Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самопознание и совершенствование эстетических ценностей




 

Существует история о том, как Конфуций, странствуя в окрестностях горы Тайшань, повстречал мудреца, который бродил по полям, собирая оставшиеся после жнивья зерна. Нищий, одинокий старик, несмотря на свои девяносто лет, весь светился радостью, двигаясь по полю и что-то напевая. «Чему вы так радуетесь?» - спросил его Конфуций. «Я многому радуюсь, - ответил мудрец. - Небо породило тьму тварей, но самая драгоценная из них человек. А мне довелось родиться человеком: вот моя главная радость».

В древнегреческой культуре образ Homo Sapiens воспринимался как идеал природы, образец совершенства. Он неизъясним, загадочен. Личностное бытие рассматривалось как особая реальность, которая является ключом к постижению мира. Так родилось известное изречение Протагора - «человек есть мера всех вещей». Сократа интересовала не столько природа, сколько сам человек. Познание самого себя стало целью жизни Сократа. Он акцентировал внимание на глубине человеческой субъективности, «я сознающем», считая главным взращивание души, поэтому истинные ценности для Сократа не те, что связаны с внешним миром (богатство, власть, слава, здоровье, сила, физическая привлекательность), а сокровища души. [8]

К сожалению, наступление научно-технической рационализации не только приблизило духовный регресс человечества, но и постепенно ставило человека всё ниже и ниже на некоем сакральном уровне. Как же тогда воспитать в себе чувство прекрасного, если потеряно космическое, высокое «Я»? «Но с дальнейшим развитием западноевропейского общества ощущение чуда человека стало постепенно утрачиваться. Научно-техническая рационализация всей жизни сорвала с «богоподобного» существа покровы тайны, красоты и неизъяснимости. Уже Декарт в «Трактате о человеке» рассматривает личность в качестве самодвижущейся машины. В работе «Человек-машина» Ламетри также считает человека всего лишь сложной машиной. Он высказывает суждение, что в действительности душа - пустое слово и между человеком и животным существуют только количественные различия.

Все чаще человека начинают рассматривать как животное, производящее орудие. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса человек представлен крайне упрощенно, абстрактно, схематично, как совокупность всех общественных отношений. Социальное бытие фактически исчерпывало многомерность личностного существования.

Впоследствии происходит еще более стремительная десакрализация человека. Он больше не венец природы, а, скорее, некий биологический тупик. Так, Г. Лессинг считал Homo Sapiens разновидностью хищной обезьяны, которая помешалась на так называемом «духе»». [9]

Вероятно, пришло время заново осознать место человека в мире. Раньше распределить роли было куда проще: была стихия, было животное, был человек. Главенствующие роли были понятны сами собой. Теперь же есть машина, и есть человек; и кому из них отдать власть - становится сложно разрешимым вопросом.

В диалоге «Протагор», Платон пишет, что «семь великих мудрецов Древней Греции: Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон собрались в храме Апполона в Дельфах и в результате долгого обсуждения пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину - «познай самого себя» - высекли на стене храма.

Настоящая истина подходит к разрешению нашей проблемы как никакая иная. Слыша термин «самопознание» мы должны понимать, что это есть изучение собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Несмотря на то, что оно начинается ещё в глубоком детстве, нужно понимать, что формируется оно постепенно по мере взросления.

Не нужно ударяться в глубокую психологию, чтобы понимать, что не каждый человек способен анализировать свои действия на должном уровне. Однако мы, как люди творческой натуры и не совсем стандартного склада ума, понимаем, что самоанализ в первую очередь необходим для того, чтобы прийти к самопознанию. К человеку, познавшего себя, должно прийти осознание того, что он не просто нечто живое, что породила природа, а то, что он есть её венец. Он - главный. Он должен осознать, какие ценности для него в приоритете, а о каких можно забыть. И пока человек Сам не пожелает развить в себе чувство прекрасного, никто не сможет убедить его в необходимости имения такового.

Кант писал о таких людях следующее: «Какими бы ни были те утонченные чувства, о которых мы до сих пор говорили, будут ли они чувствами возвышенного или прекрасного, они имеют между собой то общее, что в суждении тех, кто не расположен к чувству возвышенного или прекрасного, они всегда представляются извращенными и нелепыми. Человек спокойный и преисполненный корыстолюбивых устремлений вообще не имеет, так сказать, органов для восприятия благородных черт в стихотворении или добродетели героя... Точно также лицам несколько более серьезного склада кажется пошлым то, что других привлекает, и веселая наивность пасторали кажется им нелепой и ребяческой... При [наблюдении] неморальных явлений нам представляется возможность подметить кое-что в чувстве другого человека, и это дает нам основание с довольно значительной степенью вероятности сделать вывод также и о более высоких свойствах его характера, и даже о свойствах его души. Тот, кто скучает, слушая прекрасную музыку, дает немало оснований предполагать, что красоты стиля и нежные очарования любви будут невластны над ним.» [10]

Логичный вопрос, который напрашивается следом за этим суждением: как же жить таким людям? В чем их интерес к жизни и не скучно ли им? Вероятно, таков замысел природы, что породила этого человека: человека рабочего, скучного, серого. Человека массы. Остальные же, те, на кого вышеописанное не распространяется, те, кто сумел познать своё «Я», те, кто нуждается в постоянном потреблении эстетических наслаждений - что делать им?

Для начала стоит разобраться, что мы понимаем под эстетическими ценностями, которые стоит совершенствовать. «Я убежден, - писал Гегель, - что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический, и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте» [11]

Понятие же «эстетика» происходит от греческого слова «эстетикос» - чувствующий, чувственный, а эстетическое сознание есть осознание окружающего мира в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Эстетическим может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной жизни. Таким образом, мы видим, что понятие «эстетики» и «прекрасного» тесно переплетены, что даёт нам возможность говорить об этих понятиях как о чем-то тождественном.

Перед нами возникает вопрос: как же развить в себе это чувство? Что следует делать, чтобы совершенствовать в себе эти ценности? Как не стать человеком рабочим, образ которого был описан выше?

«Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии» [12]

Выходит, стоит искать эстетическое наслаждение в искусстве? Верно! Искусство - высшая форма эстетического сознания. Роль искусства в общественной жизни трудно переоценить. Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях - психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Искусство не только берет человека в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек - тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться прежде, чем он станет понятен. Этот язык есть язык эстетический.

Эстетические чувства относятся к высшим формам душевных переживаний. Они предполагают осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного для восприятия явлений окружающей действительности, произведений искусства. Эстетические чувства возникают в единстве с нравственными и познавательными. Начиная от чувства умеренного удовольствия, человек может пройти ряд ступеней вплоть до эстетического восторга.

Эстетические эмоции, совершенствуя человечество, совершенствуют и каждого отдельного человека. Благодаря им духовный мир каждого человека становится глубоко индивидуальным и неповторимым. Свободное и широкое развитие эстетических потребностей человека порождает в нем только ему присущий склад эмоциональной жизни, делает его жизнь интересной и красочной, дает ему объективно возникшее ощущение своей оригинальности и социальной значимости.

Совершенно очевидно, что обладать умением чувствовать прекрасное и эстетически верное - огромный дар, который нужно научиться хранить в себе и развивать с каждым днем. Самое простое, что может делать человек для этого, это ни на мгновение не отставлять себя без духовной пищи. Пища эта может проявляться абсолютно во всём: будь то поход в картинную галерею или лицезрение восхода солнца, прослушивание любимых композиций или щебетание утренних птиц за окном, чтение захватывающей книги или разговор с близким приятным человеком.

Находить прекрасное в мелочах - искусство, умение владеть которым дано далеко не каждому. А тот, кто умеет, наверняка знает, что он имеет в руках.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...