Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы государств. Формационный и цивилизационный подходы

 

Понятие типа государства относится к числу важнейших категорий теории государства и права.

В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства. Аналогично понятием типа государства охватываются общие, наиболее существенные признаки, характерные для всех государств одной и той же социально-экономической формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.

Для определения типа государства в данном значении необходимо ответить на три вопроса.

Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство? Орудием какого класса оно является? Каково социальное назначение данного государства?

Для обозначения выделяемых на этом основании типов государства используется термин "исторические типы государства". Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства.

Первые три из них охватываются единым родовым понятием эксплуататорского государства.

Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство - последний тип эксплуататорского государства - подлежит революционному слому, социалистическое государство - исторически последний тип государства вообще - постепенно "засыпает", "отмирает".

Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое "технологическое" направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является "теория стадий экономического роста", автор которой известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора, "бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории", все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия - это период трансформации "традиционного общества" в более развитый период закладывания основ для "сдвига" в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия - "сдвиг", "взлет" научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора "зрелости", когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. И, наконец, пятая стадия - это период "высокого уровня массового потребления", в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.

В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать "государством всеобщего благоденствия". На данной стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский Союз только вступал в стадию "зрелости".

К теории "стадий экономического роста" тесно примыкают теории "менеджеризма", "единого индустриального общества", "постиндустриального общества" и др., согласно которым в современную эпоху необходимость в революционном изменении условий жизни общества отпадает или уже отпала, ибо научно-техническая революция по своим социальным последствиям спонтанно, автоматически выступает как заменитель социальной революции, который, неся все основные социальные преобразования, не затрагивает основы капитализма - частной собственности. Значительное место в ряду этих теорий занимает идея "конвергенции", сближения двух систем, социалистической и капиталистической, в разработку которой весомый вклад внес академик А.Д. Сахаров. Суть ее в сближении и воплощении в едином типе общества и государства того лучшего, что содержат в себе обе системы в целях обеспечения прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на международной арене.

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк А. Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг с другом. Обращает на себя внимание смешение А. Тойнби понятий общества и государства. Хотя его взгляды и представляют определенный интерес, выдвигаемые им признаки относятся скорее к типологии общества, а не государства.

Имеются и некоторые другие подходы к типологии государства, различающиеся между собой положенными в их основу критериями, но они, как правило, весьма субъективны. Поэтому в данном параграфе и было привлечено внимание к двум основным.

При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противопоставления. Позитивные стороны того и другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему.

 

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

 

Любое гос-во – есть единство его сущности, содержания и формы. Форма гос-ва отвечает на вопросы: на каких принципах и как территориально построена гос. власть, как создаются высшие органы гос-ва, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и т.д. Под формой гос-ва понимается организация гос. власти, выраженная в форме правления, гос. устройства и полит. (гос. режима). Следовательно, понятие форма гоc-ва охватывает: организацию верховной гос. власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением; территориальную организацию гос. власти, соотношение гос-ва как целого с его составными

частями; методы и способы осуществления гос. власти. На форму гос-ва влияют нац. состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы. Форма гос-ва зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип гос-ва.

 

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

 

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

как создаются высшие органы государства, и какого их строение;

как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

- монархические (единоличные, наследственные)

- республиканские (коллегиальные, выборные)

Ю. свойства монархий и республик:

 

Монархия Единовластие. Занятие поста по родству или по знатности. Пожизненное пользование властью. Внешние сношения осущ. по собственному желанию. Подданство. Человек для гос. Всё для гос., всё для монарха, монарх отождествляется с гос. Ю. безответственность. Отсутствие принципа разделения властей. Республика Коллегиальность. Выборность главы гос. и орг. гос. власти. Сроки правления строго определения и ограниченны. Внешние сношения осуществляются по поручению своих избирателей. Гражданство. Гос. для человека. Всеобщее благо, соц. гос. Ю. ответственность за свои действия перед своими избирателями. Принцип разделения властей.

 

Монархия-ограничена (конституционная (Соеединённое Королевство) - ограничение м. конституцией (парламентская-м. царствует, но не правит, власть м. наминальна и дуалистическакя - правительство ответствено перед м., парламент издаёт законы, разграничение сфер деятельности) и сословно-представительная - м. огран. сосл. представительством - боярская дума, земский собор) и неограниченная-абсолютная (Саудовская Аравия, Катар).

Республика (общее дело) - парламентская - связь с народом, но нестабильность, избрание правительства и главы гос. парламентом, президентская-стабильность правительства, но авторитаризм, президент назнач. правительство, кот. перед ним ответственно, през. выб. народ, смешенная (стабильность управления без авторитаризма) - полупрезидентская (вводится ответственность прав. перед парл) и полупарламентская (ограничение вотума недоверия прав), суперпрезидентская (высшая власть президента, почти автократия), советская (отсутствие принципа разделения властей, непосредственная власть народа, отсутствие полит. партий). Нетипичные формы правления: Монархическая республика - глава гос. избирается пожизненно, неогран. власть(Цар - Бокасса, И. Броз Тито, КНДР.) и Республиканская монархия - м. избирается из своей среды на опред. срок., огран. круг лиц, облад. полит. правами (Малайзия-очередь, ОАЭ - Абу-Даби).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...