Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема возраста и его общие характеристики. Физический возраст. Психологический возраст.




Проблема возраста только на первый взгляд проста. Попытки построения возрастных периодизаций связаны с необходимостью уточнения понятия «возраст», которое до сих пор остается нечетким. Существует понятие «хронологического возраста», означающее длительность существования индивида от момента его рождения в принятой системе временного отсчета. Но и здесь оно дополняется понятием «гестационный возраст», означающим возраст плода от момента зачатия до момента рождения. Гестационный возраст имеет большое значение при оценки развития ребенка до 3 лет и даже старше. Чем младше ребенок, тем сильнее влияние гестационного возраста. Большая разница между гестационным и хронологическим возрастом представляет больший риск во многих аспектах развития (интеллектуальном, эмоциональном, психомоторном). Так, недоношенность в 2 недели может не оказывать существенного влияния на развитие ребенка, но разница в 1 или 2 месяца уже представляет риск для его развития.

Одна из существующих точек зрения понимания природы психического развития человека сводится к утверждению неизменности, абсолютности возрастных стадий. Такое представление о возрасте связано с пониманием психического развития как естественного биологического процесса. Противоположная точка зрения– фактическое отрицание понятия возраста. В этом случае развитие рассматривается лишь как простое накопление знаний и навыков. В процессе исторического развития изменяются общие социальные условия, в которых развивается ребенок, изменяются содержание иметоды обучения, и это все не может не сказаться на изменении возрастных этапов развития.

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, доставляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Л.С. Выготский рассматривал возраст как определенную эпоху или ступень развития, как известный, относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущие периоды, перестраивается и изменяется самый ход развития.

Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни, и сущность отношений с окружающими, и тип знаний и деятельности, которыми он овладевает, и способы усвоения этих знаний. В совокупность условий, определяющих специфику возраста, входят и особенности различных сторон физического развития ребенка.

Внешние условия, определяющие особенности возраста, действуют на ребенка не непосредственно. Объективно одни и те же элементы среды влияют по-разному на каждого ребенка в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику возраста, а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.

Итак, возраст характеризуется особенностями условий жизни и требований, предъявляемых ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающими, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, уровнем развития его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей

Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Психологический возраст характеризует то, каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст, хотя тоже далеко не всегда и во всем с ним совпадает.
Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

 

10.Основные периодизации возрастного развития.

На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.

В классификации Дж. Биррена (Birren, 1964) выделяются восемь фаз жизненного развития человека. Первая фаза — младенчество, охватывает период до 2 лет. Вторая фаза — предшкольный возраст, от 2 до 5 лет. Третья фаза —детство, 5-12 лет. Четвертая фаза — юность, 12-17 лет. Пятая фаза —ранняя взрослость, 17-25 лет. Шестая фаза — зрелость, 25-50 лет. Седьмая фаза — поздняя зрелость, 50-75 лет. Восьмая фаза — старость, от 75 лет и далее.

По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку.

В классификации Д. Бромлей выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.

Цикл «детство» охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13 лет). Цикл «юность» подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года). Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет). В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания.

В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития: от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия), от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия), от 3 до 6 лет (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия), от 6 до 12 лет (школьный возраст, или латентная стадия), от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст), от 20 до 25 лет (ранняя зрелость), от 26 до 64 лет (средняя зрелость), от 65 лет (поздняя зрелость).

В одной из распространенных современных международных классификаций (Квинн В., 2000) выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст — от рождения до 3 лет, раннее детство — от 3 до 6 лет, детство — от 6 до 12 лет, подростковый (юношеский) возраст — от 12 до 18 лет, молодость — от 18 до 40 лет, зрелый возраст — от 40 до 65 лет, пожилой возраст — от 65 лет.

В современном фундаментальном издании по психологии развития Г. Крайг приводится периодизация хотя и близкая к вышеуказанной, но не совпадающая с ней полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст — от рождения до 2 лет, раннее детство — от 2 до 6 лет, среднее детство — от 6 до 12 лет, подростковый и юношеский возраст— от 12 до 19 лет, ранняя взрослость — от 20 до 40 лет, средняя взрослость — от 40 до 60 лет, поздняя взрослость — от 60 лет и далее.

Периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.): Новорожденный до 10 дней. Грудной возраст 10 дней – 1 год. Раннее детство 1–2 года. Первый период детства 3–7 лет. Второй период детства 8—12 лет для мальчиков, 8—11 – для девочек. Подростковый возраст 13–16 лет для мальчиков, 12–15 – для девочек. Юношеский возраст 17–21 год для юношей (мужчин), 16–20 – для девушек (женщин). Средний (зрелый) возраст: первый период 22–35 лет для мужчин, 21–35 – для женщин. второй период 36–60 лет для мужчин, 36–55 – для женщин. Пожилой возраст 61—74 года для мужчин, 56–74 – для женщин. Старческий возраст 75–90 лет для мужчин и женщин. Долгожители старше 90 лет.

Периодизация Дж. Биррена: Первая фаза младенчество, до двух лет. Вторая фаза дошкольный возраст, 2–5 лет. Третья фаза детство, 5—12 лет. Четвертая фаза юность, 12–17 лет. Пятая фаза ранняя взрослость, 17–25 лет. Шестая фаза зрелость, 25–50 лет. Седьмая фаза поздняя зрелость, 50–75 лет. Восьмая фаза старость, от 75 лет и далее.

Стадии развития личности по Э. Эриксону (1996): раннее младенчество от рождения до одного года; позднее младенчество 1–3 года; раннее детство 3–5 лет; среднее детство 5—11 лет; половая зрелость, подростковость и юность 11–20 лет; ранняя взрослость 20–40—45 лет; средняя взрослость 40–45 – 60 лет; поздняя взрослость свыше 60 лет.

Международная классификация (Квинн, 2000): младенческий возраст от рождения до трех лет; раннее детство 3–6 лет; детство 6—12 лет; подростковый (юношеский) возраст 12–18 лет; молодость 18–40 лет; зрелый возраст 40–65 лет; пожилой возраст от 65 лет и далее. Периодизация Г. Крайг (Крайг, 2003): младенческий возраст от рождения до двух лет; раннее детство 2–6 лет; среднее детство 6—12 лет; подростковый и юношеский возраст 12–19 лет; ранняя взрослость 20–40 лет; средняя взрослость 40–60 лет; поздняя взрослость от 60 лет и далее.

По Столяренко (стадии): Детство включает четыре стадии: 1. новорожденность и младенчество от рождения до одного года; 2. раннее, или «первое», детство 1–3 года; 3. дошкольное, или «второе», детство 3–6 лет; 4. младшее школьное, или «третье», детство 6—11–12 лет. Отрочество (подростковый) подразделяется на два периода: 1. младший подростковый (пубертатный) 11–12—14—15 лет; 2. юношеский (ювенильный) 16–20 лет. Зрелость (взрослость) подразделяется на два периода: 1. ранняя взрослость 20–40 лет; 2. средняя взрослость 40–60 лет. Поздняя взрослость (пожилой возраст) 60 лет и более.

11.Основные законы детского развития Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.
1-й закон. Первый из них — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы
развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.
й закон. Второй закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.
й закон. Третья особенность — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
й закон. Четвертая особенность — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Динамика возрастного развития. Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...