Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Судебный эксперт и судебно-экспертная деятельность.




Глава 3. Судебный эксперт и судебно-экспертная деятельность.

§1. Понятие личности и ее структура. Личность судебного эксперта.

Понятие «личность» употребляется с целью характеристики человека как общественного, социального существа. В Древней Греции оно обозначало маску (русское «личина»), которую надевал актер в театре. У римлян это слово употреблялось с указанием социальной функции, например личность судьи. Позднее под личностью стали подразумевать роль, которую играет тот или иной человек в обществе. Понятие «личность» используется для обозначения меры социального и уникального в человеке. Понятие «личность» используется для характеристики сформировавшегося человека, оценки каких-либо его сторон.

«Личность» необходимо отличать от понятий «индивид», «человек», «индивидуальность».

Индивид (неделимое) – это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.

Категория «индивид» чаще всего обозначает биологическую сущность человека. Крайне редко понятие «индивид» обозначает отдельного человека, «особь». В социально философском контексте индивид понимается как общественное существо.

Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность», ибо последняя характеризуется как своеобразие и неповторимость личности индивида. Человеческая индивидуальность проявляется в чертах характера, темпераменте, способностях, интересах и прочих свойствах личности.

«Индивидуальность» понимается как высший уровень развития личности[61]. «Индивидуальность» подразумевает некую особенность человека, его отличие от других людей.

«Человек – это существо общественное», и это самый существенный его признак. «Лишь в обществе и благодаря ему человек оказывается способным не только познавать и трудиться, но и осознавать свои внутренние процессы, соотносить желания и состояния с внешними обстоятельствами жизни и действовать разумно»[62].

Существует множество определений личности, но ни одно из них не является всеобъемлющим и общепризнанным.

В социологии, философии, психологии и др. общественных науках личность определяется как устойчивая система социально значимых черт (качеств), характеризующих индивида как продукт общественного развития и включения его в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения[63].

Личность как объект исторического процесса испытывает воздействие многих экономических, политических, правовых, моральных и других факторов. В ее свойствах наиболее полно раскрывается общественная сущность человека. В то же время личность обладает признаками индивидуальности, зависящими от биологических, врожденных качеств нервной системы и психики. К последним относятся типологические свойства высшей нервной деятельности и обусловленные ими особенности психических процессов и состояний. В рассматриваемом нами аспекте личность – это носитель психических свойств, присущих дееспособному члену общества, который осознает свою роль в нем. Таким образом, личность есть индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт, которые определяют присущее данному человеку мышление и поведение.

Чтобы узнать человека, нужно разобраться в том, что он успел сделать как член общества. Но еще важнее понять, к чему и во имя чего он стремится, чего, по его мнению, он еще не успел добиться и каким образом намерен достигнуть поставленной цели.

Системно – структурная характеристика образуется под воздействием следующих четырех ее подструктур, или сторон: а) социально обусловленных свойств личности; б) индивидуально приобретенного опыта (знаний, навыков, умений, привычек, уровня личной культуры); в) индивидуальных особенностей отдельных психологических процессов (форм отражения); г) биологически обусловленных свойств личности (темперамента, инстинктов, органических, патологических изменений, свойств).

Понятие социально обусловленные свойства личности невозможно понять, не усвоив суть термина «направленность». Одни ученые считают направленность свойством личности и ставят ее в один ряд с характером, темпераментом и способностями, другие относят ее к системе доминирующих мотивов. На наш взгляд, направленность личности обусловлена интересами, склонностями, идеалами, убеждениями индивида, в которых выражается его мировоззрение. Направленность включает в себя потребностно-мотивационную сферу, систему отношений. Ее характеризуют качества и формы.

К качествам относятся уровень как общественная значимость направленности человека (высокий уровень направленности называется идейностью); широта, т. е. кругинтересов (но она не должна превращаться в дилетантство, разбросанность, когда человек начинает считать себя всезнайкой, среди прочих должен быть центральный интерес, нацеленный на профессиональную деятельность); интенсивность – эмоциональная окраска направленности, которая может выражаться в диапазоне от смутных, нечетких влечений через осознание желаний и активные стремления до полной убежденности; действенность, определяющая активность личности в реализации целей.

Центральным звеном в структуре направленности личности являются потребности. Потребность есть отражение в мозге человека нужды, которую он испытывает в каком-то объекте. Эта нужда может проявляться не только в нехватке чего-то очень важного для жизнедеятельности человека. Но и в его стремлении избавиться от всего мешающего. Потребности бывают органические (пища, воздух, вода, тепло); материальные (одежда, жилье); духовные (познания, моральные ценности, творчество); социальные (межличностное общение).

Формы направленности личности включают в себя влечение, т. е. смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие и возникшее вследствие той или иной неосознаваемой потребности; желание – направленность, при которой человек осознает то, чего добивается (при достаточно сильном волевом начале желание становиться стремлением); интерес – осознанную форму направленности на предмет, обусловленную стремлением к его познанию (интерес порождает любознательность, стимулирует внимание, позволяет сосредоточить внимание мысли на определенном объекте); идеал – форма направленности, воплощенная в конкретном образе, с которым человек хочет иметь сходство (идеалом может быть как реальная, так и идеальная, созданная воображением личность, определенный образ жизни, поведение того или иного человека или группы людей, отдельная черта характера; под влиянием антиобщественного мировоззрения в сознании субъекта может сформироваться отрицательный идеал); склонность – волевое и заинтересованное стремление к какому-то виду деятельности; мировоззрение – систему взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, явлениях природы и общества.

Многие поступки человека определяются его мировоззренческой ориентацией. Зная мировоззренческую основу личности, можно заранее предвидеть, как поступит данный индивид в той или иной ситуации. В структуре мировоззрения обычно выделяют мировосприятие, мироощущение, миропредставление, миропонимание, мирооценку, мироотношение. Первые три компонента объединяются в миросозерцание (пассивное мировоззрение), последние подготавливают переход миросозерцания в убеждение (осознанную потребность личности, побуждающую ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями).

Важнейшим структурным элементом личности выступают способности – индивидуально-психологические особенности, служащие условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности (учеба, занятия спортом, работа и др. ).

Индивидуально-проблемный опыт включает в себя знания, навыки, умения, привычки, уровень личной культуры и другие качества личности.

Знания представляют собой систему идеально воспроизведенных в языковой форме закономерных связей практически преобразуемого объективного мира. Они подразделяются на общетеоретические и прикладныезнания, которые в то же время становятся системами для своих подсистем (науки, техники, искусств, ремесла), а те в свою очередь выступают как системы по отношению к другим подсистемам.

Научные знания состоят из общественных, технических и математических. Общественные научные знания классифицируются на общетеоретические (общие) и прикладные (специальные). К общетеоретическимзнаниям относятся философия, логика, этика, психология, бухгалтерский учет, статистика, науки юридической надстройки (гражданское право, уголовное право, трудовое право и др. ). Прикладныезнания образуются в стыковой области, например между правоведением и другими отраслями науки (судебная бухгалтерия, правовая статистика, юридическая психология, судебная этика и др. ).

Понятие «специальные знания» появилось в юриспруденции, когда для решения вопросов, касающихся собирания, исследования и оценки доказательств, стали приглашать лиц, обладающих знаниями в области науки, техники, искусства, ремесла. Специальные знания включают в себя профессиональный опыт, навыки, умения.

Навыками называют действия, которые доведены до совершенства и выполняются быстро, экономично и правильно (например, специалист-криминалист имеет достаточно хорошие навыки владения фото-, кино-, видеоаппаратурой, измерительными и поисковыми приборами).

Образование навыков связано с постоянными упражнениями в определенного рода деятельности. Навыки классифицируются по профессиональным признакам (школьные, студенческие, спортивные, трудовые и т. д. ) и по степени усвоения (простые и сложные, разрозненные и комплексные, стандартные и гибкие, продолжительные и непродолжительные). Навыки образуются неравномерно. Скорость распада и образования навыков зависит от степени их сложности, возраста исполнителя, состояния его нервной системы, сознательности и мотивов поведения.

Умения – это способность человека эффективно, быстро и качественно выполнять работу в новых, порой в экстремальных условиях. Формирование умений начинается с «проб и ошибок», совершенствуется в процессе умелой деятельности и завершается профессиональным мастерством с надежным творческим использованием способностей продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях.

Совокупность общеобразовательных, правовых, специальных знаний, навыков, умений в сфере юриспруденции определяется общим понятием «профессиональные знания юриста». Общими знаниями юриста считаются знания в области различных правовых наук, к специальным относятся знания в области криминалистики, судебной бухгалтерии, правовой статистики, юридической психологии, правовой информатики и др.

Привычкой называется навык, сформированный на фоне положительных эмоций. Привычка есть действие, выполнение которого стало потребностью человека. Большое значение имеют профессиональные привычки, облегчающие трудовую деятельность, например привычка к строгой дисциплине. Но существуют и патологические привычки, являющиеся по сути заболеваниями (алкоголизм, наркомания и др. ). таким образом, привычки бывают полезными и вредными, угрожающими безопасности человека.

Личная культура – это система осознаваемых как ценности самим индивидом и ценимых в обществе качеств ума, характера, воображения, памяти, приобретенных в процессе воспитания и образования. Понятие «личная культура» ассоциируется с разными творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом, владением языками и т. д.

Уровень культуры личности определяется степенью развитости ее индивидуальных способностей, приобщенностью к культурному наследию, социализированностью.

Индивидуальные особенности отдельных психических процессов определяются формами психического отражения – единства процессуального и содержательного в психике: памяти, эмоций, мышления, чувств и воли. Это частнопсихологические категории, обобщаемые формой психического отражения как общепсихологической категорией их первого уровня. Та или иная форма психического отражения возникает под влиянием соответствующей потребности, организуется вниманием и объективизируется психомоторикой.

Психомоторика занимается изучением объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных, импульсивных реакциях и актах.

Сенсомоторная реакция является основным видом психомоторики и подразделяется на простую реакцию (время) и реакцию выбора (время и точность реакции). Существует и особое, еще малоизученное проявление сенсомоторной реакции – импринтинг (запечатление). Термин введен в 40-х гг. 20 века австрийским биологом К. Лоренцем, открывшим процессуальное в некоторых психических явлениях, ранее считавшимся инстинктами: приобретенное вскоре после рождения рассматривается как заимствование из поведения родителей и сверстников.

Идеомоторные реакции – это форма психомоторики, в которой выполняемые движения непосредственно и непроизвольно вызваны ярким представлением (наглядно-образные знания) об их выполнении.

Эмоционально-моторные и импульсивные реакции (устойчивые, неустойчивые) проявляются в деформации действий, порой нелепых, непроизвольно совершаемых под влиянием сильных эмоций.

К врожденным, или биологическим, свойствам личности относятся присущие человеку типологические свойства высшей нервной деятельности и обусловленные ими особенности психических процессов.

Дарвинизм выделил решающие факторы биологической эволюции организмов: наследственность, изменчивость и естественный отбор; подчеркнул неразрывную связь человека с животным миром, доказал, что человек произошел от одного из видов животных. Биологическое (от греч. bios – жизнь и logos – слово, учение, понятие) направленное в изучении свойств личности возникло во второй половине 20 века под влиянием дарвиновской теории биологической эволюции.

Биологическое – это все общее (но не обязательно тождественное) по гомологии у человека и животных. Гомология – частное явление, связанное с поведением человека и объясняющееся общей наследственностью или исторической преемственностью.

В современной литературе заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные структуры, сформированные под воздействием биологического и социального факторов. В действительности суть личности человека обусловлена совокупностью всех общественных отношений. В то же время, будучи социальным существом, человек, сохраняет отпечаток своей биологической организации, следовательно, в структуре его личности, безусловно присутствуют биологический и социальныйфакторы. Но противопоставление их не способствует объективному исследованию личности: взаимодействие социального и биологического в человеке основано на том принципе, что более простая форма движения материи (биологическая) послужила основой для возникновения более сложной его формы (общественной).

Биологическое в человеке выступает своеобразным материальным фундаментом его социальной сущности и потому чрезвычайно важно. «Основным парадоксом социального и биологического в человеке является кажущаяся несовместимость устойчивости генофонда человечества за время его истории с колоссальным прогрессом общественных отношений, развитием сознания, интеллекта, чувственно-эмоциональной сферы»[64].

При анализе индивидуализированного взаимодействия биологического и социального необходимо учитывать влияние врожденных особенностей личности (например, темперамента). Б. М. Теплов выдвинул идею о наличии ряда элементарных наследственно обусловленных свойств нервной системы (ССН), которые определяют поведение человека[65]. Согласно теории ССН основные свойства нервной системы, разнообразное сочетание процессов возбуждения и торможения составляют «ядро» поведенческих реакций с их индивидуальными различиями. Таким образом, биологическое служит предпосылкой для познания законов природы и общества. Личность же формируется, прежде всего, под воздействием социальных факторов.

Конечно, психологические явления (процессы, свойства, состояния) значительно влияют на сенсорную и нейродинамическую сферы человека, однако их сущность – направленность, содержание – имеет социальное происхождение.

Типологические особенности личности проявляются в динамике деятельности: интенсивности, устойчивости психических явлений, скорости их возникновения.

Устойчивость свойств личности есть продолжительное отсутствие каких-либо значительных изменений личностных качеств (наиболее устойчивыми свойствами являются характер, темперамент, способности и др. ).

Единство личности считается основным элементом психологического принципа единства сознания, личности и деятельности (сознание – личностно и деятельно; личность – сознательна и деятельна; деятельность – сознательна и личностна).

Активность личности – это способность человека проявлять идейную принципиальность, последовательность в отстаивании своих взглядов и убеждений, четко придерживаться принципа неразрывности слова и дела. Активность личности наиболее отчетливо проявляется в характере.

Основу типологических различий составляют три главных свойства нервных процессов: их сила, подвижность, уравновешенность.

Сила нервных процессов – одно из основных свойств нервной системы[66], отражающее предел работоспособности клеток головного мозга. Академик И. П. Павлов утверждал, что сила нервной системы является основным параметром классификации типов высшей нервной деятельности.

Еще одно важнейшее свойство нервной системы – подвижность, которая характеризуется способностью быстро реагировать на изменения в окружающей среде.

Уравновешенность нервных процессов – это самостоятельное соотношение между показателями возбуждения и торможения. Этот же смысл имеет новый термин «баланс нервных процессов».

Возбуждение неразрывно связано с противоположным процессом – торможением, которое приводит к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов. Торможение классифицируется на внешнее, или безусловное, и внутреннее, т. е. условное. Безусловное торможение есть разновидность коркового торможения и включает в себя: а) индивидуальное (внешнее) торможение, обеспечивающее ориентировочную реакцию на неожиданные раздражения; б) запредельное (охранительное) торможение, которое возникает при действии стимулов, возбуждающих соответственные корковые структуры выше присущего им предела работоспособности, и обеспечивает тем самым реальную возможность сохранения или восстановления последней.

Личность формируется в конкретно-исторических условиях, в процессе воспитания и обучения. Основными движущими силами развития личности являются биогенетические и социогенетические факторы. Сторонники биологического направления утверждают, что формирование личности определяется наследственностью, т. е. в человеке от природы заложено предрасположение к конкретному виду деятельности и к определенному комплексу мотивов, а также запрограммированы этапы психического развития и порядок их возникновения. Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий на нее окружающей социальной среды.

Биогенетики и социогенетики практически игнорируют собственную активность личности. Первые считают, что заложенное в человеке природой должно проявиться в жизни и не следует пытаться что-то в этом изменить. Вторые, отводя человеку пассивную роль, заставляют его приспосабливаться к окружающей обстановке. Таким образом, ни одна из этих концепций не может быть принята за основу понимания закономерностей формирования личности.

Представляется, что движущими силами развития личности выступают потребности, побуждения, интересы человека, которые преломляются через сложную систему осознанных и неосознанных мотивов к деятельности. «Движущие силы психического развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения»[67]. Преодоление противоречий между потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения происходит путем овладения приемами, средствами, умениями, знаниями эффективного осуществления конкретного вида деятельности.

Личность судебного эксперта

Эксперт – то сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для исследования и разрешения какого-либо вопроса, требующего специальных знаний (врачебных, бухгалтерских и др. ).

Судебный эксперт – это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное судом, следователем и др. в порядке, установленном процессуальным законодательством (ст. 79 ГПК, ст. 55 АПК, ст. 57 УПК, ст. 29. 6 КоАП) для производства судебной экспертизы и дачи заключения. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, государственных и негосударственных экспертных учреждений, сотрудники неэкспертных учреждений, частные эксперты, иные специалисты, обладающие необходимыми знаниями, умениями, навыками для дачи заключения. Эксперт – это лицо осуществляющее профессиональную деятельность. Поэтому личность эксперта неотделима от экспертной деятельности. Раскрывая структуру личности эксперта, необходимо выделить в ней четыре подструктуры:

- социально обусловленные черты;

- знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения и деятельности;

- индивидуальные особенности личности эксперта;

- психологические особенности. Обусловленные высшей нервной деятельностью человека.

            1. Социально обусловленные черты эксперта включают в себя: направленность, отношения, этические качества эксперта. Важнейшее требование, предъявляемое к эксперту – его направленность, включающая в себя потребность к труду и удовлетворению этой потребности выполняемой работой.

Направленность личности эксперта характеризуется ее мотивами, интересами, убеждениями, склонностями, идеалами, мировоззрением и др.

Мотив – способствует активности эксперта, стимулирует побуждения и готовность эксперта к исследовательской деятельности. Благодаря мотивам эксперт получает от своей работы не только материальное, но и моральное удовлетворение (например, качественно проведенное экспертное исследование способствует формированию гордости за свои профессиональные знания). Появляется желание постоянно совершенствовать свои профессиональные умения и навыки.

Интересы эксперта – это форма проявления познавательной потребности, стремление глубоко изучить объект исследования, осознать цель экспертизы, тщательно ознакомиться с существующими фактами и выявить новые данные. Различают непосредственный интерес, вызываемый объектом экспертного исследования, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей экспертной деятельности (например, стремление следить за новейшими достижениями в области науки, техники, искусства, ремесла, использовать современные возможности в деятельности эксперта).

Мировоззрение эксперта обуславливается системой взглядов на объективный мир, его местом в окружающей действительности и его отношением к самому себе. Ядром мировоззрения эксперта являются его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Убеждение эксперта – это уверенность его в том, что выводы, к которым он пришел в результате исследования объектов экспертизы, являются объективно правильными и соответствуют действительности.

Убеждение имеет свою внутреннюю и внешнюю форму. Внешней формой проявления убеждения судебного эксперта является сформулированные им в заключении ответы на поставленные вопросы.

Внутреннее убеждение эксперта основывается на процессуальной самостоятельности, он свободен от какого-либо влияния органа, назначившего экспертизу и заинтересованных лиц. Это означает, что выводы эксперта, должны отражать не только объективность исследования, но и основываться на его убеждении.

Убеждение эксперта сложное и многогранное образование, имеющее ряд тесно переплетающихся аспектов: гносеологических, психологических.

а) С точки зрения гносеологического содержания убеждение эксперта включает в себя истинность (например, он считает, что современное состояние науки не позволяет ему дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы) и неразрывную связь с его познавательной деятельностью.

Убеждение эксперта включает в себя следующие компоненты: а) уяснение и анализ поставленного перед ним задания; б) исследование объектов экспертизы; в) окончательную формулировку выводов в экспертном заключении.

б) В логическом плане убеждение эксперта представляет собой результат творческих суждений и умозаключений.

в) С психологических позиций – это сочетание объективных (основанных на достоверных данных и адекватно отраженных в заключении достижений науки) и субъективных (зависящих от собственной психики) факторов.

Склонность судебного эксперта связана с его избирательной направленностью в экспертной деятельности. Основой склонности эксперта является постоянное стремление к совершенствованию профессиональных умений, навыков, знаний, связанных с конкретной экспертной деятельностью (например, баллистической, почерковедческой, автороведческой, психологической и т. д. ).

Отношения судебного эксперта – это взаимосвязи (взаимоотношения) с субъектами экспертной деятельности(руководством экспертного учреждения, коллегами, подъэкспертными и др. ), правоохранительных органов (следователями, судьями, прокурорами и др. ), которые возникают в процессе экспертной деятельности, по заданиям правоохранительных органов.

Взаимоотношения эксперта и юриста (следователя, дознавателя, судьи и др. ) подразделяются на деловые, возникающие между участниками общего дела как носителями определенных общественных функций, и личные, складывающиеся на основе симпатии или антипатии, притяжения и отталкивания.

Деловой контакт между юристом и экспертом регулируется процессуальными нормами, регламентирующими деятельность лиц, обладающих специальными знаниями (к примеру, ст. 57, 58 УПК РФ), а также различными подзаконными актами (приказами, инструкциями, положениями и др. ).

Эффект притяжения эксперта и юриста будет тем выше, чем ярче у них проявляются такие качества личности, как высокая компетентность, деловитость, требовательность, организованность, нравственность и др.

Взаимоотношения необходимо рассматривать применительно к следующим этапам:

- знакомство эксперта с материалами дела (уголовного, гражданского и др. ), беседа с лицом, подлежащим экспертному исследованию;

- обсуждение результатов предварительного ознакомления с конкретной ситуацией, уточнение ведения производства следственного действия, формы предполагаемых вопросов, подлежащих экспертному исследованию;

- оценка результатов следственного действия.

Умение прогнозировать возможные варианты контакта с экспертом – обязательное условие взаимоотношений юриста с экспертом. Например, следователь должен информировать эксперта об особенностях получения тех или иных доказательств, а в период экспертного исследования – постоянно наблюдать за ходом его проведения. Эксперт указывает следователю на целесообразность предоставления дополнительных материалов, выявления новых обстоятельств, особенно таких, которые потребуют неотложных следственных действий, содействует правильному оформлению протокола.

Юрист сотрудничает с экспертом и при оценке заключения экспертизы, правильность которой зависит от того, насколько юрист разбирается в вопросах, требующих специальных знаний, знает материалы дела, умеет логически мыслить. Значительные трудности возникают при оценке результатов экспертных исследований, выполненных с использованием экспертных методик, тестов.

Здесь юрист должен обратить внимание на компетентность эксперта в современных методах исследования, полноту их проведения (т. е. использование им всех методов и приемов, которые освоены и внедрены в практику экспертных исследований, правильность интерпретации и обобщение результатов экспертизы, логику экспертных выводов и т. д. ), безошибочность избрания тактики проведения экспертизы.

Творческие и доброжелательные взаимоотношения юриста с экспертом при оценочной деятельности представленного на экспертизу материала, проверке логической очередности и правильности методов исследования будет способствовать устранению имеющихся недочетов и значительному улучшению правоохранительной деятельности в целом.

На эффективность отношений юриста и эксперта влияют личностные качества взаимодействующих лиц: инициативность, тактичность, выдержанность, стойкость, скромность, сообразительность, умение считаться с мнением других, внимательность, мужество, решительность и др. Особое значение придается интеллектуальным качествам. Среди них: наблюдательность, достаточный запас знаний, умений и навыков, хорошая память, развитая речь, воображение, мобильность, быстрота, самостоятельность, целеустремленность, критичность, гибкость мышления и др.

Эксперт и юрист должны уметь «подать» себя в соответствии с требованиями профессиональной этики и общего этикета.

Этические нормы, которыми должен руководствоваться эксперт в своей деятельности, включают в себя следующие требования:

- объективность проводимых исследований и сделанных на их основе выводов;

- независимость выводов эксперта от каких-либо внешних влияний и воздействий;

- уверенность в достоверности изложенных в заключении по экспертизе выводов;

- строгое соблюдение требований о сохранении служебной тайны, связанной с производством экспертизы;

- корректные отношения с должностными лицами, назначившими экспертизу, и иными участниками процесса (уголовного, гражданского, арбитражного и др. ).

В настоящее время возникла необходимость создания и принятия кодекса профессиональной этики эксперта, цель которого – установление основополагающих нравственных норм, определяющих поведение эксперта в конкретной ситуации; формулирования понятия эксперта, четкое обоснование его функций и обязанностей.

Судебные эксперты обязаны хранить в тайне данные, относящиеся к расследуемому событию, которые стали им известны в связи с выполнением профессиональных обязанностей. Это требование касается сведений об обследуемых, полученных при контакте с ними; данных, поступивших от следователя и других работников правоохранительных органов; информации, выявленной в результате экспертных исследований. Обязанность хранить профессиональную тайну теряет силу, если следователь, орган дознания, прокурор или суд, разрешают сведущему лицу предать гласности полученные результаты или сведения о конкретной личности.

Изложенное позволяет утверждать, что судебно-экспертная практика нуждается в разработке профессиограммы эксперта.

2. Знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в процессе обучения и деятельности.

Знания представляют собой определенную систему понятий, усвоенных экспертом. Эксперт – это лицо, обладающее определенными знаниями в конкретной области (медицинской, химической, психологической и др. ). Большинство экспертов по своему образованию не являются юристами, поэтому они наряду со специальными, обладают знаниями в области права в объеме соответствующих положений уголовного и гражданского процессуального законодательства, относящихся к порядку назначения и производства судебной экспертизы на предварительном расследовании и суде, а также знать права и обязанности эксперта.

Я. М. Яковлев справедливо отмечал: «Для эксперта особенно важны глубокие знания как определенная система усвоенных им закономерностей, понятий и явлений, изучаемых той отраслью науки, специалистом которой он является»[68].

Навык – действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма. Навык характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием сознательной регуляции и контроля. Различают сенсорные, умственные (мыслительные, волевые) и двигательные (психомоторные). Навыки не только используются, но и формируются в процессе деятельности.

Навыки судебного эксперта формируются в процессе обучения и практической(экспертной) деятельности. Например, в МВД РФ согласно ведомственным нормативным актам основными формами обучения экспертных кадров являются:

а) первоначальная профессиональная подготовка, осуществляемая как по месту службы, так и в соответствующих учебных центрах органов внутренних дел. Значительное число вновь принимаемых на службу экспертов составляют лица, не имеющие экспертно-криминалистической специализации и окончившие общегражданские либо военные образовательные учреждения, основной формой их обучения стала первоначальная подготовка на местах в ЭКУ (ЭКО) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, где они получают начальные знания процессуального и технико-криминалистического характера. По окончании обучения они сдают экзамены на право участия в качестве специалиста в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях.

б) профессиональное образование, осуществляемое в специализированном высшем образовательном учреждении. Старейшим высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку экспертов-криминалистов для системы МВД, является факультет подготовки экспертов-криминалистов Волгоградской Академии. Первый выпуск слушателей факультета состоялся в 1977 г. В 1991 г. образован Саратовский юридический институт (ранее Высшая школа) МВД России с экспертно-криминалистической специализацией. Профессиональная деятельность выпускников учебных заведений осуществляется путем производства криминалистических экспертиз, участия в качестве специалиста в следственных действиях, выполнения криминалистических исследований по заданиям правоохранительных органов, ведения экспертно-криминалистических карточек, коллекций (пуль, гильз и др. ).

в) послевузовская подготовка – это обучение в рамках повышения квалификации и переподготовки сотрудников на факультетах и курсах высших образовательных учреждений, в учебных центрах, в ЭКЦ МВД России, в базовых ЭКП органов внутренних дел.

г) стажировка – это самостоятельный вид профессиональной подготовки, позволяющий сотруднику приобрести новые знания, практические навыки и умения, необходимые для успешного выполнения функциональных обязанностей по занимаемой ими новой должности.

Формирование навыков в процессе экспертной деятельности осуществляется благодаря производству традиционных технико-криминалистических судебных экспертиз: дактилоскопических (исследование следов пальцев рук, босых ног и др. ); холодного оружия; трасологической (следов орудий взлома, следов обуви и шин, установление целого по частям и др. ); почерковедческой (исследование рукописных текстов, подписи, измененных текстов и др. ); баллистической (следов выстрела, неисправности оружия и пригодности его для стрельбы и т. д. ) и др. [69].

Приобретенные в процессе работы навыки облегчают эксперту овладеть навыками других (сходных) навыков. Например, эксперт имеет навыки работы со следами взлома, подбора ключей (трасологических исследований), ему зна

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...