Государственный финансовый контроль (ГФО)
Понятия, функции и принципы Контроль – это обратная связь между управляемой системой и субъектом управления. Существует технический, санитарный, финансовый контроль и т.д. Финансовый контроль – Задача контроля – проверять контролируемую систему, путем сравнения с какими-то нормативами. Управляющая функция Блокирующая функция Основные функции контроля: 1. Предупредительная. Позволяет выявлять нарушения действующего законодательства еще до начала выполнения какого-либо управленческого решения. 2. Регулятивная. Осуществляется в процессе совершения операций и позволяет реагировать на изменяющуюся хозяйственную ситуацию и принимать корректирующие решения, предупреждающие возможность возникновения потерь или убытков. 3. Оценочно-аналитическая. Измеряет последствия отклонения совершаемых операций от установленных эталонов. И данная функция характерна для всех стадий управленческого решения. Контроль, осуществляемый в организациях, основывается на определенных признаках. 1977 – Лимская декларация принципов контроля. Контроль – это не самоцель, а неотъемлемая часть системы управления целью которой является: 1. Вскрыть отклонения от принятых стандартов и нарушения принципов законности. 2. Выяснить причины снижения эффективности и неэкономного расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем. Из определения следуют основные признаки контроля:
1. Законность; 2. Независимость; 3. Объективность; 4. Неотвратимость применения мер воздействия к нарушителю; 5. Превенция; 6. Принцип гласности; Превенция – предупреждение преступлений. Различают общую и специальную превенцию. Специальная превенция предполагает воздействие непосредственно на преступника, чтобы он не нарушал повторных преступлений. Общая превенция направлена на потенциально неустойчивых людей. В России предлагают дополнительные принципы: 1. Наделение контрольных органов соответствующими полномочиями (Бессарабов). 2. Принцип независимости и скоординированности контрольных органов (Бессарабов). 3. Принцип ответственности (Фурцев). Ответственность для контролеров, контролируемых организаций. 4. Принцип учета в контрольной деятельности принципа разделения властей (Муштакова). 5. Принцип приоритета предварительного контроля. 6. Принцип приоритета финансового контроля. 7. Принцип подконтрольности контрольно ревизионного органа (Салихов). Виды контроля 1. Отношение контролирующего субъекта к подконтрольному объекту: · Внешний. Предполагает, что субъект и объект контроля не входят в состав одной системы: o Государственный; o Независимый (аудиторы и т.п.); o Общественный контроль; o Ведомственный (контроль со стороны холдинга); · Внутренний. Субъект и объект не входят в состав одной системы: o Внутриведомственный контроль; o Внутриорганизационный (внутрифирменный); Для градации внутреннего и внешнего контроля можно использовать различия их целей. Цель внешнего контроля – защита граждан, организаций, государства или общества в целом от возможных негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения установленных правил той или иной деятельности, либо невыполнения субъектами общественных отношений возложенных на них обязанностей. Цель внутреннего контроля — обеспечить надлежащее функционирование и управление подконтрольной организации, то есть решить ряд частных задач: сохранить имущество, обеспечить прибыльность и т.п.
Виды контроля в зависимости от: 1. Времени проведения: · Предварительный. До начала какого-либо действия. Цель – определить целесообразность совершения этого действия; · Текущий. В процессе совершения какого-либо действия. 2 разновидности: o Направляющий. Предполагает непрерывную оценку состояния контролируемого объекта с целью инициировать корректирующие действия в случае, если происходят отклонения от заранее заданных эталонов; o Фильтрующий. Отличается от направляющего тем, что в случае отклонения от эталона происходит не корректирование, а прекращение операции; o Последующий. Проводится после того, как действие завершено. Налоговый контроль; 2. Систематичности проведения контроля: · Систематический (осуществляется практически постоянно); · Периодический (осуществляется регулярно, но промежутки длительные (налоговые проверки)); · Эпизодический (разовый) (нерегулярно проводятся, не планируются (внеплановые); 3. Сферы осуществления контроля: · Территориальный; · Отраслевой; 4. Повторяемость контрольных мероприятий: · Первичный · Повторный (вышестоящий налоговый орган проверяет нижестоящий); · Дополнительный (аудиторская проверка); 5. Полнота охвата операций в ходе контроля: · Полный (пример с документами) · Частичный; 6. Метода проверки: · Сплошной; · Выборочные; 7. Степени необходимости: · Обязательный; · Инициативный; 8. Используемые источники информаций: · Документальный; · Фактический; 9. Возможности планирования контроля: · Плановый; · Внеплановый; 10. Объем исследуемой деятельностью организации: · Общий (несколько направлений – комплексная ревизия); · Специальный (санитарный контроль); 11. Причина проведения контрольных мероприятий: · Абстрактный (нет связи с фактами нарушения и злоупотребления в организации (аудиторская проверка)); · Конкретный (в связи с имеющийся информацией о нарушениях или злоупотребления); 12. Правовых последствий контроля: · Консультативный (имеет рекомендации для предприятия); · Учреждающий (обязательные для исполнения предприятием указания);
13. Контролирующей отрасли: · Финансовый · Правовой; · Экологический; · Экспортный; · Административный и т.д.; 14. Субъекта контроля: · Государственный; · Контроль со стороны финансово-кредитных организаций; · Ведомственный; · Внутрихозяйственный; · Независимый; · Общественный; Государственный контроль подразделяется на пять основных направлений: 1. Президентский. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти, принятием нормативных документов (сам Президент). Контрольное управление — проверка деятельности субъектов, крупных предприятий. Полномочия контрольного управлении — может вызывать конкретных руководителей; потребовать документы, если обнаружены нарушения ⇒ контрольное управление передает материалы в прокуратуру; 2. Парламентский. Контроль со стороны федеральных законодательных органов. Контроль формирования и использования федерального бюджета (счетная палата, бюджетный комитет). Бюджетный комитет проверяет законность расходов, полноту доходов и т.д. Парламентское расследование — в случае технологической катастрофы, нарушения прав человека и т.д. 3. Контроль органов исполнительной власти. Осуществляется федеральными министерствами, агентствами, службами. Задачи федеральных министерств: a. Вырабатывать и реализовывать государственную политику; b. Осуществлять координацию и контроль подчиненных им агентств и служб; За федеральными службами закреплен контроль за деятельностью предприятий в установленной для них сфере деятельности; Полномочия агентств — контроль имущества, которым распоряжается учреждение, подчиненное конкретному министерству; 4. Судебный контроль; 5. Контроль со стороны уполномоченного по правам человека; Методы контроля Делятся на: 1. Общенаучные методы. Они применяется только в контроле, но и в других науках (видах деятельности): · Анализ — метод исследования, заключающийся в рассмотрение отдельных сторон, свойств, составных частей предмета анализа;
· Синтез — объединение отдельных частей, с целью исследования сформированного единого целого объекта; · Индукция — от общего к частному; · Дедукция — от частного к общему; · Аналогия — метод исследования на основе данных других объектов, схожих с исследуемым объектом; · Моделирование — воспроизведение экономических объектов и процессов в ограниченных экспериментальных формах в искусственно созданных условиях: o Математическое; o Информационное; · Конкретизация — метод исследования, при котором исследуемая совокупность объектов разбивается на конкретные подсовокупности с целью формирования отдельных вывод для каждой изолированной совокупности; · Системный анализ — это совокупность методов исследования сложных многоуровневых и многокомпонентных явлений и процессов, которые основываются на комплексной основе подхода к изучаемым явлениям и процессам, которые проводятся с учетом взаимосвязи между компонентами исследуемой системы, а также с учетом ее взаимосвязи и взаимодействия; 2. Конкретные методы: · Органолептические — методы, основанные на применение органов чувств человека: o Инвентаризация; o Визуальное наблюдение (обследование мест хранения материальных ценностей; обследование состояние контрольно-пропускного режима; моментальное наблюдение — хронометраж, фотографии рабочего дня); o Экспертная оценка: · Контрольные обмеры работ (цель контрольного обмера — сверка фактических показателей и объемов работ, указанных в документах); · Технологический контроль (контрольный запуск сырья в производство; проверка технологической документации реально применяемой технологии); · Химико-лабороторный контроль; · Экспертизно-проектные и сметные документации и др.; o Устный опрос; · Расчетно-аналитические. Их применение имеет целью, во-первых, оценить последствия отклонений от эталонов контролируемых операций. Во-вторых, определить сам размер отклонений от эталона для того, чтобы выбрать адекватные корректирующие действия. И, в-третьих, определение величины ущерба, который может быть возмещен виновными лицами и организациями (приемы экономического анализа: сравнение, группировка, средние и относительные величины, факторный анализ и т.д.; статистические методы; экономико-математические методы); · Документальные методы включают: o исследование документов (направлено на выявление конкретных экземпляров документов, признаков, свидетельствующих о совершенных нарушениях. Включает: · Формальная проверка; · Проверку по существу; · Арифметическую проверку; · Логическую проверку;
· Встречную проверку; · Прослеживание; o информационное моделирование. Предназначено для определения потенциально-возможных нарушений, которые характерны для контролируемых объектов с учетом действующего законодательства и существующей хозяйственной ситуации; · Методы, связанные с обобщением и реализацией результатов контроля: o Выявление и группировка недостатков по центрам ответственности, периодам и т.д.; o Аналитическая группировка; o Следственно-юридическое обоснование (истребование от должностных лиц объяснений, на основе которых определяются причины и виновники нарушений); o Систематизированное изложение недостатков их причин и виновников в актах или в других аналогичных документах; o Выработка рекомендаций и принятие управленческих решений по результатам контроля; o Контроль за выполнением принятых решений; 24.02.10. Государственный финансовый контроль (ГФО) ГФО — это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, ЮЛ и ФЛ финансового законодательства РФ и субъектов РФ, проверка рациональности и эффективности использования государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов, а также правильности постановки БУ и отчетности. Организация ГФО: 1. На федеральном уровне существует ряд контролирующих органов, большая часть из них имеет центральное представительство в Москве, а реальный контроль осуществляется через территориальные подразделения, которые создаются в каждом из субъектов РФ: · РосФинНадзор (Российская служба финансово-бюджетного контроля). Эта федеральная служба подчинена МинФину; · Федеральное казначейство; · ЦБ; · Федеральная налоговая служба; · РосФинМониторинг; · Федеральная таможенная служба; · Главные распорядители бюджетных средств; · Распорядители бюджетных средств; · Счетная палата; · +Роструд, в той части, которая связана со сферой трудовых отношений. 2. На уровне субъектов Федерации контроль осуществляют: · Территориальные органы федеральных служб и иных ведомств; · Финансовые органы субъектов федерации; · +Разные организации (типа Комитета по труду) в сфере своей деятельности; 3. На муниципальном уровне: · Территориальные органы федеральной налоговой службы; · Муниципальное казначейство; · Финансовые органы местного самоуправления; · Главные распорядители бюджетных средств муниципальных органов; · Распорядители бюджетных средств муниципальных органов; РосФинНадзор Контролирует две сферы: 1. Финансово-бюджетная сфера. При осуществлении контроля в финансово-бюджетной сфере осуществляется проверка: a. Использования средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; b. Соблюдение требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, получателями бюджетных кредитов, ссуд, инвестиций, а также получателями гарантий правительства России; c. Исполнение органами финансового контроля законодательства России о финансово-бюджетном контроле и надзоре. 2. Операции с валютой. В сферу интересов росфиннадзора попадают как федеральные органы, так и органы субъектов федерации и муниципальные. При осуществлении валютного контроля Росфиннадзор проверяет соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства России, а также соответствие проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений. Все организации кроме кредитных. Полномочия: a. Имеет право проверять документацию, регистры, планы, сметы, а также фактическое наличие денег и материальных ценностей; b. Имеет право получать заверенные копии документов; c. Письменные объяснения должностных лиц, возникающие в ходе ревизии; d. Росфиннадзор может проводить встречные проверки во всех организациях, которые получали деньги или материальные средства от проверяемой организации; e. Имеет право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления. Или обязательные к исполнению предписания по исправлению нарушений; f. Осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями нарушений финансово-бюджетного законодательства;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|