Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные проблемные области телемедицинской деонтологии

Примеры телемедицинских хирургических роботов.

1) 'Робот Да Винчи', который в основном используется для удаления простаты и опухолей, операций на желудке и неврологических вмешательств. Его механические руки вращаются на 360 градусов, что обеспечивает большую точность надрезов по сравнению с руками хирурга.

2) 'FreeHand', робот-видеокамера для снижения степени хирургического вмешательства в тело пациента. Как правило, хирургическая камера управляется ассистентом, но 'FreeHand' позволяет врачу самостоятельно контролировать ее с помощью движений головы и ножной педали.

3) Самособирающийся робот ARES. Самособирающаяся эндолюминальная хирургическая система с изменяемой конфигурацией для проведения операций без разреза кожных покровов. Проглоченные пациентом отдельные функциональные блоки внутри организма собираются в управляемый модуль, с помощью которого проводится хирургическое вмешательство.

4) Робот Probot для хирургического лечения гиперплазии предстательной железы требует от врача лишь задания объема увеличенной простаты, который необходимо удалить. Все дальнейшее вмешательство происходит автоматически.

4. В 1995 году между ВОЗ и Международным союзом по Телекоммуникациям (ITU) был подписан “Меморандум Понимания, согласно которому две организации объединили свои усилия в области информационных технологий и коммуникаций для улучшения качества медицинской помощи людям, живущим в сельских и удаленных регионах.

В декабре 1997 года ВОЗ на международных консультациях по телемедицине определил стратегические элементы своей деятельности по телемедицине. ВОЗ совместно с ITU/MCT начал осуществлять с 1996 года небольшие проекты, в том числе миссии экспертов, семинары и специальные исследования в избранных странах.

ВОЗ – ITU/MCT в рекомендациях по телемедицине (SG 2.6-98) указывают, что телемедицина должна обсуждаться при планировании национальной политики по здравоохранению

Согласно рекомендациям ВОЗ-SG 2.6-98, достоинства телемедицины состоят в:

· мониторинге удаленных пациентов, что уменьшает число дней пребывания в стационаре;

· снижение потерь времени в системе здравоохранения;

· преодоление трудностей в диагностике и лечении сложных клинических случаев;

· возможность диагностики и лечения в местных клиниках при обеспечение универсальности оказываемой медицинской помощи;

· глобальном распространении профессиональных навыков;

· улучшении общественного здравоохранения, включая контроль над заболеваемостью;

· снижении затрат на транспорт как пациентам, так и врачам, снижении затрат на обучение персонала в том числе;

· организации новых рабочих мест.

Приказом Минздрава РФ и РАМН от 27.08.2001 №334/76 утверждена «Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации», которая позволит оказать значительное воздействие на систему лечебно-профилактической помощи населению, на управление системой здравоохранения и повышение эффективности её функционирования в чрезвычайных ситуациях, на развитие науки, на внедрение новых медицинских технологий, на подготовку и усовершенствование кадров.

Телемедицинская деонтология - это профессиональная этика и комплекс моральных требований для лиц, практикующих телемедицину, принципы поведения медицинского, технического и вспомогательного персонала. В основе данного термина лежат понятия деонтологии (общей и медицинской), медицинской этики, биоэтики [25,59].

Основные проблемные области телемедицинской деонтологии

Исходя из схемы (рис.3.1) можно выделить основные проблемные области телемедицинской деонтологии:

1. Согласованность с национальной юридической системой;

2. Сохранение медицинской тайны;

3. Отношения „врач-пациент-информационная система”;

4. Отношения „абонент-координатор-консультант”, „врачтехнический персонал”;

5. Физическая и информационная безопасность телемедицинских систем;

6. Стандартизация и документирование телемедицинских процедур;

7. Информированное согласие.

Деонтологические требования к проведению телемедицинских процедур:

– сохранение врачебной тайны;

– соблюдение моральных и этических норм („врач-врач”, „врач-пациент”, „врач-вспомогательный персонал”);

– информирование пациента о необходимости, результатах и возможных последствиях телемедицинской процедуры;

– соблюдение требований безопасности компьютерных сетей и автоматизированных систем;

– соблюдение юридических норм;

– информированное согласие пациента на проведение телемедицинской процедуры;

– тщательное ведение документации.

5. Телемедицинский центр (синонимы – дистанционный диагностический центр, центр домашней (индивидуальной) телемедицины) – основное инфраструктурное подразделение телемедицинской сети, обеспечивающее выполнение клинических, организационных, учебно-методических и научных задач

Основные задачи телемедицинского центра (ТМЦ):

1. Проведение телемедицинских процедур для пациентов лечебно-профилактического учреждения, к которому принадлежит ТМЦ, а также - в пределах контролируемой административной территории.

2. Комплексирование и интеграция разных видов телемедицинских процедур с целью получения в минимальные сроки наиболее полной и достоверной медицинской информации для диагностики и определения схемы лечения.

3. Разработка и внедрение в практику экономически обоснованных, высокоэффективных методов использования телемедицины.

4. Осуществление консультативной помощи медицинским работникам по вопросам телемедицинской деятельности.

5. Внедрение и развитие телемедицинских систем для расширения возможностей и повышения уровня лечебно-диагностического процесса.

6. Обеспечение безопасности телемедицинских процедур для пациентов, сохранение медицинской тайны и конфиденциальности, целостности цифровой медицинской информации.

7. Активное участие и обеспечение повышения квалификации врачей и средних медицинских работников.

8. Ведение документации, протоколирование телемедицинских процедур, подготовка статистических отчетов учреждения по вопросам телемедицинской деятельности.

9. Внедрение отраслевых и национальных стандартов, современных аппаратно-программных комплексов и телекоммуникационных средств, подготовка стандартных протоколов и т.п.

Основные функции телемедицинского центра (ТМЦ):

Телемедицинский центр, с целью реализации положенных на него задач, осуществляет следующие основные функции:

1. Принимает участие в разработке единых подходов в использовании телемедицинских технологий для эффективной деятельности системы здравоохранения.

2. Обеспечивает проведение сеансов телемедицинской связи консультативного, учебного, организационного и иного целевого характера.

3. Сотрудничает с учреждениями и организациями здравоохранения в интересах развития телемедицинской сети в стране и помощи гражданам и организациям в предоставлении телемедицинских услуг.

4. Обеспечивает подготовку необходимых материалов для проведения телемедициских процедур.

5. Осуществляет эксплуатацию аппаратных и программных средств телемедицины, проводит техническое обслуживание.

6. Документирует процессы и результаты телемедицинских процедур.

7. Организует взаимодействие и сотрудничество с иными ТМЦ, организациями и структурами.

Кадровое обеспечение телемедицинского центра. Для функционирования телемедицинского центра необходим следующий персонал:

- координатор - диспетчер (высшее или полное высшее медицинское образование),

- врач- эксперт (полное высшее медицинское образование),

- патронажная медицинская сестра (высшее или полное высшее медицинское образование),

- инженер (высшее или полное высшее инженерное образование).

Задача координатора: методически правильная организация и бесперебойное проведение телемедицинских сеансов, помощь медицинским работникам в подготовке данных для телемедицинских процедур, решение экономических, организационных задач.

Задача врача-эксперта: организация и проведение телемедицинских сеансов, предоставление консультативных заключений.

Задача патронажной медицинской сестры: контроль за поступлением данных от домашних, амбулаторных и других систем телемониторинга и иных средств домашней телемедицины, осуществление медсестринского телепатронажа.

Задача инженера: обеспечение бесперебойной работы оборудования и средств связи.

6. Телемедицинская процедура – это имеющая строго определенную цель стандартная последовательность совместных действий географически удаленных друг от друга медработников, пациента(ов) и вспомогательного персонала с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники.

В настоящее время существуют следующие основные виды телемедицинских процедур, составляющих общую телемедицину:

- телемедицинское консультирование;

- биотелеметрия (телемониторинг);

- домашняя (индивидуальная) телемедицина;

- телескрининг;

- телеприсутствие;

- телеассистирование;

- дистанционное обучение.

Можно выделить следующие виды телемедицинских лечебно-диагностических приборов:

1. Средства визуализации пациента и места болезни.

2. Средства получения и обработки электрограмм.

3. Средства измерения показателей.

4. Средства для трансляции результатов обследований

5. Средства дистанционного контроля лечебных устройств.

Для проведения телемедицинских процедур используют специальные модификации компьютеризированного лечебно-диагностического оборудования со встроенными модулями (опциями, функциями). К таковым относятся: автоматическое преобразование данных в цифровой вид (файл, поток данных), трансляция данных, сохранение информации в цифровом виде, наличие обратной связи с экспертом и т.д.

7. Телеконсультирование – это телемедицинская консультативная помощь в отношение социально значимых и трудно дифференцируемых заболеваний. Проводят в следующих ситуациях:

1) диагностически сложные случаи;

2) угрожающие жизни состояния;

3) оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

4) анализ данных функциональных, радиологических, инструментальных и лабораторных исследований4

5) Выбор и коррекция лечебной практики, включая оперативные методы лечения;

6) направление на госпитализация в специализированные медицинские центры;

7) реабилитация больных в отдаленном периоде после сложных операций.

Теленаблюдение ( телемониторинг ) за пациентами – это профилактический и постгоспитальный контроль физиологических показателей, например, у беременных женщин, хронических больных и инвалидов, находящихся вне пределов ЛПУ.

Телепомощь с использованием видеоконференцсвязи – это домашняя или персональная медицина, ориентированная на оказание помощи в таких ситуациях, когда рядом с пациентом нет медицинских работников. Включает консультативную медицинскую помощь, психологическую и социальную поддержку, удаленное видеонаблюдение за лежачими больными, включая контроль за приемом лекарств. Нашла широкое применение в оказании помощи больнымс сахарным диабетом, артериальной гипертензией, аритмиями.

Специальные устройства способны передавать текущие показатели, полученные с помощью тонометров, электрокардиографов, глюкометров и т.п. по сети Интернет на серверы клиник. При ухудшении показателей в автоматическом режиме оповещается лечащий врач или служба скорой помощи.

 

8. Веб-платформа – специализированный сервер Интернет, предназначенный для телемедицинских процедур и оснащенный соответсвующими функциями.

Веб-платформы являются весьма практичным и эффективным инструментом для телеконсультирования.

NB! С помощью веб-платформ возможно выполнение как синхронных, так и асинхронных телемедицинских консультаций.

Веб-платформа имеет следующие характерные компоненты:

- обязательная предварительная регистрация пользователей (с указанием профессионального статуса, места работы);

- авторизация пользователей, паролированный доступ;

- программные средства отправки, хранения, обработки медицинской информации, в частности изображений;

- программно-аппаратные средства обмена медицинской информацией.

Веб-платформа состоит из следующих разделов:

1) Общий раздел – открыт для любого пользователя Интернет, содержит информацию о проекте, условия эксплуатации, контактную информацию и т.д.

2) Регистрация – содержит он-лайн анкету для регистрации нового пользователя.

3) Внутренний раздел – содержит средства для проведения телемедицинского консультирования, иногда также для дистанционного обучения (аналогично вебинару – см. главу «Дистанционное обучение»).

В телемедицинских целях веб-платформы используются для решения следующих задач:

- асинхронное формальное телеконсультирование;

- синхронное формальное телеконсультирование;

- дистанционное обучение;

- ведение реестров (сахарный диабет, беременность и т.д.);

- асинхронное неформальное телеконсультирование (в тех

случаях, когда веб-платформа поддерживается медицинским Интернет-сообществом).

Телеконсультация асинхронная - разновидность удаленного консультирования, при которой работа абонента и работа консультанта с той или иной телемедицинской технологией производятся последовательно и разделены временем (электронная почта, форумы на базе Internet).

Телеконсультация синхронная - разновидность удаленного консультирования, при которой абонент и консультант одновременно используют ту или иную телемедицинскую технологию или их сочетание (видеоконференция, электронная почта и т.д.).

Общий сценарий телеконсультирования с использованием веб-платформы:

1) Врач-абонент подготавливает в цифровом виде совокупность медицинской информации для консультации (эпикриз, данные дополнительных методов обследования, вопросы к консультанту); осуществляется авторизированный доступ на платформу; данные помещаются на веб-платформе в виде так называемого клинического.

2) Модератор отслеживает появление нового клинического случая (в т.ч. благодаря функциям уведомления по SMS и/или email) и информирует о нем дежурного эксперта либо консультирует самостоятельно.

3) Врач-эксперт осуществляет авторизированный доступ на платформу, знакомится с представленным клиническим случаем, при необходимости задает врачу-абоненту уточняющие вопросы.

4) Абонент отвечает на уточняющие вопросы (возможно, дополнительно размещает в «клиническом случае» затребованные данные).

5) Аналитическая работа консультанта.

6) Врач-эксперт формулирует и размещает на платформе заключение (которое может дублироваться в виде отдельного файла (заключение на бланке).

Видеоконференция – это интерактивное консультирование в режиме реального времени (on-line). Они обеспечивают возможность совместного обсуждения больного лечащим врачом и консультантом при визуальном анализе всего комплекса медицинских данных пациента., включая визуальные (эхограммы, рентгенограммы и т.п.).

Возможность консультаций в режиме реального времени позволяет наряду с плановыми проводить экстренные телеконсультации, что особенно важно при неотложных состояниях, в том числе в чрезвычайных ситуациях.

Видеоконференции способствую повышению квалификации лечащих врачей.

9. Дистанционное обучение — взаимодействие преподавателя и студента между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Эффективный процесс дистанционного обучения обеспечивается при выполнении следующих условий:

1) Непрерывное визуальное наблюдение обучающихся за всеми процессами диагностики в реальном времени.

2) Аудиоконтакт между всеми обучающимися и преподавателями.

3) Возможность для обучающихся проводить оперативную запись наиболее важных этапов занятия для сохранения и повторения пройденного.

При телеобучении можно использовать реальное медицинское оборудование. Например, на занятия по гистологии преподаватель может попросить одного или несколько обучающихся указать на исследуемом изображении поля с конкретными признаками и сохранить изображение с пометками каждого обучающегося в своей базе данных. При наличии микроскопа с компьютерным управлением обучающийся может сам анализировать гистологический препарат: студент дистанционно проводит исследование, а остальные видят препарат и слышат комментарии преподавателя. В процессе клинических лекций может использоваться электронный стетоскоп, что позволят преподавателю опрашивать студентов по поводу характера наблюдаемых у пациента шумов.

Слово " Moodle " - это аббревиатура слов "Modular Object- Oriented Dynamic Learning Environment"(Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда).

Moodle – в общем случае это программа, которая позволяет создавать онлайн-курсы. Эта среда позволяет создать единое учебное пространство для студентов и преподавателей. Используя Moodle, преподаватель может обмениваться сообщениями со студентами, создавать и проверять задания, публиковать текстовые материалы и многое другое.

Возможности Moodle для преподавателей:

· Moodle имеет простой, эффективный, совместимый с разными браузерами web-интерфейс.

· Список курсов содержит описание каждого курса на сервере, предоставляя доступ к этой информации и гостю.

· Курсы разбиваются на категории. Имеется механизм поиска курсов по ключевому слову. Moodle может поддерживать тысячи курсов.

· Большинство текстовых элементов (ресурсы, форумы, задания и т.д.) могут быть отредактированы, используя внедренный HTML редактор.

· Предлагается широкий спектр инструментов для построения учебного процесса, включая не только стандартные модули, но и дополнительные.

· Для коммуникации и социализации в сообществе курса преподаватель может использовать такие инструменты как форумы, чаты, систему обмена сообщениями, блоги и т.д.

Возможности Moodle для студентов:

· Для коммуникации предлагаются форумы, система обмена сообщениями и др. инструменты.

· Любой пользователь Moodle может рассказать сообществу курса о себе, используя блог.

· Предоставляется доступ к текстовым материалам курса, заданиям, тестам и другим элементам курса.

10. В настоящее время идет процесс дифференциации клинической медицины. Оформились Телерадиология, Телепатология, Телепсихиатрия, Телеанестезиология и т.п.

Телерадиология – это передача радиологических изображений (данных ультразвукового исследования (УЗИ), компьютерной томографии (КТ), магниторезонансной томографии (МРТ) и др.) в электронной форме с целью их интерпретации или консультации. Возможно и прямое участие дистанционного консультанта в проведении обследования с рекомендациями, например, о расположении датчика при УЗИ.

Телепатология – это дистанционная оценка микроскопических препаратов (гистологических цитологических) либо в отсроченном, либо в интерактивном режиме. При последнем варианта удаленный консультант не просто рассматривает изображение микропрепарата, передаваемое ему из консультирующегося ЛПУ, но и может при наличии специальной техники и программного обеспечения самостоятельно перемещать исследуемый препатат в в желаемом направлении для оценки не одного, а нескольких полей зрения микроскопа.

Телепсихиатрия – это ин ттерактивное дистанционное общение врача с пациентом в целях диагностики и лечения в следующих случаях:

1) контроль эффективности терапии после выписки из психиатрического стационара;

2) оказание помощи на расстоянии пациентам с психическими заболеваниями, находящимся в больницах общего профиля, санатория и т.п;

3) дистанционное проведение сеансов психотерапии;

4) консультации школьников с отклонениями в поведении и проблемами обучения непосредственно в школах.

Телеанестезиология – базируется на сочетании телемониторинга состояния оперируемого пациента, видеоконференцсвязи и видеомониторинга операции. Появляется уникальная возможность в реальном времени через Интернет контролировать динамику физиологических параметров пациента во время операции с визуализацией операционного поля через web-камеру.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...