Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авторефлексия театра. Театр в русской поэзии

Тема 1. Драма и театр: постановка вопроса и основные его аспекты

Специфика драмы как рода литературы. Прочная связь драмы с игрой. Драма (как род литературы) и театрально-исполнительское искусство: необходимость сценического воплощения. Уточнение, обогащение или упрощение на театральной сцене замысла драматурга. Различное отношение театра (режиссёра, актёров) к авторскому замыслу: от неуклонного стремления к его раскрытию — к утверждению свободы интерпретации. Драма предполагает возможность и необходимость различных сценических интерпретаций. Театрально-драматическое произведение, сохраняющее свою устойчивость благодаря разнообразным сценическим решениям.

Литературоведческий и театроведческий подходы к изучению драмы. Предмет изучения

— при литературоведческом подходе (история создания произведения, описание рукописей [от черновых автографов до текстов для первой журнальной публикации и последней при жизни драматурга публикации в журнале или в собрании сочинений, в том числе – полном], история критики произведения; историко-литературный комментарий, историко-культурный комментарий);

— при театроведческом подходе (актёрское искусство, режиссёрское искусство [с конца XIX в.]; работа театрального художника [XX в.]; сценография; история постановок; рейтинги; театр [место, история и традиции]). Феномен вариативности драматического текста.

Театрально-драматическое произведение и театральное зрелище. Межличностные личностные отношения как специфический предмет изображения в драме. Формы проявления межличностных отношений в диахроническом аспекте (столкновения, сшибка, борьба; взаимнодействие; притяжение и отталкивание).

 

Литература

Шах-Азизова Т. К. Синтетизм драматического театра // Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.

Билинкис Я. С. Театр и литература: ситуация драматического диалога // Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978. С. 80 – 89.

Билинкис Я. С. Почему драме требуется сцена // Звезда. 1983. № 3. С. 167-171.

Драма и театр. – Тверь.

Злобина А. Драма драматургии // Новый мир. 1998. № 3.

Журавлева А. И., Макеев М. С. Открытый текст. Эстетика Бахтина и проблемы современной интерпретации классической драмы // Диалог. Карнавал. Хронотоп. – Витебск, 1997. № 4. С. 33-39.

Блок В. Б. Диалектика театра: очерки по теории драмы и ее сценического воплощения. — М., 1983.

Гришунин А. Л. Влияние театра на тексты пьес // Эдиционная практика и проблемы текстологии. – М., 2002. С. 17-27.

Гегель Г. В. Ф. Искусство актера // Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. СПб., 2001. Т. 2. С. 491 – 494.

 

Домашнее задание:

1. Прочесть статью И. Ю. Матвеевой. Задание: надо выделить и выписать основные темы, проблемы – важные для рассмотрения темы «Драма и театр». Выходные данные статьи: Драма и театр в первой половине 19 в. (и. Ю.Матвеева) // К. И. Шарафадина, Е. М. Таборисская, Н. Г. Михновец Театр и литература: на пересечении границ: монография. — СПб., 2013. С. 8 – 36. http://yadi.sk/d/IQ-mDImeDcooE

2. Письменно дополнить / расширить план лекции материалами занятий, состоявшихся 2 февраля, выстроив при этом логическую цепочку. Наброски плана – в прикреплённом файле.

В четверг (9 февраля) лекция будет продолжена,

Следовательно, мы продолжим дополнять этот план и во время занятия.

Пропустившие 2 февраля занятия должны предварительно законспектировать статьи Шах-Азизовой и Билинкиса (две статьи), сделав ксерокс этих статей (за ксерокс я отдам свои деньги).

Кс. Фирсова и А. Быкова – конспектируют одну статью (Шах-Азизовой), а Ж. Солис и Е. Кузьминцева – три. И уже на этой основе выполнить задание.

Остальным указанные работы конспектировать не надо.

3. Прочесть отрывок из «Записок из Мёртвого дома» Ф. М. Достоевского: часть первая. Глава XI «Представление». Принести текст на занятие.

Выделить в тексте то, что имеет отношение к теме «Драма и театр», а также к теме «Драма и театр в первой половине 19 в.»:

- театр как понятие;

- разновидности театров в России 1850-х гг.: столичный, провинциальный, народный театры;

- устройство зала, интерьер, занавес;

- структура театрального вечера, значимость исполнения русских народных песен в антрактах;

- актерская игра,

- зрители

- принцип дополнения зрительским воображением.

 

 

Тема 2. ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР: история русского драматического театра XIX века

Темы докладов

Классика на сцене

«Горе от ума» А. С. Грибоедова на театральной сцене, сравнение театральных версий.

Пьесы Н. В. Гоголя на театральной сцене («Игроки», «Ревизор»).

Марта

Пьесы А. Н. Островского на театральной сцене.

Ф. М. Достоевский на театральной сцене.

Л. Н. Толстой на сцене.

А. П. Чехов на театральной сцене

Литература:

История русского драматического театра: В 7 тт. – Т. 3. – М., 1977—1987.

История русского дореволюционного драматического театра: В 2 ч. / Под ред. проф. Н. И. Эльяша. Ч. 1. От истоков до 1870-х годов. М., 1989.

Данилов С. С. Очерки по истории русского драматического театра. – М.; Л., 1948.

Альтшуллер А. Я. Театр прославленных мастеров. Очерки истории александринской сцены. Л., 1968.

Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. — Любое издание.

Гроссман Л. Пушкин в театральных креслах. Картины русской сцены 1817–1820 годов. – Л., 1926.

 

Шарафадина К. И, Таборисская Е. М., Михновец Н. Г. Театр и литература: на пересечении границ: монография. — СПб., 2013. С. 8 – 36.

http://yadi.sk/d/IQ-mDImeDcooE

 

Злобина А. Когда бы грек увидел наши игры: Классика на современной сцене // Новый мир. М., 1996. № 11. С. 198-211. (Сценические интерпретации русской драматургии 19 века).

Билинкис Я. С. Сценическая жизнь «Горя от ума» // Литература в школе. 1990. № 1. (В соав. с М. Я. Билинкисом)

Данилов С. С. Гоголь и театр. – Л., 1936.

Романова Г. А. Сценическая история «Ревизора» как литературоведческая проблема. Диссертация. ЛГПИ им. А. И. Герцена,1979.

 

А. Н. Островский: Энциклопедия / гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. Кострома, Шуя, 2012.

Холодов Е. Г. Островский на театральной афише его времени // Литературное наследство. А. Н. Островский. Новые материалы и исследования. Т. 88. Кн. 2. М., 1974. С. 7-23.

 

Достоевский и театр / сост. А. А. Нинов. Л., 1983.

Белов С. В. Ф. М. Достоевский Указатель произведений Ф. М. Достоевского и литературы о нем на русском языке (1844 – 2004 гг.). СПб., 2011.

 

Л. Н. Толстой: энциклопедия. М.: Просвещение, 2009.

Полякова Е. И. Театр Льва Толстого. М., 1978.

Михновец Н. Г. Выражение авторской позиции в драматургии Л.Толстого («Плоды просвещения», «Живой труп») // Pro memoria. Памяти академика Г.М.Фридлендера. СПб., «Наука», 2003. С.222 – 239.

 

Чехов и театр его времени (М. О. Горячева); Театр Чехова в ХХ веке; Товстоногов. Эфрос; Пьесы Чехова в Московском Художественном театре. Ефремов (Т. К. Ша-Азизова). Мейерхольд. Станиславский (В. Б. Катаев) // А. П. Чехов. Энциклопедия / сост. и науч. ред. В. Б. Катаев. М., 2011. С. 529-534; 534-538; 552-555; 557-562; 567-568; 571-572; 576-578.

Чеховиана. Полет «Чайки». М., 2001.

Чеховиана: «Три сестры». Сто лет. М., 2002.

Чеховиана. «Звук лопнувшей струны»: к 100-летию пьесы «Вишневый сад». М., 2005.

Коваленко Г. Люди и судьбы на фоне пейзажа // Искусство. — М., 1993. С. 163-188 (Проблема сценической интерпретации драматургии Чехова в России и за рубежом).

Богатырева Е. К. К вопросу об интерпретации художественных произведений // Философско-эстетический сборник. — М., 1987. С. 72-84. (На материале сценографии пьес Чехова).

Олицкая Д. А. Особенности сценического перевода (Из немецкой репетиции «Вишневого сада» А. П. Чехова) // Русская литература в современном культурном пространстве. — Томск, 2003. Ч. 1. С. 146-151.

Ходус В. П. Корреляция драматургического и театрального текста: А. П. Чехов – К. С. Станиславский // Речь. Речевая деятельность. – Таганрог, 2000. – С. 163-167.

 

Марта

Театральный художник:

- Ф. М. Достоевский на сцене: искусство театральных художников.

- А. П. Чехов на сцене: искусство театральных художников.

- Творчество Э. Кочергина.

Литература:

Березкин В. И. Художник в театре Чехова. — М., 1987. (История сценографических интерпретаций чеховской драматургии)

Театр Достоевского в работах художников сцены. СПб., 2015.

 

Марта

Искусство режиссёра

- К. С. Станиславский.

- В. Э. Мейерхольд.

- Л. А. Додин.

 

Авторефлексия театра. Театр в русской поэзии

 

Театр в русской поэзии: В 2 тт. / сост. М. В. Хализева. — М., 2007.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...