Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Практические действия и сравнение предметов учащимися IV и VI классов




В данном параграфе мы рассмотрим, как сравнивали предметы учащиеся IV классов в условиях 2-й и 4-й экспериментальных серий и специально остановимся на том, как изменялся процесс сравнения, когда взрослый оказывал испытуемым активную помощь. С учениками VI класса проводилась только 2-я серия опытов, так как не было необходимости облегчать школьникам за­дачу, с которой они и без того справлялись достаточно успешно.

Общее направление сравнения

Все ученики IV класса, действуя в условиях 2-й се­рии, отмечали у сравниваемых пузырька и кружки 20

 

сходных и 65 различных особенностей, т. с. указывали свойства, их различающие, примерно в три раза чаще, чем черты сходства. Эти данные говорят об определен­но выраженной односторонности сравнения. Вместе с тем они свидетельствуют и о возросшем умении школь­ников сопоставлять предметы. Напомним, что второ­классники в аналогичных условиях отмечали сходство этих же объектов лишь в единичных случаях. Соотно­шение между указанными чертами сходства и различия пузырька и кружки было у учеников II класса 1: 16, у четвероклассников — 1: 3.

У учащихся VI класса, принимавших участие во 2-й экспериментальной серии, односторонность сравнения была еще более сглажена. Шестиклассники выделили у пузырька и кружки 60 сходных и 80 различающих их друг от друга черт, т. е. соотношение между черта­ми сходства и различия может быть представлено, как 3: 4.

Следовательно, умственно отсталые школьники за шесть лет обучения во вспомогательной школе в значи­тельной мере овладевают умением сравнивать предметы. Выполняемый ими соотносительный анализ предметов постепенно теряет резко выраженную односторонность. Это служит показателем более глубокого и объективно правильного понимания школьниками отношений между предметами.

Учащиеся IV класса, действовавшие в условиях 4-й серии экспериментов, т. е. в таких условиях, когда они с помощью взрослого вербализовали свой практический опыт и соотносили полученные результаты со сравни­ваемыми предметами, отметили у пузырька и кружки 45 черт сходства и 86 черт различия. Они более полно, чем в опытах 1-й серии, указывали свойства объектов, выде­ляли большее количество свойств, как объединяющих эти предметы, так и отличающих их друг от друга. Уве­личение числа выделяемых свойств почти в равной мере распространялось на черты различия и сходства. В результате их общее соотношение изменилось и стало равно 2: 1.

Вспомним, что условия 4-й экспериментальной серии не оказали сколько-нибудь заметного положительного влияния на сравнение предметов умственно отсталыми учениками II класса, не способствовали сглаживанию 140

его односторонности. Они отмечали у пузырька и круж­ки во 2-й серии 4 сходных свойства и 62 -- различных, в 4-й — 3 сходных свойства и 66 — различных. Очевид­но, что одна и та же помощь была недостаточной для второклассников, не принималась ими и оказалась це­лесообразной и полезной для учащихся IV класса.

Следует заметить, что, хотя у четвероклассников, со­поставлявших предметы в условиях активной помощи со стороны взрослого, наблюдалось несомненное сглажива­ние односторонности сравнения, они все же не достигли результатов, которые были получены учащимися VI класса, выполнявшими то же самое задание в значитель­но более сложных условиях 2-й экспериментальной серии.

Для того чтобы более отчетливо представить себе развитие у умственно отсталых детей умения самостоя­тельно выделять у сравниваемых предметов черты раз­личия и сходства, сопоставим данные, полученные от учащихся различных классов в условиях 2-й серии опытов. Соответствующие материалы отражены в таб­лице 8.

Таблица 8

 

Свойства, выделенные   Классы  
у предметов II IV VI
Сходные........................              ...
Различные............................................
       

Таблица показывает, что от II к VI классу количест­во указывавшихся испытуемыми свойств, отличающих объекты друг от друга, увеличивается постепенно. В то же время у учеников гораздо интенсивнее возрастает возможность замечать у сравниваемых предметов сход­ные черты. Такая неравномерность в развитии умения видеть в сопоставляемых предметах черты сходства и различия обусловливает постепенное сглаживание одно­сторонности, характерной для сравнения, осуществляе­мого учениками младших классов.

 

Использование испытуемыми результатов практических действий при сравнении предметов

Устанавливая сходство между предметами, учащиеся IV класса, действовавшие в условиях 2-й эксперимен­тальной серии, называли только такие особенности этих предметов, выделению которых способствовали практи­ческие действия. Так, дети утверждали, что у обоих предметов гладкие стенки или что в них можно наливать воду. Напомним, что второклассники в аналогичных ус­ловиях не выходили за рамки данных своего зрительно­го восприятия и совершенно не вовлекали в сравнение результатов выполнявшихся действий.

При характеристике различий учащиеся IV класса опирались также преимущественно на свой практиче­ский опыт. Так, они говорили о том, что пузырек можно заткнуть пробкой, потому что у него «здесь узко» (узкое горлышко), а кружку нельзя потому, что она «вся широ­кая» и т. п. Лишь в 10 случаях (15%) из 65 школьники указывали свойства предметов, обнаруженные только с помощью зрения. Так, они отмечали, что на кружке на­рисованы цветы, которых нет на пузырьке, или что у кружки есть золотая полосочка, отсутствующая у пу­зырька.

Напомним, что второклассники, действовавшие в тех же условиях, характеризуя различия предметов, гораздо реже использовали результаты осуществлявшихся дей­ствий. Они говорили о различиях, выявляемых только зрительным путем, в 70% случаев.

Следовательно, ученики IV класса, по сравнению со второклассниками, заметно продвинулись в умении поз­навать особенности предметов, выполняя с ними простые практические действия, и самостоятельно применять полученные таким образом знания при выполнении сравнения.

Условия 4-й экспериментальной серии позволили учащимся IV класса более подробно охарактеризовать сопоставляемые объекты, широко привлекая при этом свой практический опыт. Говоря о сходстве предметов и различиях между ними, испытуемые в основном отме­чали такие их особенности, которые устанавливали в ходе выполнения действий. Таких, высказываний было

при утверждении сходства 38, а при выявлении разли­чий — 72.

Если вспомнить, что второклассники, действуя в аналогичных условиях, характеризовали сходство объ­ектов, основываясь только на данных своего зрительно­го восприятия, а говоря о различиях, использовали ре­зультаты практических действий лишь в 28% случаев, то успехи учеников IV класса очевидны.

Учащиеся VI класса, сравнивая те же предметы в условиях 2-й экспериментальной серии, в основном го­ворили о таких свойствах, которые они выявляли дейст­венным путем. Однако шестиклассники все же несколь­ко чаще, чем ученики IV класса, вовлекали в сравнение свойства, устанавливаемые не действиями, а непосредст­венным восприятием объектов или известные испытуе­мым из жизненного опыта. Так, говоря о сходстве меж­ду пузырьком и кружкой школьники утверждали: «Они бьются». Характеризуя различия, указывали, что «на кружке цветы, а на этом нет, на пузырьке». Такие вы­сказывания имели место при установлении сходства в 10 случаях (17%), при определении различия в. 15 (19%).

У учащихся VI класса, по сравнению с учениками IV, а тем более II класса, возросло умение, опираясь на выполненные практические действия, самостоятельно обнаруживать у сравниваемых предметов черты сход­ства и различия.

Однако успехи шестиклассников в известной мере носили ограниченный характер. Различные действия из числа выполнявшихся в ходе практического анализа имели для них неодинаковую познавательную ценность. Испытуемые достигали высоких показателей лишь в тех случаях, где объективные условия способствовали выде­лению у объектов того или иного свойства. Например, почти все шестиклассники устанавливали, что у обоих сравниваемых предметов форма дна круглая. Вместе с тем учащиеся VI класса оказывались на одном уровне с четвероклассниками, когда выявление особенностей предметов требовало опосредствованных рассуждений (выявление твердости предметов или непрозрачности стенок кружки).

Использование результатов выполнявшихся действий при осуществлении сравнения умственно отсталыми уче-

 

 

пиками различных классов обобщенно представлено в приведенной ниже таблице 9. В ней показано, в каком количестве случаев испытуемые обращались к своему практическому опыту при выявлении сходства предме­тов и различий между ними.

Таблица 9

 

 

Классы

2-я серия

4-я серия

       
  сходство различие сходство различие
— -
IV
VI

пары. Еще успешнее устанавливали испытуемые разли­чия между предметами. Четырнадцать из них отметили 1 и более свойств, отличающих объекты друг от друга. В 4-й серии опытов все без исключения учащиеся IV класса выделяли от \ до 3 свойств, общих для сопостав­ляемых пузырька и кружки, и от 3 до 4 черт различия. Значит, помощь, оказываемая испытуемым, принималась ими и повышала их возможности выполнять сложную мыслительную деятельность. При этом результаты, по­лученные от испытуемых, характеризовались определен­ной однородностью, что говорит о том, что задача была посильна всем учащимся и решалась ими примерно на равных уровнях.



Относительная трудность поставленной перед испы­туемыми задачи сравнения двух предметов в условиях 2-й экспериментальной серии позволила с достаточной отчетливостью выявить различия, существующие между учащимися IV класса. Известно, что установление сход­ства между мало сходными предметами осуществляется умственно отсталыми школьниками менее успешно, чем выделение различий этих предметов. Соответственно с усложнением той мыслительной деятельности, которую должны были выполнять испытуемые на разных этапах опыта, имеющиеся между ними различия обнаружива­лись более резко.

Все без исключения учащиеся IV класса выделяли свойства, отличающие предметы друг от друга, хотя и делали это не с одинаковым успехом. Они указывали от 1 до 5 черт различия между пузырьком и кружкой. Но не в-се четвероклассники могли указать, чем похожи друг на друга сравниваемые объекты. Из 20 учащихся только шестеро называли по 2—3 особенности, общие для сопоставляемых предметов, пятеро указали на одну черту их сходства, 9 человек вообще не говорили о сход­стве объектов.

У учащихся VI класса задача сравнить предметы не вызывала больших затруднений. Не оказалось ни одно­го шестиклассника, который бы выделил у пузырька и кружки менее двух сходных черт. Большинство (15) называло по три свойства, общих для обоих членов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...