Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Методы организации учебно-познавательной деятельности.




Вопросы.
1. Сущность и определение метода обучения.
2. Научные подходы к классификации методов обучения, их достоинства и недостатки.
3. Методы организации учебно-познавательной деятельности.
4. Активные методы обучения, их характеристика.

Творческое задание. " Я моделирую собственный метод обучения"

 

 

1. Метод (в переводе с греческого языка означает буквально путь к чему-либо) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определённой цели. В педагогической литературе существуют различные подходы к определению сущности метода обучения:

· как способ деятельности учителя и учащегося;

· как совокупность действий и приемов работы учителя и учащихся;

· как путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию.

Педагоги-исследователи, разрабатывающие проблемы методов обучения, предлагали собственное видение сущности метода, акцентируя внимание на определенной его стороне. Приведем ряд определений для самостоятельного анализа:

· это способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И. Ф. Харламов);

· это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащегося, применяемого для решения определенных задач обучения, развития и воспитания (О. С. Гребенюк);

· это апробированная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности (В. Оконь);

· это способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта (И. Я. Лернер);

· способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю. К. Бабанский).

Все вышеупомянутые определения не противоречат, а дополняют друг друга.

С понятием «метод» связаны ещё два понятия: «средство» и «приём». Средство – это приспособление, орудие действия. Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться. Приём – это деталь метода, то есть частное понятие по отношению к общему понятию «метод». (Например, рассказ – это метод обучения, сообщение плана рассказа – приём активизации внимания учащихся, способствующий систематизации восприятия. )

 

2. Поскольку методы обучения имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система методов. Одна из первых относится к концу 20 г. ХХ в. и связана с именем Б. В. Всесвятского, который описал две категории методов – методы передачи готовых знаний и методы искания (исследования). В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Рассмотрим сущность наиболее обоснованных из них.

Традиционная классификация методов обучения (по источнику передачи информации и характеру её восприятия). Сначала выделялись практические, наглядные, словесные методы (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант), затем эта система дополнилась и другими – современными, связанными, например, с техническими средствами обучения (ТСО).

 

 

Другая классификация методов построена на основе структуры личности.

 

 

Классификация методов обучения в соответствии с решением дидактических задач (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

Методы:

  1. Приобретения знаний.
  2. Формирования умений и навыков.
  3. Применения знаний.
  4. Закрепления знаний.
  5. Проверки знаний, умений, навыков.
  6. Творческая деятельность.

Классификация методов по характеру (уровню самостоятельности, активности и творчества) познавательной деятельности учеников (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).

Эту классификацию еще в 1965 году предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они отметили, что многие прежние подходы к систематизации методов обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их учебной деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся и должны служить важным критерием выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает:

  1. объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
  2. репродуктивный;
  3. метод проблемного изложения;
  4. частично-поисковый (эвристический);
  5. исследовательский.
  1. Сущность объяснительно-иллюстративного (информационно-рецептивного) метода выражается в следующих его характерных признаках:
  1. знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
  2. учитель организует различными способами восприятие этих знаний;
  3. учащиеся осуществляют восприятие (рецептию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

При рецептии используются все источники информации (слово, наглядность и т. д), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путём. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия учащимися знаний. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении, запоминании сообщаемой информации.

  1. В репродуктивном методе обучения выделяют следующие признаки:
  1. знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
  2. учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;
  3. учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;
  4. необходимая прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения знаний.

Основное назначение этого метода – формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения действий, отдельных упражнений при решении задач; освоении инструкций, алгоритмов, образцов практических действий.

Главное преимущество этого метода, как и рассмотренного выше объяснительно-иллюстративного метода, экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объёма знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать её в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.

  1. Метод проблемного изложения (или проблемный метод) является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определённом этапе обучения учащиеся ещё не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала и до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Другими словами, основное назначение метода заключается в раскрытии педагогом в изучаемом учебном материале различных проблем и показе способов их разрешения. При этом деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении, запоминании и воспроизведении готовых научных выводов и способов действий, но и в прослеживании за логикой доказательств, за развертыванием учителем мыслительных операций (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление доказательств и др. )
  2. Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:
  1. знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
  2. учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
  3. учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают вместе с учителем и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель – учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть – учащиеся добывают самостоятельно отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания, или работая над компьютерными программами. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа. Деятельность учащихся заключается в активном участии в эвристических беседах, овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее разрешения.

  1. Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:
  1. учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
  2. знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;
  3. деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
  4. учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, исследовательским характером; учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Способы учебно-познавательной работы учащихся перерастают в научно-исследовательские умения.

Основное содержание этого метода заключается в обеспечении учителем условий для развития у учащихся мотивации поисково-творческой деятельности, овладения ими методами научного познания, способами творческой деятельности. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, разработки исследовательских заданий, нахождения способов их решения и проверки полученных данных и др.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний, поэтому его недостатками являются значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Методы:

1. Первичного усвоения учебного материала, а именно:

· информационно - развивающие (устное изложение материала учителем, беседа, работа с книгой);

· эвристические или поисковые (эвристическая беседа, дискуссия, лабораторные работы);

· исследовательский метод.

2. Закрепления и совершенствования приобретённых знаний, а именно:

· упражнения (по образцу);

· практические работы.

Активно развиваются бинарные и полинарные методы обучения, которые группируются на основе двух или более признаков.

1. Бинарная классификация методов обучения М. И. Махмутова построена на сочетании методов преподавания и методов учения.

1. Полинарная классификация методов обучения, в которой сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности и логические пути учебного познания (В. Ф. Паламарчук, В. И. Паламарчук)

2. Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении (нем. дидакт Л. Клингберг)

 

3. Методы организации учебно-познавательной деятельности.

1. получения новых знаний:

рассказ,

вербальные объяснение, монологические методы

методы школьная лекция,

беседа, – диалоговый метод

работа с книгой,

организация наблюдения:

иллюстрация, наглядные

демонстрация методы

Приемы:

а) рассказ:

сообщение плана рассказа; вопрос учителя, вопрос учителя, обращенный к учащимся во время рассказа; рассуждения учителя; анализ излагаемых фактов и примеров, сопоставление различных явлений;

б) лекция:

представление плана лекции; выделение основных мыслей или ведущих идей, понятий; конспектирование; составление схематической модели излагаемого материала;

в) работа с книгой:

чтение, подготовка пересказа, списывание текста, составление плана текста, подготовка тезисов (краткое изложение основных мыслей), конспектирование, составление опорного (символьного) конспекта текста, библиографии, реферирование, аннотирование и др.

2. Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности:

· упражнения (воспроизводящие и творческие, комментированные, устные, письменные, графические и практические);

· лабораторные работы;

· практические работы.

3. Методы закрепления и повторения изученного материала:

· беседа;

· повторение;

· упражнения, лабораторные и практические работы.

4. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

· освоение элементарных норм общения и ведения беседы,

· метод взаимной проверки,

· метод взаимных заданий,

· метод совместного нахождения оптимального решения,

· временная работа в группах,

· создание ситуации совместных переживаний,

· организация работы учащихся-консультантов,

· дискуссия.

Методы стимулирования УПД учащихся:

1. Методы эмоционального стимулирования:

· создания ситуаций успеха в учении,

· поощрения и порицания,

· использования игровых форм в обучении,

· постановки системы перспектив.

2. Методы развития познавательных интересов:

· формирования готовности восприятия учебного материала,

· игровые методы и приемы,

· стимулирования занимательным содержанием, новизной учебного материала, историческими фактами,

· создания ситуаций творческого поиска.

3. Методы формирования у учащихся ответственности и обязательности в учении:

· методы формирования у школьников личностной значимости учения,

· методы приучения их к выполнению учебных требований,

· методы оперативного контроля.

4. Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся:

· творческого задания,

· постановки проблемы или создание проблемной ситуации,

· дискуссия,

· различные типы игр.

 


Методы контроля и диагностики эффективности УПД, социального и психического развития учащихся:

 наблюдение за УПД учащихся,

 устный опрос,

 письменный опрос,

 контрольная работа,

 проверка домашней работы,

 тестирование.

Каждый метод обучения любой группы имеет свою конкретную сущность, сферу применения, приемы обучающего взаимодействия. Раскроем суть некоторых методов обучения, которые более широко используются в различных классификациях.

Рассказ представляет собой монологическую форму устного повествовательно-сообщающего изложения учебного материала педагогом или учащимися. В рассказе акцентируется внимание обучающихся на конкретных фактах, их взаимосвязи, что мобилизует слуховое восприятие и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение учащимися фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал. Рассказ используется при изучении тех предметов, в содержании которых преобладает фактический материал описательного характера, требующий образности и последовательности изложения. Повествование о жизни писателя, об исторических событиях, описание природных явлений - все это обеспечивает глубокое и четкое восприятие фактов. Эффективность рассказа как метода предполагает повышение познавательного интереса учащихся, их мотивации к учению. Этому способствуют содержательные и риторические вопросы педагога, обращенные к опыту учащихся, использование образных сравнений, документов и отрывков из художественных произведений. Развивающий смысл рассказа заключается в том, что он приводит в состояние активности психические процессы представления, памяти, мышления, воображения, эмоциональных переживаний учащихся. Воспитательный результат проявляется в формировании устойчивого внимания, любознательности, интереса. Рассказ может быть использован в работе с учащимися любого возраста и на всех этапах школьного обучения. Но наибольший обучающе-развивающий эффект он дает в обучении младших школьников, накапливающих материал и склонных к образному мышлению.

К рассказу как методу изложения новых знаний предъявляется ряд педагогических требований: рассказ должен

· обеспечивать ценностную и культурологическую направленность содержания обучения;

· содержать только достоверные и научно проверенные факты;

· включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

· иметь четкую логику изложения;

· быть эмоциональным;

· излагаться простым и доступным языком.

По целям выделяется несколько видов рассказа:

· рассказ-выступление, обеспечивающий подготовку учащихся к изучению нового материала,

· рассказ-повествование, который служит последовательному, систематизированному, доходчивому и эмоциональному изложению учебного материала,

· рассказ-заключение, который заключает определенный этап обучения.

Объяснение учителя и учащихся – также монологическая форма устного изложения учебного материала, обеспечивающая выявление сущности изучаемого события или явления, его места в системе связей с другими событиями или явлениями. Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приемов, убедительной аргументации и доказательств существенных свойств изучаемого предмета, научной сути законов, правил, теорем. Поэтому к объяснению прибегают чаще всего при изучении теоретического материала различных наук, решении различных физических, математических задач, теорем; при раскрытии закономерностей, конкретных причин и следствий в изучаемых явлениях природы и общественной жизни. Использование метода объяснения требует логически четкого и точного формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования анализа, сравнения, сопоставления, обобщения с привлечением ярких примеров; четкой Обучающе-познавательный результат объяснения проявляется в глубоком и ясном понимании учащимися сути явления, его закономерных связей и зависимостей. Развивающий результат объяснения выражается в активизации мыслительных процессов, формировании у обучаемых умения выявления главного и существенного. Воспитательное значение метода заключается в развитии стремления докопаться до истины, выделять в изучаемом материале главное. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с учащимися всех возрастных групп.

Беседа педагога с обучаемыми – диалогическая форма изложения учебного материала, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к рассуждению и анализу изучаемых предметов, самостоятельному формулированию выводов и обобщений. Она предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, необходимых для компетентного участия в обсуждении вопроса. Педагогическая функция беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечения в активный мыслительный поиск, самостоятельное формулирование выводов и обобщений. Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопроса. Опытные педагоги включают элементы беседы в рассказ или объяснение. С помощью диалога осуществляется и проблемное обучение: постановка задачи, уточнение понимания ее сути и подведение учащихся к самостоятельным выводам. Развивающий эффект беседы проявляется в формировании у учащихся умений четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с учениками не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем. Беседа наиболее эффективна для:

· подготовки учащихся к работе на уроке;

· ознакомления их с новым материалом;

· систематизации и закрепления знаний;

· текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

Существует несколько способов классификации бесед. По назначению выделяются беседы: 1) вводные или организующие; 2) сообщения новых знаний (сократические, эвристические и др. ); 3) синтезирующие или закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные.

Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, лабораторными или практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.

Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения), эвристической (ставящей ученика перед проблемами требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности. В нынешней школе преимущественно используются эвристические беседы. Учитель, умело задавая вопросы, побуждает учащихся размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы учащиеся приобретают знания путем собственных усилий, размышлений.

Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний.

Контрольно–коррекционная беседа применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами.

Лекция – монологический способ изложения учебного материала. Она отличается: а) более строгой структурой, б) продолжительностью и логикой изложения учебного материала, в) обилием сообщаемой информации, г) системным и научным характером освещения знаний. Лекция предполагает изложение объемного материала, фактов, объективных связей между явлениями, а также краткий вспомогательный диалог. Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. Технология лекционного метода предполагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного материала, эпизодические обсуждения, резюме и краткий анализ литературы. Развивающий эффект лекции состоит в вовлечении учащихся в поток логического мышления. В воспитательном смысле лекция формирует устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умения ставить вопросы и проводить доказательство. Лекционная методическая система используется в работе с учащимися, готовыми в физиологическом, психическом и интеллектуальном отношениях к сравнительно длительному напряжению. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Школьная лекция может применяться при:

· изложении и изучении нового материала;

· повторении пройденного материала; такие лекции называются обзорными и проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изучаемого материала.

Условиями эффективности школьной лекции и требованиями к работе учителя выступают:

· составление учителем детального плана лекции;

· сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции;

· логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;

· краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;

· логические связи при переходе от одной лекции к другой;

· проблемность и эмоциональность изложения;

· живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов;

· контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;

· многостороннее раскрытие важнейших положений лекции;

· оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся записать основные положения лекции;

· выделение (задиктовка) того, что следует записать;

· использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), облегчающей восприятие и понимание изучаемых положений;

· сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями, на которых обстоятельно разбираются отдельные положения.

Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации, который в зависимости от ряда условий может колебаться от 20 до 50%. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочно-модульного изучения учебного материала.

Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения, главное достоинство которого заключается в предоставлении ученику возможности многократно обрабатывать учебную информацию в индивидуальном темпе и в удобное время.

Основные приемы работы с книгой:

· Конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

· Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озагллавить каждую часть.

· Тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного.

· Цитирование – дословная выдержка из текст а. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...