Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 5.4: Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

- 4 часа – 2 занятия:

5.4.1.Формы и технологии взаимодействия с учреждениями и коллективами дополнительного образования; с общественными организациями.

5.4.2.Формы и технологии взаимодействия с родителями учащихся, шефами и друзьями школы.

Це ль изучения темы:

- уметь использовать воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования в воспитательном процессе школы;

- владеть формами взаимодействия школы и детских общественных организаций и объединений;

- уметьпланировать и осуществлять сотрудничество школы с родителями и общественностью.

 

Содержание темы:

Субъектами образовательного процесса являются одновременно и его инициаторы, и его исполнители, и его участники. В образовательном процессе школы такими субъектами являются педагоги, учащиеся, другие сотрудники школы, а также- педагогический и ученический коллективы, а также- коллективы школьных объединений.

В качестве других субъектов образовательного процесса рассмотрим: *учреждения дополнительного образования (детско-юношеские центры; центры культуры, спорта и туризма; библиотеки и стадионы; клубы, кружки и секции); *детские и юношеские организации и объединения; *семьи учащихся; *шефы, друзья школы, общественность.

 

Учреждения дополнительного образования.

К ним относятся Детско-юношеские центры; Центры культуры, спорта и туризма; библиотеки и стадионы (которые могут быть и в составе вышеназванных центров); Клубы, кружки и секции (которые также могут быть как самостоятельными учреждениями, так и в составе различных центров).

Воспитательный потенциал всех учреждений дополнительного образования заключается в том, что они:

- помогают удовлетворять интересы и потребности взрослеющих подростков в различных сферах;

- развивают способности;

- помогают каждому индивидуально найти «дело и занятие по душе»;

 

- способствуют занятости подростков во внеурочное свободное время;

- способствуют предпрофильной ориентации;

- позволяют самореализоваться и самоутвердиться;

- расширяют общий кругозор;

- позволяют обрести сообщество сверстников – единомышленников, увлечённых одним делом;

- «дарят» друзей, значимые коллективы, а также – интересных, мудрых взрослых руководителей;

- обучают культуре взаимодействия и культуре времяпровождения;

- являются «отдушиной» для неуспешных в школе подростков, а успешным – предоставляют поле для дальнейшего самосовершенствования;

- позволяют чувствовать всю полноту и насыщенность жизни, и т.д.

 

Технология взаимодействия классного руководителя с УДО складывается из следующих шагов:

1. Составление карты учреждений дополнительного образования микрорайона (района) школы.

2. Знакомство со спецификой каждого УДО с целью ответа на вопрос: что интересного они могут предложить его ребятам (какие кружки и секции; какие библиотеки, какие массовые мероприятия и пр.).

3. Изучение интересов и способностей своих учащихся.

4. Знакомство учащихся и их родителей с возможностями УДО микрорайона (района).

5. Организация посещения УДО учащимися своего класса: Дни открытых дверей; показательные занятия кружков; презентации, приглашение к себе интересных руководителей, и пр.

6. Внимательное наблюдение за учащимися во время ознакомительных посещений с целью дальнейшей рекомендации заинтересовавшимся учащимся того или иного кружка.

7. Составление карты-схемы «Мир увлечений нашего класса».

8. Использование в течение года возможностей УДО (акции, праздники и пр.) в воспитательной работе с классом, а также – специальных минуток на классных часах «Наши хобби», чтобы все желающие могли поделиться своими увлечениями.

Самое главное: классный руководитель должен понимать, что жизнь ребёнка не ограничивается школьными занятиями; что богатство души не определяется одними учебными достижениями; что каждый ребёнок имеет право на собственные увлечения и на успех в своей жизнедеятельности. И чем богаче и разнообразнее увлечения учащихся, - тем интереснее всему классному сообществу.

 

Детские и юношеские организации и объединения.

Для начала – разберёмся в понятиях: детское объединение; организация; движение.

Любое ОБЪЕДИНЕНИЕ – есть совокупность множества людей, которые совместно действуют, и при этом между ними существуют разнообразные, довольно устойчивые связи. Каждое объединение имеет своё неповторимое, только ему присущее своеобразие.

Существует большое количество различных форм объединений: союз, федерация, ассоциация, организация, клуб, коммуна, дружина, звено, команда, класс, ансамбль, студия, кружок, лаборатория, секция, компания, и т.д.

Объединения могут быть формальными (внутри официальных структур и учреждений) – и неформальными; одновозрастными – и разновозрастными; возникать на основе профильного или иного интереса, совместной деятельности или совместного общения. Каждое объединение может существовать и действовать обособленно, либо устанавливать связи с себе подобными, участвовать в совместных делах, акциях и т.п., включаясь тем самым в молодёжное движение.

Чем интереснее, шире, разнообразнее сеть досуговых объединений,- тем ярче, богаче жизнь детей и подростков. Забота об этом – есть задача любого образовательного учреждения.

Может ли любое детское объединение быть организацией?

Нет, не может. И не должно!

ОРГАНИЗАЦИЯ – это такое объединение, которое имеет в совокупности:

- чётко обозначенную социальную цель (в Уставе, или в Положении);

- конкретно определённую программу (проекты) деятельности;

- чётко сформулированные права и обязанности её членов, их сознательную дисциплину, фиксированное членство;

- чёткую структуру, соотношение социальных ролей членов организации, координацию их действий;

- подготовленных взрослых руководителей – членов этой же организации;

- место(а) расположения, базирования (руководящих органов и первичных коллективов);

- организация обязана зарегистрироваться в региональном отделе юстиции.

Каждая детская организация является детским объединением, но не каждое детское объединение может быть организацией. Статус организации детское объединение получает в момент регистрации.

Детская организация занимает нишу между семьёй и школой, и призвана решать все вопросы социализации взрослеющего подростка во всех аспектах понимания этого процесса.

Детская организация не может быть массовой, т.к. это ведёт к её растворению, формализму, распаду.

Детская организация не может быть создана «сверху», по чьему бы то ни было указу: она создаётся взрослыми членами этой организации.

Детская организация не может действовать «сезонно»: она живёт и действует постоянно. И у каждой первичной ячейки организации есть постоянный взрослый руководитель – член организации.

 

Детское ДВИЖЕНИЕ – самое широкое понятие. Во-первых, оно- часть молодёжного движения; во-вторых, оно- является совокупностью всех реально действующих детских организаций и объединений в конкретном регионе; в-третьих,- это их реальные, активные, целенаправленные действия.

Поясним всё сказанное на примерах: классы, общешкольные коллективы, клубы, кружки, секции, студии и пр.,- всё это – детские объединения, имеющие более/менее формальный статус. Участвуя в совместных акциях, делах и пр.- они включаются в детское движение. В него же включаются и детские организации. К примеру, в интернациональном движении КИДов могут участвовать и школьные классы, и подростковые клубы, и др.детские объединения и организации. Аналогичные примеры можно привести и с краеведческим, и со спортивно-туристским движениями, и т.д. Чтобы участвовать в детском движении,- не нужно получать юридический статус организации!

Детское движение Волгоградской области представлено широкой сетью детских объединений и организаций, а также – их совместными действиями. У каждой организации есть свой профильный лагерь – для актива или первичных ячеек, педагогический отряд которого обычно является той творческой инициативной группой, которая и заботится о развитии своей организации. Практически все организации являются разновозрастными, т.е не детскими, а детско-юношескими, или молодёжными.

 

Назовём некоторые из них:

Общественная организация Профильный лагерь
Волгоградская областная общественная пионерская организация Лагерь пионерского актива «Костёр». Педотряд «Пламя».
Волгоградская областная общественная организация «Федерация детских общественных организаций» -ВООО ФДО- Профильный лагерь «Альтаир». Педотряд «Команда «А». Пресс-отряд газеты «Новая улица».
Скаутские организации: -ВООС- волг.общ.орг.скаутов; -ВАДС- волг.ассоциация девочек-скаутов Профильный лагерь «Большой Клич». Профильный лагерь «Радужный».
Волгоградская обл.общ.организация «Российский Союз Молодёжи» -РСМ Профильные лагеря: «Искра», «Острое перо», «Патриот», «Полиглот», «Студенческий Совет»
Волг.региональная общ.детская организация «Созвездие талантов» Профильный лагерь «Детские творческие дачи»
Волг.регион.молод.обществ.организация «Интеграл». Профильный лагерь «Интеграл».
Волг.обл.общественная организация «Достижения молодых» Профильный лагерь «Школа юного менеджера»
Волг.военно-патриотич.молод.организация «Росич» Оборонно-спортивный лагерь «Штурм».
Межрегион.общ.орг. для детей-инвалидов «Аленький цветочек» Профильный лагерь «Мечта»
Волг.регион.общ.организация содействия детям-инвалидам «Открытый мир». Профильный лагерь «Интеллект»
Волг.регион.молод.орг. авторской песни «Корифей» Профильный лагерь «Летний дом»
И другие.  

 

СРС: подготовьте реферативные выступления о специфике каждой организации, её проектах, инициативах, и пр.

 

 

Детские и юношеские общественные организации являются замечательной школой общественной активности, неуспокоенности, гражданской и патриотической зрелости, и просто – позитивного жизненного опыта взаимодействия с окружающими. Их первичные коллективы могут создаваться как на базах школ, так и на базах детско-юношеских центров, клубов, и пр. Но опыт лидерства, активности, творчества, каких-то профильных умений,- этот опыт своих учащихся, безусловно, может быть поддержан, использован и классными руководителями, и школами. Да так оно и происходит: среди активистов школ много ребят, являющихся членами различных общественных организаций.

 

Семьи учащихся. Работа с родителями.

ПРИНЦИПЫ взаимодействия семьи и школы (Щуркова Н.Е.):

1. Принцип соглашения как основа заботы обеих сторон о максимальном развитии ребёнка

2. Принцип сопряжения с целью создания единого поля воспитательного пространства.

3. Принцип сопереживания: взаимное выражение расположенности и доброжелательности друг к другу.

4. Принцип сопричастности: взаимная практическая забота об улучшении условий жизнедеятельности ребёнка.

5. Принцип со-деятельности: совместная практическая деятельность.

ФОРМЫ взаимодействия педагогов и родителей:

- родительское собрание;

- родительский лекторий,

- конференция по обмену опытом воспитания,

- вечер вопросов и ответов,

- диспут – размышление по проблемам воспитания,

- встреча с администрацией, учителями, другими школьными работниками,

- консультации для родителей,

- привлечение к совместным мероприятиям с детьми,

- работа с родительским комитетом,

- посещение учащихся на дому

- и др.

 

Задания для самостоятельной работы и подготовки к занятиям по теме:

1. Изучите информационные материалы к занятию; познакомьтесь с указанной литературой; сделайте выписки к занятиям; подготовьтесь к обсуждению вопросов.

2. Подготовьте реферативные выступления о детских и молодёжных организациях, специфике их деятельности, их проектах и программах.

3. Подберите методики изучения отношения родителей к деятельности школы.

4. Составьте программу родительского лектория с ориентацией на тот класс, в котором проходили практику.

5. Выпишите в «Педкопилку» разработки отдельных форм работы с родителями.

Вопросы для самопроверки:

1. Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования.

2. Включение УДО в систему воспитательной работы классного руководителя.

3. Взаимодействие школы и детско-юношеских общественных организаций.

4. Формы и технологии работы классного руководителя с родителями.

5. Школа и общественность: пути взаимодействия.

Темы рефератов по теме:

1. Специфика деятельности детской (молодёжной) общественной организации …

(выбрать одну из Волгоградских общественных организаций).

 

Литература:

Основная:

1. Классному руководителю./Под.ред. Рожкова М.Ю.- М.: 199.-С.127-161.

2. Маленкова Л.И. Теория и методика Воспитания.- М.: 2004,- С.156-225.

3. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания.- СПб.: 2005, -С.294-324.

4. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /Под ред. Караковского В.А. и др.-М.: 1999, С.44-66.

Дополнительная:

1. Маленкова Л.И. Педагоги. Родители. Дети.- М.:2000,- С. 236-246.

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М.: 2001,-

С.58-72, 105-110.

3. Щуркова Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя.- М.: 2000.,-С.161-180.

4. Материалы КДМ (комитета по делам молодёжи) Волгоградской области и ежегодных

Фестивалей педотрядов профильных лагерей о детских и молодёжных организациях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...