Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биографический метод. Семиотический метод. Дискурсный анализ. Нарративный метод




Биографический метод

Частный метод, нацеленный на рассмотрение биографии и личности автора, при котором и биография, и личность рассматриваются как определенный момент творчества. Биографический метод предполагает изучение жизни писателя на основе знакомства с мемуарами о нем, анализа автобиографии, исследования дневников, записных книжек, эпистолярного наследия,

различных архивных материалов, авторских предисловий и послесловий, речей и интервью, поэтических деклараций, критических статей и эссе.

Биографический метод основан на допущении, что за каждым текстом стоит личность автора, поэтому этот метод позволяет лучше понять творения исследуемого мастера слова.

Семиотический метод

Рассмотрение текста как системы знаков. Значимым является разграничение в рамках семиотики семантики, синтагматики и прагматики знаков. Семиотический метод связан с моделированием текста как знаковой системы.

Ю. М. Лотман, разработавший структурно-семиотическую концепцию, при анализе текста выделял:

1) функционально-смысловой тип речи, отраженный в тексте;

2) членение текста на сегменты и анализ структуры;

3) поуровневое детальное изучение текстовых единиц;

4) анализ рифм;

5) обобщение наблюдений, конкретизация художественного смысла.

Интертекстуальный анализ

Метод, предполагающий изучение межтекстового взаимодействия, выявление роли аллюзий, прецедентных текстов, цитат и т. п. в выражении концептуального смысла вторичного текста на основе его связи с текстом-источником.

Можно выделить следующие этапы интертекстуального анализа:

1) выявление эстетических сигналов «чужого» в рассматриваемом тексте;

2) определение их статуса;

3) проведение систематизации;

4) анализ связей с текстом-источником;

5) изучение возможных смысловых трансформаций и функций в исследуемом тексте.

Дискурсный анализ

Один из способов исследования в современном языкознании, ориентированный на описание реальности речевой деятельности.

Дискурс в контексте лингвистического исследования - такое измерение текста, взятого как цепь/комплекс высказываний (т. е. как процесс и результат речевого (коммуникативного) акта), которое предполагает внутри себя синтагматические и парадигматические отношения между образующими систему формальными элементами и выявляет прагматические идеологические установки субъекта высказывания, ограничивающие потенциальную неисчерпаемость значений текста.

Дискурс в широком смысле есть коммуникативное событие, происходящее между говорящим, слушающим (наблюдателем и др. ) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и проч. контексте. Это коммуникативное действие может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие. Типичные примеры – обыденный разговор с другом, диалог между врачом и пациентом, чтение газеты.

Нарративный метод

Метод используется представителями школы нарратологии (теории повествования). Художественное произведение предстает как эстетическая коммуникация между нарратором (повествователем) и рецепиентом (читателем). Нарратологический метод исследования занимает промежуточное место между структуральным и рецептивно-эстетическим. Центральное понятие исследовательского метода – глубинная структура произведения.

Основные этапы нарратологического анализа.

1. Выявление коммуникативной природы литературного произведения.

2. Представление об акте художественного творчества как о многоуровневом повествовательном процессе.

3. Выявление различных дискурсов.

4. Теоретическое обоснование многочисленных повествовательных инстанций.

Представители нарратологии исходят из того, что коммуникативная природа литературного произведения предполагает наличие:

- коммуникативной цепи, включающей отправителя информации;

- сообщения (коммуниката) автора произведения (лит. текста);

- получателя сообщения (читателя).

Коммуникат носит знаковый характер, требующий предварительного кодирования знаков текста отправителем. Очень важно соотнесение коммуниката с внелитературной реальностью. Нарратологи считают, что в своих формальных параметрах произведение не исчерпывается сюжетом.

Если исходить из введенного формалистами определения, что фабула – это что рассказывается в произведении, а сюжет – как это рассказывается, то понятия сюжета недостаточно для определения произведения.

Нарратологи выделяют два аспекта сюжета:

1) формальная структура повествования, касающаяся способа подачи и распределения повествуемых событий (строго хронологии или ахронологического изложения фактов и ситуаций) времени, пространства и персонажей;

2) подача этой формальной структуры с точки зрения прямого или косвенного диалога писателя с читателем (диалогизм – интертекст).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...