Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль женщины в российском бизнесе




 

В бурные 1990е, многие женщины быстрее мужчин приспособились к новым правилам игры в условиях рыночной экономики. Сотни тысяч женщин стали челноками: они ввозили в страну потребительские товары для продажи на местном рынке. В последние годы на смену челночному бизнесу пришла организованная коммерция, но женщины по-прежнему играют большую роль в розничной торговле. 'Женщины поняли, что необходимо выживать в новых условиях, - поясняет один эксперт. - Если мужчины просто валялись на диване или спивались, то женщины работали, чтобы прокормить семью.

Более 40% малых предприятий в России принадлежат женщинам, утверждает Татьяна Черторицкая, председатель организации «Женский социал-демократический конгресс», объединяющей в основном работающих женщин, борющихся за равноправие. «Число женщин, занимающих руководящие посты в бизнесе, растет, а число мужчин - остается без изменений, - отмечает она. - Тем не менее, как показывают наши исследования, женщины по-прежнему получают более низкую зарплату: в среднем, женщина получает на 37% меньше, чем мужчина».

Если в бизнесе женщины добиваются немалого успеха, то в политике ситуация иная. При советском строе треть мест в парламенте была зарезервирована для женщин, но после крушения коммунистического режима эти квоты были отменены, и с тех пор количество женщин среди депутатов Государственной думы неуклонно снижается - сегодня они составляют лишь около 7%.ъ

По мнению многих россиянок, не сокращается гендерное неравенство и в семье. Мужчины традиционно возлагают на женщин бремя домашней работы и воспитания детей, не уважая в должной мере их профессиональных достижений. «В России для мужчин характерна самоуспокоенность, их психология меняется куда медленнее, чем у женщин», - отмечает Долецкая.

Нонна Газаева, в свои тридцать с лишним сделавшая карьеру консультанта по пиару, сетует, что россияне позаимствовали из западной культуры «джейсмбондовский» взгляд на отношения между мужчиной и женщиной, и не могут адаптироваться к изменившимся потребностям женщин. «Россия - по-прежнему «мужская» страна, - отмечает Газаева. - Мужчины считают совершенно нормальным безответственное поведение по отношению к женщинам в личных отношениях, но до сих пор не готовы признать их профессиональные амбиции».

Женский день, занимавший важное место среди советских «календарных дат», давно утратил связь со своими феминистскими истоками и превратился для мужчин в освященную традицией возможность «компенсировать» женщинам 364 дня пренебрежения, осыпая их комплиментами, цветами и велеречивыми тостами. Несмотря на прогресс в некоторых областях, многие женщины говорят, что с приближением 8 марта их охватывают в лучшем случае противоречивые чувства.

«Для меня этот праздник всегда имел неприятный привкус, - говорит профессор МГИМО Ирина Звигельская. - Кажется, что это единственный день в году, когда мужчины делом доказывают свою любовь. Но мне всегда казалось: будь они настоящими мужчинами, они делали бы это каждый день».

По словам экспертов, процветание, преобразившее жизнь некоторых женщин, в основном москвичек, пока не затронуло подавляющего большинства россиянок. «Для большинства женщин экономические условия только ухудшились, - отмечает Татьяна Тройнова, директор Женской информационной сети, осуществляющей контакт между местными женскими организациями. - Конечно, сегодня женщины более эмансипированы, у них возникло больше возможностей реализовать себя в бизнесе и торговле. Но даже там, чтобы добиться успеха, они должны проявить в 10 раз больше способностей по сравнению с мужчинами. Это не назовешь равноправием».

По данным недавнего исследования об уровне жизни россиян, проведенного независимым социологическим агентством «РОМИР Мониторинг», из 15% самых бедных россиян 68% составляют женщины. Многие из них - высокообразованные специалисты, чьи навыки остаются невостребованными в новых экономических условиях.

«Ценности в обществе диаметрально изменились, - отмечает Евгения Ванина из Института востоковедения РАН (она является видным специалистом по истории Индии, свободно говорит на хинди и английском, но получает всего 4000 рублей (130 долларов) в месяц). - Некоторые женщины сегодня могут разбогатеть, занимаясь пиаром, модельным бизнесом или рекламой, но врач, профессор, или фабричная работница не в состоянии даже свести концы с концами. Куда мы катимся?»

Вместе с тем, нужно отметить, что в России 42% всех руководящих должностей занимают женщины. Новое поколение предпринимательниц определяет характер растущей российской экономики, утверждает немецкая газета Die Welt, статью которой публикует Inopressa.

Вероятность встретить на предприятии женщину-менеджера в России больше, чем где-либо в мире, сообщает немецкое издание. На 89% российских предприятий женщины занимают одну из руководящих должностей. Для сравнения: лишь на каждом третьем немецком предприятии в руководстве фирмы можно найти женщину. 42% всех менеджеров в России - женщины, в Германии - всего 16%.

Самый показательный пример успешной женщины-бизнесмена, разумеется, Елена Батурина, глава строительной компании «Интеко». Единственная женщина-миллиардер в России, если верить данным Forbes.

Елена Батурина, которой сейчас 41 год, мать двоих детей, президент Российского союза конного спорта, жена московского мэра Юрия Лужкова, имеет контрольные пакеты Русского земельного банка, который обслуживает, в частности, счета городской администрации, и строительной фирмы ДСК-3, важного игрока на московском рынке строительства жилья, сообщает Die Welt.

В ее экономическую империю «Интеко» сейчас входят строительный трест, банк, цементный завод, торговая фирма, сельхозпредприятие и заводы, которые производят пластиковые кресла для стадионов, а также одноразовую посуду. Империя Батуриной долгое время была окружена покровом тайны, но ей пришлось открыть некоторые карты, когда она в прошлом году вышла на внутренний фондовый рынок, выпустив облигации на миллиард рублей.

Другой пример - Наталья Касперская (38 лет), которая на последней компьютерной ярмарке Cebit представляла свою фирму «Лаборатория Касперского». Дипломированный математик, она дает работу 280 сотрудникам, ее программисты работают над созданием самого популярного в России и одного из самых популярных в мире антивирусов.

Со своим тогдашним мужем Евгением и несколькими друзьями Наталья основала в 90-е годы фирму по разработке программного обеспечения. Это были дикие времена, ее предприятие, в отличие от сотни тысяч других, пережило дефолт 1998 года. Сегодня она первый человек на фирме, ее бывший муж возглавляет исследовательский отдел. Касперская, которая мыслит трезво и четко, подумывает о выходе на биржу. «К сожалению, специфика российской биржи не благоприятствует фирмам, занимающимся высокими технологиями. Если что, мы предпочли бы Nasdaq».

Анастасия Вавилова уже вывела свою компанию на биржу - она является генеральным директором аптечной сети «36,6». Сейчас в сеть входят 173 аптеки по всей России, а также фармацевтические предприятия. Оборот составляет 140 млн долларов. Выход на биржу - 20% акций было размещено на московской бирже - принес 14,4 млн. евро.

Российский союз малых предприятий считает, что 70% всех малых предприятий в России возглавляют женщины. Но Юлия Латынина, журналистка, пишущая на экономические темы, в это не верит. Она считает, что слишком часто бизнесмены записывают имущество на своих жен, чтобы в крайнем случае выйти из-под огня: «Женщины играют роль ширмы, за которой прячутся фактические игроки». Экономика в России, утверждает Латынина, продолжает и дальше оставаться, в основном, мужским делом.

В офисе Ольги Слуцкер висит портрет обнаженной работы Хельмута Ньютона. Ее охраняют, как банкира, ее водитель возит ее по городу в джипе Mercedes. Слуцкер - московская королева фитнеса. В ее клубах World Class полно управленцев мужского и женского пола, спасающихся от стресса. В российском деловом сообществе она, конечно, чувствует предубеждение, «потому что я женщина», но в бизнесе она своего добилась. Слуцкер, которая знает всех и каждого, говорит, что она чувствует движение женщин в менеджмент. «У нас сейчас занимается так много молодых женщин, которые находятся на высших руководящих должностях».

Если бросить взгляд на структуру крупных российских концернов, то в кресле шефа, как правило, не найдешь женщин. Так, все олигархи - в России насчитывается 25 долларовых миллиардеров - мужчины. Однако внутри предприятий кассой часто ведают женщины. Елена Васильева - главный бухгалтер самого большого российского концерна «Газпром», она же представляет в правлении своего шефа Алексея Миллера. Финансист Васильева (44 года) на самом дорогом российском предприятии может предоставить самую достоверную информацию о денежных потоках «государства в государстве».


Заключение

Взгляд на женщину как на неполноценное существо отражен в трудах и других древних философов. Подчиненное положение женщины закреплено в религиозных учениях. Лучшие должности на работе чаще всего достаются мужчинам, а не женщинам, даже если последние имеют такую же квалификацию.

В настоящее время многие из бытовавших ранее представлений потеряли свою силу, однако сам по себе вопрос о предназначении мужчин и женщин не потерял свою остроту.

Признать существование неравенства означает согласиться более справедливо делить обязанности в домашней сфере. Но кому хочется стирать, менять подгузники, стряпать, мыть пол и пылесосить, накрывать праздничный стол, а потом делать уборку? Кто захочет, чтобы тысячи новых людей со свежими силами влились в борьбу за рабочие места, власть и карьеру? Более того, из-за перемен в гендерных ролях мужчина теряет хорошего помощника, который раньше заботился о его питании, одежде, расписании, развлечениях и т. д. Для многих мужчин половая принадлежность - это источник очень важной части их идентичности, части, которая включает роль добытчика в семье и четко отделяет то, что относится к мужчинам, от того, что относится к женщинам. Из-за подобных мыслей многие мужчины сопротивляются переменам в гендерных ролях и рационализируют существование неравенства.

Вопрос гендерных отношений в бизнесе в последнее время заметно актуализировался. Женщины занимают все более высокие позиции в компаниях. И если для мужчин бизнес-этикет давно прописан - в каком галстуке появляться на работе, как вести себя с сотрудниками, партнерами, то вопрос о том, какой должна быть бизнес-леди, остается открытым. Как она должна взаимодействовать с мужчинами-партнерами, подчиненными, что делать, если партнер по переговорам воспринимает ее, прежде всего, как женщину. Российский бизнес активно развивается, уровень переговоров очень высок, и многое зависит не только от хорошего знания предмета и понимания цели переговоров, но и от правильного позиционирования - и не только ролевого, но и гендерного, которое становится одним из инструментов управления переговорным процессом и, конечно же, влияет на результат.

Говоря о месте и роли женщины в бизнесе поневоле приходится сравнивать Россию с Западом. Правда, на Западе гендерные проблемы, похоже, давно решены. Женщины воспринимаются равноправными партнерами, они возглавляют компании, участвуют в управлении крупными корпорациями, такими, как IBM, Boeing, Sun Microsystems, General Motors, Pepsico, Xerox и т.д. В США, к примеру, составляется ежегодный рейтинг самых влиятельных бизнес-леди - президентов, вице-президентов и топ-менеджеров компаний и банков. Похоже, вопрос «Кто я, прежде всего, женщина или профессионал?» (в рабочее время!) американскими женщинами давно решен. В контексте западной бизнес-культуры человек оценивается прежде всего как профессионал, способный достигать поставленных целей, приносить прибыль. И в конечном счете становится неважным, кто возглавит дело - мужчина или женщина.

Российская бизнес-культура складывалась в условиях дикого капитализма - а это значит, агрессивная, соревновательная, жесткая среда, конкуренция, риск - мужские игры, где нет места эмоциям и рефлексии. Мир бизнеса «заточен» под мужчин. И наши бизнесмены с трудом воспринимают женщину как равноправного партнера. А напрасно. Выбор у них невелик - либо партнер, либо противник. Третьего не дано.


Список литературы

1. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 152-158.

2. Алешина Ю. Е., Воловин А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991.- № 4.- С. 74-82.

.   Григорьев С.И., РАстов Ю.Е. Основы современной социологии. М., 2001.

4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. М., 2003. 

5. Маркова О.Ю. Женщина и общество: проблемы наступившего века. // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В. <http://anthropology.ru/ru/we/parzv.html> СПб.: Санкт-Петербургское философское общество <http://anthropology.ru/ru/partners/psociety/index.html>, 2003. С.160-180.

6. Митина О. В. Исследование гендерного женского поведения в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. - 1999. - № 1. - С. 179-191.

7. Мюллер У. Пол и организация // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 11. № 2. C.115-132.

8. Трофимова Е.Н.Терминологические вопросы в гендерных исследованиях. Общественные науки и современность М., 2002. № 6.

9. Тульчинский Г.Л.Гендер, гражданское общество и свобода // Женщина в гражданском обществе: Материалы VI конференции «Российские женщины и европейская культура». СПб., 2002.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...