине 17-ого века, можно считать результатом многовекового развития английской государственности. Его важнейшими составляющими являлись институт королевской власти, парламент, королевские суды, система местного самоуправления, сформировавшиеся в эпоху «высокого Средневековья». Важнейшим событием данного периода считается буржуазная революция, охватившая всю территорию Англии и подразделяющаяся на 4 этапа:

конституционный этап (1640-1642);

период гражданских войн (1642-1649);

республиканский период (1649-1653);

протекторат Кромвеля (1653-1658).

Конечным результатом революции стал период реставрации монархии длившийся до 1689 года. "С этого времени буржуазия стала скромной, но признанной частью господствующих классов Англии. Вместе с ними она была заинтересована в подавлении огромных трудящихся масс народа" Ниже попытаюсь представить предпосылки вспыхнувшей революции, во многом предопределённые режимом, предшествовавшим ей.

После смерти королевы Елизаветы I, не имевшей прямого наследника, в 1603 году на трон восходит король Шотландии Яков VI, получивший на престоле имя Яков I (1603-1625). Вступив на престол, он неоднократно заявлял, что он, король, верховный правитель всей страны, «господин над всяким лицом», и он вовсе не обязан подчиняться законам. В первое время Англиканская церковь и крупнейшие феодалы, исходя из своих интересов, поддерживали короля. Однако, ближе к 20-м гг. начали возникать противоречия между проводимой королём политикой и интересами парламента, в особенности, представленных в нём торгово-предпринимательских слоёв собственнических классов. Центральным становится вопрос о границах королевской прерогативы. Король не считал нужным согласовывать свои решения с парламентом, в том числе это касалось вопроса ввода и взимания новых пошлин. В связи с этим он предпринимает множество попыток упразднения парламента, и в некотором смысле ему это удаётся. «Так, например, он добился того, чтобы парламент созывался тогда, когда это было угодно королю, и распускался, когда переставал быть ему полезным. Развитие процедурной стороны дела было незначительным и не опиралось на власть парламента».

С другой стороны, начинают назревать религиозные противоречия, ставшие одной из предпосылок общественно-политического конфликта. Данные противоречия связаны с абсолютистской политикой правительства, направленной на усиление позиций англиканской церкви. Обществом этот факт воспринимался как попытка принуждения в участии в культе государственной церкви. «Англиканская церковь находилась в сильнейшем подчинении государству. Ещё в ΧVI веке по имени одного гейдельбергского профессора, Любера-Эрастуса, этот порядок зовут эрастианством, и уже в ΧVI веке он возбуждает недовольство. В ΧVII веке недовольство усиливается. Против эрастианства поднимаются не только сторонники религиозной свободы, но и сторонники теократии как тяготеющие к Риму, так и тяготеющие к Женеве».

Ситуация ещё более усугубилась с приходом к власти Карла I. Ярый протест был вызван поддержкой Карла архиепископа Уильяма Лода. Хотя реальной угрозы создания подпольной церкви не существовало, тем не менее политика, проводимая Лодом, таила в себе некую опасность, в особенности для института монархии. Во-первых, учения Лода были схожи с верой и обрядами Римско-католической церкви, так как он считал, что Римская церковь - это единственная «истинная» Церковь. Этим он стремился добиться того, чтобы англичане строго подчинялись написанному в молитвеннике. Во-вторых, Лод попытался вернуть привилегии епископов, церковных судов, приходских священников. Данная политика вызвала возмущение, т.к. «…затрагивала почти все законные мирские интересы в государстве». Кроме того, как Яков I, так и Карл I пытались сблизиться с католическими державами, а именно, с Испанией и Францией, были безразличны к вопросам протестантских государств и к вспыхнувшей Тридцатилетней войне (1618-1648), что также вызвало всеобщее негодование.

Несмотря на все эти проблемы, к 1637 году приходится пик правления Стюартов, связанный с именем Карла I. Однако, результат неправильно проведённой политики не дал себя ждать: пять лет спустя в стране вспыхнула гражданская война. Одной из предпосылок послужила начатая в 1637 г. гражданская война с шотландскими подданными и её последствия. Карлу хотелось установить единые порядки во всей стране, но это ограничивало свободу шотландских лордов во многих сферах, и они начали противиться действиям короля. Кроме этого Карл попытался провести в Шотландии также религиозные реформы Лода. Данная политика не увенчалась успехом и подорвала авторитет Карла. Попытки добиться своего силой в конечном итоге привели к подписанию договора, согласно которому, Англия не имела право вмешиваться в религиозные дела Шотландии, а также должна была закрыть её военные расходы. Так как у Карла не имелось достаточных средств для покрытия долгов, он обратился за помощью к парламенту («Долгий парламент», т.к. просуществовал 13 лет). Парламент же, не упаская шанс ослабить позиции института монархии, под предводительством Джона Пима создал закон, обязывавший созывать парламент каждые три года и запрещавший королю распускать его. Были введены также законы, касающиеся налогообложения, которые во многом сузили круг полномочий короля в данном вопросе.

Всё это вызвало ярость Карла, который отдал приказ об аресте всех членов парламента, участвовавших в принятии данных законов. В их числе оказались Джон Пим, Артур Хаселриг и 3-е других влиятельных лиц парламента. Однако, им удалось сбежать до прибытия солдатов. Поняв, что его попытка провалилась, Карл покинул Лондон и начал собирать армию, осознавая неизбежность начатия гражданской войны.

На сторону короля перешли роялисты (партия, созданная на основе партии англикан), действовавшие из религиозных побуждений. На противоположной стороне во главе с парламентом находились пуритане, выступавшие против религиозных реформ Лода. «Они требовали упразднения должности епископа, запрещения молитвенника, прекращения празднования Рождества и Пасхи, которые они считали «папскими» праздниками». Первая гражданская война (1642-1646) заканчивается временной победой парламента и арестом Карла I. Однако, подавляющее большинство пришло к выводу, что гражданская война только поспособствовала смене властей, вместе с этим ухудшив экономическое благосостояние народа, в связи с увеличением налогов и ростом цен на продукты. Немаловажную роль в этот период сыграла также радикальная группировка «левеллеров», которая считала, что Долгий парламент не оправдал доверия народа, и не может дальше им управлять. Они, призывая англичан подписать «Народное соглашение», и совместно править децентрализованным государством, вызвали вторую гражданскую войну, которая завершилась поражением шотландцев. Она тоже не смогла решить никаких проблем. Была проведена так называемая Прайдовая чистка парламента, а в январе 1649 по решению суда был казнён Карл I. В 1649 Англия была провозглашена республикой (до 1660 г.). «Монархия была упразднена, а вместе с ней Палата Лордов и Англиканская церковь. Между 1649 и 1659 гг. Англия имела 4 разные конституции и хаос в управлении в 1659-1660 гг. Шотландия была полностью интегрирована в Британию, Ирландия покорена с высокомерием, беспрецедентным даже в её бурной истории. …Тем не менее, многое осталось без изменений. Правовую систему кое-как починили, но в ней узнавалась старая туманная система обычного права, исходившая из исключительных прав духовенства на законодательство; местные органы управления вернулись к старому образцу 4-х заседаний в год, вместо того чтобы действительно образовывать местные парламенты».

Были внесены также изменения в структуру Церкви: никого не принуждали принимать это вероисповедание, однако, все были обязаны платить десятину для содержания Церкви. Говоря о периоде республики, нужно отметить роль Кромвеля (1653-1658), который правил Англией в качестве лорда-протектора и главы государства с помощью Государственного совета. В его обязанности входило регулярно созывать парламент. Однако, пытаясь добиться полного повиновения своим решениям, Кромвель после неудачного восстания роялистов установил новую систему управления: каждый район теперь подчинялся военному командиру, что во многом ослабило полномочия и роль парламента в управлении страной. Свои поступки он пытался оправдать суждениями о том, что он всего лишь исполняет волю Бога. Но именно эта вера была причиной непреклонного отрицания установленных гражданских законов свободы. Кромвель правил страной по своему усмотрению (т.е. устанавливал свои законы, вводил новые налоги, вершил самосуд над непослушными), однако, несмотря на это, он смог добиться доверия народа. «В Кромвеле удивительным образом сочетались сельский помещик и профессиональный солдат, религиозный радикал и социальный консерватор, политический провидец и конституционный ремесленник, личностная харизма и невыносимое самодовольство… Если бы Кромвель мог пойти на компромисс, он бы установил правовую республику; если бы в его сердце не было пламенного желания изменить мир, он бы никогда не превратился из овцевода в главу государства». Со смертью Кромвеля, на авторитете которого держалась республиканская форма правления, произошла смена власти: были проведены выборы, после чего на престол был приглашён Карл II. С приходом Карла II начался период известный в истории как период «Реставрации монархии». Реставрация Стюартов на престоле не привела к полному возвращению к прежним порядкам. Наряду с усилением королевской прерогативы в области как внутренней, так и внешней политики, происходили некоторые изменения, которые касались материального обеспечения монарха. Если предшественники Карла II большую часть дохода получали с королевских владений, то Карлу II сумму на его содержание выделял парламент, ставя институт короны в зависимость от парламента. В связи с этим король был вынужден собирать его с относительной регулярностью (за время правления Карла II было созвано пять парламентов). Тайный совет был основным совещательным органом короля, в состав которого в основном входили его друзья и соратники. Была возвращена к жизни прежняя избирательная система и структура парламента: устанавливался имущественный ценз, вводились также религиозные ограничения: «права голоса были лишены те, кто принимал участие в борьбе против короля, поддерживал римских католиков и др.» (этим была сделана попытка утвердить церковное единообразие и положение англиканства как государственной церкви). Большую часть избирателей составляли аристократия, буржуазия, зажиточные крестьяне, и новое дворянство, которые не отражали интересы всех слоёв общества. Претерпела изменения также палата лордов. Так, если в начальный период правления Карла II наблюдалось уменьшение их влияния, то в последующем этапе его правления их роль возросла. В дальнейшем, в период правления преемников Карла II, отношения института монархии и парламента были напряжёнными. Это связано с притязаниями королей на власть, с неуважением к парламенту, говоря одним словом, с желанием восстановить режим абсолютной монархии.

Что касается Церкви, то после 1660 г. возврата к былому триумфа так и не произошло. В 1662 г. была упрощена церковная служба. Продолжали свою деятельность баптисты, квакеры и другие радикальные движения. В период Реставрации активизировались диссентеры, стремившиеся к отделению. Всё это в конечном итоге привело к принятию в 1689 г. «акта о терпимости» (Toleration Act), который официально признал религиозный плюрализм. Данный акт послужил причиной истощения Англиканской церкви как духовной силы.

Таким образом, Английскую революцию можно считать переломным моментом в истории страны. Не дав желаемых результатов, не сделав достаточных изменений социальных и политических институтов, она затронула духовные ценности. «Век, начало которого прошло под влиянием христианского гуманизма, рыцарства, почтения к древностям, сменился веком прагматизма и индивидуализма». Именно эти идеи в дальнейшем послужат основой учений Дж. Локка, реализация которых, однако, станет возможной лишь в последующие десятилетия.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...