Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рабочая тетрадь по дисциплине «Экологическое право»




 

«Экологическое право» относится к числу обязательных дисциплин, предусмотренных Государственным стандартом для специальности «юриспруденция».

Значение отрасли экологического права переоценить трудно, особенно в последние десятилетия, когда экологические проблемы приобрели глобальное значение для всех государств мира, и многие известные ученые (М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик и др.) обозначают экологическое право как глобальную отрасль, как суперотрасль, имеющую мировое значение.

Безусловно, не все студенты станут юристами-экологами, однако базовые знания по курсу экологического права являются необходимым компонентом формирования юридических знаний, способным оказать существенную поддержку в будущей юридической практике каждого специалиста-юриста.

С целью контроля и оценки подготовки студентов по курсу экологического права были составлены предлагаемые задачи и тестовые задания, включающие 100 вопросов, по три предлагаемых для выбора ответа на каждый, правильный из которых только один.

Для составления вопросов теста был использован материал учебника Экологическое право (право окружающей среды), автор – Бринчук М.М.,, специально разработанного для высших юридических учебных и рекомендованного Министерством общего и профессионального образования РФ заведений.

Вопросы 1-4 подготовлены по разделам 1-4 учебника;

Вопросы 5-44 подготовлены по разделам 5-8 учебника;

Вопросы 43-75 подготовлены по разделам 9-16 учебника;

Вопросы 76-100 подготовлены по разделам 17-21 учебника.

 

Экологическое право (тесты)

 

1. Право окружающей среды (экологическое право) является:

а) самостоятельной отраслью российского права;

б) институтом административного права;

в) подотраслью права.

 

2. В предмет экологического права входят отношения

а) по взаимодействию общества и государства;

б) по природопользованию;

в) по использованию земельных участков различных категорий.

 

3. К предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ относится:

а) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;

б) регулирование и защита прав человека и гражданина;

в) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система; геодезия и картография.

 

4. К основным конституционным правам человека относится:

а) право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды;

б) право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, на радиационную безопасность;

в) право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 

5. В объективном смысле право собственности представляет собой:

а) совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности;

б) совокупность правомочий собственника по владению пользованию и распоряжению объектами собственности;

в) совокупность правомочий собственника по владению пользованию и распоряжению объектами собственности, и по возложению на него бремени ответственности за них.

 

6. Субъектами права собственности на природные ресурсы могут быть:

а) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования;

б) физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования;

в) физические и юридические лица, Российская Федерация, муниципальные образования.

 

7. В собственности граждан и юридических лиц могут находиться:

а) любые водные объекты;

б) проточные искусственные водоемы и их части;

в) обособленные водные объекты (замкнутые водоемы).

 

8. Природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ отнесены:

а) к федеральной собственности;

б) к собственности Федерации и субъектов РФ;

в) к государственной и муниципальной собственности.

 

9. Особо охраняемые природные территории местного значения:

а) являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти;

б) являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

в) являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

 

10. Государственной собственностью на природные ресурсы управляет

а) Федеральное Собрание РФ;

б) Правительство РФ;

в) Президент РФ.

 

11. Изъятие у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества, называется

а) реквизицией;

б) конфискацией;

в) национализацией.

 

12. Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника допускается

а) на основании решения налогового органа;

б) на основании решения судебного пристава-исполнителя;

в) на основании решения суда.

 

13. О предстоящем изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственник участка должен быть предупрежден:

а) не позднее, чем за шесть месяцев;

б) не позднее, чем за три года;

в) не позднее, чем за один год.

 

14. Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение

а) одного года;

б) двух лет;

в) трех лет.

 

15. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено

а) безвозмездно;

б) при условии предварительного и равноценного возмещения;

в) при условии возмещения в пределах лимитов, установленных Правительством РФ.

 

16. Убытки, причиненные нарушением прав собственников, а равным образом землепользователей,

а) подлежат возмещению в полном объеме;

б) подлежат возмещению в ограниченных пределах;

в) возмещению не подлежат.

 

17. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется

а) правом собственности на природные ресурсы;

б) правом природопользования;

в) сервитутом.

 

18. Принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает право владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом, представляет собой

а) правовой институт;

б) правоотношение;

в) конкретное правомочие природопользователя.

 

19. Право граждан свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено законодательством основывается

а) на сервитутном праве;

б) на праве собственности;

в) на праве постоянного (бессрочного) пользования.

 

20. Для общего пользования водным объектом предоставляется

а) весь водоем;

б) только полоса суши вдоль берегов водного объекта (бечевник)

в) весь водоем и полоса суши вдоль берегов водного объекта (бечевник).

 

21. Частный водный сервитут может быть установлен

а) в силу договора или на основании судебного решения;

б) в силу закона или на основании судебного решения;

в) в силу договора или закона.

 

22. Комплексное природопользование является формой

а) специального природопользования;

б) общего природопользования;

в) особого водопользования.

 

23. Обязательным условием специального водопользования является

а) регистрация в качестве юридического лица;

б) недопустимость использования технических средств в ходе деятельности;

в) наличие лицензии.

 

24. Соблюдение требований по обеспечению неистощимости природного ресурса и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития составляет содержание такого принципа природопользования как

а) принцип целевого использования природных ресурсов;

б) принцип рационального природопользования;

в) принцип устойчивости права природопользования.

 

25. Субъектами специального природопользования могут выступать

а) любые физические и юридические лица;

б) только юридические лица;

в) юридические лица и индивидуальные предприниматели.

 

26. К правам водопользователей относится:

а) получение в установленном порядке информации о состоянии водных объектов, необходимой для осуществления их деятельности;

б) соблюдение установленного режима использования водоохранных зон;

в) содержание в исправном состоянии очистных, гидротехнических и других водохозяйственных сооружений и технических устройств.

 

27. Совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде представляет собой

а) наблюдение;

б) управление;

в) мониторинг.

 

28. Субъектами отраслевого управления природопользованием могут быть

а) общественные формирования;

б) конкретные предприятия по выполнению адресованных ему правовых экологических требований;

в) министерства, государственные комитеты, федеральные службы в пределах своей компетенции.

 

29. К административным методам управления в сфере природопользования относится

а) прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения;

б) награждение государственными наградами, присвоение почетных званий;

в) создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требований законодательства.

 

30. Осуществление функций управления в соответствии с требованиями экологического законодательства составляет сущность такого принципа государственного управления как

а) комплексный подход к решению вопросов природопользования;

б) законности управления;

в) разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов.

 

31. К органам специальной компетенции в сфере управления природопользованием относится

а) Федеральное Собрание РФ;

б) Правительство РФ;

в) Министерство природных ресурсов РФ.

 

32. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по особенностям своего статуса в сфере государственного управления природопользованием относится к системе

а) функциональных органов;

б) органов общей компетенции;

в) органов специальной компетенции.

 

33. Санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности относится к задачам

а) Министерства природных ресурсов РФ;

б) Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности;

в) Министерства здравоохранения РФ.

 

34. Экологически значимая информация в соответствии с законодательством должна отвечать требованиям

а) полноты, достоверности и своевременности;

б) полноты, своевременности и достаточности;

в) своевременности, законности и юридической грамотности.

 

35. В соответствии с законодательством защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ, называются

а) коммерческой тайной;

б) служебной тайной;

в) государственной тайной.

 

36. Свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей составляют систему

а) государственных регистров природных ресурсов;

б) государственных кадастров природных ресурсов;

в) государственных и муниципальных кадастров природных ресурсов.

 

37. Система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений называется

а) мониторинг;

б) регистр;

в) кадастр.

 

38. Информация в области мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения бесплатно предоставляются

а) потерпевшим физическим лицам;

б) виновным в загрязнении юридическим или физическим лицам;

в) органам государственной власти.

 

39. Документ, содержащий комплекс данных об уровне использования предприятием природных ресурсов и степени его воздействия на окружающую среду, называется

а) уставом предприятия;

б) экологическим паспортом предприятия;

в) экспертным заключением.

 

40. Документ, содержащий разнообразную, в том числе экологически значимую, информацию о промышленном объекте, называется

а) экологический паспорт предприятия;

б) декларация безопасности промышленного объекта;

в) государственный доклад о состоянии окружающей среды.

 

41. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды разрабатывается и распространяется

а) ежегодно;

б) ежемесячно;

в) ежеквартально.

 

42. Целью Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды как официального документа является

а) оценка особых видов воздействия на окружающую среду с учетом климатических особенностей года, природных катастроф и стихийных бедствий;

б) обеспечение государственных органов управления и населения объективной систематизированной информацией о качестве окружающей природной среды;

в) нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды.

 

43. Установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства называется

а) экологической стандартизацией;

б) системой экологических нормативов и стандартов;

в) нормированием в области природопользования.

 

44. В соответствии с природоохранным законодательством система нормативов качества окружающей среды

а) единая для всей территории РФ;

б) устанавливается предприятием самостоятельно;

в) утверждается на местном уровне с учетом климатических и национальных особенностей.

 

45. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды в практической деятельности принято называть

а) ПДК;

б) ПДУ;

в) ПДВ.

 

46. Территории, призванные создать барьер между застройкой и предприятиями и иными объектами, являющимися источниками вредных химических, физических, биологических воздействий на состояние окружающей среды, называются

а) зонами отчуждения;

б) особо охраняемыми природными территориями;

в) санитарно-защитными зонами.

 

47.Территория, примыкающая к акваториям поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения неблагоприятного воздействия, называется

а) водоохраной зоной;

б) санитарно-защитной зоной;

в) округом санитарной охраны.

 

48. Требование к эксперту при производстве экологической экспертизы исходить из того, что реализация деятельности может влечь вредные воздействия на окружающую природную среду, составляет содержание принципа

а) обязательности проведения государственной экологической экспертизы;

б) обязательности учета требований экологической безопасности;

в) презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

 

49. В соответствии с законодательством общественная экологическая экспертиза может проводиться

а) до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней;

б) только после проведения государственной экологической экспертизы;

в) одновременно с проведением государственной экологической экспертизы или после нее.

 

50. Заключение общественной экологической экспертизы по юридической силе признается

а) изначально равным заключению государственной экологической экспертизы;

б) юридической силы не приобретает вообще;

в) приобретает юридическую силу только после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

 

51. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии на осуществление деятельности в сфере природопользования должно быть принято срок не превышающий

а) 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами;

б) 10 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами;

в) 6 месяцев со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

 

52. Основанием для отказа в выдаче лицензии является

а) нарушение лицензиатом условий действия лицензии;

б) наличие в документах, представленным заявителем, недостоверной или искаженной информации;

в) ликвидация юридического лица или прекращение действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

 

53. Предельный срок действия лицензии на комплексное природопользования составляет

а) 3 года;

б) 10 лет;

в) 5 лет.

 

54. Закон запрещает включать в лицензии право деятельности на территории

а) участков недр в виде горного отвода;

б) заповедники, заказники;

в) участков недр в виде геологического отвода.

 

55. Лицензия в сфере пользования водами, на основании которой осуществляется переход права пользования водными объектами от одного лица к другому называется

а) распорядительной лицензией;

б) лицензией на водопользование;

в) лицензией на владение водным объектом.

 

56. Договор долгосрочного пользования водным объектом заключается на срок

а) от 1 года до 3 лет;

б) от 3 до 25 лет;

в) от 5 до 90 лет.

 

57. Основание выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета может являться

а) договор аренды;

б) договор поручения;

в) договор контрактации.

 

58. На каждом судне, производящем промысел живых ресурсов

а) должна находиться копия лицензии на этот вид деятельности;

б) должны находиться подлинник и копия лицензии на этот вид деятельности;

в) должен находиться подлинник лицензии на этот вид деятельности.

 

59. Лицензия на удаление отходов в природные среды выдается

а) исключительно на срок не более трех лет;

б) исключительно на срок не менее трех лет;

в) на срок не менее трех лет, но по просьбе заявителя срок ее действия может быть укорочен.

 

60. Объектом экологической сертификации может быть

а) готовая продукция;

б) проект технической документации на новую технологию;

в) предплановая документация.

 

61. Экологическая сертификация может быть

а) только обязательной;

б) только добровольной;

в) обязательной и добровольной.

 

62. Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется

а) товарным знаком;

б) знаком соответствия;

в) фирменным наименованием.

 

63. За соответствие произведенных сертификационных испытаний требованиям нормативных документов несет ответственность

а) производитель (исполнитель, поставщик) продукции;

б) испытательная лаборатория, участвовавшая в процессе сертификации;

в) продавец товара.

 

64. Законодательство РФ предусматривает возможность проведения экологической аудита

а) только добровольного;

б) только обязательного;

в) добровольного и обязательного.

 

65. В результате работы по проведению экологического аудита составляется

а) аудиторское заключение;

б) аудиторское решение;

в) аудиторское определение.

 

66. Основанием возникновения страховых отношений в сфере экологического страхования выступает

а) договор страхования;

б) акт государственного органа исполнительной власти;

в) приказ директора предприятия.

 

67. Деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства называется

а) экологическим аудированием;

б) экологическим мониторингом;

в) экологическим контролем.

 

68. На стадии ввода объектов в эксплуатацию, подлежащих экологическому контролю, проводится

а) предупредительный экологический контроль;

б) текущий экологический контроль;

в) последующий экологический контроль.

 

69. Субъектом государственного специального (надведомственного) экологического контроля является

а) Президент РФ;

б) Министерство природных ресурсов РФ;

в) Правительство РФ.

 

70. Экологический контроль, проводимый руководителем предприятия, именуется

а) ведомственным;

б) общим;

в) производственным.

 

71. Виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека является

а) экологическим правоотношением;

б) экологическим правонарушением;

в) экологической ответственностью.

 

72. Вина правонарушителя - признак

а) субъективной стороны экологического правонарушения;

б) объективной стороны экологического правонарушения;

в) объекта экологического правонарушения.

 

73. Ответственность, заключающаяся в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию в результате ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей, называется

а) административной;

б) материальной;

в) гражданско-правовой.

 

74. Условная единица оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного называется

а) штрафом;

б) неустойкой;

в) таксой.

 

75. Возмещение вреда, причиненного загрязнением атмосферного воздуха, производится в соответствии

а) с методиками подсчета ущерба;

б) с таксами;

в) по фактическим затратам на восстановление.

 

76. Расчистка мелиорируемых земель от древесной и травяной растительности, кочек, пней и мха является видом

а) гидромелиорации земель;

б) агролесомелиорации земель;

в) культуртехнической мелиорации земель.

 

77. Систематическое определение в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на конкретной территории, называется

а) нормированием в области использования и охраны водных объектов;

б) государственным учетом поверхностных и подземных вод;

в) мониторингом водных объектов.

 

78. Поступление в водоем посторонних нерастворимых предметов, не изменяющих качество воды, называется

а) засорением;

б) загрязнением;

в) истощением.

 

79. Совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа называется

а) лесной растительностью;

б) растительным миром;

в) памятниками природы.

 

80. Леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение, относятся к лесам

а) к лесам первой группы;

б) к лесам второй группы;

в) к лесам третьей группы.

 

81. Природные парки создаются в форме

а) учреждений;

б) товариществ;

в) казенных предприятий.

 

82. Наиболее строгий правовой режим охраны установлен законодательством для

а) ботанических садов;

б) заповедников;

в) заказников.

 

83. Функциональная зона национального парка, в которой запрещается любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории, называется

а) особо охраняемой зоной;

б) зоной хозяйственного назначения;

в) заповедной зоной.

 

84. Государственные природные заказники могут быть отнесены к категории особо охраняемых природных территорий

а) федерального или местного значения;

б) федерального и регионального значения;

в) регионального и местного значения.

 

85. Дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к категории особо охраняемых природных территорий

а) федерального или местного значения;

б) федерального и регионального значения;

в) регионального и местного значения.

 

86. Обеспечение установленного режима санитарной охраны курорта в первой зоне осуществляется

а) пользователями;

б) пользователями, землепользователями;

в) пользователями, землепользователями и местными жителями.

 

87. Участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, признаются

а) зонами экологического бедствия;

б) зонами отчуждения;

в) зонами чрезвычайной экологической ситуации.

 

88. Решение об учреждении государственного природного заповедника принимается

а) Правительством РФ;

б) Президентом РФ;

в) Федеральным Собранием РФ.

 

89. В целях туризма и отдыха образуются

а) памятники природы;

б) национальные парки;

в) ботанические сады.

 

90. Официальный документ, содержащий свод сведений о редких и находящихся по угрозой исчезновения растений и животных, называется

а) Красной книгой;

б) Летописью природы;

в) Земельным кадастром.

 

91. Одним из правовых средств предупреждения аварий является

а) оперативное определение места, времени и параметров происшедших землетрясений;

б) экспертиза промышленной безопасности;

в) осуществление контроля за своевременным и качественным выполнением противопаводковых мероприятий.

 

92. Участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны, объявляются

а) зонами экологического бедствия;

б) зонами чрезвычайной экологической ситуации;

в) зонами отселения.

 

93. К объектам международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования относится

а) околоземное космическое пространство;

б) международные правительственные и неправительственные организации;

в) соглашение об охране морских котиков.

 

94. К общепризнанным принципам международного права относится принцип

а) право каждого на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой;

б) предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде;

в) добросовестного выполнения международных обязательств.

 

95. Аббревиатура «ЮНЕП» является сокращением от названия межправительственного органа и переводится как

а) Программа ООН по окружающей среде;

б) Всемирная метеорологическая организация;

в) Международное агентство по атомной энергии.

 

96. Наступление для субъекта международного права окружающей среды, нарушившего предусмотренные им требования, неблагоприятной последствий, называется

а) международной ответственностью;

б) международным преступлением;

в) международным отношением.

 

97. Формой нематериальной ответственности является

а) сатисфакция;

б) репарация;

в) ресторация.

 

98. Восстановление нарушенного состояния природной среды называется

а) сатисфакцией;

б) ресторацией;

в) репарацией.

 

99. Рассмотрение дел в Международном экологическом суде основано на

а) международном праве окружающей среды, национальном законодательстве, на прецедентах;

б) национальном законодательстве, на прецедентах;

в) международном праве окружающей среды, на прецедентах.

 

100. Деятельность Международного экологического суда регулируется

а) соглашением спорящих сторон;

б) уставом;

в) учредительным договором.

 

 

ЗАДАЧИ

Тема 1. Экологическое право и экологические права граждан

на этапе перехода России к концепции устойчивого развития

в условиях рыночных отношений

 

1. В Грачевском районе Ставропольского края около села Бешпагир обнаружены промышленные запасы титана и циркония. Узнав о планах передачи в аренду госпредприятию «Севкавгеологии» земли для строительства опытного карьера, собственники земельных паев сельхозпредприятия «Бешпагир» начали «столбить» земельные участки (общей площадью 6 га). За свое согласие на освоение недр они потребовали от геологов 250 млн руб.

С отсылкой к Закону РФ «О недрах» и Земельному кодексу РФ дайте правовую оценку действиям пайщиков сельхозпредприятия.

 

2. Налоговая инспекция потребовала от садоводческого товарищества (где 98% земельных участков приватизированы в личную собственность) платить за пользование недрами и на восстановление минерально-сырьевой базы. Это связано с наличием в товариществе водозаборной скважины.

Правомерно ли требование налоговой инспекции?

 

Тема 2. Управление природопользованием, охраной окружающей среды

и обеспечением экологической безопасности

 

3. Глава администрации г. Ржева Тверской обл. постановлением от 12.06.96 г. №546 предоставил Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества земельный участок в постоянное пользование для строительства мемориала-кладбища немецким солдатам. Акт был принят вопреки преобладающему мнению в городе и многим положениям земельного и градостроительного законодательства. Областная прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании акта недействительным. В суде представитель ответчика, отстаивая свою позицию, утверждал, что имеющееся положительное решение о землеотводе городской Думы как органа местного самоуправления заменяет собою мнение граждан, поскольку Дума – выборный орган, и жители, избрав своих представителей, доверили им решение данных вопросов. Арбитражный суд не согласился с такими аргументами, поскольку в ст.28 Земельного кодекса РФ речь идет о выяснении мнения граждан через местные референдумы, собрания, сходы и иные формы непосредственной демократии.

Дайте правовую оценку действиям указанных органов.

4. Областная администрация выдала лицензию иностранной фирме сроком на 10 лет на разработку месторождения железных руд и сдала в аренду 40 га зем­ли. При этом согласно договору 30 % прибыли будет поступать в бюджет области, а 70 % – фирме.

Ответьте, вправе ли областная администрация заключать подобные договоры с иностранными фирмами? Допущены ли при этом нарушения законов России?

 

5. Своим решением сельский представительный орган установил пошлину (сборы) за собранные в лесу ягоды, березовый сок, лечебные травы и грибы. При неуплате пошлины, составляющей 30% рыночной стоимости собранного, преду­сматривается взимание штрафа в размере трехкратной рыночной стоимости соб­ранного.

Прокомментируйте это решение с позиций соответствия его закону.

 

6. Решением краевой Думы закрыт государственный рудник по добыче ру­ды, не являющийся собственностью края. Принятое решение Дума мотивировала тем, что рудник хотя и не причиняет ущерба окружающей среде, но в краевой бюджет перечисляет весьма незначительные денежные средства. В результате этого решения коллектив рудника, оказавшись без работы, обратился с письмом в краевую газету.

Оцените постановление Думы с точки зрения соответствия закону. Если оно незаконно, то какой орган вправе его отменить?

 

7. Решением областного суда группе граждан в иске о признании недействительной лицензии, выданной химическому комбинату на использование недр для глубинного захоронения радиоактивных отходов, отказано по тем основаниям, что действующее законодательство обязательного проведения государственной экологической экспертизы при выдаче упомянутой лицензии не предусматривает. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ отменила это решение и направила дело на новое рассмотрение.

С отсылкой к ФЗ «Об экологической экспертизе» прокомментируйте правомерность принятых решений.

8. По искам Ульяновской межрайпрокуратуры арбитражным судом приостановлена эксплуатация склада ГСМ и АЗС Старомайнского ДРСУ ГП «Ульяновскавтодор», располагавшихся в зоне первого и второго поясов санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и осуществлявших свою деятельность без положительного заключения экологической экспертизы.

С отсылкой к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» прокомментируйте правомерность принятого решения.

9. Решением арбитражного суда Саратовской обл. приостановлена деятельность ТОО «ВЭСА», которое без положительного заключения экспертизы вело строительство гаражей в зоне ливневого коллектора. Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска прекращена деятельность автостоянки на территории парка культуры и отдыха «Молодежный».

С отсылкой к ФЗ «Об экологической экспертизе» прокомментируйте правомерность принятого решения.

10. Экоаудиторская организация, осуществляющая свою деятельность в организационно-правовой форме «общество с ограниченной ответственностью» и созданная ОАО «Газпром» в соответствии с постановлением Правления ОАО «Газпром», провела экоаудит ряда подведомственных ОАО предприятий.

Правомерно ли рассмотрение экоаудита как внешнего аудита?

11. В системе Госкомэкологии России допускалось выполнение экоаудита предприятий-природопользователей центрами – государственными учреждениями, созданными Госкомэкологии России. Центры выполняли экоаудит на основе договоров.

Правомерна ли указанная экоаудиторская деятельность?

12. Типовым положением о добровольном экологическом страховании в РФ как страховое событие рассматривается загрязнение почв, водных объектов, атмосферного воздуха на территории действия договора страхования вследствие аварий на предприятии-страхователе.

Кому и кем возмещается причиненный вред?

Кто обязан возместить вред третьим лицам, причиненный воздействием загрязненных объектов – предприятие, на котором произошла авария, или собственник загрязненного природного объекта?

13. Предприятие-природопользователь заключило договор страхования гражданской ответственности вследствие загрязнения окружающей среды. Договор предусматривает лимитированную ответственность страховщика.

Кто и в какой мере обязан возместить причиненный третьим лицам вред в случае, если его величина превышает лимитированную ответственность страхователя?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...