Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды внешнего финансово-экономического контроля.




Основная цель внешнего контроля – составить мнение об эффективности действий руководителей по управлению переданной в их распоряжение собственностью, о достоверности информации, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое состояние и результаты финансово-хозяйственной деятельности, о законности и эффективности отдельных операций и движения денежных средств экономических субъектов, о соответствии отражения финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования общепринятым бухгалтерским принципам и действующим нормативным правовым актам.

Информация, получаемая от осуществления внешнего контроля, предназначена, как правило, в основном для внешних пользователей. Деятельность лиц и органов, осуществляющих внешний контроль, во многом аналогична деятельности лиц и органов, осуществляющих внутренний контроль. Это связано с тем, что в обоих случаях используются практически одни и те же исходная информация, приемы и методы контроля и анализа. Хотя во внутреннем и внешнем финансово-хозяйственном контроле применяются одни и те же методы, которые дополняют друг друга, они в то же время существенно различаются. Если в организации существует служба внутреннего контроля, то внешний контролер прежде всего проверяет эффективность ее работы, определяет степень возможного доверия к ее информации, с тем чтобы обеспечить необходимое разделение задач и сотрудничество между внешним и внутренним контролем.В зависимости от субъектов, осуществляющих внешний финансово-хозяйственный контроль, его подразделяют на государственный, административный, общественный и независимый (аудит).

12.Виды государственного финансово-экономического контроля. Общегосударственный контроль. Он осуществляется по отношению ко всем хозяйствующим субъектам независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами). Объектом общегосударственного контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства. Общегосударственный контроль подразделяется на два основных направления: контроль за формированием государственных финансовых средств и контроль за расходованием государственных финансовых средств.

Налоговый контроль осуществляется с целью обеспечения полноты и своевременности перечисления налоговых и иных обязательных платежей в государственный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и в государственные внебюджетные фонды. Налоговый контроль занимает особое место в общегосударственном финансово-экономическом контроле. От его эффективной организации в значительной степени зависит возможность государства исполнять свои функции. Контроль за формированием налоговой части бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в России возлагается согласно постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении положения о федеральной налоговой службе» на Федеральную налоговую службу (ФНС), подведомственную

Министерству финансов Российской Федерации, и ее подразделения на местах.

Таможенный контроль осуществляется с целью обеспечения полноты и своевременности перечисления налогов и сборов при пересечении товаров и услуг таможенной границы. Контроль за правильностью исчисления и полнотой поступления средств в бюджет от осуществления внешнеэкономической деятельности в России в соответствии с Положением о Государственной таможенной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429, реализуют специальные таможенные органы: Государственная таможенная служба (ГТС), подведомственная Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, и ее подразделения.

Административный контроль. Разновидностью гос. бюджетно-финансового контроля по принадлежности к вертикальной иерархии власти является административный контроль, кот. осуществляется фин. органами исполнительной власти.

Ведомственный финансово-экономический контроль. Это контроль, осуществляемый за финансово-экономической деятельностью обособленных структурных подразделений и подведомственных предприятий, организаций и учреждений отдельными государственными ведомствами (министерствами, концернами, органами управления исполнительной власти). Его проводят органы ведомственного финансово-экономического контроля – специальные контрольно-ревизионные подразделения, созданные при ведомствах. По отношению к ведомству в целом такой контроль является внутренним, но по отношению к подведомственным организациям – внешним.

Межведомственный финансово-экономический контроль. Выполнение части функций финансово-экономического контроля может быть возложено и на другие органы государственной власти, например правоохранительные органы. В частности, Министерство внутренних дел в своей структуре имеет подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, в функции которых наряду с другими входят функции контроля за соблюдением финансово-экономического законодательства с позиции уголовного права.

Валютный контроль. Валютный контроль является самостоятельной областью финансово-экономического контроля и обеспечивает соблюдение требований валютного законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности и совершении хозяйственных операций с использованием валют иностранных государств как при формировании, так и при расходовании финансовых средств государства.

Таким образом, государственный финансово-экономический контроль представляет собой основанную на нормах права систему органов и мероприятий контроля за соблюдением законности и обеспечения эффективности экономической деятельности по формированию и использованию финансовых средств и иного государственного имущества.

Общественный контроль

Соблюдение принципов гласности, свободы слова и открытости, которые представляют собой непременные атрибуты демократического общества, является основой общественного контроля.

Для осуществления общественного контроля не создаются какие-либо специальные органы. Общественный контроль реализуется без участия государственных контролирующих органов на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу через средства массовой информации. Осуществлять общественный контроль либо принимать в нем участие могут любые желающие этим заниматься лица и общественные формальные и неформальные организации в пределах предоставленных им законодательством прав и полномочий. Наиболее активными субъектами общественного контроля в настоящее время являются печатные и электронные СМИ. В материалах журналистских расследований вскрывается множество нарушений законодательства, хищений, мошенничества, нецелевого расходования средств, укрывательства от уплаты налогов и др.

Независимый аудиторский контроль

В странах с рыночной экономикой давно используется форма независимого финансово-экономического контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, называемая аудитом. Форма аудиторского контроля применяется для удовлетворения потребностей заинтересованных юридических и физических лиц в объективной информации о финансовом состоянии объекта проверки, получаемой из бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...