Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры русского светского музицирования




Описание реакции детей на музыку.

 

Я проходил педагогическую практику в городе Ленинагорске в средней школе № 12, давал уроки музыки в 1 и 2 классах.

1 из темой урока было – познакомить детей с симфонической сказкой «Петя и волк» и музыкальными инструментами симфонического оркестра. Чтобы заинтересовать детей младших классов, я провел урок-сказку. Для урока я использовал кассету с записью, чтобы дети лучше запомнили сказку и наглядные пособия на которых изображены музыкальные инструменты.

Ребятам очень понравились эти необычные картинки, на которых были изображены персонажи этой сказки и различные музыкальные инструменты.

Другой пример - когда я разучивал с детьми песню под баян, дети которые не видели инструмента спрашивали Как на нём играть? Можно нажать на клавиши? Дети были очень удивлены. В результате на следующих уроках мы с ребятами разучивали и пели песни под баян.

В итоге, когда моя практика в этой школе закончилась: Дети спросили А вы ещё к нам придёте давать уроки музыки.

 

Корпорации музыкальных университетов

 

Одним из ведущих учебных заведений XII – XIV веков стала школа при кафедральном соборе Нотр-Дам (Париж), прослужившая прототипом будущих метриз. В конце XII века в Париже возникла «университетская корпорация» магистров и студентов, положившее начало Парижскому университету (основанное в 1215 году). В нём на факультете искусств наряду с освоением церковного музыкального обихода изучались в рамках «семи свободных искусств» и музыки. Вместе с тем члены университетской корпорации, будучи порой не только не только музыкантами-теоретиками, но и практиками (исполнителями и композиторами) близко соприкасались с бытовой музыкой. Это сказывалось и на музыкальном обучении. В XII – XIV веках университеты, в которых изучалась музыкальная наука, возникали и в других западно-европейских городах в Кембридже (1129), Оксфорде (1163), Праге (1348), Кракове (1364), Вене (1365), Гейдельберге (1386). В некоторых из них музыкально-теоретические испытания были обязательными для получения степени бакалавра и магистра. Самым крупным университетским педагогом-музыкантом этой эпохи был И. Мурис. Для средневековья музыкальное образование было также характерно: серьёзное, музыкальное обучение, которое нередко получало рыцарское юношество – в школах при монастырях и католических храмах, при дворах, а также во процессе знакомства во время путешествий и походов.

 

 

Музыкальные салоны кружки в Москве в 18 веке

Восемнадцатый век. Русское искусство 18 в., эпохи после реформ Петра I, в значительной мере порывает с прошлым и во многом строится заново. Главное место в культуре образованных слоев общества занимает теперь искусство не церковное, а светское, связанное с западноевропейской системой жанров, музицированием не только вокальным, но и инструментальным. Большое влияние оказывают музыканты-иностранцы, работавшие при петербургском императорском дворе: Франческо Арайя (автор музыки к первому русскому оперному либретто Цефал и Прокрис А.П.Сумарокова, 1755), Джузеппе Сарти (писавший, кроме опер, музыку для придворных торжеств и церковные песнопения на православные тексты), Бальдассаре Галуппи, а также Томмазо Траэтта, Джованни Паизиелло, Доменико Чимароза и другие. В 1730-е годы были созданы придворная итальянская, а потом и французская оперные труппы, придворный оркестр; в спектаклях принимала участие и Придворная певческая капелла, преобразованная из средневекового Хора государевых певчих дьяков. Во второй половине 18 в. в России действовало несколько крепостных театров, появились первые публичные театры в Москве и Петербурге; кроме драм, они ставили оперы и балеты, в которых выступали русские певцы и танцовщики. Оперные спектакли давались и в некоторых провинциальных городах; с 1770 начинают устраиваться публичные концерты.

Наиболее популярным жанром эпохи была опера – как зарубежная, так и русская. В 1770–1780-е годы русскими авторами создано немало произведений в жанре комической оперы – по западным моделям, но на сюжеты из русского быта, с введением народных песен: Мельник – колдун, обманщик и сват Михаила Матвеевича Соколовского; Скупой, Санктпетербургский гостиный двор, Несчастье от кареты Василия Алексеевича Пашкевича, Ямщики на подставе, Американцы Евстигнея Ипатовича Фомина. В жанре оперы-сериа выступили Е.И.Фомин (мелодрама Орфей), Дмитрий Степанович Бортнянский (Сокол, Сын-соперник – на французском языке). К концу века популярным жанром становится духовный концерт a cappella на свободно избранный текст на церковнославянском языке – в службе подобные композиции заняли место причастных стихов; исполнялись они также отдельно, в концертах (Д.С.Бортнянский, М.С.Березовский, С.А.Дегтярев и др.).

С этими произведениями, появившимися в последней трети 18 в., а также с одновременно изданными первыми собраниями народных песен с аккомпанементом (см. РУССКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКА) и новых камерных песен на стихи русских поэтов (т.н. российские песни Федора Михайловича Дубянского, Осипа (Иосифа) Антоновича Козловского, Григория Николаевича Теплова), с инструментальными композициями Ивана Евстафьевича Хандошкина и Д.С.Бортнянского – связывается начало формирования национальной композиторской школы.

Становление русской композиторской школы. Поскольку в средние века профессиональная письменная музыкальная культура была исключительно церковной и развивалась на основе, полученной из Византии, почти не соприкасаясь с европейским миром, а затем, во второй половине 17 в. и особенно в 18 в., став искусством также и светским, испытала очень интенсивное западное влияние, – национальная композиторская школа полностью обрела свое индивидуальное лицо сравнительно поздно, в полной мере – к середине 19 в. До этого времени русская музыка, средневековая или Нового времени, была почти неизвестна за пределами страны, однако, вступив в зрелый период, быстро вышла на мировую арену.

 

 

Примеры русского светского музицирования

Вторая половина 17-го и 18-й век (петровская и послепетровская эпохи) являются переломным периодом в отечественной истории. Именно в 18 веке произошли многие значимые изменения в культурной и общественной жизни, на десятилетия предопределившие развитие государства.

Введение системы всеобщего образования, учреждение первых академий наук и университетов. Все это не могло не сказаться на культурном облике страны. Большое место в духовной жизни людей стали занимать музыка и литература.

Положение народной музыки до Петра

Но так было не всегда. В 1648 году под влиянием церкви, считавшей скоморохов «богопротивными», был издан царский указ, который запрещал скоморохам участвовать в торжествах и повелевал уничтожать их маски и музыкальные инструменты. Поэтому, начиная с этого времени, музыканты, исполняющие народные песни, переходили на нелегальное положение и лишались всех привилегий.

А с приходом к власти Петра I в 1682 году положение музыкантов существенно изменилось. Реформы Петра I дали толчок развитию всего светского искусства в целом и музыкального в частности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...