Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тема3. Принципы контроля.

Контроль и ревизия

Не пропускать. (-0.5б)

Экзамен(40 вопросов)

РЕВИЗИЯ ВЫБЫТИЯ ОС 24.04.

В понедельник домашка с темами для докладов.

 

Организация контроля на предприятиях по исполнению бюджетов (доклад)

Контроль –обратная связь между субъектом и объектом управления.

Защита интересов : как работников, как граждан. Знания контроля – способ защиты прав.

 

Пример: вы работаете на предприятии. Вам не платят зп. Действия – обращение в гос трудовую инспекцию, или в суд. (+компенсация морального ущерба).

Плановые проверки – не чаще чем раз в 3 года.

 

При обращении в суд – суд выполняет требования только одного человека.

 

Аспекты:

Возможности контролирующих органов

Организация внутреннего контроля

Наши возможности как работодателей в ходе общения с контрольно-ревизионными службами

 

ТЕМА1. Сущность и цели контроля.

Контроль -18в. (фр-сверху записи в книгах, для сверки с др документами). Со второй половины 18 века – новое значение. Английское влияние. Контроль рассматривается как состовная часть управления, руководства,( власти и насилия). Теперьо это не просто человек сверяющий записи в регистрах. Теперь он имеет отношение к властвующим субъектам.

В наст время: контроль, с т.з. теории права, а во вторых с т.з. теории управления.

В первом случае контроль – как проверка соблюдения законодательства юр и физ лицами. А с т.з. теории управления – контроль одна из трех стадий управленческого процесса.

1. Определение целей

2. Организация выполнения принятого решения

3. Контроль исполнения решения.

Контроль как функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не способствуют эффективной работе и достижению поставленных целей.

Контроль помогает скорректировать деятельность предприятия или отдельных структурных единиц предприятия. Он выступает средством обратной связи между объектом управления и управляющей системой. И таким образом, контроль информирует управляющую систему о действительном положении объекта управления и фактическом выполнении управленческого решения.

Согласно теории управления контроль объективно необходим, поскольку позволяет направлять деятельность эф управления в соответствии с идеальными моделями путем коррекции поведения подконтрольного объекта.

(коррекция происходит: благодаря контролю происходит блокирование отклонений деятельности субъекта управления от заданной управленческой программы, для этого используются регуляторы, которыми обладает субъект управления по отношению к объекту управления, а иногда и без регуляторов).

Предписания уполномоченного по правам человека не обязательны к исполнению.

Цели контрольной деятельности:. С т.з. права –проверка соответствия деятельности подконтрольных субъектов предписаниям правовых норм.

С т.з. теории управления целью контроля является с одной стороны проверка исполнения принятых управленческих решений, а так же выполнение хоз и фин планов. С др стороны предоставить возможность субъекту управления своевременно реагировать на происходящие изменения. И при необходимости корректировать ранее принятые управленческие решения.

Цель валютного контрля – контроль внешних операций, устранение…

Цель экспортного контроля – защита интересов РФ., контроль экспорта продукции военного назначения, контроль оружия массового поражения…

 

Функции контроля

Базовые направления деятельности субъектов контроля в целях достижения результатов контрольной деятельности.

Обычно выделяют 3 основные функции контроля:

1. Предупредительная функция

2. Регулятивная функция

3. Оценочно-аналитическая функция

Предупредительная функция имеет целью выявить нарушения действующего законодательства или нерационального использования ресурсов ещё до начала выполнения управленческого решения.

Регулятивная функция имеет целью скорректировать выполнение управленческого решения с учетом меняющейся хозяйственной ситуации. И т.о. предотвратить потери и убытки.

Оценочно-аналитическая ф-ция позволяет рассчитать эффект от выполнения или не выполнения управленческого решения и обосновать эффективность корректирующих мер.

 

Тема3. Принципы контроля.

Это исходные положения на основе которых происходит организация контроля и его проведение. Считается, что контроль будет эффективным, если система контроля удовлетворяет базовым принципам. (эффективность снизится, если не удовлетворяет принципам)

В 1997году произошло грандиозное событие – на международном уровне руководящие принципы контроля. 9 конгресс. Римская декларация руководящих принципов контроля.

Контроль – это не сама цель, а неотъемлемая часть системы управления, целью которой является:

· Выявить отклонения от принятых стандартов и нарушения принципов законности

· Выяснить причины снижения эффективности и неэкономного расхода ресурсов на возможно более ранней стадии с тем чтобы принять корректирующие меры,

· А так же привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб и осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Исходя из этого определения можно выделить 6 базовых принципа контроля.

1. Законность

2. Независимость

3. Объективность

4. Неотвратимость применения мер воздействия к нарушителю

5. Превенция

6. Гласность

 

Законность (уполномоченным органом)
независимость (контролера и контролируемого, нельзя самого себя проверять).

Объективность предполагает, что в ходе контроля используются методы обеспечивающие объективную оценку контролируемого субъекта. Выводы сделанные в ходе контроля не могут проводиться на субъективных выводах.

Неотвратимость мер наказания к виновным – адекватное наказание. Для предотвращения подобных деяний в будущем.

Превенция – меры для предотвращения повторных нарушений закона. 2 вида: общая – целью которой является оказание воздействия на потенциально неустойчивых людей, и специальная превенция – методы применяемые непосредственно к преступнику, чтобы им не совершались повторные преступления.

Гласность – напрямую связан с принципом превенции. Обнародование результатов контроля и методов наказания.

Бессарабов: наделение контрольных органов соотв полномочиями. Между ними должны быть четко определены функции и обмен информации

Скоординированность контролирующих органов.

Тихомиров – принцип экономичности; сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Бурцев – принцип ответственности: 3 аспекта:

· Ответственность контролеров

· Ответственность контролируемых

· Ответственность третьих лиц, кот представляют контролерам информацию.

Означает, что контролер, контролируемый, 3ьи лица несут ответственность не абстрактно, а перед выше стоящим органом.

 

Внутренний контроль:

Подконтрольность контролеров обеспечивается так называемым перекрестным контролем.

Ступенчатый контроль – действие проходит нескольких контролеров, каждый из которых отвечает за определенную его часть.

Принцип заинтересованности. – эффективный контроль, если каждый участник заинтересован в результате:

Материальная заинтересованность в сохранности имущества у собственник.

 

16.02.2011

 

Стимул – чисто материальный, (увольнение, суд), незаконный стимул (угроза)..

 

Виды контроля

Для того чтобы организовать контроль какого-либо аспекта деятельности предприятия необходимо классифицировать виды контроля.

Основные классификации:

1. В зависимости от отношения субъекта контроля к объекту контроля:

a. Внешний – объект и субъект в разных системах управления. (ех-государственный). Цель – защита интересов граждан организаций имли общества в целом от негативных последствий, которые могут наступить в связи с несоблюдением установленных правил осуществления деятельности или в связи с неисполнением субъектами отношений возложенных на них обязанностей

b. Внутренний – и субъект и объект входят в состав одной управленческой системы.(ех-юрист проверяя договор перед подписанием директора – осуществляет внутренний контроль).

2. Время проведения контроля:

a. Предварительный –Госуществляется до начала совершения какого-либо действия. Имеет целью проверить законность и целесообразность этого действия, в случае, если будет признан нецелесообразным – он д.б. заблокирован.

b. Текущий – осуществляется в процессе совершения какой-либо операции, или целью либо прекратить совершение этой операции в случае, если происходит отклонение от заранее установленных критериев, либо корректировать какие-то действия, для ликвидации возникших отклонений, либо сделать что-то дополнительное из-за изменения обстановки. Разделяют:

i. Направляющий

ii. Фильтрубщий –цель заблокировать совершаемое действие

c. Последующий – после завершения операции. Нацелен на проверку законности и целесообразности совершенной операции. Чтобы наказать виновных либо откорректировать дальнейшую деятельность организации. Большинство гос контроля относятся к последующему.

3. Периодичность проыедения контроля:

a. Систематический – регулярно, по мере возникновения в нем необходимости. Привязано к факту осуществления действия подлежащего контроля.

b. Периодический – регулярно, в соответствии с установленным графиком его проведения. (инвентаризация в конце года).

c. Эпизодический (разовый) - проводится при возникновении каких-либо нарушений, либо без привязки к заранее установленному графику.

4. Сфера осуществления контроля:

a. Территориальный - предполагает, что контролю подвергаются предприятия, зарегистрированные на какой-то конкретной территории или регионе.

b. Отраслевой – проверки подлежать только определенные аспекты деятельности предприятия. (санитарный контроль, пожарный контроль).

5. Повторяемость контроля:

a. Первичный- контроль в первый раз

b. Повторный – проверяется уже один раз проверенная операция, когда проверяется деятельность контролера (проводится повторная проверка).

c. Дополнительный – в дополнение к первоначально определенному первичному контролю.

6. Полнота охватат операций:

a. Полный – проверяются все операции. (ех – комплексная ревизия)

b. Частичный – проверяются не все операции.(отдельные аспекты подвергаются проверки либо часть проверяемого периода).

7. Методы применяемые в ходе контроля:

a. Сплошной – проверяются все операции подряд.

b. Выборочный формируется выборочная совокупность, которая будет проверяться.

8. Степень необходимости контроля:

a. Обязательный

b. Инициативный

9. В зависимости от источников информации:

a. Документальныйисточникидокументы

b. Фактический – не документы.

10. Возможность планирования

a. Плановый

b. Внеплановый

11. В зависимости от причины проведения:

a. Абстрактный – без конкретной причины, (часто является плановым)

b. Конкретный – в связи с поступлением информации о каком-то нарушении.

12. В зависимости от правовых последствий контроля:

a. Консультативный – рекомендации по устранению недостатков, которые могут либо исполняться, либо нет.

b. Утверждающий – предписания обязательны для исполнения, возможны штрафные или иные санкции.

13. В зависимости от субъектов контроля:

a. Контроль государственный – проводится гос контр органами

b. Со стороны фин кред организаций (банков) – кассу, валютный контроль.

c. Контроль ведомственный

d. Внутрихозяйственный

e. Независимый (внешний аудит)

f. Контроль общественный.

14. Отрасли контроля:

a. Финансовый

b. Таможенный

c. Правовой

d. Санитарный

e. И т.д.

 

 

Методы контроля

 

 

Для того чтобы организовать качественный контроль на предприятии необходимо знать какие методы бывают:

Общенаучные (анализ(раскладывает), синтез (объединяет), индукция, дедукция, аналогия, моделирование, конкретизация, системный анализ).

Конкретные – стратегические приемы, которые можно разделить на 4 обобщенные группы:

1. Органолептические – основанные на получении информации от органов чувств. (инвентаризация, визуальное наблюдение, экспертная оценка, устный опрос).

Экспертиза – привлечение к контролю доп специалиста, который обладает навыками или знаниями, которыми не обладает сам контролер.

Устный опрос – предполагает получение сведений непосредственно от работников контролируемой организации и ряда др лиц. Применяется в тех случаях, когда требуется получить информацию не содержащуюся в документах, и кот невозможно получить иным способом. Либо на начальном этапе контроля, с целью определения направлений контроля. (выделения тех, которые контролировать усиленно). Для получения юр статуса для результатов контроля их необходимо оформлять в виде протокола опроса.

Сведения полученные в ходе устного опроса считаются менее достоверными, чем те которые получены в ходе документального контроля.

9.03.11

 

2. Расчетно-аналитические. Они служат для определения величины ущерба, обнаруженного в ходе контроля предприятий, так же они служат для того, чтобы выявить нарушения путем сравнения цифровой информации (данных) содержащихся в различных документах. Позволяют определить наиболее существенные риски и соответственно спланировать предстоящую проверку.

К ним относятся методы применяемые в эк анализе (факторный анализ, расчет средних величин, относительных величин, сравнение, группировка и др), так же контроль использует методы и приемы статистики (расчет индексов, трендов, корреляции и т.п.), методы эвристического анализа. Последний анализ предполагает использование методов, которые не являются на 100% надежными, поэтому есть вероятность недостоверности результата. Однако их применяют из-за того, что они дают выигрыш в простоте расчета, а значит и во времени для получения результата.

 

3. Документальные методы. Проводится по 2 основным направлениям:

- информационное моделирование – предполагает построение условной модели, позволяющей определить потенциальные нарушения. А зная их, мы можем выбрать оптимальные методы контроля, позволяющие выявить реальные нарушения. В большинстве случаев при информационном моделировании происходит изучение правового регулирования участка деятельности, а так же существующего на предприятии документооборота. Т.о. выявляется потенциально слабое звено в документообороте и в дальнейшем применяются др методы контроля.

- исследование документов. Включает в себя:

· формальную проверку, т.е. проверку полноты заполнения реквизитов, а так же соответствие этих реквизитов друг другу.

· Арифметическую проверку, предполагает пересчет итогов рассчитанных в документе.

· Проверка по существу, т.е. проверка законности совершения самой операции.

· Встречная проверка, т.е. направление запросов контрагентам предприятия, с целью получить подтверждения фактического совершения оформленной документом операции. (сверка взаиморасчетов).

· Прослеживание, означает последовательное изучение всех документов, оформляемых в связи с завершением какой-либо операции.

· Хронологическая проверка, предполагает изучение соблюдения хронологической последовательности оформления операций и выявления т.о. операций оформленных задним числом, либо с иным нарушением порядка последовательности оформления.

· Логическая проверка, предполагает проверку соответствия документального оформления операции реальной логике её совершения.

· Пр.

 

4. Методы связанные с обобщением и реализацией результатов контроля.

Цель методов, относящихся к этой группе – обобщить выявленные нарушения, по возможности выявить виновников и разработать меры, позволяющие в дальнейшем пресекать или не допускать подобные нарушения.

· Выявление и группировка недостатков и нарушений по центрам ответственности, по периодам, виновным лицам и т.д.

· Аналитическая группировка,

· Следственно юридическое обоснование, предполагает получение объяснений от должностных лиц с целью определить причины и виновников нарушений.

· Систематизированное изложение недостатков, их причин и виновников в актах, служебных записках или иных документах, оформляемых по результатам контроля.

· Выработка рекомендаций и принятие управленческих решений по результатам контроля

· Контроль за выполнением принятых решений.

 

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.