Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое здоровье дошкольников с нарушением зрения

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

ФГБОУ «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова»

Направление: Специальная психология

 

Автор: Лебедев Александр Петрович,4 курс, Институт
педагогики и психологии, ФГБОУ «Костромской
государственный университет им. Н.А. Некрасова

Научный руководитель: Куфтяк Елена Владимировна,
д.пс.н., профессор

 

 

Введение

В настоящее время положение о необходимости всестороннего развития и укрепления здоровья дошкольников является общепринятым. Приходится признать, что такая сложная область, как психологическое здоровье дошкольников на данном этапе крайне мало разработана как теоретически, так и практически – на данный момент не создано эффективных методов диагностики, коррекции и профилактики психологического здоровья. Это в двойне справедливо в отношении психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Целью данной работы является создание диагностического инструментария, позволяющего оценить уровень психологического здоровья и изучить психологические особенности дошкольников группы риска нарушения психологического здоровья. Также важным было изучить влияние нарушения зрения на психологическое здоровье старших дошкольников. На основе изученной литературы и исследований отечественных и зарубежных авторов было выделено три диагностических показателя психологического здоровья дошкольников: социальная адаптация, эмоциональное благополучие и саморегуляция.

Психологическое здоровье дошкольников с нарушением зрения

Проблема психологического здоровья как части полноценного функционирования человека зародилась в теориях личности начала 20 века, и получила своё развитие в трудах психологов гуманистического направления (К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Развивая эту тему, разные исследователи использовали разные определения полноценного функционирования. Среди них «Psychological health», «Self-actualization» - Гуманистическое направление и д.р.; «Mental health» (психическое здоровье) – ВОЗ [2] и др.; «Psychological well-being» (психологическое благополучие) - Кэрол Рифф (Ryff C.) [3] и др.; Кроме того используются такие термины как «Mental Wellness», «Emotional Wellness», «Emotional well-being» и др.

В отечественной психологии наряду с психологическим здоровьем используются такие термины как психическое здоровье, личностное, социальное, ментальное, нравственное, эмоциональное здоровье; психологическое, социальное, душевное и духовное благополучие; психологическая зрелость, самоактуализация, личностный рост и др.

Тем не менее, из всех вышеперечисленных терминов данное исследование отдаёт предпочтение «психологическому здоровью». «Психологическое здоровье» выполняет интегративную функцию, являясь более широким понятием, заключает в себе и личностное и социальное, и эмоциональное здоровье. Также и упомянутые виды благополучия можно отнести в более широкую сферу здоровья.

Данное исследование руководствовалось определением В.Э. Пахальяна, который описывает психологическое здоровьекак «состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности» [1].

Анализируя содержание всех вышеперечисленных терминов можно выделить схожие черты, упоминаемые почти всеми авторами, другими словами с их помощью можно выделить показатели психологического здоровья. Это три основных показателя для исследования психологического здоровья старших дошкольников: социальная адаптация, эмоциональное благополучие и саморегуляция.

В исследовании принимали участие 33 ребёнка подготовительной группы, из них 22 ребёнка из общеобразовательной группы и 11 детей из группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. В общей выборке участвовали 13 мальчиков и 20 девочек. В выборке детей с нарушением зрения участвовали 4 мальчика и 7 девочек. Средний возраст составляет 6 лет 6 месяцев.

Исследовались такие показатели как: социальная адаптация, эмоциональное благополучие и саморегуляция. Для исследования социальной адаптации применялись следующие методики: модифицированная карта наблюдений Д. Стотта (Т.В. Дорожевец), методика «Дерево» (автор Д. Лампен, в адаптации Л.Д. Пономаренко), опросник «Сильные стороны трудности» (автор Р. Гудман, в адаптации Е.Р. Слободской). В исследовании эмоционального благополучия использовалась методика «Домики» (автор О.А. Орехова). Для исследования саморегуляции была применена методика "Шкала рейтинга Стреляу". Также использовалась методика «Лист оценивания психологического здоровья ребёнка педагогом».

На основе результатов методики «Лист оценивания психологического здоровья ребёнка педагогом» и карты наблюдений Д. Стотта общая выборка была разделена на две группы: группа риска (низкие показатели психологического здоровья) и «благополучная» группа (высокие и приемлемые показатели психологического здоровья). Большинство детей группы риска составляли дети с нарушением зрения (в эту группу попала почти половина всех детей с нарушением зрения).

«Модифицированная карта наблюдений Д. Стотта» показала высокие показатели асоциального поведения детей с нарушением зрения. Это говорит о трудностях адаптации и социального взаимодействия, с которыми сталкиваются испытуемые в данной группе. Также повышены показатели по шкале «подчиняемость». Возможно, это является ответом на асоциальное поведение сверстников с нарушением зрения.

Среди детей группы риска методика показала ярко выраженную инфантильность, на фоне низких показателями инфантильности детей благополучной группы. Эту черту поведения детей группы риска, скорее всего, можно объяснить тем, что подобная регрессия помогает им справляться с испытываемым психологическим дискомфортом. Похожая ситуация зафиксирована с симптомокомплексом «ассоциальность». Детям группы риска трудно контролировать своё поведение, они часто попадают в конфликты, что может провоцировать асоциальное поведение. Чуть меньшая разница зафиксирована между группами по показателю «активность». Повышенную активность детей можно рассматривать как фактор, указывающий на тревожность, которая свойственна нарушению психологического здоровья. Дети из группы риска проявляли большую неуверенность, чем их сверстники из благополучной группы. Это можно объяснить трудностями в адаптации и ситуациями неуспеха, которые переживают дошкольники группы риска из-за своего неадаптивного поведения. Крайне высокие показатели в обеих группах были по симптомокомплексу «подчиняемость». Возможно, это объясняется необходимостью следовать требованиям взрослых и сверстников для лучшего приспособления к социальной среде.

При обработке данных методики «Сильные стороны и трудности» (ССТ) были получены следующие результаты: в группе риска части детей зафиксирована гиперактивность и проблемы с поведением. В благополучной группе зафиксированы низкие результаты в просоциальной шкале (часть детей не внимательны к чувствам других людей, не вызываются помочь другим, не охотно делиться с другими детьми и др.), также немного превышены показатели по шкале эмоциональных симптомов (часто пугаются, беспокойные, чувствуют себя несчастными) и по шкале проблем со сверстниками (играет один, нет друзей и др.). Также сильные превышения зафиксированы по шкале проблем с поведением (испытывают состояние повышенного раздражения, гнева, часто дерутся, и др.).

Согласно результатам методики «Дерево» для детей группы риска характерно: преобладание установки на преодоление препятствий, отстранённость, уход в себя, тревожность, потребность в поддержке окружающих и мотивация на развлечение.

Для детей из благополучной группы характерно: комфортное состояние, нормальная адаптация, установка на преодоление препятствий, завышенная самооценка и установка на лидерство, мотивация на развлечения, отстранённость.

Для детей с нарушением зрения характерно преобладание установки на преодоление препятствий, комфортное состояние, нормальная адаптация. Для детей группы нормы характерно: преобладание установки на преодоление препятствий, комфортное состояние, завышенная самооценка и установка на лидерство.

Данные методики «Домики» (суммарное отклонение от аутогенной нормы) говорят о том, что в эмоциональной сфере для детей группы риска характерно преобладание отрицательных эмоций (либо наоборот подчёркнуто положительных эмоций, что, скорее всего, является проявлением защиты у эмоционально чувствительных детей). У всех детей оптимальная работоспособность (вегетативный коэффициент). У детей из благополучной группы были выше показатели по всем блокам методики: блок базового комфорта, блок личностного роста, блок межличностного взаимодействия, блок потенциальной агрессии, блок познания.

У испытуемых с нарушением зрения преобладают отрицательные эмоции, оптимальная работоспособность (у небольшой части компенсируемое состояние усталости). У испытуемых группы условной нормы преобладает нормальное эмоциональное состояние, оптимальная работоспособность.

Согласно данным методики «Шкала рейтинга Стреляу» дети из благополучной группы лучше концентрировали внимание на задании, чем дети из группы риска, они меньше отвлекались, неудачи заставляли их удваивать усилия, а не отказываться от задачи. В свою очередь дети группы риска лучше справлялись с препятствиями, искали пути их преодоления, но были менее инициативны. Дети с нарушением зрения были менее робкими в присутствии взрослых, были более общительны, а дети с нормативным развитием более охотно принимали ответственные задания.

Заключение

Результаты исследования говорят о том, что показатели психологического здоровья дошкольников с нарушением в целом ниже, чем показатели дошкольников группы условной нормы. Это говорит о том, что нарушение зрения является фактором риска нарушения психологического здоровья. Механизмы данного процесса требуют изучения.

 

Список литературы

1. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: учебное пособие. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 208 с. [Электронный ресурс] // Университетская библиотека ONLINE [сайт]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=233273#

2. Психическое здоровье. Информационный бюллетень №220. Август 2014 // [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения [сайт]. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs220/ru/ (дата обращения 18.10.15)

3. Ryff C.D. Psychological well-being // Encyclopedia of gerontology: age, aging, and the aged. Vol. 2. San Diego, – 1996

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...