Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №3. Условия эффективного профессионального общения юриста (форма – индивидуальные проекты; самостоятельная работа – 8 часов).

Тема 1. Визуальные, невербальные, вербализованные психотехнические средства (форма – групповые проекты)

 

Ниже приводятся основные явления групповой психологии:

1) направленность группы, ее ориентация на нормопослушное или нормоотклоняющееся поведение;

2) цели и мотивы групповой деятельности, групповой кооперации;

3) ценности, интересы, взгляды и стремления членов группы, степень ценностно-ориентационного единства;

4) количественный состав группы, возрастная структура, тенденции к росту или уменьшению численности группы;

5) история группы, особенности ее возникновения, причины и условия формирования, факторы, позитивно или негативно влияющие на ее возникновение и функционирование;

6) групповой опыт и степень сплоченности группы;

7) групповая организация, статусы и роли членов группы;

8) лидер группы, его характеристика, преобладающие методы воздействия на других членов группы;

9) межличностные отношения, дружеские связи и контрасты в группе;

10) степень внутренней конфликтности группы;

11) групповое мнение, правила и принципы группового поведения, санкции.

Задание:

Продумайте, каким образом можно выявить эти особенности при визуальном наблюдении за группой? Каковы внешние признаки каждого из явлений групповой психологии, за которыми и надо наблюдать?

 

Тема 2. Психотехника использования речевых и неречевых средств (форма - индивидуальные или групповые проекты)

Упражнение 1-2. Известный американский специалист в области человеческого общения Дейл Карнеги (1888-1955) давал такие рекомендации:

а)«На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать.... И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать.

Помните - другого способа нет.

Конечно, вы можете под дулом револьвера заставить человека отдать вам свои часы. Вы можете заставить служащего работать, угрожая ему увольнением в случае его отказа. Вы можете заставить ребенка делать то, что хотите, с помощью кнута и угрозы. Однако эти грубые методы чреваты весьма нежелательными последствиями.

Единственный способ, каким я могу побудить вас что-либо сделать, - это дать вам то, что вы хотите»1;

б) «Каждое лето я езжу... на рыбную ловлю. Я очень люблю землянику со сливками, но обнаружил, что по какой-то странной причине рыба предпочитает червей. Поэтому когда я еду на рыбалку, я не думаю о том, что сам хочу. Я думаю о том, что хочет рыба. Я не насаживаю на крючок в качестве приманки землянику со сливками, а подманиваю рыбу червяком или кузнечиком, говоря: «Не хочешь ли попробовать?»

Почему бы нам не поступать столь же разумно, чтобы привлечь к себе людей?»

Задания:

1. (Эти рекомендации сформулированы в 30-е годы прошлого века, а как их оценить психологически и, социально с современных позиций?

2. Если вы считаете их толковыми и сохраняющими хотя бы какое-то значение сейчас, то применимы ли они в работе юриста? Когда? В каких случаях? С ограничениями или без?

Упражнение 3

Из фонограммы допроса свидетеля:

«Вопрос: Вы были свидетелем этого несчастного случая?

Ответ: Да.

Вопрос: Когда он произошел?

Ответ: 14 июля.

Вопрос: Это было около полугода назад, не так ли?

Ответ: Да.

Вопрос: И Вы утверждаете, что будто все произошло именно так, как показали?

Ответ: Да, именно так.

Вопрос: Когда это было, в какое время?

Ответ: Около 9 часов утра.

Вопрос: А теперь скажите, что произошло в 9 часов следующего дня?

Ответ: Этого я не помню.

Вопрос: Но тем не менее Вы помните, что случилось 14 июля? Ответ: Это я запомнил хорошо.

Вопрос: Ваша память 14 июля была лучше, чем 13 или 15 июля. Ответа не последовало».5

Задания:

1. Каковы были сомнения и замысел следователя, проводившего допрос?

2. В чем заключались его психологические просчеты как в замысле, так и в тактике?

Упражнение 4

Внимательно прочитайте «исповедь» рецидивиста. Отметьте знаком «+», какие мотивы, перечисленные в таблице, побудили его к татуировкам и каким именно.

«Наколки сделал, когда впервые попал в заключение. На усиленном режиме считал, что только милиция виновата в аресте. Увидев у одного осужденного татуированное слово «ЗЛО» и узнав, что оно расшифровывается, как «За все легавым отомщу», наколол это слово на запястье левой руки. К тому же слово нравилось тем, что «зло» есть «зло» и от хорошей жизни его не накалывают. В 18 лет хотелось выделиться. Рассчитывал, что после освобождения знакомые, увидев это слово, подумают: «Этот человек видел в жизни много зла». Хотелось произвести впечатление опытного человека. В 1978 г. получил весточку от сестры о смерти матери и с горя наколол могильный крест с надписью «Спи, мать».

Следующая наколка была сделана на запястье правой руки и представляла собой рисунок: рукопожатие, скрещенные ножи и текст: «Руку - вору, нож - прокурору». Ее сделал под влиянием блатных песен и под нажимом «воров в законе», хотя я сам лично обиды, вражды к прокурору не испытывал. О «ворах в законе» ходили легенды, и мы считали их чуть ли не героями. Эта «картинка» была сделана исключительно для жизни в колонии. Очередная наколка, сделанная на предплечье левой руки, изображала факел и олимпийские кольца. Год тогда был олимпийским, так что этот рисунок был ко времени. Последующие два рисунка наколол, следуя примеру приятеля, который был сплошь покрыт «картинами», все рассматривали его, как диковинку. Я также представлял себя в центре внимания, что все будут любоваться мною, покажись я на пляже. Модными в нашей колонии были рисунки гороскопа, и я сделал себе на бедре знак Тельца. Кроме того, на пальцах левой руки выколол год рождения, но вместо последней цифры изобразил череп -был молод, не хотел, чтобы все видели год моего рождения, хотел казаться старше».

№п/п Мотив Наименование татуировки
«зло» "Спи, мать" Руку-вору, нож- прокурору Факел и олимпийские кольца Тельца Год рождения
  Бравада. Желание показать себя более опытным, «отпетым»            
  Тщеславие            
  Стремление завоевать авторитет среди осужденных, сверстников            
  Скука, безделье            
  По недомыслию            
  Знак памяти            
  Ненависть к правоохранительным органам            
  Украшательство            
  Подражание            
  Подчинение силе (под принуждением)            

 

Упражнение 5

Оперуполномоченный уголовного розыска ведет беседу с задержанным за ношение огнестрельного оружия:

- В протоколе осмотра Вашей машины указано, что у Вас изъято золота на сумму более 40 тыс. руб. Кроме того, в ней находились бриллианты, все новые, только что из магазина, что подтверждают этикетки. Зачем Вам столько?

- Я предприниматель, денег у меня много, зарабатываю в месяц более 80 тыс. - это моя зарплата. Куда мне их девать? Вот и купил золотые изделия.

- А пистолет где приобрели?

- Я ничего не знаю про пистолет. Мне его сунули в карман при задержании.

- Неправда, понятые утверждают, что он торчал у Вас из кармана. Так, где Вы взяли пистолет?

- Купил у отставного армейского генерала, служившего в Афганистане, с целью защиты от рэкета.

- У того самого генерала, на «Волге» которого вы ездите по доверенности?

- Да, у того самого. И вообще, я понимаю, что влип, статья - незаконное хранение и ношение оружия. Предлагаю тебе: десять тысяч и - отпусти меня... Мне надо выйти. Ну что тебе стоит, зарабатываешь ты гроши, я знаю. А лишние десять тысяч на дороге не валяются...

(Из разговора с оперуполномоченным выяснилось, что он тоже думал, что парень попал в милицию случайно. Взял оружие, чтобы защищаться от вымогателей. Но когда он стал предлагать взятку только за ношение оружия, то это насторожило. Дальнейшие оперативно-розыскные мероприятия позволили доказать причастность задержанного к одной из преступных группировок.)

Задание, вопрос:

1. Проанализируйте диалог оперуполномоченного с задержанным. Какие приемы применил сотрудник милиции для диагностики лжи в высказываниях задержанного?

2. По каким критериям речевых высказываний и невербальных реакций человека можно определить его, неискренность?

Упражнение 6

Ознакомьтесь с примерами ловушек при допросах.

А) Начало допроса.

Следователь:

- Вы знали убитого Корытова?

У допрашиваемого затряслись руки:

- Я не знаю никакого Корытова! Не убивал я милиционера!

- Чем вы докажете свое алиби? Где вы были в ночь убийства? Допрашиваемый стал нервно ломать свои пальцы.

- Сейчас я вспомню. Сейчас... Ну да, конечно, в ту ночь я был у знакомой...

- В какую? Откуда Вы знаете, в какую ночь был убит Корытов? Б) - Именно там, у Курского вокзала, Прохор и дал тебе пистолет?

- Какой пистолет?

-Отвечай!

-Не знаю...

-Да или нет?

-Нет...

- Ложь: на рукоятке есть следы пальцев Прохора!

- Этого не может быть!

- Вот это другой разговор, - улыбнулся следователь, - а то «какой», «нет». В) Задержанный отрицал участие в преступлении других лиц, но следователь предполагал, что участвовали еще двое.

- Кто был с вами третьим?

- А второго вы уже знаете? - и, поняв, что проговорился, замер в страхе. Г) Свидетель отрицал свое знакомство с задержанным Николаевым.

- Скажите, какое недоразумение случилось между вами и Николаевым летом прошлого года?

Свидетель задумался.

- Нет, ничего такого у меня с ним не было.

- Вспомните получше... Лето, точнее, май.

Опять свидетель думает, но против упоминания фамилии Николаева не возражает, видимо, не осознавая своего промаха. Задания:

1. Определите для каждого из приведенных случаев, на какой психологической тонкости строилась ловушка.

2. Попытайтесь подобрать название психологического приема, используемого допрашивающим в каждом случае.

Упражнение 7

1. Андрей С. представлялся инспектором налоговой полиции и небрежно демонстрировал продавцам различных магазинов какую-то красную книжку. После чего «проверял» накладные, сертификаты качества и прочую документацию. Затем доставал сотовый телефон и делал вид, что кому-то звонит. Но каждый раз его подводила почему-то «плохая связь» и тогда он не терпящим возражений тоном объявлял, что придется изъять кассовую ленту и деньги. Красная книжка на проверку оказалась полувоенным удостоверением с чужой фотографией, сотовый телефон - обыкновенной детской игрушкой.

2. Вечером 10 апреля в деревне пропал семилетний мальчик Сергей, сын В., а утром 11 апреля он был обнаружен мертвым в колодце. Поздно вечером 10 апреля В. отправила в город телеграмму своему сожителю об исчезновении сына. С работниками почты она вела разговор об исчезновении сына и высказывала предположение о том, что он мог упасть в колодец. Однако жителям деревни, где она живет, В. ничего не говорила о необходимости проверки колодца. На В. пало подозрение в убийстве своего сына. Следователь предполагал, и не без оснований, что с момента совершения преступления она находилась в сильном эмоциональном напряжении. Поэтому была продумана соответствующая тактика допроса. В начале допроса В. не спросила о причине ее вызова и сразу же рассказала, что она с сыном возвращалась из дома соседей, по дороге они поругались, и Сергей, обидевшись, побежал вперед и около колодца поскользнулся и упал в колодец. Следователь внезапно спросил: «Сергей оказывал сопротивление, когда его хотели бросить в колодец?» В. мгновенно срывающимся голосом ответила: «Он не понимал, что я его бросаю в колодец».

Задания, вопрос:

1. Проанализируйте предложенные описания преступлений, связанных с инсценировкой и маскировкой.

2. Дайте психологическую оценку поведения Андрея С. и матери Сергея.

3. По каким психологическим признакам можно судить о наличии маскировки или инсценировки криминального деяния?

Упражнение 8

В 14.20 в дежурную часть Н-ского РУВД по телефону поступило сообщение от коммерческого директора фирмы «Стройсервис» о пропаже из сейфа бухгалтера 5250 долл. США. Прибывшей на место происшествия следственно-оперативной группой было установлено следующее.

Фирма «Стройсервис» расположена в здании двухэтажного особняка. Вход в здание осуществляется через центральный вход первого этажа, где расположена охрана, и помещение столовой, имеющее выход во двор. Дверь кухни запирается на замок изнутри. На первом этаже еще расположены: помещение торгового зала, кабинет директора с приемной, где находится секретарь, три кабинета сотрудников и помещение столовой с кухней. Во дворе здания - склад с двумя сотрудниками и две служебные автомашины с двумя водителями (всего в фирме 22 сотрудника).

На втором этаже располагаются два кабинета сотрудников этой фирмы: один - бухгалтерия с двумя сотрудниками, второй - экономисты. Кроме того, на втором этаже офисы еще двух фирм - «ТНТ» и «Альфа». Вход на второй этаж - по центральной лестнице.

Клиентами фирмы «Стройсервис» являются, как правило, организации и фирмы, расчеты нередко производятся наличными, в том числе и в валюте. Всего в фирме имеются три сейфа - у директора, бухгалтеров и в приемной у секретаря. Деньги хранятся как в сейфе у директора, так и в сейфе бухгалтеров.

На первом этаже у центрального входа на посту охраны круглосуточно несет службу один сотрудник (всего в охране четыре человека, включая начальника). Охранник имеет ключи от всех кабинетов фирмы «Стройсервис», а в ночное время обычно отдыхает в приемной директора. Здание оборудовано охранной сигнализацией с выходом на пульт ОБО, которая в течение последних двух недель не функционирует в связи с реконструкцией. Сотрудники охраны, осуществляющие пересмену в 19.00, проверку запирания дверей служебных помещений обычно не проводят.

Для сотрудников всех фирм, расположенных в здании, установлены два выходных дня - суббота и воскресенье.

Один из бухгалтеров, придя на работу в понедельник в 11.10, обнаружил пропажу денег из своего сейфа, о чем немедленно сообщил директору, который принял меры для поиска пропажи, но успеха они не имели. После этого он обратился в милицию.

Вопросы:

1. Каковы, на ваш взгляд, место и роль методики психодиагностики причастности лица к правонарушению при отсутствии доказательств в производстве необходимых оперативно-следственных мероприятий по данному делу?

2. Определите категории лиц, подлежащих беседам-опросам.

3. Обоснуйте целесообразность и стратегию применения данного метода.

Упражнение 9

«Вся милиция разыскивает бродягу Мусу, продавца шаров, который похитил малолетнюю Ольгу Самохину», - сообщил участковый инспектор Славин следователю Громову.

«Разве никто не знает, где Муса бывает?» - спросил Громов.

«Никто о нем ничего не знает, - ответил инспектор. - Раз в неделю он оставляет свою старую повозку недалеко от Парка Дружбы и продает там воздушные шары. Детям нравятся рожи, которые он строит, когда подносит шар к губам и дует, пыхтя. В прошлый вторник Муса после своей обычной остановки уехал или, во всяком случае, сделал вид, что уехал. Позже единственный свидетель похищения В. Кузнецов рассказал, что был на заднем дворе у приятеля по соседству с участком парка и заметил, что один из шаров Мусы застрял высоко в ветвях ели. Он взял лестницу и залез на дерево.

Кузнецов говорил, что когда он отцепил шар, то бросил взгляд во двор парка и увидел, как Муса посадил Ольгу в свою телегу и уехал. Кузнецов рассказал, что не придал этому никакого значения, пока не услышал, что Ольгу не могут нигде найти.

Вчера отцу Ольги позвонили, и он услышал от неизвестного, что девочку похитили ради выкупа. Инструкции будут переданы позже.»

«Учитывая все, что вы мне сказали, - подвел итог Громов, - Я думаю, что девочка похищена не без участия Кузнецова».

Вопрос: почему?

Упражнение 10

В ходе работы по раскрытию убийства двух девушек в поле зрения оперативных работников попал государственный служащий П., которого они заподозрили в причастности к преступлению. Как способ оперативной проверки данного лица одним из оперативников был предложен следующий вариант: вечером, когда П. будет находиться дома, ему должен поступить звонок от неизвестного лица, которое в жесткой манере даст ему понять, что им известна его причастность к убийству и если он не хочет, чтобы эти сведения стали известны милиции, то должен принести в условленное время и указанное место крупную сумму денег.

Задание:

Укажите, какой психологический прием использован в данном замысле, на что при этом рассчитывал оперативный работник, адекватен ли данный прием цели проверки П. на причастность к преступлению. Обоснуйте свое мнение.

Упражнение 11

1. Один из ведущих сотрудников ГУУР МВД РФ, обращаясь к теме использования в раскрытии преступления экстраординарных психофизиологических способностей человека, рассказывал о запросах во все УВД России. Далее он подчеркнул, что пришли ответы из 73 регионов. В 26 - уголовный розыск к экстрасенсам не обращался, в 47 - просили помощи по просьбе потерпевших, в 6 регионах были получены положительные результаты. В Ставрополе так раскрыто два убийства, кража из кассы, а в Смоленске найдены неопознанные трупы. При крупной краже шуб экстрасенс дал не только необходимую информацию, но и указал источник утечки из фирмы сведений коммерческого характера. В другом случае экстрасенс указал на преступника из круга подозреваемых.

В заключение сотрудник ГУУР отметил, что у него нет сомнений в том, что экстрасенсы могут помочь в раскрытии преступлений.

За рубежом способности экстрасенсов активно используются. Например, сообщается, что ясновидящая Д. Элис помогла полиции США в раскрытии 16 убийств.

2. Специальные исследования, проведенные в одном из научно-исследовательских учреждений, относящихся к системе органов правопорядка, привели проводивших их сотрудников к ряду выводов. Во-первых, они отмечали, что реально существуют люди с экстрасенсорными способностями, позволяющими воссоздать картину места происшествия, обеспечить более эффективный поиск преступников, и т. д. Во-вторых, по мнению исследователей, ни дальность свершившегося события, ни давность на результаты работы экстрасенса не влияют. Порой результаты бывают очень удачными. В Иркутске экстрасенсы нашли сейф и оборудование для изготовления фальшивых денег. В одном из вузов была совершена кража. Экстрасенсы назвали преступницу-клептоманку и даже пояснили, как можно заставить ее вернуть похищенное. Достоверность информации, получаемой от экстрасенсов, по мнению исследователей, составляет от 60 до 90%.

Задание:

Сформулируйте свое мнение о необходимости привлечения экстрасенсов к раскрытию преступлений и обоснуйте его. Если ваше мнение положительное, то постарайтесь перечислить конкретные виды преступлений, при раскрытии которых, по вашему мнению, в первую очередь целесообразно использовать экстрасенсов.

Тема №3. Условия эффективного профессионального общения юриста (форма – индивидуальные проекты; самостоятельная работа – 8 часов).

Цель занятия: изучить различные стили поведения субъекта в процессе общения, функциональные характеристики общения и стадии общения в деятельности юриста. Рассмотреть виды профессионального общения юриста, выработать оптимальный стиль собственного поведения в общении, исходя из полученных знаний о психологии личности.

 

Контрольные вопросы

1. Общение как обмен информацией.

2. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга (интерактивная и перцептивная сторона общения).

3. Профессиональная этика, достоинство и честь юриста.

4. Моральные и нравственные качества юриста.

5. Эстетика и внешняя культура юриста.

 

Основная литература

1. Каган М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений. М., Политиздат, 1988.

2. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост.Е.И.Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995.

3. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. Право и закон, М., 1997.

4. Петровский А. В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 1995.

5. Адвокатура в Российской Федерации: учебник для вузов. Под ред. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. – Изд-во «Норма- ИНФРА», М., 2001.

6. Любечев С. Т. Этические основы следственной тактики. М, 1998.

7. Волков А. Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М., 2000.

Тема №4. Правомерное психологическое воздействие в деятельности юриста. Техника установления психологического контакта и доверительного общения. Диагностика личности по внешним поведенческим признакам (форма – групповые проекты)

Ключевые понятия

Стратегии психологического воздействия. Характеристики правомерного психологического воздействия. Соотношение понятий «воздействие» и «влияние». Допустимость психологического воздействия. Невербальные компоненты общения: открытые и закрытые позы, «отзеркаливание». Интимная, личностная, социальная и общественная зоны общения. Язык мимики и жестов как элемент техники установления психологического контакта. Техника диагностики внутреннего состояния субъекта по внешним поведенческим признакам. Интерпретация поведенческих реакций субъекта.

 

Практическое занятие

Цель занятия: рассмотреть основные стратегии психологического воздействия с помощью вербальных и невербальных компонентов общения, уяснить характеристики правомерного воздействия. Отличие правомерного воздействия от насилия. Практическое занятие включает в себя ряд деловых игр, направленных на диагностику личности по невербальным компонентам общения и психогимнастические упражнения, формирующие обратную личностную связь (С.И.Макшанов, Н.Ю.Хрящева.Психогимнастика в тренинге. С.-Петербург, 1993. С.89-101э).

.

Основная литература

1. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

2. Пиз А. Язык телодвижений. Н.Новгород, 1997.

3. Носков В. А. Психотехника общения. Н.Новгород, 1997.

4. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 1996.

5. Аврамцев В. В. Профессиональное общение в деятельности юриста. Н.Новгород, 2000.

6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.

7. Леви В. Л. Исскуство быть другим. М., 1980.

8. Мелбруда Е. Я, Ты, Мы: психологические возможности улучшения общения. М., 1989.

9. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.

10. Филонов Л. Б. Тренинг делового общения. М., 1992.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...