Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2 Разработка способа утилизации для комплексной переработки




3. 2 Разработка способа утилизации для комплексной переработки

    Проанализировав известные способы утилизации следует, что ни один из способов не позволяет комплексно утилизировать сельскохозяйственную технику, так как дефектовочный способ осуществляет только утилизацию узлов, агрегатов и деталей, а такие материалы как: стекло, полимеры, АКБ, РТИ, технические жидкости остаются не переработанные [4].

Основным результатом комплексной переработки является полное «расщепление» машины на составные части и их утилизация. Благодаря такой утилизации, все компоненты будут переработаны, включая стекло, полимеры, РТИ, АКБ, технические жидкости будут рециклируемые.

Основой для разработки схемы утилизации и рециклинга технологических и транспортных машин является дефектовочный способ.

Предлагается следующая схема утилизации (Рис. 3. 4), применение которой позволит достичь высокого уровня утилизации и рециклинга технологических и транспортных машин в АПК.

Техника предварительно поступает на площадку ожидания для объектов утилизации. Далее, поступает в основной цех на разборочно-моечный участок, где осуществляется наружная мойка и последующая разборка машины на отдельные агрегаты и элементы и слив различных технических жидкостей. После агрегаты, узлы и детали очищаются и дефектуются. По результатам дефектовки часть отправляется на повторное использовани, другая часть на восстановление. Негодные компоненты отправляются на сортировку, которые после рициклируются, либо утилизируются.

 

Рисунок 3. 4 – Предлагаемая схема утилизации:

1 – разборка; 2 – дефектовка; 3 – хранение; 4 – восстановление; 5 – сортировка

Комплексная переработка позволяет увеличить получение вторичных ресурсов в виде узлов, агрегатов, деталей с остаточной годностью, а также вторичное сырье для переработки в иные ресурсы, не оказывающие пагубного влияния на окружающую среду.

4 Оценка экономической эффективности способов утилизации технологических и транспортных машин в АПК

4. 1 Методика оценки экономической эффективности способов утилизации сельскохозяйственных машин

Сохранение экологического баланса, защита природы от многих антропогенных воздействий зависит от материальных и трудовых затрат, которые приходиться изыскивать, уменьшая тем самым расход средств на другие нужды.

 Вред, наносимый природе России от загрязнения окружающей среды опасными материалами технических средств, которые давно выработали свой амортизационный ресурс, составляет около 85 млрд. руб. в год [1]. Так в РФ в 2016 году 63% техники составила техника со сроком эксплуатации более 10 лет, а в 2019 году данный показатель составил уже 68% [2]. Исходя из этого технику нужно не просто утилизировать, снижая пагубное влияние на экологию, но и учитывать экономическую эффективность утилизации.

Экономическая эффективность утилизации, выбывших из эксплуатации технологических и транспортных может быть оценена:

- объемом деталей, узлов, агрегатов, АКБ, РТИ, полимеров, стекла, которые образуют на всем периоде «жизни» техники;

- трудоемкостью доставки техники, транспортировки объекта в цех, мойки технического средства, разборки на составные части и т. д.

- издержками на весь объем работ по утилизации.

Для сохранения экологии при минимальных затратах, необходимо повысить степень разработки материального состава машины, а также от рециклируемости таких материалов.

При анализе известных способов утилизации сельскохозяйственной техники было выявлено, что дефектовочный способ является наиболее приемлемым с точки зрения ресурсосбережения [3].

Для сравнения экономической эффективности нескольких способов утилизации сельскохозяйственной техники предлагается воспользоваться методикой расчета затрат на утилизацию транспортных средств, вышедших из эксплуатации рекомендованной А. В. Козловым [1]. Предложенная методика разделяет затраты утилизации на две группы: текущие затраты, связанные с обеспечением процесса утилизации и капитальные затраты на формирование инфраструктуры системы утилизации технологических и транспортных машин.

Формула по методики А. В. Козлова выглядит следующим образом:

Зут = Зтр + Здем + Зсорт + Зпер + Ззо – Двм,         (4. 1)

где: Зтр - на транспортировку транспортного средства до места утилизации; Здем - наосушку и демонтаж транспортного средства; Зсорт - на измельчение материалов (например, в шредере) и их сортировку; Зпер - на переработку автокомпонентов (аккумуляторов, технических жидкостей, резины, пластмасс, электронных компонентов, стекла и т. п. ); Ззо - на захоронение отходов на полигоне промышленных отходов; Двм - доходы от реализации вторичных материалов и компонентов.

Текущие затраты суммируются из затрат на транспортировку объекта утилизации, демонтаж, измельчение и сортировку материалов, переработку компонентов. Из текущих затрат вычитают прибыль, получаемую от продажи вторичного сырья, годных запасных частей и т. д. На наш взгляд для полноты расчета, в случае, если при утилизации машин часть их деталей отправляется на восстановление, то затраты на их восстановление необходимо включить в текущие затраты, а в прибыль добавить доход от их реализации.

Формула текущих затрат на наш взгляд:

Зут = Зтр + Здем + Зсорт + Зпер + Ззовосс – Двмвосс, (4. 2)

где: Звосс – затраты на восстановление деталей; Двосс – доходы от реализации восстановленных деталей.

Капитальные затраты на формирование инфраструктуры системы утилизации транспортных средств включают: затраты на средства транспортировки (погрузчики, краны и т. п. ), оборудование для демонтажа и осушки транспортных средств, контейнеры для раздельного хранения материалов и отходов, шредер и сортировщики (сепараторы) материалов, оборудование для переработки компонентов. По нашему мнению, в капитальные затраты необходимо включать затраты на реконструкцию сервисных предприятий, где предполагается проводить утилизацию машин [1].

Формула капитальных затрат по методике А. В. Козлова:

Зук = Зтрк + Здемк + Зкк + Зсортк + Зперк,                       (4. 3)

где: Зтрк - средств транспортировки транспортного средства до места утилизации и перемещению транспортного средства, компонентов, материалов и отходов внутри предприятия по утилизации; Здекм - оборудования для осушки и демонтажа транспортного средства; Зкк - контейнеров для раздельного хранения отходов, материалов и автокомпонентов; Зсортк - шредера и сортировщиков (сепараторов) материалов; Зпер - оборудования для переработки автокомпонентов и автоматериалов (технических жидкостей, электронных компонентов, ламп, фильтров и т. п. ).

    Формула капитальных затрат на наш взгляд:

                           Зук = Зтрк + Здемк + Зкк + Зсортк + Зперкрсп,      (4. 4)

где Зрсп – затраты на реконструкцию сервисных предприятий.

 При расчетах по данной методики, можно предвидеть и учесть факторы для устойчивого развития системы утилизации сельскохозяйственных машин. По результатам расчета можно будет сделать вывод о эффективности того или иного способа утилизации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...