Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный финансовый контроль (ГФО)

Понятия, функции и принципы

Контроль – это обратная связь между управляемой системой и субъектом управления.

Существует технический, санитарный, финансовый контроль и т.д.

Финансовый контроль

Задача контроля – проверять контролируемую систему, путем сравнения с какими-то нормативами.

Управляющая функция

Блокирующая функция

Основные функции контроля:

1. Предупредительная. Позволяет выявлять нарушения действующего законодательства еще до начала выполнения какого-либо управленческого решения.

2. Регулятивная. Осуществляется в процессе совершения операций и позволяет реагировать на изменяющуюся хозяйственную ситуацию и принимать корректирующие решения, предупреждающие возможность возникновения потерь или убытков.

3. Оценочно-аналитическая. Измеряет последствия отклонения совершаемых операций от установленных эталонов. И данная функция характерна для всех стадий управленческого решения.

Контроль, осуществляемый в организациях, основывается на определенных признаках.

1977 – Лимская декларация принципов контроля.

Контроль – это не самоцель, а неотъемлемая часть системы управления целью которой является:

1. Вскрыть отклонения от принятых стандартов и нарушения принципов законности.

2. Выяснить причины снижения эффективности и неэкономного расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Из определения следуют основные признаки контроля:

1. Законность;

2. Независимость;

3. Объективность;

4. Неотвратимость применения мер воздействия к нарушителю;

5. Превенция;

6. Принцип гласности;

Превенция – предупреждение преступлений. Различают общую и специальную превенцию. Специальная превенция предполагает воздействие непосредственно на преступника, чтобы он не нарушал повторных преступлений. Общая превенция направлена на потенциально неустойчивых людей.

В России предлагают дополнительные принципы:

1. Наделение контрольных органов соответствующими полномочиями (Бессарабов).

2. Принцип независимости и скоординированности контрольных органов (Бессарабов).

3. Принцип ответственности (Фурцев). Ответственность для контролеров, контролируемых организаций.

4. Принцип учета в контрольной деятельности принципа разделения властей (Муштакова).

5. Принцип приоритета предварительного контроля.

6. Принцип приоритета финансового контроля.

7. Принцип подконтрольности контрольно ревизионного органа (Салихов).

Виды контроля

1. Отношение контролирующего субъекта к подконтрольному объекту:

· Внешний. Предполагает, что субъект и объект контроля не входят в состав одной системы:

o Государственный;

o Независимый (аудиторы и т.п.);

o Общественный контроль;

o Ведомственный (контроль со стороны холдинга);

· Внутренний. Субъект и объект не входят в состав одной системы:

o Внутриведомственный контроль;

o Внутриорганизационный (внутрифирменный);

Для градации внутреннего и внешнего контроля можно использовать различия их целей.

Цель внешнего контроля – защита граждан, организаций, государства или общества в целом от возможных негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения установленных правил той или иной деятельности, либо невыполнения субъектами общественных отношений возложенных на них обязанностей.

Цель внутреннего контроля — обеспечить надлежащее функционирование и управление подконтрольной организации, то есть решить ряд частных задач: сохранить имущество, обеспечить прибыльность и т.п.

Виды контроля в зависимости от:

1. Времени проведения:

· Предварительный. До начала какого-либо действия. Цель – определить целесообразность совершения этого действия;

· Текущий. В процессе совершения какого-либо действия. 2 разновидности:

o Направляющий. Предполагает непрерывную оценку состояния контролируемого объекта с целью инициировать корректирующие действия в случае, если происходят отклонения от заранее заданных эталонов;

o Фильтрующий. Отличается от направляющего тем, что в случае отклонения от эталона происходит не корректирование, а прекращение операции;

o Последующий. Проводится после того, как действие завершено. Налоговый контроль;

2. Систематичности проведения контроля:

· Систематический (осуществляется практически постоянно);

· Периодический (осуществляется регулярно, но промежутки длительные (налоговые проверки));

· Эпизодический (разовый) (нерегулярно проводятся, не планируются (внеплановые);

3. Сферы осуществления контроля:

· Территориальный;

· Отраслевой;

4. Повторяемость контрольных мероприятий:

· Первичный

· Повторный (вышестоящий налоговый орган проверяет нижестоящий);

· Дополнительный (аудиторская проверка);

5. Полнота охвата операций в ходе контроля:

· Полный (пример с документами)

· Частичный;

6. Метода проверки:

· Сплошной;

· Выборочные;

7. Степени необходимости:

· Обязательный;

· Инициативный;

8. Используемые источники информаций:

· Документальный;

· Фактический;

9. Возможности планирования контроля:

· Плановый;

· Внеплановый;

10. Объем исследуемой деятельностью организации:

· Общий (несколько направлений – комплексная ревизия);

· Специальный (санитарный контроль);

11. Причина проведения контрольных мероприятий:

· Абстрактный (нет связи с фактами нарушения и злоупотребления в организации (аудиторская проверка));

· Конкретный (в связи с имеющийся информацией о нарушениях или злоупотребления);

12. Правовых последствий контроля:

· Консультативный (имеет рекомендации для предприятия);

· Учреждающий (обязательные для исполнения предприятием указания);

13. Контролирующей отрасли:

· Финансовый

· Правовой;

· Экологический;

· Экспортный;

· Административный и т.д.;

14. Субъекта контроля:

· Государственный;

· Контроль со стороны финансово-кредитных организаций;

· Ведомственный;

· Внутрихозяйственный;

· Независимый;

· Общественный;

Государственный контроль подразделяется на пять основных направлений:

1. Президентский. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти, принятием нормативных документов (сам Президент). Контрольное управление — проверка деятельности субъектов, крупных предприятий. Полномочия контрольного управлении — может вызывать конкретных руководителей; потребовать документы, если обнаружены нарушения ⇒ контрольное управление передает материалы в прокуратуру;

2. Парламентский. Контроль со стороны федеральных законодательных органов. Контроль формирования и использования федерального бюджета (счетная палата, бюджетный комитет). Бюджетный комитет проверяет законность расходов, полноту доходов и т.д.

Парламентское расследование — в случае технологической катастрофы, нарушения прав человека и т.д.

3. Контроль органов исполнительной власти. Осуществляется федеральными министерствами, агентствами, службами. Задачи федеральных министерств:

a. Вырабатывать и реализовывать государственную политику;

b. Осуществлять координацию и контроль подчиненных им агентств и служб;

За федеральными службами закреплен контроль за деятельностью предприятий в установленной для них сфере деятельности;

Полномочия агентств — контроль имущества, которым распоряжается учреждение, подчиненное конкретному министерству;

4. Судебный контроль;

5. Контроль со стороны уполномоченного по правам человека;

Методы контроля

Делятся на:

1. Общенаучные методы. Они применяется только в контроле, но и в других науках (видах деятельности):

· Анализ — метод исследования, заключающийся в рассмотрение отдельных сторон, свойств, составных частей предмета анализа;

· Синтез — объединение отдельных частей, с целью исследования сформированного единого целого объекта;

· Индукция — от общего к частному;

· Дедукция — от частного к общему;

· Аналогия — метод исследования на основе данных других объектов, схожих с исследуемым объектом;

· Моделирование — воспроизведение экономических объектов и процессов в ограниченных экспериментальных формах в искусственно созданных условиях:

o Математическое;

o Информационное;

· Конкретизация — метод исследования, при котором исследуемая совокупность объектов разбивается на конкретные подсовокупности с целью формирования отдельных вывод для каждой изолированной совокупности;

· Системный анализ — это совокупность методов исследования сложных многоуровневых и многокомпонентных явлений и процессов, которые основываются на комплексной основе подхода к изучаемым явлениям и процессам, которые проводятся с учетом взаимосвязи между компонентами исследуемой системы, а также с учетом ее взаимосвязи и взаимодействия;

2. Конкретные методы:

· Органолептические — методы, основанные на применение органов чувств человека:

o Инвентаризация;

o Визуальное наблюдение (обследование мест хранения материальных ценностей; обследование состояние контрольно-пропускного режима; моментальное наблюдение — хронометраж, фотографии рабочего дня);

o Экспертная оценка:

· Контрольные обмеры работ (цель контрольного обмера — сверка фактических показателей и объемов работ, указанных в документах);

· Технологический контроль (контрольный запуск сырья в производство; проверка технологической документации реально применяемой технологии);

· Химико-лабороторный контроль;

· Экспертизно-проектные и сметные документации и др.;

o Устный опрос;

· Расчетно-аналитические. Их применение имеет целью, во-первых, оценить последствия отклонений от эталонов контролируемых операций. Во-вторых, определить сам размер отклонений от эталона для того, чтобы выбрать адекватные корректирующие действия. И, в-третьих, определение величины ущерба, который может быть возмещен виновными лицами и организациями (приемы экономического анализа: сравнение, группировка, средние и относительные величины, факторный анализ и т.д.; статистические методы; экономико-математические методы);

· Документальные методы включают:

o исследование документов (направлено на выявление конкретных экземпляров документов, признаков, свидетельствующих о совершенных нарушениях. Включает:

· Формальная проверка;

· Проверку по существу;

· Арифметическую проверку;

· Логическую проверку;

· Встречную проверку;

· Прослеживание;

o информационное моделирование. Предназначено для определения потенциально-возможных нарушений, которые характерны для контролируемых объектов с учетом действующего законодательства и существующей хозяйственной ситуации;

· Методы, связанные с обобщением и реализацией результатов контроля:

o Выявление и группировка недостатков по центрам ответственности, периодам и т.д.;

o Аналитическая группировка;

o Следственно-юридическое обоснование (истребование от должностных лиц объяснений, на основе которых определяются причины и виновники нарушений);

o Систематизированное изложение недостатков их причин и виновников в актах или в других аналогичных документах;

o Выработка рекомендаций и принятие управленческих решений по результатам контроля;

o Контроль за выполнением принятых решений;

24.02.10.

Государственный финансовый контроль (ГФО)

ГФО — это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, ЮЛ и ФЛ финансового законодательства РФ и субъектов РФ, проверка рациональности и эффективности использования государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов, а также правильности постановки БУ и отчетности.

Организация ГФО:

1. На федеральном уровне существует ряд контролирующих органов, большая часть из них имеет центральное представительство в Москве, а реальный контроль осуществляется через территориальные подразделения, которые создаются в каждом из субъектов РФ:

· РосФинНадзор (Российская служба финансово-бюджетного контроля). Эта федеральная служба подчинена МинФину;

· Федеральное казначейство;

· ЦБ;

· Федеральная налоговая служба;

· РосФинМониторинг;

· Федеральная таможенная служба;

· Главные распорядители бюджетных средств;

· Распорядители бюджетных средств;

· Счетная палата;

· +Роструд, в той части, которая связана со сферой трудовых отношений.

2. На уровне субъектов Федерации контроль осуществляют:

· Территориальные органы федеральных служб и иных ведомств;

· Финансовые органы субъектов федерации;

· +Разные организации (типа Комитета по труду) в сфере своей деятельности;

3. На муниципальном уровне:

· Территориальные органы федеральной налоговой службы;

· Муниципальное казначейство;

· Финансовые органы местного самоуправления;

· Главные распорядители бюджетных средств муниципальных органов;

· Распорядители бюджетных средств муниципальных органов;

РосФинНадзор

Контролирует две сферы:

1. Финансово-бюджетная сфера. При осуществлении контроля в финансово-бюджетной сфере осуществляется проверка:

a. Использования средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

b. Соблюдение требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, получателями бюджетных кредитов, ссуд, инвестиций, а также получателями гарантий правительства России;

c. Исполнение органами финансового контроля законодательства России о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

2. Операции с валютой. В сферу интересов росфиннадзора попадают как федеральные органы, так и органы субъектов федерации и муниципальные. При осуществлении валютного контроля Росфиннадзор проверяет соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства России, а также соответствие проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений. Все организации кроме кредитных.

Полномочия:

a. Имеет право проверять документацию, регистры, планы, сметы, а также фактическое наличие денег и материальных ценностей;

b. Имеет право получать заверенные копии документов;

c. Письменные объяснения должностных лиц, возникающие в ходе ревизии;

d. Росфиннадзор может проводить встречные проверки во всех организациях, которые получали деньги или материальные средства от проверяемой организации;

e. Имеет право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления. Или обязательные к исполнению предписания по исправлению нарушений;

f. Осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями нарушений финансово-бюджетного законодательства;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...