Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информированность пациента




 

Очень часто спрашивают, в какой мере следует информировать пациента об еще незнакомом для него Кататимном переживании образов. При этом надо учитывать многое.

Необходимо учитывать образовательный уровень пациента. В принципе, желательно относиться к нему как полноправному партнеру. Нам хотелось бы, чтобы у него, по возможности, меньше складывалось “авторитарное” впечатление о нас, будто “мы заранее знаем, чем именно ему помочь”. Он должен как можно более точно узнать, как обычно протекает лечение, как оно действует и какие цели при этом можно достичь, а какие - нет. Правда, этот идеал широкого разъяснения психотерапевтического процесса ограничен тем, что пациент - при слишком когнитивной информации и при слишком когнитивном знании об интеллектуальных или даже научных взаимосвязях - склонен к тому, чтобы считать собственно эти знания (которые он может далее обогащать путем чтения соответствующей литературы) сами по себе эффективными. Тогда в ходе дальнейшего лечения он будет предпочитать оставаться на когнитивном, интеллектульном уровне. А именно этого следует избегать. Кататимное переживание образов - это один из немногих психотерапевтических методов, где огромную роль играет именно переживание, в этом заключается его основная суть. У склонных к интеллектуализации пациентов следует опасаться именно этой формы защиты. Поэтому в случае пациентов с академическим образованием я сознательно избегаю давать слишком обширную вводную интеллектуальную информацию относительно метода. В гораздо большей мере я говорю им о том, что З.Фрейд, а позднее К.Г.Юнг отмечали особое значение сновидений, которые они считали “королевским путем” к бессознательному. В соответствии с этим в сновидениях образно зашифровано бессознательное, но тем не менее оно выражено точно, осмысленно, и зачастую его без труда можно понять. Сновидение служит компенсацией бессознательной повседневной жизни. Человеческая фантазия также способна в творческой форме бессознательно решать проблемы. В ходе психотерапии при помощи сновидений наяву пациенту это становится все более и более ясно. Таким образом, в основном я пациенту говорю, что он сам все познает на собственном опыте, имея в виду связанную с этим осторожную позицию поддержки.

Позднее в некоторых сценах сновидения наяву я в определенном отношении иду навстречу явно интеллектуализирующим пациентам. Я объясняю напрашивающееся само собой и имеющее общее значение содержание образов, отмечаю множественную детерминацию символов, а так же говорю, что я могу предложить только наиболее общую отправную точку для интерпретации. Я отсылаю их к собственным ощущениям, их эмоциональным переживаниям и необходимости отмечать и собирать приходящие в голову мысли, чтобы понять предполагаемые взаимосвязи индивидуальной динамики. Когда я таким образом пытаюсь наглядно продемонстрировать этим пациентам множественность значения и глубину эмоциональной насыщенности символов сновидений наяву то, это часто сначала встречает непонимание у рационально настроенных интеллектуалов. Это в особенности относится к тому факту, что в сновидении наяву не действует закон противоречий. Поэтому таким пациентам я даю в ходе терапии последующие пояснения, например, о психологии первичного процесса, работе сновидения и т. п., делая это понемногу и демонстрируя это на ярких примерах.

При этом все же важно, чтобы психотерапевт не слишком расширял вводные пояснения из-за опасности свести тем самым пациента на интеллектуальные рельсы. Однако я всегда подчеркиваю, что пациент в любой момент может задать вопрос, а также должен обладать мужеством это сделать. Тем самым я могу своевременно узнать, что осталось для него непонятным. Я могу поддерживать с ним диалог. Кроме того я избегаю, чтобы из-за часто существующей у пациентов покорности он безропотно принимал все, что происходит или что ему рекомендуют (и тем не менее, сохранял при этом внутренние возражения и оговорки). Длительные дискуссии, со своей стороны, также могут служить сопротивлению.

 

Значение концепции

Часто на первый взгляд возникает впечатление, что Кататимное переживание образов - это относительно легкий для освоения метод. Но чем больше клинического опыта приобретает обучающийся, тем больше он вынужден убеждаться, что психотерапия по методу КПО связана с рядом важных условий. Я назову и раскрою их в следующих четырех пунктах.

1. Наряду с излагаемыми в этой книге когнитивными знаниями, необходимая для использования КПО квалификация может быть приобретена только через большой практический опыт и самопознание в ходе прохождения учебной психотерапии по методу КПО в качестве пациента. В Германии и за ее пределами это дается на семинарах по повышению квалификации. При этом особенно важно, чтобы проходящий обучение кандидат сам провел определенное количество курсов психотерапии под регулярным контролем супервизора. Это нужно прежде всего для того, чтобы познакомиться с протеканием терапевтических процессов (ср. Приложение II, с. 223).

2. Одно из самых частых недоразумений при изучении психотерапевтического метода возникает из-за того, что участники семинаров думают, будто успешное проведение психотерапии непосредственно зависит от знания метода. Стоит якобы только изучить метод, чтобы уже скоро они могли проводить психотерапевтические опыты. При этом не замечают, что КПО вплетено в массу психологических и психопатологических установок восприятия. Они основываются не только на описанном выше собственном опыте прохождения и проведения психотерапии, но и на накоплении солидных клинических знаний о различных психических, невротических и психосоматических нарушениях и их симптомах, которые невозможно понять, исходя только из их клинической картины. В гораздо большей степени начинающий психотерапевт должен обладать глубокими знаниями и пониманием движущих сил и обстоятельств бессознательной психодинамики личности и ее концепций. Эти знания соответствуют общей и специальной теории неврозов и психосоматических заболеваний. Основы этих знаний необходимы уже для сбора данных глубинно-психологического анамнеза и для компетентного ведения беседы до и во время терапии.

3. От роковых заблуждений будет застрахован лишь только тот, кто овладеет этими концепциями и сможет применять их на практике в каждом конкретном случае. Собирая данные о совокупности (так называкмый каталог симптомов), выявляя вызвавшую заболевание ситуацию и актуальную социопсихологическую картину, а также при последующем исследовании коренящихся в детстве пациента генетических предпосылок полученный материал следует включать в некоторую концепцию. Кроме того, создавая рабочую гипотезу, психотерапевт должен “читать вместе с пациентом” содержание его кататимных образов в их индивидуальном выражении и учиться распознавать их значение и взаимосвязи. Таким образом, он должен учиться следовать в ходе психотерапии “путеводной нити” психодинамического процесса развития, чтобы иметь возможность еще лучше понимать “топографию бессознательного” в КПО и согласовать, на основании этого, свои психотерапевтические действия.

Исходные положения прогноза психотерапии по методу КПО следует рассматривать в соответствии с показаниями основной ступени КПО психотерапии для данного конкретного пациента и согласовывать их со степенью опытности психотерапевта (ср. с. 209 - 212).

4. Следующая важная задача вытекает из того обстоятельства, что во время лечения психотерапевт находится в диадическом отношении с пациентом - они находятся в паре. Хочет он этого или нет, но психотерапевт включается при этом также и эмоционально; в результате, успех психотерапии сильно зависит от эмоциональных реакций и переживаний психотерапевта, а также от переноса и контрпереноса чувств между пациентом и психотерапевтом. На 22 занятии я на этом подробно останавливаюсь. Чтобы освоить эту область, психотерапевту необходимо также упражняться и иметь достаточно супервизий проводимого им лечения.

 

Введение психотерапии

После сбора глубиннопсихологического анамнеза, перед началом психотерапии необходимо преодолеть еще один определенный порог. Наблюдения и данные, полученные психотерапевтом от пациента, требуют оценки и выводов, чтобы провести заключительную беседу о предстоящем лечении. Эта беседа служит главным образом трем целям:

1. Пациент должен сформулировать задачу лечения и ту цель, которую он перед собой ставит (сформулировать свой запрос).

2. Психотерапевт пытается выработать для себя окончательное заключение о прогнозе лечения.

3. Результат этих соображений сообщается пациенту: либо это выливается в предложение пройти лечение, связанное с определенными условиями, либо все ограничится только консультацией.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...