Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельной работы студентов




 

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем нужно приступить к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

В процессе изучения международного права студенты могут столкнуться с определенными трудностями, так как некоторые разделы курса предполагают знания не только специально-юридических дисциплин, но и знаний междисциплинарного характера.

Итогом изучения курса «Римское право» является сдача зачета. В ходе установочных и зачетных периодов обучения наряду с лекциями, семинарскими занятиями, индивидуальными консультациями основное внимание необходимо уделять самостоятельной работе. В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам. Устный и письменный опрос студентов, а также тестирование помогают следить за самостоятельной работой, которая играет важную роль в овладении материалом. Студентам нужно правильно организовать свое время и сосредоточится на штудировании предложенной литературы.

Систематическая подготовка к семинарским занятиям является серьезным подспорьем в успешном освоении такой сложной дисциплины, как римское право. Студент должен изучить рекомендованную литературу; прочитать конспекты лекций по соответствующим разделам; ознакомится с предложенными текстами источников. Ответы на вопросы должны быть четкими и конкретными. По согласованию с преподавателем студент может подготовить сообщение, доклад или реферат по теме семинара. При этом следует помнить, что подготовка текста письменного и устного выступления требует знакомства с серьезными академическими и научными изданиями, что в обязательном порядке должно быть отражено в самом тексте. Не допускается использование сомнительных ресурсов и уже готовых работ, которые только ухудшают качество знаний.

Особое внимание следует обратить на терминологию римского права и постараться запомнить ряд важнейших латинских понятий, таких как «манципация», «стипуляция», «традиция», «сервитут», «эмфитевзис», «пакт» и проч. Для наилучшего овладения материалом необходимо не только ознакомится с различными римскими правовыми институтами, но и получить представление о социально-политических процессах и основных вехах римской истории.

Важно понять, что правовое наследие Рима в значительной степени способствовало формированию и становлению современного континентального права. Влияние римского права особенно заметно в частноправовой сфере: категориальный и понятийный аппарат, некоторые институты, богатая юридическая терминология. В связи с этим студентам необходимо обратить внимание на такое явление, как рецепция римского права, которая происходила в течение длительного времени, начиная с итальянских глоссаторов Болонского университета.

5. 4. 3. Методические указания для студентов

По освоению дисциплины

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Римское право» являются лекции и семинарские занятия. На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать материал.

Перед изучением дисциплины нужно ознакомиться с ее содержанием, тематикой занятий, целями и задачами, которым она служит. Следует помнить, что во время работы с аудиторией преподаватель уделяет основное внимание изложению наиболее важного и сложного материала и вправе определить вопросы, с которыми студентам предстоит познакомиться самостоятельно. Ведение конспектов лекций необходимо, так как в них излагается система знаний, необходимая для более детального освоения дисциплины.

Рассмотрение проблемных вопросов происходит на семинарских занятиях. Задача преподавателя состоит в координации обсуждения вынесенной на семинар темы, поэтому подготовка к нему считается обязательной для студентов. Целью таких учебно-практических занятий является формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала, в сочетании с изучением памятников римского права. На семинарах также практикуются выступления перед аудиторией с заранее подготовленными докладами. С одной стороны, это способствует раскрытию определенных аспектов темы, с другой, вырабатывает у докладчика коммуникативные качества, необходимые для воспитания будущего судебного оратора.

Для успешного изучение предмета необходимо ознакомиться с основными источниками римского права, так как только они дают полное представление об институтах, формах и конструкциях римского частного права. Внимательный анализ текстов источников заставит иначе взглянуть на уже знакомые правовые явления. Особое внимание должно уделяться юридической терминологии (в том числе правильному латинскому написанию и произношению терминов), смыслу соответствующих понятий и их эволюции.

Следует помнить, что при всем познавательном значении римского частного права оно относится к области истории и не находит непосредственного практического применения. Поэтому усваиваться должны не столько его конкретные правила, сколько общие юридические категории, которые за ними скрываются. В то же время сложившиеся в этой правовой системе юридические принципы, представления и понятия легли в основу гражданского права большинства европейских государств, образовавшихся в Новое время. Поэтому главное назначение этого курса – ознакомление с принципами, структурой и основными категориями права (в большой степени частного и в меньшей – публичного) в историческом и идеологическом контексте их формирования.

Отдельные разделы римского права тесно связаны между собой. Например, изучение статусного права составляет необходимую предпосылку для знакомства с вещным правом и способами приобретения вещей; правовой режим наследования находится в прямой зависимости от правового режима семейных отношений и т.д.

При изучении темы «Источники римского права» следует вспомнить из курса теории государства и права, что такое источник права и каковы его виды. Уже после этого следует обратить внимание на особенности римских источников права. Для республиканского периода в качестве источников характерны правовой обычай, законы и эдикты магистратов (прежде всего преторов, курировавших судопроизводство). Говоря о законах, помните, что в строгом смысле leges – это постановления народного собрания. В республиканский период лишь очень немногие из них регулировали частые правоотношения (например, Lex Aquilia). Вспомните, какова была процедура принятия закона, какие органы государства в ней участвовали. Объясните, почему эдикт магистрата является столь важным источником права, если формально он был обязателен только для того магистрата, которым был издан. В период империи на первый план выдвигаются другие источники – императорские конституции, постановления сената и сочинения юристов. Обычно профессиональные юристы не обладают правотворческой функцией. Однако в Древнем Риме был период, когда мнения, толкования отдельных юристов приобрели обязательную силу для судей, т.е. приравнивались к норме права. Большое значение имела систематизация источников, так как в процессе этой работы происходило обновление правовой системы. Важно знать, чем знаменательна кодификация Юстиниана, какие кодификации ей предшествовали, что представляют собой ее части (особенно Дигесты). Следует помнить, что при составлении Дигест и отчасти Кодекса Юстиниана кодификационная комиссия допускала изменение подлинного текста классических произведений и вставки (интерполяции), чтобы устранить все ненужное и устаревшее.

Приступая к теме «Право лиц», следует помнить, что римское общество на протяжении своей более чем тысячелетней истории – это рабовладельческое общество. Следовательно, не всякое человеческое существо являлось лицом (persona), которое рассматривалось как носитель каких бы то ни было прав. Римское общество было статусным, хотя для него и была характерна достаточно высокая социальная мобильность. Полнота прав свободного человека зависела от его гражданского статуса и положения в семье. Наибольшей правоспособностью обладал римский домовладыка (pater familias), «лицо своего права». Все его домочадцы, включая жену (mater familias), находились под его властью и были лицами «чужого права».

В отношении юридического лица следует иметь в виду, что как правовой институт это понятие римскими юристами разработано не было, хотя и существовал ряд законов, регламентирующих деятельность коллегий. В то же время древние юристы отмечали, что в некоторых случаях права и обязанности принадлежат не отдельным лицам и не простым группам физических лиц (как при договоре товарищества), а целой организации, имеющей самостоятельное существование, независимо от составляющих ее физических лиц. Это положение наглядно выражается при сравнении корпорации (universitas или collegium) с товариществом (societas).

Рассматривая тему «Гражданский процесс», нужно учесть, что с точки зрения римлянина иметь иск (actio) – значит иметь право. Исторически усиление роли публичной власти привело к ограничению самоуправства. Следует обратить внимание на то, что гражданский процесс состоял из двух стадий (за исключением экстраординарного). Первая стадия (in iure), проходившая перед магистратом, в древнейшую эпоху (легисакционный процесс) была отягощена множеством ритуалов, так как зарождение этого процесса было связано с судом понтификов и в древности имело характер священнодействия. Переход к формулярному процессу ознаменовался смягчением формализма, появлением ряда новых процессуальных институтов (например, добровольное представительство). Претор стал взаимодействовать с судьей посредством «формулы», представлявшей собой документ, в котором фиксировался предмет и основание спора. Он составлялся магистратом при участии сторон и передавался судье в качестве альтернативно выраженного проекта решения. При обращении в суд истец должен был внимательно подойти к формулировке претензии и сбору доказательств, так как изначально не допускалось не только обжалование судебного решения, но и повторное рассмотрение дела.

Изучая тему «Римская семья и брак. Отцовская власть», нужно уяснить, что брак понимался римскими юристами как фактическое отношение, основанное на воле к браку, понимании мужчиной и женщиной своих отношений как брака (affectio maritalis) и сожительстве (concubitus). Следует объяснить, в чем состоит принципиальное различие между двумя видами законного брака (cum manu и sine manu); почему было два вида развода (с плохими последствиями и без). Принято выделять два аспекта отношений между супругами, это – имущественные и личные. В последнем случае речь идет о правах и обязанностях супругов неимущественного характера (т.е. обязанность взаимного уважения, вопросы имени, места жительства). Что касается имущественных отношений, то они зависят, прежде всего, от вида брака. Нужно ответить, в каком случае жена вправе самостоятельно принимать решения, вступать в правоотношения, заключать сделки, а когда она вынуждена делать это опосредовано. Обратите внимание на правовой статус приданого, его целевое назначение, кому оно доставалось при прекращении брака. Не забудьте, что римская семья долгое время основывалась на власти домовладыки и признании приоритета агнатического родства.

Обратившись к «Вещному праву», следует запомнить его признаки: это бессрочность; абсолютный характер, который проявляется в том, что это право действует независимо от третьих лиц, которые обязаны не нарушать право обладателя вещи; право следования за вещью – возможность виндицировать (истребовать) свою вещь у кого бы она ни находилась. Вещные права делятся на две категории – права на свои вещи (собственность и владение) и права на чужие вещи, принадлежащие другому лицу. В последнем случае мы говорим об ограниченных вещных правах, поскольку они обеспечивают правообладателю возможность пользоваться чужой вещью ограниченно в одном или нескольких отношениях (свойствах, функциях).

«Обязательственное право» имеет свои предметом поведение обязанного лица, его положительные либо отрицательные действия. По определению римских юристов, сущность обязательства состоит не в том, чтобы сделать какой-нибудь телесный предмет или сервитут нашим, но чтобы связать другого перед нами в том отношении, чтобы он нам что-то дал, сделал или предоставил. В отличие от вещных прав, обязательственные возникают на ограниченное время и между определенными лицами относительно друг друга (отсюда их относительный характер). Основаниями возникновения обязательств являются в основном договоры (контракты и пакты) и правонарушения (деликты), а также квазиконтракты и квазиделикты. Изначально в силу своего личного характера обязательство считалось непередаваемым, и лишь со смертью в порядке универсального преемства права и обязанности переходили на наследников. Позднее замена лиц стала допускаться и при жизни. Объясните, почему при замене должника (переводе долга) согласие кредитора требовалось, а при замене кредитора согласие должника – нет? Заметьте, что число субъектов в обязательстве не всегда совпадает с числом сторон, так как на одной стороне возможно несколько лиц. В связи с этим возникают такие понятия, как долевое, солидарное (активное и пассивное) и совместное обязательство.

Тема «Наследственное право» тесно связана с семейным правом Древнего Рима, особенно агнатическим и когнатическим родством. Право наследования обеспечивает преемство имущества и прав на него, а также долгов и обязанностей. Оно имеет универсальный характер: наследнику сразу переходят все права и обязанности наследодателя (если только они не связаны неразрывно с личностью наследодателя). Однако при сингулярном преемстве (в отличие от универсального) долги и обязательства не переходят – наследник получает только право. Такое правопреемство возникает в порядке завещания, на основании распоряжений наследодателя – легатов и фидеикомиссов.

Римское право знало два вида наследования – по закону и по завещанию. Необходимо проследить эволюцию порядка наследования по закону и постепенное вытеснение агнатического родства когнатическим. Говоря о завещании, важно отметить, что римское право было очень строгим по отношению к форме и прочим условиям его действительности. Завещание должно было содержать недвусмысленное указание на наследника или наследников. От наследодателя и наследопринимателя требовалось наличие активной и пассивной завещательной способности. При несоблюдении этих условий завещание считалось недействительным и наследование осуществлялось по закону в порядке установленной очередности.

В ходе самостоятельного изучения отдельных вопросов и подготовки выступлений на семинарских занятиях, обращайте также внимание на публикации в сети «Интернет» на официальных серверах:

 

Гарант – http://www.garant.ru

Консультант Плюс – http://www.consultant.ru

Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/

«Дигесты» Юстиниана на сайте «Библиотека-Гумер»:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/digest/index.php

Сайт «Хронос»: http://www.hrono.info/

Сайт «Библиотека исторических книг»: http://www.history.vuzlib.su/

Сайт средневековых источников Востока и Запада «Восточная литература»: http://www.vostlit.info/

Сайт «Ius Romanum»: http://ancientrome.ru/

Сайт по военной истории античности «XLegio»: http://xlegio.ru/

Сайт «Библиотека античной литературы»: http://library.greekroman.ru/

Сайт периодического журнала «Древнее право» (Ius Antiquum):

http://www.dirittoestoria.it/iusantiquum/

Сайт «Мириобиблион. Библиотека произведений античных и византийских авторов»: http://myriobiblion.byzantion.ru/


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...